ПОТЕНЦИАЛ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ВОСПИТАНИЯАктуальность заявленной проблемы: в востребованности и недостаточном осмыслении именно «научно-теоретического, педагогического исторического 95-летнего опыта отечественного пионерского движения в позитивном развитии современного российского детского движения (а не только опыта пионерской организации как формы пионерского детского движения без учета «ступеней ее развития», динамики целей – ценностей, содержания, программ ее деятельности, взаимодействия со школой и т.д.), который был представлен в многообразных формах, видах, направлениях именно «пионерского движения» профессиональной направленности, центром, ядром которых была ВПО имени В.И.Ленина. Повторить практический опыт пионерской организации исторической реальности невозможно.
Особо значимая, востребованная проблема – выявление объективной научной основы потенциала отечественного пионерского движения – базы позитивного развития современного детского движения и детской организации как одной из форм его существования.
Выделяем из огромного научно-практического потенциала пионерского движения (организации) объективные основы его рождения, становления как особого средства социального воспитания, социально-педагогической развивающейся реальности, субъекты которого ориентиры на все времена, особо значимые для современного этапа.
1. Пионерское движение и выросшая на его базе детская организация – это историческое «открытие» Детства ХХ века (в первую очередь нашего российского, открытия не менее значимого чем многие другие открытия: научные, технические).
Детство признано взрослым обществом действенным, активным партнером человеческого общества, позитивной созидающей, творческой силой (практика подтвердила данные наук о Детстве). Не отдельные социальные группы, общности, а именно «все дети».
Детство – объективная социальная реальность; а ребенок признан активным субъектом в жизни общества, государства (его структур), опорой его настоящего и будущего.
И детское движение – «не случайное явление», а закономерное; выражение активной позиции детей, их потребностей, возможностей в реальном деле», выражение позиции детей конкретного времени, возраста, социального положения и т.д. Форма детской солидарности, единения-консолидации и защиты интересов Детства.
Деятельность пионерской организации и ее ветвей профильных детских движений представлена огромным реализованным потенциалом Детства (включение пионеров во все самые разные виды жизни государства, общества: труд в сельском хозяйстве, на предприятиях, тимуровская благотворительная деятельность, участие в великих стройках, освоении целины, в ВОВ. Почему-то об этом многие критики забывают, приписывая пионерской организации «маршировки» под барабанную дробь, не видя «заигрывания с современными детьми», уводя их в мир грез, развлечений, роботов, подальше от современных проблем.
Правомерно рассматривать позитивную позицию организаторов и руководителей ВПО на постепенный массовый охват всех детей, включая младших школьников – октябрят, смены, резервы пионерской организации детей, укрепляя преемственность детских поколений, их деловые человеческие связи (природособразные), а не «разъединяя, противопоставляя «младших» старшим». Это была мудрая педагогическая позиция руководителей, заботящихся о Детстве, о ВОСПИТАНИИ» всех детей «самими детьми» (Н.К. Крупская), как опоры, будущего страны (в частности о приоритетности и ценности воспитания старших подростков младших).
Пионерское движение – убедительное доказательство «объективности» Детства, его востребованности взрослыми и детьми, гражданами (юными и зрелого возраста), разделяющими общие человеческие гуманистические, культурные ценности, участвующими в созидании, развитии государства, общества.
2. Объективной основой и ценностью научно-практического потенциала пионерской организации, особо сегодня значимой правомерно считать «отечественные, национальные ее корни–традиции (общинность-коллективизм, человеческие заботы, ценность человеческого труда, отношения товарищества, взаимопомощи, отношение к малой и большой Родине («нравственный внутренний патриотизм, а «не громко-словесный). В современных условиях «чрезмерного» увлечения всем «заморским», зарубежным, даже иностранным языком в ущерб главной национальной ценности – родного языка, обращение к этим традициям пионерства в деятельности ДОО, новой организации «РДШ» не на словах, а на деле помогло бы решить задачи воспитания нашего российского гражданина-патриота.
Востребована сегодня и «жизненно важная традиция взаимодействия и сотрудничества поколений; взаимодействия пионерской организации с взрослыми структурами в государстве, обществе, образовательными учреждениями (школа, внешкольные учреждения), прежде всего в воспитании – объективном процессе совершенствования человека во взаимодействии поколений в реальной совместной деятельности. (См. определения воспитания К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, И.П. Ивановым). В частности, опыт взаимодействия с образовательными организациями в воспитании школьников в их ранней профессиональной ориентации (это особая задача сегодня поставлена перед основным образованием и дополнительным). Совместная деятельность школьника в учебной и общественной деятельности позволит успешнее решать проблемы образования, с другой стороны, общественная деятельность станет стимулом к образованию и самообразованию – это общая ценность всех подростков; органичным блоком демократизации школы (см. Закон «Об образовании»).
3. Осмысление научно-практического потенциала пионерского движения позволяет сделать важный вывод о приоритете воспитания (объективного процесса), социального воспитания (объективно-субъективного) в деятельности нашей пионерской организации на всех этапах ее развития. Именно воспитание «детей детьми», воспитание в детской среде-коллективе; воспитание во взаимодействии поколений, воспитание посильным участием в жизни малой и большой Родины» и должно стать объективной основой, главным научным ориентиром в развитии современного детского движения.
4. Опыт нашего пионерского движения (пионерской организации и движений в рамках деятельности ВПО имени В.И.Ленина) – уникальный сплав теории и практики, отвечающей историческому времени, реальным задачам государства, общества, внутренним резервам, кризисам, проблемам самой организации (основной формы пионерского движения).
Именно тесная связь научного обеспечения (социального, исторического, психологического, педагогического) с практикой рождения, становления, развития организации от первых отрядов юных пионеров до Всесоюзной массовой пионерской – бесценный потенциал, который должен быть взят на вооружение современными организаторами детского движения, новой ДОГО «РДШ» (как всероссийской, массовой, важнейшего фактора воспитания современных детей и подростков).
Примером этой связи, взаимодействия, взаимовлияния являются Научно-педагогические структуры, которые создавались как научная база развивающегося пионерского движения, подготовки новых кадров вожатых-педагогов-воспитателей. Создание Института коммунистического воспитания, первой аспирантуры по подготовке научных пионерских кадров, научные структуры в системе АПН СССР (НИИ ОПВ, отдел педагогики пионерской и комсомольской работы в школе, целевая аспирантура совместно с ЦК ВЛКСМ, ВКШ при ЦК ВЛКСМ по подготовке пионерских кадров, пионерские кафедры при педагогических вузах страны и т.д. «Артек», «Орленок» – научно-практические центры, аккумулирующие опыт и научные данные, готовящие пионерские кадры.
Ведущие ученые советской страны – исследователи проблем пионерского движения на разных этапах: Н.К. Крупская – идеолог, теоретик и практик пионерского движения, М.В. Крупенина, И. Жуков, В.А. Зорин, А.П. Пинкевич; М.М. Пистрак, А.В. Залкинд, П. Блонский, Ф.Ф. Королев, В. Яковлев, В.С. Ханчин, «пионерская научная школа Б.Е.Ширвиндта» как база союза теории и практики воспитания (Г.М. Иващенко, Л.П. Иванова, И.В. Руденко, Е.Л. Рутковская, М.Б. Коваль); «пионерская школа ВКШ при ЦК ВЛКСМ (В.В. Лебединский, Э.С. Соколова, Г.В. Володина, З.А. Ходоровская, А.А. Деркач); Ленинградская научная пионерская школа (К.Д. Радина, Т.Е. Конникова, Л.И. Божович, И.П. Иванов); Костромская пионерская школа (А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, Н.С. Захарова); историки пионерского движения: Г.Н. Абросимова, В.И. Николаев, И.Г. Гордин, Н.Ф. Басов, В.А. Кудинов, М.В. Богуславский.
Диссертационные исследования – богатый источник научного осмысления роли пионерской организации как важнейшего звена воспитания гражданина страны и личности – индивидуальности.
Труды ученых в области пионерского движения отличаются историческим подходом, методической направленностью, а главное, ориентированы на движение-организацию «самих детей» (их инициативность, самодеятельность), а не для детей (пример – «РДШ» – дети – пассивная масса); на реализацию воспитательного потенциала пионерской организации (Всесоюзной, республиканских, местных), пионерской дружины, пионерского звена, на формирование активной субъектной позиции пионера – личности, юного гражданина.
Научно-методический, программный материал представлен уникальными изданиями «Молодой гвардии», других издательств (сборники документов, программы деятельности пионерской организации от ступеней до последней программы «Марш»). Потенциал пионерской печати («Пионер», «Вожатый», Костер», Пионерская правда».
Социально-педагогические труды, методическая база, отрефлексированный пионерский опыт – неиспользованный потенциал для современного детского движения, обоснования его места в системе общественного воспитания; для определения методологических, исторических подходов. Отсюда бытующие в нашем современном обществе искаженные, субъективные, антинаучные подходы и оценки «без» различий «пионерской организации», «пионерского движения», первичных пионерских структур, учета исторического времени и т.д., что влияет на творческое развитие накопленного в пионерском движении позитивного опыта воспитания и самовоспитания ребенка.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Необходимо остановиться на позитивно-объективно-субъективном потенциале науки и практики пионерской организации, особо востребованных сегодня, в решении самой актуальной проблемы – воспитания нового поколения граждан России. Этот потенциал гораздо богаче и будет наверняка дополнен в выступлениях коллег-участников.
Что можно предложить для реализации творческого потенциала позитивного пионерского движения.
1. История пионерского движения должна стать органичной частью учебного курса истории нашего государства в основной школе.
2. Теория и методика воспитательной деятельности пионерской организации – учебным курсом в педагогическом вузе.
3. Возродить целевое научное исследование теории, истории, практики пионерского движения в РАО, вузах.
4. Подготовить Библиографический справочник по научно-педагогической пионерской литературе (Пед. Общество).
Людмила АЛИЕВА, ведущий научный сотрудник Центра стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Институт Стратегии развития образования РАО», доктор педагогических наук, профессор
Журнал "Жасstar", №1-2 (51-52) 2017 2017 г. [ Вернуться к содержанию ]
|