Рецепт эффективного внедрения
электронного обучения.
Начата поставка электронного оборудования проекта МОН СЭО - 537. О том, как идет работа по внедрению системы электронного обучения 2012 года в школе - гимназии № 31 города Астаны, входящей во второй этап Республиканского эксперимента, делится директор школы Светлана Анатольевна Повеквечнова .
В Государственной программе развития образования республики Казахстан на 2011-2020 годы сказано, что главная цель системы «e-learning» - обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям. Цель прогрессивна и перспективна, учитывая вызовы времени, потребности общества и отличительные качества современных детей. Попасть во вторую волну проекта – очень почетно и ответственно. Однако готовиться к этому процессу мы начали еще 2 года назад.
В 2010 году приказом Управления образования г.Астаны в школе-гимназии начат эксперимент по созданию системы медиаобразования как условия развития информационно-коммуникационных компетентностей учащихся и педагогов. Промежуточные результаты эксперимента успешно обобщаются, главные идеи распространяются как передовой опыт. Мы понимаем, что любой школьный эксперимент, особенно связанный с ресурсным обновлением, обязывает учителей серьезно повышать свою квалификацию, обновлять подходы к учебной деятельности, отслеживать результаты.
В течение прошлого учебного года электронное обучение, как пилотный проект Министерства образования и науки , уже охватил 44 школы республики. Он высветил как сильные, так и слабые стороны эксперимента. Мне, как внештатному лектору РИПКСО (г.Алматы), пришлось участвовать в курсах повышения квалификации педагогов Астаны по электронному обучению. Видела, каким сложным был процесс освоения новых понятий и навыков для рядовых педагогов: регистрация на сайте, работа в программе «Excel», ведение электронного журнала и дневника, создание авторских электронных продуктов, освоение компьютерных программ. Многие педагоги до курсов весьма легкомысленно относились к угрозам информационной доступности, не знали правил интернет - безопасности для учащихся.
Теперь, когда наш коллектив школы-гимназии №31 включен в пилотный проект, можно констатировать факт - нам такие трудности будут по плечу. Благодаря кропотливой научно-методической работе, подчиненной задачам медиаобразования, в нашем коллективе сделаны значительные шаги, позволяющие проектировать эффективное и гармоничное внедрение электронного обучения. А именно:
• определение педагогической цели нашего учебного заведения, ориентированной на успешную социализацию выпускников в современном информационном обществе;
• создание и работа двух кафедр - полиязычия и медиаобразования, повышение квалификации педагогов во внутришкольной системе медиаобразования и на курсах повышения квалификации;
• разработка системы развивающих спецкурсов для учащихся вариативной части рабочего учебного плана по медианаправлениям;
• проведение мониторинига учащихся и педагогов с целью диагностирования информационно-коммуникационных компетентностей,и, как следствие, грамотные корректирующие мероприятия;
• постоянное обновление и профилактика компьютерного парка, приобретение цифровой техники.
С целью профессиональной и психологической готовности наших педагогов в течение последних двух лет мы проводим специально ориентированные педагогические советы силами творческих рабочих групп учителей. Мы рассмотрели темы, связанные с глобальными информационными вызовами, с проблемами информационной безопасности, обобщали опыт повышения информационной составляющей современного урока. Большую практическую значимость имели обучающие семинары по презентации школьной локальной сети, написанию заметок и размещение их на школьном сайте, создание учебных видеофильмов в режиме «мультимедиа».
Создание медиаобразовательной среды школы – важная составляющая эксперимента электронного обучения. Нами создан школьный медиацентр, где осуществляется обучение учащихся и педагогов пользованию современными компьютерными технологиями, методике нахождения, сохранения и переработки информации на разных носителях, помощь педагогам при разработке уроков с использованием компьютеров, интерактивных досок, разработан комплекс учебно-методических пособий и рекомендаций. Результаты деятельности медиацентра оформляются в виде методических пособий, рекомендаций, выпусках собственных печатных изданий.
Свой передовой опыт мы разместили на школьном сайте (astanagimnaz.31) - это целое методическое пособие, где обобщен опыт целого коллектива за 2 года эксперимента. В этом учебном году, адаптируясь к задачам пилотного проекта МОН, главной задачей объявлено формирование информационно-коммуникационных компетентностей педагогов. Именно это условие позволит успешно апробировать и отладить работу системы электронного обучения. Многим учителям впервые пришлось познакомиться с работой электронного подиума, установленного в актовом зале школы и вызвавшего неподдельный интерес детей и взрослых. Впервые наша традиционная библиотека, наполненная книгами и журналами, станет Интернет центром с семью компьютерными выходами, со временем отсканированная традиционная литература перекочует на страницы папок электронного каталога, в перспективном плане библиотеки заложена задача дистанционного обучения учащихся и педагогов в виртуальных университетах.
Большое внимание наш коллектив уделяет детям-инвалидам, имеющим благодаря проекту акима надомные компьютеры. Они получают регулярную консультационную помощь учителей информатики, осваивают общение со сверстниками в сети, надеемся, что со временем смогут участвовать в он-лайн уроках одноклассников. Об этом учащиеся студии «Репортер» сняли видеоролик «Дети инвалиды и ИКТ».
Однако наиболее важным аспектом электронного обучения является информирование родителей и общественности. Судите сами, если на проведенной нами родительской конференции в 2010 году для многих родителей статистика компьютерных и телевизионных угроз стала откровением. Не думаем, что электронное образование сразу станет понятным и доступным для наших родителей. Анкетирование семей наших учащихся в 2012 году показало, что лишь 70% родителей с компьютером на «ты». Лишь 20% родителей освоили навыки Интернет и ТВ -контроля для детей, невелико количество просмотров школьного сайта, хотя адрес сайта как и телефон доверия записан в ученические дневники.
Имеет смысл активизировать работу с родительской общественностью с целью пропаганды электронного взаимообщения – мы провели дни открытых дверей, сняли видеоролики о ресурсном обновлении школы, провели медиафестиваль для учащихся школ-гимназий Астаны «Астана-гимн /Азии», интересующихся школьными СМИ и создающими видеоролики, проводимый в рамках городских мероприятий ко Дню Первого Президента. Рассказали об этом родителям.
Наш коллектив полон оптимизма и создает все условия для скорейшего запуска школьного портала, локальной сети, электронной базы данных. Сотрудничаем с поставщиками, пересматриваем размещение новых компьютерных кабинетов, подобрали новые кадры - специалиста - IT и лаборантов, составили план научно - методической работы, провели «нулевой срез» педагогов на сформированность у них ИКТ - компетентностей, спланировали личный образовательный маршрут каждого на ближайшее время.
На осенних каникулах совместно с компанией «Adobe» наши учителя создали цифровые продукты, используя ресурсы этой знаменитой компьютерной компании. Это полиязычное издание афоризмов, виртуальная лаборатория по химии, интерактивная школьная газета «31 век», учебный видеоролик по математике, виртуальная экскурсия в Михайловское и другие. Компания «Adobe» разместила свой отчетный видеоролик на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан о мастер-классе для учителей ШГ №31.
Новости электронного обучения мы регулярно размещаем на школьном сайте, хотели бы обсуждать общие для школ второй волны СЭО проблемы, уверены, что уже в этом календарном году сможем пополнить электронную педагогическую копилку интересными поурочными модулями, цифровыми продуктами учебной и творческой деятельности.
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|