Фактор успеха Эдуарда Хажомиа.

Ярким событием в мире детского вокала стало выступление юного
дарования из Астаны Эдуарда Хажомиа. Его дебют состоялся в начале 2013 года. Среди многочисленных
участников конкурса программа выступления шестилетнего Эдуарда покорила членов
жюри и весь зал не только вокальными данными, но и искренностью, чистотой
ярким эмоциональным колоритом исполнения детских песен. Итог признания -
звание Лауреата республиканского конкурса, Кубок и Диплом первой степени.
Мальчик с 4 - х лет занимается музыкой. Любимый инструмент -
фортепияно. На конкурсе юных музыкантов-исполнителей г. Астаны стал
обладателем Кубка второй степени (фото на 1 стр.). Но больше всего Эдуарду
нравится петь. Причём не просто воспроизводить звуки, мелодию, а осмысленно
относиться к тексту. Вначале, конечно же, мальчика привлекает мелодия. Затем,
при разучивании текста, очень много вопросов: «Почему? А что это значит?»
Очень любознательный ребёнок. Занимается вокалом с большим удовольствием,
эмоциональный, подвижный, очень открытый и не по возрасту ответственный.
Настоящий мужчина!
Бесспорно, в его воспитании
огромную роль играет семейная атмосфера любви и забота родителей. Семья
прикладывает много сил для развития ребёнка,
формирования его мироощущения.
Помимо фортепияно и вокала мальчик с большим удовольствием
занимается бальными танцами. Все занятия с ребёнком, будь то вокал, фортепияно
или бальные танцы, посещает его мама, Като Викторовна, восхитительно красивая,
любящая и в меру строгая.
Идеалом для Эдуарда является отец - Анзор Чучуевич. Каждый
раз, разучивая новую песню, пьесу или танец, мальчик говорит «Я буду очень
стараться, чтобы папу порадовать! Я хочу, чтобы папе понравилось!» Дети -
главный смыл и счастье семьи Хажомиа, что заслуживает огромного уважения и
восхищения.
Истоки вокальных данных, традиций, конечно же, лежат в
семье. Но вокальная культура, равно как исполнительская и хореография требуют
серьёзной работы с педагогами, профессионалами, специалистами именно по
работе с детьми.
К каждому ребёнку необходим особый подход, прежде всего,
как к творческой самобытной индивидуальности. В работе с детским голосом в основе
обучения важно не просто выявить, развить, а сохранить певческую голосовые
задатки природы, естество тембра, прививая постепенно вокальные навыки. Важно
ненавязчиво, ювелирно формировать устойчивый интерес и потребность ребёнка в
пении, в занятиях вокалом, в культуре сценического исполнения.
Успех вокального
обучения детей зависит от правильности определения индивидуального стиля работы
педагога с каждым конкретным ребёнком. Ведь одинаковых детей не бывает. У
каждого свои способности, свои семейные традиции, свой выбор пути развития,
ценностей. Следовательно, и пути музыкального, как, впрочем, и любого другого
воспитания, разные.
Современная педагогика музыкального воспитания имеет
множество великолепных систем, можно сказать, классического статуса. Это и
система Д.Б. Кабалевского, выдающегося музыканта и композитора ХХ века,
обладавщего ярким педагогическим талантом и даром провидца. Он смог в настоящем
разглядеть будущее ребенка. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным
президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ, Дмитрий Борисович
один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о
приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда
великое искусство станет шоу-бизнесом, когда дети, молодёжь попадут под
влияние, под зависимость от низкопробной, развлекательной массовой культуры. И
эта опасность сегодня, к сожалению, есть.
«Движение музыкальной мысли, - говорил композитор, - получая
пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».
Другое важное направление системы Д. Б. Кабалевского мы бы
назвали метод Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или
иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а
сами, через свои чувства, эмоции, творчество.
Основные принципы этой системы успешно используются в
программах музыкального воспитания детского сада «Сказка» города Астаны, воспитанником
которого является Эдуард.
Сегодня увлечение вокалом, безудержная жажда участвовать в
бесчисленных конкурсах юных вокалистов свойственна многим родителям и детям.
При этом не все юные дарования имеют музыкальное образование.
В этом случае в работе с детьми мы используем систему
немецкого композитора Карла Орфа с использованием элементов, вариаций собственного
педагогического опыта. Эта система широко используется в работе различных студий,
в детских садах и т.д. Она рассчитана не на избранных, не на имеющих
специальную музыкальную подготовку, а на всех детей.
В своей работе мы также используем систему музыкального
воспитания прекрасного венгерского композитора Золтана Кодаи, который
утверждал, что все дети имеют врождённые музыкальные данные, что нет
немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые — это те, музыкальность которых в
детстве не была замечена и развита. Главное в музыкальном воспитании, считал
композитор, пение и записывание мелодии по слуху. При этом пение, вокал
важнее, чем игра на инструменте. Лучший и самый доступный инструмент - голос,
считал Кодаи.
Воспитание хорошего музыкального вкуса, по Кодаи, не только
семейное дело, но важнейшая общественно-государственная задача. Как метод
раннего музыкального воспитания Золтан Кодаи предлагал воспитателям, особенно
папам и мамам, учить детей ходить и хлопать в ритме песни. Золтан Кодаи
выделял четыре элемента, которые отличают музыкального человека от немузыкального:
развитый слух, развитый интеллект, развитые чувства и развитые руки.
Особенно важным фактором успешного вокального обучения
является участие родителей в этом процессе. Прекрасные технологии в работе с
родителями мы берём из Вальдорфской педагогической системы. Её автор - немецкий
педагог Рудольф Штайнер. Что ценного есть в этой методике для занятий детского
вокала? Прежде всего, главный принцип воспитания: вначале эмоциональное
воспитание - потом интеллектуальное. Музыка, пение, основанные на языке
эмоций, становится важной основой раннего музыкального развития ребёнка, по
большому счёту, - основой его вокальной культуры и сценического мастерства..
На вышеназванных принципах любви к детям, бесспорным признанием
как абсолютной истины естественных природных дарований каждого ребёнка и
важнейшей роли родителей, семейных традиций строится музыкальная педагогика
японской школы Шиничи Судзуки. В этой системе главные учителя ребёнка -
родители. Они должны присутствовать на занятиях, заниматься дома с детьми.
Родители должны быть не наблюдателями и судьями, а вместе с детьми учиться
петь! Целью музыкальных занятий с крохами гениальный учитель считает: «не
воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного
человека».
Именно семейный фактор воспитания, умноженный на
педагогическое творчество и мастерство, является одним из ведущих в музыкальных
успехах юного Эдуарда Хажомиа.
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|