Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Методика и рекомендации

Социологическое исследование в детском объединении. Методические рекомендации.

Кристина ЕМАНАКОВА.

Социальная карта пространства деятельности ДОО

Метод социального картографирования является ком­плексным приемом, для его применения использовалось со­четание многих методов социологического исследования: анализ статистических данных, использование невключен­ного неформализованного наблюдения, анализ визуальной информации и анкетный опрос. Метод социального карто­графирования фиксирует особенности расположения раз­личных социальных объектов на территории населённого пункта или муниципального района с помощью социальных карт, на которых показаны основные элементы социальной инфраструктуры, предприятия и образовательные учреж­дения. На социальной карте отмечаются не только осо­бенности ландшафта территории (транспортная дорога, пруд и т.п.), все строения микрорайона, но и все важные для жизнедеятельности детей места. Исходя из анализа исследований других социологов на тему городского пла­нирования, нами была разработана следующая типология организаций, которые осуществляют социальные функции и являются агентами социализации молодого поколения в мегаполисе.

В соответствии с функциональным назначением обще­ственные институты классифицируются на 7 групп:

1. Институты для образования, воспитания и подготов­ки кадров;

2. Научно - исследовательские учреждения, проект­ные и общественные организации и управления;

3. Учреждения для здравоохранения и отдыха;

4. Учереждения физкультурно - оздоровительные и спортивные;

5. Культурно - просветительные и зрелищные учреж­дения;

6. Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

7. Многофункциональные здания и комплексы, вклю­чающие помещения различного назначения.

Для наиболее полного отображения данных мы счита­ем необходимым ответить на следующие исследователь­ские вопросы:

1. Представлены ли все возможные виды выделенных нами институтов социализации?

2. Нет ли количественных несоответствий между ними, равнозначно ли их количество, как это соотносится с нор­мами жизнедеятельности людей в мегаполисе?

3. Насколько равномерно территориально, простран­ственно распределены по округу эти организации?

4. Представлены ли организации для всех возрастных групп? Для отдельных, специфических групп детей (с от­клонениями в развитии и пр.)?

Ответив на эти вопросы, мы сможем объективно оце­нить ситуацию, сложившуюся в обследуемом районе.

Немаловажным этапом проведения социального карто­графирования района являлось определение мест, пози­тивно или негативно влияющих на социализацию подрост­ков. Для этого на этапе предварительного анализа данных нами была поставлена задача методом наблюдения вы­явить следующие места скоп ления молодежи:

1. Официальные игровые площадки, предназначенные для игр детей.

2. Места, где происходит стихийное скопление подрост­ков.

3. Места акций вандализма и драк.

4. Места тусовок субкультурных подростков.

5. Места, которые подростки считают опасными.

Как оценить успешность мероприятия? 

Методика «Голосуй и выиграешь» представляет собой сочетание серьезного исследования и игры. Представь­те себе, что вы организовали и провели соревнования по настольному теннису во дворе. И вам нужно обязательно узнать, нужно ли в дальнейшем проводить такие меропри­ятия.

«Понравился ли тебе наш теннисный Уимблдон в Тро­пареве?».

Опрос может проводиться прямо во дворе, после оче­редного теннисного сражения, и процедурно представляет из себя своеобразное голосование. Ребята получают кар­точки - маленькие квадратики из картона, которыми могут проголосовать - опустить по выбору в два разных ящика. Картинки на ящиках символизируют возможные ответы на вопрос: большой палец, поднятый кверху - «Класс! Cool!» - в этот ящик опускают карточки те, кому прошедшее ме­роприятие понравилось; кислая физиономия - в этот ящик опускают карточки те, кому не понравилось.

После «голосования» карточки просчитываются, напри­мер: «да»- 87, «нет»- 13. Разница: 87-13=74.

Результаты представляются на информационном стен­де в виде графика: по горизонтали - даты; по вертикали - количество ответов. Положительные ответы - красные точки и линия; отрицательные ответы - коричневые точки и линия.

Методика позволяет получить оперативную информа­цию о степени удовлетворенности организацией массовых мероприятий во дворе.

Опыт проведения данной методики показывает, что нормой при проведении какого-либо творческого дела яв­ляется разница между числом положительных и отрица­тельных ответов в 60 - 70 баллов.

При большей разнице необходимым становится допол­нительное выборочное интервьюирование участников для выяснения причин негативных оценок. При обработке ре­зультатов интервью отбрасываются причины недовольства личного характера («поссорилась с подругой») и серьезно анализируются высказанные замечания по программе дви­жения «Солнечный круг».

Эта методика может активно использоваться при про­ведении продолжительных выездов или специализиро­ванных каникулярных дворовых лагерей. Тогда она пре­вращается в мониторинг, так как через равные промежутки времени, например, через 2 дня задается один и тот же во­прос. Так ребята и педагоги будут иметь постоянные сведе­ния о том, насколько удачно реализуются их задумки, а все участники смогут следить за «температурой» мероприятия, отмечаемой на информационном стенде.

Социометрический метод

Для изучения взаимоотношений в детских сообще­ствах применяют социометрический метод, разработанный Дж.Морено. Познакомим с двумя вариантами проведения этой методики: традиционным и игровым.

В первом случае всем детям, входящим в какую-либо достаточно устойчивую группу, например, в клуб или кру­жок, школьный класс или дворовую компанию, задается вопрос о предпочтительном партнере для игр, совместных дел, развлечений и т.п. (С кем бы ты хотел(а) вместе пой­ти в поход? С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?) По результатам определяется группа лидеров детского сообщества - это те, кого чаще всего называли, и группа отверженных - те, кого никто не выбрал. Анализ дает воз­можность определить устойчивые связи внутри группы, из­учить взаимоотношения между мальчиками и девочками, сделать вывод о степени сформированности коллектива. Результаты могут быть представлены графически в виде социограммы - схемы связей. Этот вид работы не предпо­лагает широкое обсуждение результатов, называния кон­кретных имен, особенно отверженных, т.е. не выбранных никем детей.

Игровой метод представляет собой психодраму - им­провизационную игру в “Мир животных”. В начале методи­ки ведущий предлагает всем превратиться в разных жи­вотных и прожить отведенное для игры время (например, полдня) в “шкуре этого животного”. Дети могут выбирать зверей, птиц, рыб, насекомых по своему желанию. В ходе свободной беседы выясняется мотив выбора конкретного животного, т.е. по какому качеству, свойству ребенок ассо­циирует себя с этим животным. Таким образом могут быть выявлены значимые и оцениваемые негативно черты и свойства характера.

Пока участники группы играют в животных, наблюда­тель следит за их действиями. Он отмечает, как часто и кто общается друг с другом, кто пренебрегает друг другом, чьи мнения и линия игры совпадают и чьи расходятся. В груп­повой структуре выявляются индивиды-лидеры, те, к кому чаще всего обращаются другие дети. Можно отдельно вы­делить “духовного” и “деятельностного” лидеров. Выясня­ются наиболее интенсивные связи. Кто-то, вероятно, будет являться “звездой” отталкивания. По результатам также может быть составлена особая акто-социограмма, которая покажет активные, проявленные в игре формы взаимоот­ношений. В отличие от традиционной формы участники в этом случае могут даже не догадываться, что происходит изучение социально-психологической атмосферы в детской группе. Данные методики незаменимы в том случае, когда взрослый- педагог, руководитель детского объединения начинает работать в сформированном, готовом, новом для него коллективе.

 

Опросы взрослых, экспертиза

Для изучения проблем современного детства могут применяться и опросы взрослых людей: жителей двора, ро­дителей, учителей, работников внешкольной сферы. Цель проведения таких опросов состоит в получении дополни­тельной информации или в сравнении мнения детского и взрослого сообществ.

Однако не следует считать, что получить от родителей достоверные данные об их детях в этом возрасте вообще невозможно. Некоторые социологи, на наш взгляд, неверно полагают: «Для подростков одна из самых важных «задач» - скрыть от родителей все, что только возможно. Поэтому, разговаривая с родителями подростков, можно получить недостоверную информацию или не получить ее вовсе. Это справедливо лишь отчасти, для родителей будет «закры­ваться» информация о самом детском сообществе. Роди­тели, как правило, информированы о состоянии здоровья подростков, их экономических и политических установках, о состоянии их учебы и планах на будущее.

Информация, получаемая о внутренней субкультуре подростков от взрослых, часто бывает серьезно искажена даже в том случае, когда мы опрашиваем самых близких детям людей - родителей. Так, например, родители обла­дают лишь частичной информацией о формах проведения досуга детей вне дома. В одном из проведенных нами ис­следований только 7% родителей были уверены, что в сво­бодное время их дети ходят на свидания. По результатам анкетирования таких детей в четыре раза больше. В дру­гих случаях, например, на вопросы о распространенности физических наказаний в семьях, родители склонны давать искаженную информацию.

Считаем, что взрослые могут являться экспертами по весьма важной, но определенно ограниченной проблема­тике, связанной с современным детством. К такой пробле­матике в первую очередь отнесем оценку состояния госу­дарственной инфраструктуры для детей. Под «социальной инфраструктурой детства» нами понимается совокупность детских организаций и учреждений, непосредственно рабо­тающих с детьми, силами которых реализуются потребно­сти и интересы общества в формировании подрастающего поколения. Становление государственной политики в инте­ресах детей требует разработки специальных ориентиров деятельности и здесь также весьма полезным может стать мнение экспертов. Именно они сообщат об эффективности практических социальных, экономических, политических, правовых, психолого - педагогических, медико - экологиче­ских и других мер в системе социальной защиты детства.

Подчеркнем еще раз, что в таких сложных исследова­ниях, где объектом выступают дети, опираться на мнения экспертов нужно с большой осторожностью. Следует, по-видимому, различать экспертов-практиков (непосредствен­но работающих с детьми) и экспертов-управленцев (те, кто работают со взрослыми). Например, в одном из исследо­ваний мы задавали специалистам вопрос «Готовы ли дети участвовать в общественно - полезной деятельности?». Так вот, по мнению многих экспертов-управленцев, дети го­товы заниматься общественно - полезной деятельностью, но среди тех, кто постоянно работает с юными, лишь один (!) эксперт указал на это. Представители двух этих групп компетентны в своем круге проблем.

С другой стороны, получение такой информации край­не важно, так как позволяет составить социальный портрет взрослых, окружающих ребенка, и, получить косвенные данные, описывающие характер взаимоотношений между взрослым и детским мирами. Один из таких методов - «20 определений ребенка».Исследователь, проводя эту мето­дику, обращается с просьбой к взрослым дать разнообраз­ные определения «обычного ребенка», «хорошего и плохо­го ребенка», мальчика и девочки. Опыт проведения такого исследования показывает, что в определениях преоблада­ет образ ребенка как пассивного объекта, изменяющегося под воздействием взрослых. Основными характеристика­ми ребенка-девочки при этом были: добрая, веселая, тру­долюбивая; а мальчика: смелый, друг, любознательный.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нравится ли Вам центр, который посещает Ваш ребенок?

да нет затрудняюсь ответить

Удовлетворяют ли Вас : да нет не знаю

• организация массовых дел

• детское окружение ребенка           

• выездные мероприятия (лагерь)

Ваши предложения по улучшению работы центра

Как Вы отнесетесь к идее проведения во дворе воскрес­ной спортивной школы ?

• одобряю эту идею полностью

• не поддерживаю эту идею, так как наша семья имеет свои традиции проведения выходных

• затрудняюсь ответить

Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе.

Ваш пол: жен. муж.

Ваш возраст: ______

Подчеркнем еще раз, что в таких сложных исследова­ниях, где объектом выступают дети, опираться на мнения экспертов нужно с большой осторожностью. Следует, по-видимому, различать экспертов-практиков (непосредствен­но работающих с детьми) и экспертов-управленцев (услов­ное название). В нашем исследовании 14,3% экспертов-управленцев предполагали, что дети готовы заниматься общественно-полезной деятельностью, среди тех, кто по­стоянно работает с юными, лишь один (!) эксперт указал на это. Представители двух этих групп компетентны в своем круге проблем.

 

Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум