Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАЗАХСТАНА: ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Воспитание детей настоящими патриотами страны, достойными гражданами независимого Казахстана – дело первостепенной государственной важности. Именно поэтому Президент страны самое серьезное внимание постоянно уделяет проблемам патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. О роли молодого поколения казахстанцев, о нравственно-духовном потенциале, конкурентной способности и ответственности молодежи за судьбу Родины говорится и в концепции общественного сознания «Взгляд в будущее», предложенной Лидером нации Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.

Право на участие детей в жизни государства и общества закреплено как важнейшее условие достойной жизни и полноценного развития в Конвенции ООН о правах ребенка и успешно реализуется в Республике Казахстан.

В современном Казахстане детское общественное движение представлено самыми различными общественными объединениями детей, действующими в своем абсолютном большинстве на базе общеобразовательных школ и других образовательных организаций. Организационно-методическими центрами детского общественного движения в регионах являются дворцы и дома детского творчества. Функции управления и координации деятельности детских общественных объединений и детских социальных инициатив возложены на районные, городские, областные управления образования.

Уполномоченным государственным органом по детскому общественному движению является Министерство образования и науки Республики Казахстан.

Конкретизация целей, задач, содержания, форм и методов работы первичных детских объединений, их методическое и технологическое сопровождение осуществляются кадровым корпусом вожатых (должность вожатого предусмотрена типовым штатным расписанием общеобразовательных школ и интернатных учреждений), а также корпусом методистов (их роль выполняют руководители различных профильных детских формирований, которые действуют на базе организаций дополнительного образования).

Таким образом, детские общественные организации в Республике Казахстан успешно действуют благодаря гарантированной, стабильной государственной поддержке первичных и региональных объединений в лице Министерства образования и науки. Но одновременно присутствует фактор риска – чрезмерная организационная педагогическая опека и регламентация деятельности детских организаций, негативно влияющая на развитие собственно детских социальных инициатив, и сдерживает процесс их развития.

Вместе с тем, по своему социальному статусу детские объединения являются общественными формированиями, и их деятельность регламентируется законодательством Республики Казахстан о государственной молодежной политике и гарантированным Конвенцией правом на участие в жизни общества и государства и создание детских сообществ по принципу добровольности.

Отсюда, эта социально-педагогическая система (детское движение), тяготеет к устойчивому развитию, предполагающему наличие собственной профессиональной структуры управления на всех уровнях.

В нашей стране есть хороший опыт такого общественного управления. Его осуществляют республиканские детские организации, имеющие юридический статус, общественные некоммерческие объединения, деятельность которых регламентируется соответствующим законодательством, единым и для взрослых НКО, и для детских НКО. Но этот факт не позволяет детским сообществам, в силу своей возрастной и педагогической специфики, быть конкурентоспособными на рынке социальных услуг, оплачиваемых государством различным неправительственным структурам.

И получается, что детские социальные инициативы и детские общественные организации фактически не финансируются по своему целевому назначению. В бюджетных нормативах нет статей расходов на государственную поддержку детских социальных инициатив и детского общественного движения, в составе которого такие крупные и известные как: «Союз детских организаций Казахстана» (СДОК), общественное объединение «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» (ОО СДОО «Жулдыз»), общественное движение «Атамекен», «Союз скаутов Казахстана».

Свою деятельность республиканские общественные организации осуществляют на основе уставных документов, программного и методического обеспечения. Стабильное финансовое обеспечение очень проблематично и является серьезным фактором риска. Источники финансирования у этих организаций самые разнообразные: добровольные взносы, спонсорская поддержка, гранты донорских организаций, государственный заказ на различного рода социальные услуги.

В этих условиях бурно развивающееся детское общественное движение Казахстана, представленное множеством самых разнообразных по предмету и направлениям деятельности, форме и содержанию первичных, региональных, зональных и состоявшихся республиканских организаций, требует принятия экстренных мер по выработке и принятию действенной концепции государственной поддержки. Ведь это многоликое социальное явление развивается на основе демократических принципов, в правовом поле. У него есть идеологическая платформа, в нем взращивается свой кадровый корпус, свое информационное обеспечение. Именно в общественном объединении проходят подростки первую школу гражданственности.

Из всех вышеперечисленных безусловных преимуществ детского общественного движения наиболее ярко реализует оно принцип демократичности, освоение самообязывающих правил и процедур.

Идеологический ориентир развития представлен достаточно ярко патриотической направленностью деятельности абсолютного большинства детских объединений, независимо от их вида, типа, направленности и содержания движения. На республиканском уровне приняты, одобрены МОН РК и успешно реализуются программы «Жулдыз» и «Атамекен», скауты Казахстана работают по международным стандартам скаутинга, адаптировав их к условиям Казахстана.

Бурный рост детских социальных инициатив обострил проблему кадрового обеспечения детских организаций именно профессионалами, в совершенстве владеющими современными технологиями социокинетики детства, социального проектирования. При кажущемся благополучии наличия штатных единиц вожатых и методистов в организациях образования, их профессионализм, именно с точки зрения владения современными технологиями работы в детской общественной организации, крайне низок. В лучшем случае он исходит из устаревших технологий пионерской организации, пионердвижения. В худшем – из формального соблюдения должностных обязанностей. Причиной является отсутствие в стране специализированного научно-методического и практического центра развития детского общественного движения и государственного заказа на научные исследования современной социокинетики детства.

Информационное обеспечение детского общественного движения осуществляется, как уже отмечено, ресурсными источниками самих организаций. Наиболее представительно медиапространство ОО СДОО «Жулдыз», представленное семью самостоятельными, официально зарегистрированными детскими изданиями: научно-методическими журналами «Ребенок и право», «ЖасStar», молодежной газетой «Лидер плюс...», детской газетой «Лидер», газетой для педагогической общественности «Педагогический вестник», информационным бюллетенем для организаций образования и двумя порталами 
www.zhuldyz.kz и zhuldyz.akmoedu.kz. На республиканском уровне выпускается газета «Дружные ребята», журналы «Балдырған» и «Дети Казахстана». На региональном уровне, как правило, финансируется издание детских газет, в которых освещаются проблемы детского движения на местном уровне. В организациях образования также выпускаются школьные газеты, работают ученические пресс-центры. Однако целевой лот на финансирование информационного обеспечения именно детских социальных инициатив и детского общественного движения на республиканском уровне отсутствует.

Вышеназванные сбои обусловлены несоответствием ныне существующей правовой базы сущности современного, состоявшегося демократичного детского общественного движения Казахстана. Разрешение данного противоречия требует экстренных мер по разработке и принятию закона о государственной поддержке детского общественного движения и детских социальных инициатив в Республике Казахстан.

В июне 2011 года в Министерстве юстиции РК зарегистрировано Республиканское общественное объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан», которое успешно развивается и в этом году празднует свое шестилетие.

Создав новую модель единой детско-юношеской организации Республики Казахстан, ее инициаторам и организаторам просто необходимо максимально извлечь уроки из двадцатипятилетнего опыта детского движения суверенного Казахстана и стран СНГ, признать и принять уроки истории пионерского движения, которому в этом году исполнилось 95 лет, для того, чтобы по максимуму избежать ошибок. А именно:

1. Не разрушить, а сохранить и приумножить существующий потенциал детского общественного движения Казахстана с учетом опыта стран СНГ.

Ни в коем случае нельзя игнорировать, распускать или, того хуже, закрывать ныне успешно действующие организации. Важно создать организацию по принципу доверенной структуры государства, уполномоченного общественного органа по примеру Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), в котором будут представлены интересы уже состоявшихся детских и молодежных организаций, как республиканских, так и региональных.

2. Думая об организационных проблемах новой республиканской единой детско-юношеской организации: названии, статусе, членстве, форме, символах, атрибутах, необходимо в срочном порядке решать кадровые проблемы, что потребует не только открытия курсов, отделений и факультетов, школ профессионального мастерства, но и разработки классификатора специальности организатора детского движения, соответствующих учебных планов, программ, учебно-методических комплексов. Сегодня этого просто нет в том качестве, которого требует решение проблемы создания целостной системы детского общественного движения Казахстана.

3. Серьезным блоком в разработке концепции детского общественного движения Казахстана должно стать реальное видение необходимой и достаточной материальной базы детской организации нового типа. Сегодня фактически детские объединения, даже те, которые действуют в организациях образования, не имеют собственной материальной базы.

4. Создание республиканской единой организации нового типа, уполномоченной решать поставленные Президентом цели и задачи, потребует решения проблем материальной собственности новой республиканской детской организации.

Лучшим решением, на наш взгляд, будет создание Республиканского центра детских общественных организаций по принципу Дворца мира и согласия для всех культурных центров в Астане, филиалы которого должны будут функционировать во всех региональных центрах на основании специального Положения, регламентирующего их деятельность на базе государственных организаций образования.

5. Необходимо в срочном порядке актуализировать создание научной школы детского общественного движения. Идеальным решением будет открытие института социокинетики детства (института детского общественного движения) по принципу ранее существовавшего института молодежи, к примеру, в курортной зоне Бурабай на базе детского учебно-оздоровительного центра «Звездный». Это позволит избежать серьезных финансовых затрат и капитальных вложений.

6. Обязательным компонентом концепции государственной поддержки детского общественного движения Казахстана равно как республиканской единой детско-юношеской организации, со статусом органа, уполномоченного государством за гражданское воспитание и становление юных казахстанцев, должно быть постоянное информационное обеспечение в форме обязательного государственного заказа, создание специального медиахолдинга по типу ранее существовавшего издательства «Молодая гвардия».

7. Для выработки стратегии и координации деятельности детских общественных организаций в масштабе республики целесообразно создать межведомственный экспертный совет по проблемам детского общественного движения и придать ему официальный статус.

8. Символика детского движения Казахстана должна рассматриваться как выражение государственной заботы о гражданском становлении юных казахстанцев в системе демократичного детского общественного движения, ни в коем случае не отменяя и не заменяя символику первичных, региональных и других республиканских детских формирований, которые отражают специфику каждого конкретного общественного волеизъявления детей и молодежи, объединенных в ту или иную общественную организацию.

9. Нагрудные знаки республиканской и детских общественных организаций должны, на наш взгляд, выдаваться, детям, независимо от их социального статуса и являться наградой за особый вклад в успешное участие в самых разнообразных детских социальных инициативах, развитие детского или молодежного общественного движения, которые вручаются детям, молодежи в связи с празднованием особых дат, в дни Государственных праздников с обязательным удостоверением.

Предлагаемые нагрудные знаки могли бы стать высшей наградой государства и общества в системе детского и молодежного общественного движения Республики Казахстан за особые успехи и достижения на благо Родины, Мира и Человечества.

10. Необходимо разработать специальное положение о символах, атрибутах, церемониалах, в котором указать, в каких именно случаях демонстрируется принадлежность (членство) детей Казахстана к той или иной детской общественной организации.

11. При бюджетном планировании государственных расходов МОН РК включить государственный заказ на разработку и издание учебных пособий по теории и методике организации и сопровождения детского общественного движения в Республике Казахстан для педагогических специальностей университетов, для специалистов по социальной работе, ювенологии, организаторов детского досуга, психологов, юристов.

12. В программу профессиональной подготовки специалистов по работе с детьми гуманитарных колледжей и университетов включить в виде обязательной профессиональной практики работу в детских и молодежных организациях.

13. Внести в классификатор специальностей профессию «Организатор детского общественного движения» с присвоением шифра специальности с соответствующим пакетом документов и УМК.

В завершение хочется от всей души пожелать всему детскому общественному движению ХХI века, ровесникам Независимости и суверенитета Казахстана, преемникам пионерии, которая в этом году отметила свой 95-летний юбилей, быть всегда верным хрустальному миру детства, гуманному потенциалу истории, принципам демократии и нравственно-духовным ценностям мировой человеческой культуры!

Елена ДМИТРИЕНКО,
президент ОО «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» Республики Казахстан,
кандидат педагогических наук,
доцент, почетный профессор
ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,
член Общественного совета МОН РК

Журнал "Жасstar", №1-2 (51-52) 2017 2017 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2024 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Сайт работает при финансовой поддержке Авторской группы DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум