Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: ПИОНЕРИЯ – УРОКИ ИСТОРИИ

Вглядываясь В ИСТОКИ

 

Пионерскую организацию обвиняют в формализме и заорганизованности, в оторванности от реальной жизни, в том, что она утратила свое лицо, а оказавшись в «объятиях» народного образования, лишилась и самого главного – смысла своего существования как общественно-политического направленного детского движения, превратившись в придаток системы подавления детской инициативы и социального творчества.

Все чаще экраны телевизоров демонстрируют кадры, навязывающие мысль о том, что пионерская организация – детище сталинизма. Да и звуковые дорожки модных шлягеров с сарказмом выкрикивают пионерские призывы, рапорты на фоне бравурных рок-ритмов.

Что это? Неосведомленность? Предвзятость? Попытка скомпрометировать в глазах детей, общественности жизнь пионерии? Или горькая правда, многоголосо трубящая тревогу?

Множество сложных и тревожных вопросов, связанных с судьбой пионерии, ее историей, настоящим и будущим, волнуют сегодня общественность.

И один из наиболее острых – жизнеспособность организации юных ленинцев. Есть ли у сегодняшней детворы естественная потребность в таком объединении? Или же вступление в пионеры – лишь дань сложившейся традиции, обязательный ритуал школьной жизни?

Если рассуждать здраво, не впадая в эмоции, легко прийти к логическому выводу, что идея пионердвижения вполне естественно и гармонично сочетается как с естественными социальными потребностями личности ребенка, так и с гуманными интересами общества.

Не будем забывать, что пионердвижение возникло в обстановке революционного переустройства страны как вполне самостоятельное, инициативное детское общественно-политическое течение. Как организации самих детей, а не для детей. И это принципиально важно. Общество, в свою очередь, приветствуя пионердвижение, всемерно и всесторонне поддерживая его, выражало свое широкое социальное признание, высокое общественно-политическое доверие растущему поколению, подтверждая тем самым истинность своих гуманных целей и программ.

Не вдаваясь в детали взаимоотношений личности, пионердвижения и общества, можно с уверенностью сказать, что организации юных ленинцев потенциально являются своеобразным организмом, способным синтезировать и выражать объективные и субъективные интересы формирующейся личности ребенка и развивающегося общества. Это удивительно благоприятная общественная среда, способная обеспечить гармонию развития индивидуального и общественного бытия. И конечно же, это уникальная педагогическая система нравственного самовоспитания советских людей. Таковы объективные предпосылки социально-педагогических возможностей пионердвижения, изложенные с теоретических позиций.

Что касается практики, то здесь далеко не все так просто и сложно. О гармонии личного и общественного, увы, говорить сейчас не приходится. Мы стали свидетелями отчуждения подростков от пионерской организации. Пассивность, равнодушие, безразличное отношение к общественным поручениям – распространенное явление в пионерской жизни. Это симптомы тяжелой, разрушительной социальной болезни, порожденной неразрешенными противоречиями, накопившимися как в обществе, так и в детской организации.

Что же происходит? Ведь не будет преувеличением сказать, что популярность пионерии у младших школьников огромна. Как искренне и горячо их желание, стремление поскорее стать пионерами! Как радостно и торжественно горят ребячьи глаза, когда им повязывают алый галстук! Как решительно и смело берутся они за любое поручение! Казалось бы, с опытом диапазон сознательной социальной активности членов организации должен расширяться. Но тенденция, к нашему всеобщему огорчению, обратная. Чем больше ребята в организации, тем меньше пионерского энтузиазма. Не говоря уже о громко рекламируемых пионерской гордости, пионерской части.

Должно быть ясно, что порыв младших школьников – всего лишь проявление потребности стать взрослыми, выглядеть постарше. Что же касается идейных принципов, идеалов пионердвижения, то не будем впадать в иллюзии; в этом возрасте они не осознаются, а просто механически заучиваются как ритуальное условие в форме Торжественного обещания, законов пионеров. Но искренняя детская потребность быть пионером является благоприятнейшей предпосылкой последующего постепенного осознания своей социальной роли. К сожалению, в большинстве случаев она так и остается 
нереализованной. И происходит нейтрализация идейных ориентиров, так и не ставших личностно значимыми для ребят, особенно в подростковом возрасте.

Что же это за механизм, который так стремительно отторгает детей от столь желанной организации? Ведь внешне все обстоит вполне благополучно. Всесоюзная пионерская организация множит свои многомиллионные ряды. Проблем с приемом нового поколения пока нет никаких. Одно из ярких свидетельств тому – результаты недавнего опроса, проведенного журналом «Мурзилка» среди младших школьников. Функционируют все органы пионерского самоуправления. Проводятся слеты, сборы, акции, операции. И тем не менее формализм открыто показывает свое лицо, насаждая приоритетное развитие организационных структур, ритуальных форм, внешних показателей пионерской работы, явно недооценивая, прямо-таки игнорируя сущностный компонент – растущую, развивающуюся личность каждого пионера, многообразие интересов всех членов организации. И это тоже своеобразное проявление отчужденности, но уже более высокого порядка – на уровне коллектива, а может быть, и организации в целом.

Причины столь серьезных социальных заболеваний, как индифферентность, отчужденность, формализм, и просты, и сложны одновременно. Они и объективны, то есть существуют независимо от нашей воли, сознания, и субъективны – во многом определяются нами.

Отчуждение возникает в той общественной среде, где господствуют или присутствуют отношения односторонней зависимости и подчинения-принуждения. Там, где у человека обязанностей больше, чем реальных прав. Эти отношения постепенно отрывают личность от средств результатов ее труда. Труд из естественной потребности, жизненной необходимости, приносящей радость свободного творчества, превращается в повинность. Человек лишается свободы удовлетворения своей естественной потребности в активности, в деятельности, он живет, работает, отдыхает в строго определенных рамках. Обязанности давят его. Из прав остаются лишь те, которые угодили интересам руководителей, «помощников», организации, общества. Условия, превращающие человека из сознательного, деятельного существа в простого исполнителя внешней воли, безропотного подчиненного, непременно ведут к отчуждению его от данной социальной среды. Даже от самого себя.

Такие тенденции весьма характерны для авторитарной бюрократической социальной системы, для процветающих в коллективе, организации, обществе отношений в зависимости от статуса, значимости социальных ролей – «руководитель – подчиненный», «старший – младший» и т.п. Чем выше статус, тем более у личности социальных прав и свобод, тем больше и удовлетворенность социальной роли, постоянная многоуровневая подчиненность не только порождают пассивность, но и ведут к нравственной деградации личности.

Сказанное весьма характерно для жизненной сферы пионерской организации. Формально она является самостоятельной, но в силу сложившихся обстоятельств в действительности не может сделать ни шагу без санкции многочисленных своих покровителей, специалистов, контролеров и просто сочувствующих. В этом и многих других перекосах можно упрекать только общественный строй, его социально-экономическую политику, взращенные ею авторитарно-бюрократические общественные отношения и аппаратный стиль управления всеми социальными системами и процессами. Но не будем торопиться с выводами. Принимая во внимание внешние факторы, необходимо заглянуть и в саму организацию, в ее внутренний мир.

Итак, пионердвижение – уникальное социальное явление, интегрирующее интересы детей и общества. Его развитие определяется не столько внешним общественным покровительством, сколько внутренними потенциями. И вся беда заключается в том, что в эту уникальнейшую сферу вторгалась воспитательная напористость взрослых. Причем из самых искренних побуждений – помочь детворе, поддержать ее начинания. Уверовав, что помогаем ребятам, мы так и не избавились от своей устойчивой психологической установки (можно было бы даже сказать – инстинктивной потребности) на опекунство, всестороннюю страховку детей, обеспечивающую их безопасность от неожиданных обстоятельств, дурного влияния среды, ложных друзей. Обладая могучим нравственным правом возрастного старшинства, мы, доброжелатели, стараемся как можно тщательнее пеленать подрастающее поколение основательно «продезинфицированными» педагогическими путами. И лишь в особых, исключительных ситуациях допускаем легкое ослабление поводка своей вездесущей воспитательной бдительности, доверяя пионерскому активу принимать самостоятельные решения.

Возможно, не следовало бы столь сильно сгущать краски, характеризуя взаимоотношения детей и взрослых, ведь педагогизация пионерской жизни объясняется не только воспитательными потребностями старшего поколения. Дети, поднявшиеся на борьбу за всеобщую социальную справедливость, действительно остро нуждались в серьезной квалифицированной помощи и поддержке опытных, знающих старших товарищей. Но помощи дружеской, основанной на взаимопонимании и полном доверии. Нужен был добрый совет в выборе идейных ориентиров и программы самостоятельных действий. Все это так. Но, как свидетельствуют страницы истории и сегодняшняя пионерская практика, самостоятельность – сущностная основа пионерской жизни – гибнет в основном по вине взрослых. От их необузданного вмешательства, пытающегося втиснуть в узкие ложно-целесообразные педагогические рамки детское социальное творчество. При этом забывается, а может быть, сознательно игнорируется непреложная истина, что лучший воспитатель – сама жизнь и ранняя самостоятельность детей.

Тенденция утраты самостоятельности распространилась и на внешние сферы. Проникла в систему взаимоотношений, взаимосвязей организации и общества. В целях усиления воспитательного влияния пионерской организации было принято решение приблизить ее к школе – авторитетному воспитательному институту, а затем и объединить их территориально. Школа любезно предоставила пионерской организации право на постоянную прописку.

Объединение двух сущностно разных детских социальных институтов решало в некотором смысле кадровую, финансово-экономические проблемы, облегчало работу с детьми и подростками в микрорайоне. Но в целом способствовало ассимиляции пионердвижения школьным педагогическим процессом. Из свободного движения оно превратилось в пионерскую работу школы. На личностном уровне стерлись грани некогда различных социальных ролей пионера и школьника. Так постепенно был серьезно деформирован двигательный механизм пионерского саморазвития, крайне обеднена специфика творческого содержания ее деятельности.

Предпринимаемые сверху многочисленные меры оздоровления пионерской организации стреляли холостыми патронами по воробьям, напрасно сотрясая воздух. В принципе ничего не менялось, да и не могло измениться. Накопившиеся противоречия пионерской жизни не только не разрешались, но все более обострялись по мере укрепления сталинщины. Серьезным тормозом в решении острейших пионерских проблем стала пропагандистская сказка о счастливом детстве советских ребят. Она способствовала формированию в общественном сознании своеобразного иммунитета, социальной глухоты к проблемам детства, его бедам, опаснейшая из которых – нравственное опустошение и социальная апатия.

Поддержку пионердвижению призвана оказывать наука. Поистине огромна ее роль в объективном анализе прошлого и настоящего, в поиске оптимальных вариантов разрешения возникающих и обостряющихся противоречий, определении перспективных направлений и программ развития детского коммунистического движения, его организационных структур, в прогнозировании пионерского будущего. Но, к сожалению, наука в лице теории и методики пионерской работы оказалась не в состоянии справиться с возложенными на нее функциями.

Как и само пионердвижение, так и его научное обеспечение, были направлены в узкоспециальное педагогическое русло. Предметом пионерской науки стала сугубо воспитательная специфика пионерской организации как особенной педагогической системы. Что же касается общественно-политических аспектов детского коммунистического движения как социального явления, саморазвивающегося процесса – их научное осмысление было остановлено на долгие годы. Не потому ли сегодня, в период бурных преобразований, мы оказались не в состоянии предложить пионерии серьезные спасательные меры, чтобы вытащить ее из засасывающей трясины формализма? Посудите сами, может ли ныне существующая пионерская наука лишь с одних своих, пусть даже прекрасно разработанных, но все-таки однонаправленных педагогических позиций дать ответы на многочисленные сложнейшие, прямо-таки кричащие проблемы отношений пионерской организации, детей и общества? Естественно нет. Да это и не ее задача. Пионерская педагогика имеет полное право на существование и развитие, но не как приоритетная и тем более единственная пионерская наука, а как одно из направлений отрасли знаний, исследующих одну из специфических характеристик сложнейшего социального явления – детского общественно-политического самоуправляющегося движения.

Что касается действительной пионерской науки, объясняющей процессы зарождения и развития этого движения, формирования личности в условиях самодеятельного, гуманно направленного социального творчества, то она должна развиваться не на правах прикладной отрасли знаний, а как вполне самостоятельная наука – теория и история детского коммунистического движения. Лишь такой науке, базирующейся на солидной методологии, выводах и рекомендациях, данных в свое время В.И. Лениным, Н.К. Крупской, будет под силу интеграция всех имеющихся знаний о человеке и обществе в целях выработки серьезных теоретических основ деятельности Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. Такой науки пока нет. Но если она в самое ближайшее время не встанет на ноги и не получит официального признания, то трудно будет уберечь пионердвижение от стихийных, неуправляемых процессов, кризисных явлений.

Но сама по себе наука, какой бы прогрессивной, содержательной и фундаментальной она ни была, не может сколько-нибудь существенно влиять на развитие социальных процессов, если носители ее идей отдалены от реальной практики с ее многочисленными проблемами и противоречиями. В усвоении теоретических основ и передовой методики пионердвижения большим препятствием служит возрастной барьер членов организации и крайне низкий профессиональный уровень пионерских работников.

Нужна принципиально новая методика и технология пионерской деятельности, обеспечения саморазвития, самоуправления и самовоспитания пионерских коллективов. А также необходимы профессионалы высокого класса, способные повести за собой ребят, увлечь их настоящим делом, представлять и защищать права и интересы детей, пионерской организации на любом общественном, государственном уровне, в любой ситуации.

С первых лет существования пионерской организации решение кадровой проблемы было пущено на самотек. Все держалось и держится до сих пор на энтузиастах. Много бед пионердвижению принесли случайные люди, формально исполняющие свои обязанности. До сих пор не решен вопрос: есть или нет специальность «организатор-методист пионерской работы»? Странно (если не более): работа с пионерами необходима, и она есть: должности предусмотрены; звание методиста тоже есть, а вот специальности (с соответствующим номером и квалификационным дипломом) нет. Соответственно нет и солидной государственной системы подготовки ребячьих вожаков. Нам как воздух нужны специальные факультеты, вузы, специализирующиеся на исследовании детских и молодежных проблем, способные готовить сильных специалистов по детскому и юношескому коммунистическому движению. Людей, преданных детству, высококультурных, широкообразованных, имеющих солидную политическую, общенаучную и, конечно же, психолого-педагогическую, прикладную подготовку. Считать бесперспективным такой подход к кадровой проблеме по меньшей мере близоруко. История преподнесла нам хороший урок, как можно очень легко в корне загубить живое прогрессивное явление – массовое развитие социального самосознания детей, если допустить вмешательство в жизнь пионердвижения профессионально безграмотных доброжелателей.

Любая работа с детьми, тем более в сфере их социального самоутверждения, не терпит знахарства, сотрудничества методом проб и ошибок, авторитарного воспитательного нажима взрослых, далеких от детства, от его настоящего и будущего.

Итак, формализм в пионерской организации – явление весьма непростое и неслучайное. Истоки его кроются в глубинных внутренних и внешних процессах жизнедеятельности организации. К истокам можно отнести: сложившуюся в обществе «педагогическую изоляцию» детей, фактически лишившую подрастающее поколение его естественных прав на свободное развитие, самоуправление, свое социальное «я»; неопределенный статус пионерской организации в стране; необеспеченность пионердвижения специалистами-профессионалами – организаторами, методистами, консультантами пионерской деятельности (не только педагогами, но и психологами, социологами и пр.); одностороннее (педагогическое) научно-методическое обеспечение пионерской работы.

Елена ДМИТРИЕНКО,
президент ОО «Союз детских общественных организаций «Жулдыз» Республики Казахстан, кандидат педагогических наук,
доцент, почетный профессор ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,
член Общественного совета МОН РК

Журнал "Жасstar", №1-2 (51-52) 2017 2017 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2024 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кокшетау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Сайт работает при финансовой поддержке Авторской группы DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум