Социологическое исследование в детском объединении. Методические рекомендации.
Социальная карта пространства деятельности ДОО
Метод
социального картографирования является комплексным приемом, для его применения
использовалось сочетание многих методов социологического исследования: анализ
статистических данных, использование невключенного неформализованного
наблюдения, анализ визуальной информации и анкетный опрос. Метод социального
картографирования фиксирует особенности расположения различных социальных
объектов на территории населённого пункта или муниципального района с помощью
социальных карт, на которых показаны основные элементы социальной
инфраструктуры, предприятия и образовательные учреждения. На социальной карте
отмечаются не только особенности ландшафта территории (транспортная дорога,
пруд и т.п.), все строения микрорайона, но и все важные для жизнедеятельности
детей места. Исходя из анализа исследований других социологов на тему
городского планирования, нами была разработана следующая типология
организаций, которые осуществляют социальные функции и являются агентами
социализации молодого поколения в мегаполисе.
В
соответствии с функциональным назначением общественные институты
классифицируются на 7 групп:
1.
Институты для образования, воспитания и подготовки кадров;
2.
Научно - исследовательские учреждения, проектные и общественные организации и
управления;
3.
Учреждения для здравоохранения и отдыха;
4.
Учереждения физкультурно - оздоровительные и спортивные;
5.
Культурно - просветительные и зрелищные учреждения;
6.
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
7.
Многофункциональные здания и комплексы, включающие помещения различного
назначения.
Для
наиболее полного отображения данных мы считаем необходимым ответить на
следующие исследовательские вопросы:
1.
Представлены ли все возможные виды выделенных нами институтов социализации?
2.
Нет ли количественных несоответствий между ними, равнозначно ли их количество,
как это соотносится с нормами жизнедеятельности людей в мегаполисе?
3.
Насколько равномерно территориально, пространственно распределены по округу
эти организации?
4.
Представлены ли организации для всех возрастных групп? Для отдельных,
специфических групп детей (с отклонениями в развитии и пр.)?
Ответив
на эти вопросы, мы сможем объективно оценить ситуацию, сложившуюся в
обследуемом районе.
Немаловажным
этапом проведения социального картографирования района являлось определение
мест, позитивно или негативно влияющих на социализацию подростков. Для этого
на этапе предварительного анализа данных нами была поставлена задача методом
наблюдения выявить следующие места скоп ления молодежи:
1.
Официальные игровые площадки, предназначенные для игр детей.
2.
Места, где происходит стихийное скопление подростков.
3.
Места акций вандализма и драк.
4.
Места тусовок субкультурных подростков.
5.
Места, которые подростки считают опасными.
Как оценить успешность мероприятия?
Методика
«Голосуй и выиграешь» представляет собой сочетание серьезного исследования и
игры. Представьте себе, что вы организовали и провели соревнования по
настольному теннису во дворе. И вам нужно обязательно узнать, нужно ли в
дальнейшем проводить такие мероприятия.
«Понравился
ли тебе наш теннисный Уимблдон в Тропареве?».
Опрос
может проводиться прямо во дворе, после очередного теннисного сражения, и
процедурно представляет из себя своеобразное голосование. Ребята получают карточки
- маленькие квадратики из картона, которыми могут проголосовать - опустить по
выбору в два разных ящика. Картинки на ящиках символизируют возможные ответы на
вопрос: большой палец, поднятый кверху - «Класс! Cool!» - в этот ящик опускают
карточки те, кому прошедшее мероприятие понравилось; кислая физиономия - в
этот ящик опускают карточки те, кому не понравилось.
После
«голосования» карточки просчитываются, например: «да»- 87, «нет»- 13. Разница:
87-13=74.
Результаты
представляются на информационном стенде в виде графика: по горизонтали - даты;
по вертикали - количество ответов. Положительные ответы - красные точки и
линия; отрицательные ответы - коричневые точки и линия.
Методика
позволяет получить оперативную информацию о степени удовлетворенности
организацией массовых мероприятий во дворе.
Опыт
проведения данной методики показывает, что нормой при проведении какого-либо
творческого дела является разница между числом положительных и отрицательных
ответов в 60 - 70 баллов.
При
большей разнице необходимым становится дополнительное выборочное
интервьюирование участников для выяснения причин негативных оценок. При
обработке результатов интервью отбрасываются причины недовольства личного
характера («поссорилась с подругой») и серьезно анализируются высказанные
замечания по программе движения «Солнечный круг».
Эта
методика может активно использоваться при проведении продолжительных выездов
или специализированных каникулярных дворовых лагерей. Тогда она превращается
в мониторинг, так как через равные промежутки времени, например, через 2 дня
задается один и тот же вопрос. Так ребята и педагоги будут иметь постоянные
сведения о том, насколько удачно реализуются их задумки, а все участники
смогут следить за «температурой» мероприятия, отмечаемой на информационном
стенде.
Социометрический метод
Для
изучения взаимоотношений в детских сообществах применяют социометрический
метод, разработанный Дж.Морено. Познакомим с двумя вариантами проведения этой
методики: традиционным и игровым.
В
первом случае всем детям, входящим в какую-либо достаточно устойчивую группу,
например, в клуб или кружок, школьный класс или дворовую компанию, задается
вопрос о предпочтительном партнере для игр, совместных дел, развлечений и т.п.
(С кем бы ты хотел(а) вместе пойти в поход? С кем бы ты хотел сидеть за одной
партой?) По результатам определяется группа лидеров детского сообщества - это
те, кого чаще всего называли, и группа отверженных - те, кого никто не выбрал.
Анализ дает возможность определить устойчивые связи внутри группы, изучить
взаимоотношения между мальчиками и девочками, сделать вывод о степени
сформированности коллектива. Результаты могут быть представлены графически в
виде социограммы - схемы связей. Этот вид работы не предполагает широкое
обсуждение результатов, называния конкретных имен, особенно отверженных, т.е.
не выбранных никем детей.
Игровой
метод представляет собой психодраму - импровизационную игру в “Мир животных”.
В начале методики ведущий предлагает всем превратиться в разных животных и
прожить отведенное для игры время (например, полдня) в “шкуре этого животного”.
Дети могут выбирать зверей, птиц, рыб, насекомых по своему желанию. В ходе
свободной беседы выясняется мотив выбора конкретного животного, т.е. по какому
качеству, свойству ребенок ассоциирует себя с этим животным. Таким образом
могут быть выявлены значимые и оцениваемые негативно черты и свойства
характера.
Пока
участники группы играют в животных, наблюдатель следит за их действиями. Он
отмечает, как часто и кто общается друг с другом, кто пренебрегает друг другом,
чьи мнения и линия игры совпадают и чьи расходятся. В групповой структуре
выявляются индивиды-лидеры, те, к кому чаще всего обращаются другие дети. Можно
отдельно выделить “духовного” и “деятельностного” лидеров. Выясняются
наиболее интенсивные связи. Кто-то, вероятно, будет являться “звездой”
отталкивания. По результатам также может быть составлена особая
акто-социограмма, которая покажет активные, проявленные в игре формы взаимоотношений.
В отличие от традиционной формы участники в этом случае могут даже не
догадываться, что происходит изучение социально-психологической атмосферы в
детской группе. Данные методики незаменимы в том случае, когда взрослый-
педагог, руководитель детского объединения начинает работать в сформированном,
готовом, новом для него коллективе.
Опросы взрослых,
экспертиза
Для
изучения проблем современного детства могут применяться и опросы взрослых
людей: жителей двора, родителей, учителей, работников внешкольной сферы. Цель
проведения таких опросов состоит в получении дополнительной информации или в
сравнении мнения детского и взрослого сообществ.
Однако
не следует считать, что получить от родителей достоверные данные об их детях в
этом возрасте вообще невозможно. Некоторые социологи, на наш взгляд, неверно
полагают: «Для подростков одна из самых важных «задач» - скрыть от родителей
все, что только возможно. Поэтому, разговаривая с родителями подростков, можно
получить недостоверную информацию или не получить ее вовсе. Это справедливо
лишь отчасти, для родителей будет «закрываться» информация о самом детском
сообществе. Родители, как правило, информированы о состоянии здоровья
подростков, их экономических и политических установках, о состоянии их учебы и
планах на будущее.
Информация,
получаемая о внутренней субкультуре подростков от взрослых, часто бывает
серьезно искажена даже в том случае, когда мы опрашиваем самых близких детям
людей - родителей. Так, например, родители обладают лишь частичной информацией
о формах проведения досуга детей вне дома. В одном из проведенных нами исследований
только 7% родителей были уверены, что в свободное время их дети ходят на
свидания. По результатам анкетирования таких детей в четыре раза больше. В других
случаях, например, на вопросы о распространенности физических наказаний в
семьях, родители склонны давать искаженную информацию.
Считаем,
что взрослые могут являться экспертами по весьма важной, но определенно
ограниченной проблематике, связанной с современным детством. К такой проблематике
в первую очередь отнесем оценку состояния государственной инфраструктуры для
детей. Под «социальной инфраструктурой детства» нами понимается совокупность
детских организаций и учреждений, непосредственно работающих с детьми, силами
которых реализуются потребности и интересы общества в формировании
подрастающего поколения. Становление государственной политики в интересах
детей требует разработки специальных ориентиров деятельности и здесь также
весьма полезным может стать мнение экспертов. Именно они сообщат об
эффективности практических социальных, экономических, политических, правовых,
психолого - педагогических, медико - экологических и других мер в системе
социальной защиты детства.
Подчеркнем
еще раз, что в таких сложных исследованиях, где объектом выступают дети,
опираться на мнения экспертов нужно с большой осторожностью. Следует,
по-видимому, различать экспертов-практиков (непосредственно работающих с
детьми) и экспертов-управленцев (те, кто работают со взрослыми). Например, в
одном из исследований мы задавали специалистам вопрос «Готовы ли дети
участвовать в общественно - полезной деятельности?». Так вот, по мнению многих
экспертов-управленцев, дети готовы заниматься общественно - полезной
деятельностью, но среди тех, кто постоянно работает с юными, лишь один (!)
эксперт указал на это. Представители двух этих групп компетентны в своем круге
проблем.
С
другой стороны, получение такой информации крайне важно, так как позволяет
составить социальный портрет взрослых, окружающих ребенка, и, получить
косвенные данные, описывающие характер взаимоотношений между взрослым и детским
мирами. Один из таких методов - «20 определений ребенка».Исследователь, проводя
эту методику, обращается с просьбой к взрослым дать разнообразные определения
«обычного ребенка», «хорошего и плохого ребенка», мальчика и девочки. Опыт
проведения такого исследования показывает, что в определениях преобладает
образ ребенка как пассивного объекта, изменяющегося под воздействием взрослых.
Основными характеристиками ребенка-девочки при этом были: добрая, веселая, трудолюбивая;
а мальчика: смелый, друг, любознательный.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Нравится
ли Вам центр, который посещает Ваш ребенок?
да
нет затрудняюсь ответить
Удовлетворяют
ли Вас : да нет не знаю
•
организация массовых дел
•
детское окружение ребенка
•
выездные мероприятия (лагерь)
Ваши
предложения по улучшению работы центра
Как
Вы отнесетесь к идее проведения во дворе воскресной спортивной школы ?
•
одобряю эту идею полностью
•
не поддерживаю эту идею, так как наша семья имеет свои традиции проведения
выходных
•
затрудняюсь ответить
Сообщите,
пожалуйста, некоторые данные о себе.
Ваш
пол: жен. муж.
Ваш
возраст: ______
Подчеркнем
еще раз, что в таких сложных исследованиях, где объектом выступают дети,
опираться на мнения экспертов нужно с большой осторожностью. Следует,
по-видимому, различать экспертов-практиков (непосредственно работающих с
детьми) и экспертов-управленцев (условное название). В нашем исследовании
14,3% экспертов-управленцев предполагали, что дети готовы заниматься
общественно-полезной деятельностью, среди тех, кто постоянно работает с юными,
лишь один (!) эксперт указал на это. Представители двух этих групп компетентны
в своем круге проблем.
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|