Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Деятельность детских общественных организаций Казахстана по воспитанию демократической культуры подростков: культурно-исторический аспект

Становление и развитие детского движения – это приобретение устойчивых, исторических образований – объективности, что делает его институциональной структурой – реальностью, действенным субъектом, заметно влияющим на воспитание подрастающего поколения (П. Бергер, Т. Лукман). Становление и развитие отечественного движения в ХХ веке – наглядный исторический пример рождения нового социально-педагогического феномена, в котором отразились цивилизационные, антропологические, исторические изменения человеческого общества; взаимоотношения поколений; возрастающая роль социальных общественных факторов, а главное – человека, как созидающей творческой силы.

Система воспитательной деятельности пионерской организации определялась исходя из признания ее коммунистической партией и государством важным звеном в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, специфической структурой в социально-политическом устройстве общества. Как звено в общей системе воспитания пионерская организация характеризовалась наличием общего со всеми звеньями воспитания (основа устойчивости, стабильности, действенности) и специфического, что отличало ее, обогащая систему воспитания в целом, влияя на эффективность составляющих ее звеньев. Признание пионерской организации равноправным звеном в общей системе воспитания; успешная реализация субъектной роли в развитии теории и практики воспитания – все это способствовало оформлению особой воспитательной системы – уникального социально-педагогического механизма влияния на широкие массы детей.

В 1969 году в Казахстане была предпринята попытка о создании самостоятельной детской организации «Жас Ұлан». Решение о создании отряда «Атамекен» было принято во время реализации Всесоюзной пионерской операции «Пионерская ферма», при посещении пионеров чабанских зимовок. Такое интересное направление пионерской работы натолкнуло на планирование интересных мероприятий, которые исходили из общего интереса членов отряда «Атамекен». К этой присоединились пионеры школы-интерната при СШ Каракол Павлодарской области, где основная масса детей состояла из чабанских семей. Они предлагали во время очередной поездки в чабанские бригады свои интересные идеи и планы культурно-массовых мероприятий.

В 80-х годах детское движение Казахстана развивалось по модели единой Всесоюзной детской организации им. В.И. Ленина, у которой целью было обучить детей целям и задачам детской коммунистической организации, основным принципам коммунистической нравственности, морально-этическим нормам поведения юных пионеров. Основная идея воспитания в пионерской организации была в том, что именно всесторонне развитый человек достигает наивысших творческих результатов в труде, научном поиске, создании культурных ценностей. Основными задачами пионерской организации было обучение коммунизму, борьба за знания и формирование активной позиции пионера, осуществление которых позволяло наполнить интересы детей и подростков социально значимым содержанием, способствовать воспитанию гражданских и нравственно-патриотических качеств, формированию готовности к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

Вмешательство государства во внутренние дела пионерской организации привело к политизации детского движения. Особенно это ярко выявилась на ІХ Всесоюзном слете пионеров. Впервые в истории пионердвижения дети открыто заявили свои несогласия по вопросу резолюции решения Слета. Уже в середине 80-годов ХХ века во многих союзных республиках (Эстония, Украина, Узбекистан) среди вожатых и пионеров сформировалось общественное мнение по поводу выхода республиканской организации из состава Всесоюзной организации.

Осенью 1988 года вожатые Казахстана предлагают модель новой казахстанской пионерской организации исходя из опыта «Артека» и отряда «Атамекен». Там предлагается вопрос об изменении названия организации, структуры, формы и методы воспитательных программ на основе программы «Атамекен», который формировал в сознании подрастающего поколения чувство патриотизма, национального самосознания, независимости и национальной гордости.

В начале 90-х годов прекращает свою деятельность Всесоюзная пионерская организация и создается множество детских объединений. Данный факт совпал с начинающимся пристальным вниманием к принятой ООН в 1989 году Конвенции о правах ребенка, которая ратифицирована Верховным Советом СССР в 1990 году и другими международными документами подобного рода. Эти политические и правовые акты содержат новый взгляд на детство не только как на период подготовки к взрослой жизни, но и как на особый социальный статус населения, представители которого имеют права и свободы, в том числе и гражданские. Начинается процесс переосмысления феномена «воспитание» и поисков новых парадигм воспитательного процесса.

ІХ Всесоюзный слет показал, что модель новой структуры пионерской организации, предложенная Центральным Советом, не способна решать глобальные вопросы, накопленные многими годами. Позже Х внеочередной Всесоюзный Слет (1990) принимает решение не только об изменении названия организации, но и предлагает стратегические планы нового объединения – международного Союза детских общественных объединений «СПО-ФДО».

Знаменательным в истории пионерского и детского движения стал X слет – последний пионерский всесоюзный форум («Артек», сентябрь 1990 г.) – вершина детской самодеятельности, социальной активности. Голос делегатов слета во многом определил преобразования в пионерской организации, в частности, ее перерастание в союз равноправных детских объединений.

Делегаты X слета впервые приняли участие в выборах первого Председателя нового Союза – правопреемника Всесоюзной пионерской организации, как записано в Уставе СПО-ФДО. Делегаты приняли «Устав» новой детской организации – СПО – ФДО СССР, в которую наряду с пионерской организацией вошли на добровольной основе новые детские общественные объединения. Девизом Союза стали слова «За Родину, Добро и Справедливость», а целью – «создание благоприятных условий для реализации интересов и потребностей детей, познания детьми окружающего мира, воспитания достойного гражданина своей страны и мирового демократического сообщества, а также развитие детского движения гуманистической направленности в интересах детей».

После распада Советского Союза и роспуска Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина на X Слете в «Артеке» (октябрь 1990 года), перед педагогической общественностью бывшего СССР встал свободный выбор. В 1990 году сохранили свои традиции, организационную структуру детские организации в Костанайской (Конвисарева Л.П.), Северо-Казахстанской (Штро А.Ф.), Акмолинской (Дмитриенко Е.А.), Кызылординской (Курсабаев М.К.), Павлодарской областях (Деймонд В.Г.). Совместно с детьми и инициативной группой педагогических работников разработали авторские инновационные и прогрессивные для того периода времени программы своих общественных организаций: «Мурагер», «Жандостар», «Жулдыз», «Атамекен». Пионерская организация также была апробирована и внедрена в Карагандинской области – программа «Болашак».

Организаторы официально оформили свой статус через регистрацию документов в Министерстве юстиции. Разработчики программ опирались в своих нормативных документах на основные принципы, изложенные в Конвенции ООН «О правах ребенка», в которой наряду с защитой права на жизнь и здоровье за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и свободу мирных собраний. Таким образом, ребенок волен объединяться с другими детьми и взрослыми в любые мирные общественные организации.

Активизируя участников своих детских общественных объединений и организаций, в свои ряды принимались ребята по желанию, а не по принуждению. Проходя этапы общественного роста в кругу сверстников, через 20 лет многие молодые люди сегодня успешно работают в разных управленческих структурах, так как опыт участия в детских организациях раскрыл не только в них личностные ориентиры гражданской позиции, способствовал открытию и привитию лидерских навыков, дал возможность пройти организационные, управленческие ступени роста от рядового члена группы до его лидера. Все детские организации всегда в своей работе были при отделах образования, так как детское движение – это составная часть системы воспитания активной гражданской позиции.

Именно детские общественные организации определили для себя приоритетным направлением воспитание и формирование казахстанского патриотизма, уважения к государственным символам страны, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой, социально активной личности детей и подростков. Организаторы детского движения в Казахстане были убеждены, что ценностная результативность процессов воспитания, обучения, образования подрастающих поколений человечества находится в прямой зависимости от социального самочувствия детей, каждого конкретного ребенка. Так в 1991 году, после развала СССР и самороспуска пионерской организации в детском сообществе, группа энтузиастов на кафедре педагогики Целиноградского педагогического института им. С. Сейфуллина (ныне Евразийский университет им. Л. Гумилева) во главе с кандидатом педагогических наук Еленой Александровной Дмитриенко написали на смену уходящему пионерскому движениюпрограмму детской общественной организации «Жулдыз». Логика программы «Жулдыз» построена по принципу гармонии – цветовой гаммы радуги в виде семи лучей звезды: «Моя семья» (красный луч), «Мои друзья» (оранжевый), «Моя земля» (желтый), «Знания, умения» (зеленый), «Увлечения» (голубой), «Добрые дела – профессия» (синий), «Гармония» (фиолетовый).

В 2006 году при поддержке Министерства образования и науки создана общественная организация – «Республиканский Союз детских организаций Казахстана». Данная организация создавалась с целью координации деятельности детских общественных организаций по формированию общественной, социальной активности и гражданской позиции школьников. Задачами организации являются: оказание поддержки детских общественных организаций в регионах; развитие и совершенствование работы детского движения в регионах по вовлечению в социально значимые проекты и социальные инициативы детей и подростков; воспитание патриотизма и активной гражданской позиции у участников детского движения.

Идеологический ориентир развития представлен достаточно ярко патриотической направленностью деятельности абсолютного большинства детских объединений, независимо от их вида, типа, направленности и содержания движения. За годы работы с 2006 по 2012 год Центральный Совет РСДО отметил активную динамику роста следующих детских общественных объединений и организаций: «Жас жiгер» (г. Астана), «Тулга», «Болашак» (Карагандинская область), «Нұртамшы» (Атырауская область), «СМиД» (Актюбинская область), «Азамат» (г. Алматы), «Муpaгep» (Костанайская область), «Мирас» (Жамбылская область), «Ертіс» (Павлодарская область), «Жас Ұрпак», (Кызылординская область), «Жандостар» (Северо-Казахстанская область), «Жулдыз» (Акмолинская область), «Жасоркен» (Западно-Казахстанская область), «Ұландар» (Алматинская область), «Жас Ұрпақ» (Акмолинская область), «Болашак» (Южно-Казахстанская область), «Атамекен», Республиканский союз скаутов Казахстана.

Главой государства Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по усилению воспитательного компонента процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание – эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Еще в 2011 году Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на XIII съезде НДП «Нур Отан» обратил внимание на необходимость активизации работы среди юных казахстанцев: «... Надо объединить молодежь страны, создать единое движение «Жас Ұлан». Поручаю партии проработать также вопрос о создании новой системы детских организаций, назвав ее, например, «Жас Қыран». Я хочу, чтобы Казахстан славился не только богатыми недрами, но и своим благородным духом, культурой, амбициями, нацеленными на благо Родины и всего мира». Тем самым Глава государства отметил необходимость объединения молодежи страны путем создания Единого детского движения «Жас Ұлан» и учреждения новой системы общественных объединений для детей младшего школьного возраста «Жас Қыран».

Инициативу по исполнению поручения Президента страны Н.А. Назарбаева по созданию республиканских организаций «Жас Қыран» и «Жас Ұлан» взяли на себя молодежные республиканские организации при координационной поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан и молодежного крыла НДП «Нур Отан» «Жас Отан». Безусловно, детские общественные объединения, их наличие или отсутствие, признание или игнорирование со стороны общества свидетельствуют об определенном уровне зрелости гражданского общества страны.

В год празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан ученые и педагоги-практики, участники Слета детских общественных объединений и организаций Казахстана, поддерживая поручения Главы государства 
Н. А. Назарбаева, открыли новую страницу развития детского движения страны под рабочим названием: «Национальная детско-юношеская программа «Жас Қыран», «Жас Ұлан», направленную на поддержку детского движения, раскрытие и дополнение по содержанию деятельности действующих детско-юношеских общественных объединений, организаций.

В июле 2011 года в Министерстве юстиции РК зарегистрировано Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». 1 сентября 2011 года состоялась торжественная церемония презентации этой организации в одной из общеобразовательных школ г. Астаны с участием Н. А. Назарбаева.

«Жас Ұлан» призвана стать эффективной и востребованной всеми школьниками страны и имеющей поддержку населения и руководства страны единой организацией, представляющей собой координационную (координирующую) и организационную (организующую) структуру, объединяющую и воспитывающую подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, позиций гуманизма, взаимопонимания, терпимости и взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами Казахстана, а также прививать чувство причастности к повседневным заботам и перспективным задачам развития государства, формируя, таким образом, идейную основу гражданского сознания у школьников страны.

Сегодня в Казахстане детское общественное движение представлено самыми различными общественными организациями детей, действующими в основном на базе общеобразовательных школ и других образовательных организаций. Организационно-методическими центрами детского общественного движения в регионах являются дворцы и дома детского творчества. Функции управления и координации деятельности детских общественных организаций и детских социальных инициатив возложены на районные, городские, областные управления образования.

Детские общественные организации в Республике Казахстан успешно действуют благодаря гарантированной, стабильной государственной поддержке первичных и региональных объединений в лице Министерства образования и науки. Но одновременно присутствует фактор риска – чрезмерная организационная педагогическая опека и регламентация деятельности детских организаций, негативно влияющая на развитие собственно детских социальных инициатив и сдерживает процесс их развития.

Вместе с тем, по своему социальному статусу детские объединения являются общественными формированиями, и их деятельность регламентируется законодательством Республики Казахстан о государственной молодежной политике и гарантированным Конвенцией правом на участие в жизни общества и государства и создание детских сообществ по принципу добровольности, позволяя юным гражданам осваивать демократические принципы общежития. На практике же, далеко не всегда молодежь воспринимается взрослым сообществом как реальный субъект социальных отношений. Хотя в Казахстане и накоплен неплохой опыт общественного управления. Его осуществляют республиканские детские организации, имеющие юридический статус, общественные некоммерческие объединения, деятельность которых регламентируется соответствующим законодательством, единым и для взрослых НКО, и для детских НКО. Но этот факт не позволяет детским сообществам, в силу своей возрастной и педагогической специфики, быть конкурентоспособными на рынке социальных услуг, оплачиваемых государством различным неправительственным структурам.

И получается, что детские социальные инициативы и детские общественные организации фактически не финансируются по своему целевому назначению. В бюджетных нормативах нет статей расходов на государственную поддержку детских социальных инициатив и детского общественного движения, в составе которого такие крупные и известные как: «Союз детских организаций Казахстана» (СДОК), общественное объединение «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» (ОО СДОО «Жулдыз»), общественное движение «Атамекен», «Союз скаутов Казахстана».

Свою деятельность республиканские общественные организации осуществляют на основе уставных документов, программного и методического обеспечения. Стабильное финансовое обеспечение очень проблематично и является серьезным фактором риска. Источники финансирования у этих организаций самые разнообразные: добровольные взносы, спонсорская поддержка, гранты донорских организаций, государственный заказ на различного рода социальные услуги.

В этих условиях бурно развивающееся детское общественное движение Казахстана, представленное множеством самых разнообразных по предмету и направлениям деятельности, форме и содержанию первичных, региональных, зональных и состоявшихся республиканских организаций, требует принятия экстренных мер по выработке и принятию действенной концепции государственной поддержки. Ведь это многоликое социальное явление развивается на основе демократических принципов, в правовом поле.
Александр ПЯТКОВ,
вице-президент
ОО СДОО «Жулдыз,
г. Кокшетау

Журнал "Жасstar", №1-2 (51-52) 2017 2017 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум