КОГДА МЫ ИТОЖИМ19 мая старшее поколение по доброй традиции будет отмечать праздник своего детства – День рождения пионерской организации. Те, кому нынче за 60 или за 70 наверняка вспомнят слова Торжественного обещания, которое давали у Красного знамени дружины перед лицом своих товарищей, момент повязывания красного галстука, свой первый пионерский салют и ответ на призыв «Всегда готов!». В местах их встреч наверняка зазвучат песни «Картошка», «Взвейтесь кострами», «Я теперь вспоминаю как песню»... Теперь бабушек и дедушек причисляют к ветеранам пионерской организации и в дни торжественные они вряд ли усидят дома. Отправятся на встречи с современными подростками послушать участников российского детско-юношеского движения и их вожатых, представителей скаутов и экологов, юных путешественников и юных гвардейцев. Ответят на вопросы ребят, если эти вопросы возникнут. Непременно и сами обратятся с вопросами к участникам ныне действующих объединений, организаций, движений. Диалог обещает быть интересным. Ведь после трансформации всесоюзной пионерской организации в Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций прошло почти три десятилетия. И вспомнить есть что.
Настала пора для осмысления практики. И бывшей пионерской, и новой – практики детского движения. Какой она была? Что предлагала прежде и что рекомендует сегодня взрослым организаторам детей и подростков? Как изменила и изменила ли она участие детей и подростков в жизни общества? Какими в памяти пионерских организаторов и причастных к детской организации взрослых остались 90-е годы минувшего века? Что остается в памяти участников объединений сегодня?
90-Е. СТАРТ ПЕРЕМЕН
В октябре 1990 года был принят Закон СССР «Об общественных объединениях». И далеко не все взрослые организаторы сразу обратили на него внимание. Ведь в названии не было слова «пионер» или «пионерская организация». А на самом деле именно в соответствии с этим Законом детские формирования были отнесены к числу общественных. До этого момента пионерская организация значилась как массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза. Статуса общественного у нее не было.
К этому времени относится другой уникальный документ. Это принятая Организацией Объединенных Наций «Конвенция о правах ребенка». Инициатором ее создания был польский юрист Адам Лопатка. И разрабатывалась она довольно долго, целых десять лет. Журналисты сразу «окрестили» этот международный документ Великой хартией вольностей для детей. Началось ее обсуждение, а при позитивном отношении – ратификация высшими органами власти. Наша страна ратифицировала Конвенцию одной из первых в мире.
Оба законодательных акта были основой для дальнейших действий на государственном уровне. И такие действия последовали. Общественная организация? Что за этим стоит? И как теперь станут относиться к пионерам органы власти? Права провозгласили. Кто будет гарантировать их осуществление на практике? И в продолжение принимается Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединениях» и Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Таким образом, 90-е годы – время начала преобразований законодательной основы детских объединений. Для взрослых, непосредственно и опосредованно причастных к детским формированиям, это был период погружения в новые законодательные акты и осмысление их места и роли как для самих взрослых, так и для детей. Особого внимания взрослых требовало понимание и освоение нового общественного статуса, приданного законом детским объединениям, установления новой практики взаимодействия с органами власти и создания опыта государственной поддержки, а еще и опыта уважения прав ребенка.
В целом взрослые, непосредственно и опосредованно причастные к детским объединениям, вынуждены были трансформировать свои сложившиеся взгляды и представления об участии детей в общественной жизни. Для одних это было время глубокого разочарования в деятельности пионерской организации, а для других – светлой веры в расширение и возрождение пионерства. Были те, кто стремился и прикладывал все усилия к возрождению скаутских формирований, но одновременно находились другие, кто подвергал резкой критике их взаимодействие с церковью. Молодые и достаточно амбициозные лидеры выступали за поиск новых идей в детских объединениях, идей, отвечающих времени, но находились и те, кто отрицал существование каких-либо детских объединений в обществе и государстве, как мешающих учебе и втягивающих подростков в политику.
Что касается детей, то в их жизни в это время проходили дружинные, районные, городские, краевые и республиканские пионерские слеты. Слеты, на которых выбирались делегаты на всесоюзный слет, который должен был состояться в «Артеке». Предшествовала ему дискуссия на страницах газеты «Пионерская правда» и заполнение анкет, которые подготовили для ребят исследователи. Опрос изучал отношение подростков к организации и представления, какой бы они хотели видеть обновленную организацию.
Глобальными причинами создавшейся ситуации выступало прекращение деятельности Союза Советских Социалистических Республик, который в декабре 1990 года преобразовался в Союз Независимых Государств (СНГ). Но помимо этого, были причины в деятельности самой всесоюзной пионерской. К ним можно отнести во-первых, застывший формат управления организацией. Советы пионерских организаций мало напоминали оперативные органы руководства. Состояли преимущественно из педагогов. К сожалению, их деятельность страдала нелюбовью к честному и глубокому анализу происходящего в среде методистов, вожатых, ученых и самих детей. На организованных в столице редких Пленумах Центрального Совета преобладали речи отчетного хвалебного толка. Союз молодежи практически не анализировал работу руководящего органа пионерской организации.
Во-вторых, руководство организации не стремилось к открытому диалогу с ее участниками. Нравственный потенциал пионеров в части включения их инициатив в практику недооценивался, их отношение к своему пребыванию в рядах пионерской организации не исследовалось годами. Когда на страницах газеты «Пионерская правда» появились вопросы, обращенные непосредственно к детям, редакция получила сотни тысяч писем, ставших для руководителей пионеров открытием.
В-третьих, не способствовала проявлению инициатив единая и единственная застывшая программа (Марш пионерских отрядов). Вожатые и пионеры устали маршировать на месте.
В-четвертых, при достаточно мощной научной поддержке в 80-х годах минувшего века (пионерские факультеты, отделения в педучилищах, Высшая и зональные комсомольские школы) не вошел в практику постоянный диалог руководителей организации и ученых, исследователей, чьи научные интересы были связаны с изучением различных аспектов массовой (многомиллионной) детской самодеятельной организации. Особенности самодеятельного института в детской среде практически не исследовались. Основное внимание было сосредоточено на воспитании детей средствами и формами самой организации.
Осознавало сложившуюся в конце 80-х годов ситуацию в детской организации и ее руководство (председатель И.Н. Никитин). По его инициативе было запущено масштабное исследование. Проведена научная конференция. Создана рабочая группа, приступившая к разработке концепции перестройки деятельности пионерской организации. Начал готовиться очередной всесоюзный слет, который по существу инициативно, без специального решения руководства, и осуществил трансформацию всесоюзной пионерской.
«АРТЕК». ПОСЛЕДНИЙ ПИОНЕРСКИЙ
Настроение детей и взрослых, собравшихся в «Артеке», в принципе совпадало. Охарактеризовать его можно двумя словами – ожидание перемен. Взрослые искали ответа на вопрос «Должна ли остаться единая и единственная организация или надо дать больше самостоятельности детям и вернуться к тем, самым первым годам истории пионерской организации и возродить движение.
Некоторые могут спросить: какая разница – организация или движение? Ведь суть не в организационной форме, а в содержании. А и для детской организации, и для детского движения важно одно: участие в жизни общества, стремление приносить пользу людям, содействовать улучшению (обустройству – термин А.Г. Кирпичника) окружающей жизни. Это так. Разница в том, что организация – сообщество более строгое. Его отличает единство действий, нравственных законов, правил и процедур, а еще и единство всяческих внешних атрибутов – формы одежды, аксессуаров, традиций. Дети. Желающие вступить в организацию, как правило, дают Торжественное обещание или клятву.
Движение с этой точки зрения более демократично. Здесь не всегда строги правила вступления. Оно более мобильно в принятии и корректировке своих решений. При определенных условиях детское движение может трансформироваться в организацию, примеры другой трансформации – организации в движение – встречаются редко.
Именно в «Артеке», на X слете в соответствии с выбором взрослых участников произошла трансформация единой и единственной массовой самодеятельной коммунистической организации детей и подростков Советского Союза в международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерацию детских организаций», который заявил о том, что он будет правопреемником всесоюзной пионерской организации и намерен объединять детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.
То есть по существу был создан прецендент, когда слет в лице самих пионеров и их старших вожатых – участников слета, заявил о возможности создания на месте массовой единственной организации нескольких разных, т.е. детского движения. В свою очередь Российский союз молодежи, став правопреемником всесоюзного коммунистического союза молодежи, не взял на себя ответственность за повседневное руководство детским движением.
Пример трансформации, произошедшей в «Артеке», как свидетельствует практика, оказался заразительным. Тем более что появился Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «О выводе политических партий из государственных учреждений», который многие, не дожидаясь официальных разъяснений (они были даны в газете «Пионерская правда» позже), распространили и на массовую самодеятельную коммунистическую организацию детей и подростков. Поиском решения возникшей проблемы озаботились вожатые и руководители школ, методисты действующих в ту пору внешкольных учреждений, факультетов вузов и отделений педагогических училищ, на которых осуществлялась подготовка кадров для пионерской организации. Одни руководители школ начали размышлять о целесообразности деятельности пионеров в школе, а другие сразу и однозначно выбрали только оказание образовательных услуг школьникам, предлагая общественным формированиям искать место за границами школы.
Следует обратить внимание читателя на то, что в структуре всесоюзной пионерской организации не было Российской пионерской организации. Выбор для взрослых организаторов, руководителей, инструкторов пионеров был небольшим: либо становиться членом международной организации – правопреемника всесоюзной организации (СПО-ФДО), либо создавать свое сообщество и начинать действовать в автономном режиме, осваивая новый общественный статус, обретая опыт государственной поддержки, организуя поиск партнера (или партнеров). Тем же формированиям, которые возникали по инициативе самих подростков, предстояло прежде всего найти вожатого.
Стихийно, без специального объявления, решения союза молодежи или компартии, в рамках уже ратифицированной международной Конвенции «О правах ребенка», принятого Закона СССР «Об общественных объединениях» (09.10.1990 г.) взрослые, непосредственно причастные к детям, стали строить детское движение.
ПОСТПИОНЕРСКИЙ ПЕРИОД
Период, который специалисты в области исследования общественной жизни детей и подростков называют постпионерским и его начало связывается с X всесоюзным слетом в «Артеке» в октябре 1990 года. Практически сразу после завершения работы слета стало меняться отношение взрослых к пионерской организации.
Необходимая и достаточная информация о детском движении отсутствовала. Резко сократился тираж газеты «Пионерская правда». Перестал выходить журнал «Вожатый». Прекратила свою деятельность редакция пионерской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Не было в достаточном количестве компьютеров у школ. Не все справлялись с овладением работы на компьютере. Найти в этих условиях союзников и единомышленников было затруднительно.
Определить свое место, свою нишу среди других действующих объединений (особенно вновь созданных) из-за отсутствия информации было сложно. Потенциал своих возможностей, возможностей детей следовало предъявлять и таким образом самоутверждаться в пространстве общественных сообществ. В собственных глазах, в глазах взрослых на муниципальном и региональном уровне. Поиск среди действующих объединений формирования схожего по профилю деятельности не был простым. Особенно для взрослых, как правило, обладающих здоровыми амбициями. Процесс укрупнения объединений, возникновения новых организаций не завершен. И, скорее всего, не будет завершен. Небольшие формирования численностью до ста человек сохраняются до сих пор.
Сто человек – это ближний круг. И именно в нем и ребенку, и взрослому должно быть комфортно. На такой круг необходимо 7-9 взрослых. Такое число позволяет (как свидетельствует практика) и взрослым найти компромисс. Увеличение его отодвигает эту возможность. Такой размер команды может объединить ребят с самыми разными интересами, а значит, обеспечит притягательность встреч и общения, труда и отдыха. Здесь можно дойти до каждого, как в малой группе, так и в коллективе в целом.
Следует признать, что становление нового детского движения происходило с опорой на инициативу детей и непосредственно причастных к ним взрослых – вожатых, инструкторов, которые были вынуждены при отсутствии единого федерального центра управления самостоятельно искать ответы на вопросы: какое мы объединение? Где наше место в обществе? Кто наш руководитель и кто партнер? Что мы реально можем сделать для нашей страны? Каким должен быть социальный проект, чтобы мы могли рассчитывать на финансовую поддержку? И т.д.
Это был трудный период строительства детского движения. Кто-то осознавал и представлял его модели, но многие взрослые (вожатые, инструкторы, координаторы) только пытались найти ответ: «А что это такое – детское движение? Чем оно отличается от организации? Надо ли его регистрировать, и если да, то как?»
Отношения с органами власти складывались непросто. Ряд регионов обратил внимание на ситуацию в детской среде сразу. Одним из первых была, к примеру, Белгородская область, принявшая документ о государственной поддержке детского движения. Были те (Орловская, Курская и др.), которые не торопились распускать пионерскую организацию. Кто-то упорно устанавливал деловые контакты со скаутскими организациями.
90-е завершались. Но детское движение еще не было построено. Страна и дети готовились к встрече нового тысячелетия.
ИТАК, НОВЫЕ ПРАКТИКИ
Первое, с чем столкнулось новое детское движение, – это изменение кадрового корпуса. Скорректировали деятельность пионерские факультеты и отделения в педучилищах. Свернули свои программы зональные и Высшая комсомольские школы. Пришлось завершить свою профессиональную деятельность многим методистам. Начался отток старших вожатых. Осталась в прошлом практика подбора и направления (после соответствующей беседы) в дружину или отряд взрослого к детям в целях содействия их объединению в организацию, союз или иную организационную форму. Все большее распространение получает добровольный выбор самого взрослого. Нынче он находится среди родителей, старших братьев и сестер ребят, испытывающих потребность во взаимодействии с подростками и оказании содействия им в развитии их лучших человеческих качеств – трудолюбия, заботы о стариках и инвалидах, охране природы, уходе за лесопосадками и т.д.
Эта практика нуждается в разработке. Где и кто может и должен искать взрослого. Как помочь ему (если у него есть желание) собрать вместе ребят. Что можно с ними делать? Как следует с ними говорить? Ведь сегодня среди добровольцев серьезные зрелые люди. А среди тех, кто все-таки намерен помочь, посодействовать подросткам, есть психологи и журналисты, военнослужащие и общественные деятели, любители туризма и спорт-смены. Формирование добровольческого корпуса и работа с ними совершенно новая практика. Ведь их не вызвать на педагогический совет или совет попечительский. Не приструнить. Только договор. И пока скорее всего только устный. При благоприятном раскладе окажет всяческое содействие руководство школы или клуба по месту жительства. Но и расклад этот надо создать.
Прежняя практика пионерской организации позволяла решать вопрос о том, в каком отряде быть ребенку – учителю. Структура была привязана к классу. Теперь объединения чаще всего разновозрастные. Ребята могут объединяться из разных классов. Конвенция о правах ребенка разрешает создавать сообщества самим. И вожатого ребята могут выбрать. Но за этим таким, казалось бы, понятным положением – отношения (порой очень непростые ) детей. А еще и отношения взрослых. Вчера ребенок был в моем объединении, а завтра в твоем? Издали все просто. А в маленьком городе, в селе, где все знают друг друга, проблема осложняется. Такую практику еще предстоит создать. Практику отношений детей и взрослых в рамках действующих клубов, союзов, организаций.
Среди новых практик, присущих новому детскому движению, есть социальный проект. Участие в жизни общества, в улучшении окружающей жизни – смысл общественной инициативы детей и подростков. Социальный проект предполагает не только собственно дело (мероприятие) единовременное или долговременное, поиск ответа на вопрос «С какой целью мы хотим это сделать?», но и – в этом заключается новизна – ясное представление об ожидаемом результате, о последействии (по И.П. Иванову). Согласимся, что такой подход, точнее было бы сказать освоение этого подхода, не перестанет иметь значение в любой профессиональной деятельности. Очень важно овладеть этой практикой.
В соответствии с нормами, установленными Конвенцией о правах ребенка, дети и подростки вправе устанавливать в своем сообществе (организации, движении) самообязывающие правила и процедуры, опираясь и принимая во внимание действующие законодательные нормы. Условно – свой кодекс чести (нравственности, морали). Кто-то засомневается «А какая тут новизна? Были же законы пионеров Советского Союза». Были, но их устанавливало руководство организации. А что мы сами считаем для себя самым важным? Какие нравственные ценности?
Наконец, действия общественных формирований, появление нового с общественно-государственным статусом – это тоже новая практика. Шаг навстречу партнерским отношениям. Очевидно, договорным. И ее еще предстоит не только создать, но и освоить. Психологически, эмоционально, методически. Признаем, задача эта не из простых. Как и создание новой практики членства взрослых в рядах детских сообществ. Определение их прав и ответственности.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Новое детское движение России сегодня во всем многообразии действующих пионерских, скаутских, экологических, патриотических, туристских и краеведческих объединений переживает пору непростого становления. Гарантией его развития выступает ратифицированная нашим государством Конвенция о правах ребенка, которая устанавливает такие гражданские права и свободы как:
на имя и гражданство (ст. 7), сохранение индивидуальности (ст. 8), свободы выражения своего мнения (ст. 13), доступа к соответствующей информации (ст. 17), свободы мысли, совести и религии (ст. 14), свободы ассоциаций и мирных собраний (ст.15), защиты личной жизни (ст.16), право не подвергаться пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания (ст. 37а).
Начало нового тысячелетия отмечено продолжением уже начавшегося законодательного процесса.
1 июня 2012 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017гг». В соответствии с этим Указом дети непосредственно участвуют в его осуществлении.
Наконец 29 октября 2015 года Президент РФ В.В.Путин подписал Указ о создании детско-юношеской общественно-государственной организации «Российское движение школьников». Организация начала свою деятельность.
Если размышлять о том, с чем пришло новое детское движение к своему юбилею, юбилею пионерской организации.
Общую ситуацию в России можно охарактеризовать как новое детское движение, в пространстве которого действуют самодеятельные объединения подростков, считающие себя общественными, но не имеющие официального юридического статуса. Есть те, что имеют такой статус на региональном уровне и даже на муниципальном. Наконец, есть совершенно новое образование с точки зрения возрастного состава, статуса в обществе – организация «Российское движение школьников».
Их руководители – вожатые, состоящие в штате образовательных организаций. Но одновременно среди них есть добровольцы из числа родителей, братьев и сестер детей. Происходит становление добровольческого корпуса, что очень важно.
Содержание деятельности определяют преимущественно авторские проекты самых разных профилей – экологические, патриотические, географические (юные путешественники) и другие. Для Российского движения школьников созданы обстоятельные рекомендации. Наметилась тенденция к объединению сообществ по профилю деятельности. Но до общих масштабных проектов дело еще не дошло. Для многих это период самоопределения (по разным причинам затянувшееся развитие). А для установивших взаимодействие с партнерами – период самоутверждения.
Возрастает роль и значение региональных инициатив, опоры на особенности условий, возможностей и местных традиций.
Все это шанс к устойчивому организованному детскому движению, к активному участию детей в жизни школы, общества и государства.
Тамара ТРУХАЧЕВА, кандидат, педагогических наук, Ассоциация исследователей детского движения, г. Москва
Журнал "Жасstar", №1-2 (51-52) 2017 2017 г. [ Вернуться к содержанию ]
|