О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА ДЕТЕЙ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ. К Парламентским слушаниям в Государственной
Думе Федерального собрания Российской Федерации
7 декабря 2012 года
«Состояние детского движения в России
и перспективы его развития»
Взгляды на детство и юность как на подготовительный этап к жизни или как на самоценную жизнь растущих граждан в общественном сознании нашего времени несколько гармонизировались. Принятые ООН документы провозгласили права детей не только на их защиту, но и на возможность активного участия в жизни общества.
История дает немало наглядных примеров включенности детей в судьбоносные события, а также солидарной социальной активности в составе разнообразного по целевым установкам, содержанию деятельности и организационным формам детского и юношеского общественного движения.
Один из новых акцентов, отраженных в Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы - признание за детьми права участвовать в решении вопросов, касающихся их интересов в семье, школе, обществе и государстве. Все разделы Стратегии остро ставят задачу создания законодательной базы, позволяющей планомерно и последовательно осуществлять гуманистические замыслы и устремления государства в области новой политики детства, существо которой – действия в интересах детей.
Путь к созданию этого документа берет свое начало в Конвенции о правах ребенка (1989 г.).
В советский период отечественной истории путь развития отношений к детям и их сообществам изначально определялся в документах партии и правительства, которые по существу приравнивались к правовым и составляли идеологическую основу для союза молодежи, который выступал непосредственным организатором и вожатым детской самодеятельной организации. Союз молодежи был наделен практически правовыми полномочиями, которые реализовывались в постановлениях, программах, обращениях, письмах, адресованных непосредственно детям, пионерам и их руководителям всех уровней от отряда до районной, городской и республиканской организаций.
Сложившаяся в советский период практика обеспечивала стабильность, прочность и возможность организации детской самодеятельности и инициативы, формирования позитивного, заинтересованного отношения к детским сообществам семьи, школы, общества. При этом излишняя централизация, администрирование, программное однообразие порождало необходимость перестройки единой и единственной детской организации (пионерской).
В момент трансформации прежней практики жизнедеятельности детей и взрослых государство с пониманием отнеслось к необходимости правового регулирования отношений с детскими сообществами, признанию их роли и места в становлении гражданского общества. Следует подчеркнуть, что это было принципиально новое видение государством статуса детского сообщества. Закон «Об общественных объединениях» по существу наделил детские объединения автономией от политических партий, молодежных организаций, образовательных учреждений, определил их новый общественный статус.
Детские объединения обрели новый статус и свободу реализации права на объединение, но потеряли прежнюю систему подготовки кадров взрослых организаторов (вожатых) и их наставников (методистов), прежнюю символическую культуру (галстуки, горны, барабаны, пионерские комнаты, пионерскую форму и т.п.), информационное обеспечение в прежних масштабах (газета, журналы, специальная методическая литература, радиопередача, телепрограмма и т.п.), утратили имидж и общественное признание в школе, обществе.
Органы власти формировали свое отношение к ситуации в общественной жизни детей. Об этом свидетельствовало продолжавшееся становление законодательной базы. Были приняты Законы РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которые стали абсолютно новым явлением в общественной жизни детей и непосредственно причастных к их сообществам взрослых: вожатых, педагогов, воспитателей, родителей.
Новизна законодательных положений заключается в том, что они продемонстрировали официальное признание права ребенка на объединение; предоставили реальную возможность выбора детям и взрослым их предпочтений и интересов: с кем, с какими ребятами быть вместе; за каким взрослым идти; какой деятельностью заняться; на какой базе находиться. Кроме того, эти акты отразили позицию органов исполнительной власти в отношении к детским сообществам - оказание поддержки.
Особенно важно то, что по существу эти законодательные акты выступили правовой основой для возникновения, становления и развития детских общественных объединений (прежде существовала единая и единственная организация – пионерская); основой для возникновения, становления и развития кадрового корпуса добровольцев из числа родителей, старших братьев и сестер (прежде эту функцию выполняли государственные служащие, направленные союзом молодежи); основой для расширения спектра объединений и появления наравне и рядом с детскими объединениями объединений взрослых, действующих в интересах детей - ассоциаций, союзов, агентств.
Эти акты, принятые в первой половине 90-х годов минувшего века, не отразили, да и не могли отразить всей новизны и сложности нового – общественного – социального феномена в детской среде и среде причастных к нему взрослых.
Дети, подростки принимали правовые нормы естественно, в то время как взрослые, отягощенные стереотипами прежнего представления и участия в деятельности организации, деятельность которой обеспечивалась государством, столкнулись с целым рядом проблем, разрешить которые им удавалось далеко не всегда, что, естественно, с одной стороны тормозит развитие детского общественного движения, а с другой не содействует привлекательности новых действующих объединений среди детей. При этом средства массовой информации на стартовом этапе становления нового детского движения стремились отождествить его с существовавшей ранее детской организацией (пионерской).
Прошедший более чем двадцатилетний период погружения в освоение общественного статуса, сопровождающей этот статус государственной поддержки был периодом создания новой практики детских объединений. Анализ этой практики выявил ряд проблем, требующих правовой корректировки установленных законодательных норм в части уточнения нижней возрастной границы участников, процедуры регистрации объединения, участия взрослых в детских объединениях, повышения эффективности государственной поддержки и др.
Возрастные границы участников детских объединений. Известно: пребывание в рядах детского общественного объединения позволяет ребенку обрести опыт коллективной организации деятельности, освоить работу в команде, максимально реализовать свой общественный потенциал, самореализоваться. Время пребывания в таком сообществе определяется 4-5 годами, в течение которых и набирается организаторский опыт, подросток самоопределяется, самоутверждается, учится взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проходя путь от простого к сложному, от исполнителя предложений и замыслов взрослых к реализации собственных предложений и творческих замыслов.
При существовавшей прежде практике подростки вступали в ряды самодеятельной организации в 10 лет. В 14 переходили в новую, молодежную организацию. Аналогичные возрастные границы установлены и во многих зарубежных детских организациях, а возрастной диапазон обоснован исследованиями психологов. В современных условиях можно было бы ориентироваться на эти же возрастные границы.
Есть основания исходить из того, что сущностное выражение детского общественного движения заключается в обращенной на утверждение своей значимости в обществе активности ребенка, объединяемой с такой же активностью других детей. Если учесть, что потребность в утверждении значимости в обществе наступает со вступлением растущего человека в подростковый возраст, то можно совершенно определенно говорить о том, что детское движение – это движение подростков, а не детей дошкольного возраста или учащихся начальной школы.
Статус объединения и порядок его регистрации. Одна из сущностных особенностей организованного участия детей в современной общественной жизни связана с акцентированием общественного статуса детских общественных объединений, их вывода за пределы административно-организационной структуры школы и включения в систему гражданского общества.
Современное детское движение России переживает качественно новый этап своего развития, одной из отличительных особенностей которого выступает расширение пространства базирования и деятельности. Наряду с учреждениями основного и дополнительного образования детские объединения располагаются по месту жительства, в учреждениях культуры, спорта, природоохранных заповедных зонах.
Можно говорить о том, что детское движение сегодня является одним из звеньев социума и стоит в одном ряду с многочисленными и разнообразными его другими структурными подразделениями взрослых: союзами, фондами, ассоциациями, движениями и т.п. В одном ряду. Но при этом на различных началах.
Объединение – детское. Но по закону, так же как и взрослое, выполняет целый ряд требований: проходит обязательную регистрацию, ведет финансовую документацию и представляет ее в соответствующие органы, платит налоги. И, заметим, что это все вне зависимости от возраста участников объединения, от отсутствия специалиста бухгалтера, места базировании и уровня компетентности взрослого организатора.
Назрела необходимость в совершенствовании закона или принятии подзаконного акта, который бы устанавливал упрощенный (информационно-заявительный) порядок регистрации. По крайней мере, для малочисленных детских объединений, масштаб деятельности которых не выходит за пределы муниципального района, городского округа, а то и вовсе села или поселка.
Функции взрослых и их компетенции. История отечественного и международного детского движения развивалась благодаря усилиям и взаимодействию детей и взрослых. Взрослых особого склада души и характера, безгранично преданных детству.
Практика подтвердила необходимость целого корпуса взрослых различных уровней, структур и профессий, способных содействовать развитию детского общественного движения в формате сотрудничества с детьми.
Детям нужен нравственный ориентир и пример для подражания. Нужен организатор. Дети затрудняются в создании основных нормативных документов (устав, законы, обычай и т.п.). Дети не имеют опыта и прав для заключения договоров на различные виды деятельности. Дети нуждаются в представительстве своих интересов во взрослых структурах.
В самом общем виде можно выделить 4 уровня взрослых, причастных к детскому общественному движению.
Первый – самый близкий к детям: вожатые, инструкторы, организаторы.
Второй – руководители аппарата, которые призваны обеспечивать взаимодействие всех составляющих единой системы детского движения от первых его звеньев до высшего руководства.
Третий уровень – методисты, исследователи, специалисты-практики в области детского движения, ученые-теоретики, которые обеспечивают теоретическое и методическое сопровождение детского общественного движения.
Четвертый – журналисты, писатели, поэты, музыканты, драматурги, режиссеры, композиторы, которые создают в общественном мнении образ детского общественного движения, его лидеров, личностный портрет подростка - героя своего времени. И постоянно обогащают нравственный и духовный мир участников детского движения своими произведениями.
И, наконец, идеологический уровень.
В свое время непреложным правилом деятельности взрослых была их включенность в определенные звенья системы, строилась на основе единой программы, документов, регулировалась, контролировалась и оценивалась обществом.
Процессы обновления и преобразования в новой России сопровождаются рождением и созданием условий для становления нового общественного института в детской среде на современных правовых основах с обновленным институтом взрослых.
В создавшихся условиях возникло противоречие между предоставленной детям и взрослым свободой и отсутствием у взрослых опыта жить и работать с объединением подростков в системе новых координат: без идейной доктрины, без принадлежности к единой и единственной организации; без включенности в единую программу деятельности; без единых символов, ритуалов, песен, традиций.
Вместе с тем на взрослых лежит миссия носителя нравственности, патриотизма, демократических устремлений, норм и образцов поведения, которая требует владения определенными современными компетенциями. Эти взрослые по существу призваны выполнять роль опоры государства в формировании в юном поколении норм, правил, представлений и первоначальных навыков включенности детей в структуры гражданского общества.
Это особая, по своему уникальная функция. Функция ответственности взрослого за последствия детской общественной самодеятельности, которую он организует, за позитивный имидж конкретного детского объединения и детского общественного движения в целом, за создание и утверждение в массовом сознании привлекательного образа руководителя, организатора, лидера детского общественного объединения. Есть и аспект, связанный с историей создания нового социального института в детской среде, с фиксированием этой истории и сдачей документов в архив.
Такая мера ответственности требует установления в законодательном порядке определенных требований в части нравственного, идейного толка, возраста, состояния здоровья, сексуальной и политической ориентации взрослых. Подобные требования могли бы быть изложены в законе «О детском общественном движении» или другом акте одновременно с установлением базового уровня и объема необходимых для этого компетенций.
Сегодняшняя ситуация в детском общественном движении, свидетельствующая о недостатке компетентных взрослых организаторов, методистов, руководителей аппарата, творческих деятелей выдвигает задачу создания особого постоянно действующего научно-образовательного центра, который бы осуществлял многофункциональную деятельность, способствуя тем самым освоению новых компетенций, апробированию инновационных форм и методов деятельности. Совместной – детей и взрослых, только детей и только взрослых. Поддержке социальных инициатив. Им мог бы стать ресурсный центр, решение о создании которого могло бы принять Правительство РФ.
Эффективная государственная поддержка. Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» был принят более двадцати лет назад. За эти годы возникли сотни общественно - полезных детских творческих инициатив во всех регионах России. Их было бы гораздо больше, а по существу содержательнее и продуктивнее, если бы каждое реально существующее детское объединение имело юридическое лицо. Однако для абсолютного большинства процедура регистрации чрезвычайно сложна. Достаточно назвать полный список организаций и инстанций, которые надо пройти: налоговая служба, фонд социального страхования, пенсионный фонд, регистрационная палата. Когда объединение уже зарегистрировано для получения поддержки, ему предстоит создать социальный проект, требующий специальных знаний, пройти конкурсную комиссию. Затем отчитаться за полученные средства. Эта многоступенчатая модель не для детей. И не для тех взрослых, которые работают с детскими общественными объединениями. Искреннее желание работать с детьми осложняется такими условиями. Ряды добровольцев сокращаются.
Корпус взрослых организаторов нуждается в овладении принципиально новым, современным мышлением в сфере права, экономики, финансов, этики, психологии, социологии, педагогики, социокинетики, менеджмента. По существу речь идет о новой философии детствосбережения, отношения к ребенку. К его роли и месту, перспективам становления в контексте развивающегося гражданского общества. То есть о новой практике. Задача сложная. Частично эту образовательную миссию берет на себя современная специальная пресса, адресованная как взрослым, так и детям, многочисленные издания самих объединений. Во властных структурах есть общественные и государственные деятели, которые лично поддерживали и поддерживают детское общественное движение. Есть ученые, изучающие это явление. Однако существующая практика оказания государственной поддержки (конкурсная модель для юридических лиц) неэффективна. Поддержка доходит для ограниченного числа объединений. Поступление поддержки осложняется тем, что средства для детских объединений направляются в одном «пакете» с адресованными молодежным, выполняющим зачастую роль посредников. Средства массовой информации часто не доходят до адресата и требуют дополнительного субсидирования на распространение в регионы. Овладение современными компетенциями зачастую обеспечивается кустарно и не отвечает задачам новой практики. Поступающая в Государственную Думу информация отражает объективную потребность в создании постоянно действующего Федерального научно-методического центра.
Такой центр мог бы отбирать лучшие практики, стать экспериментальной научной площадкой для исследователей, взрослых организаторов и участников объединений. В этих условиях государственная поддержка могла бы стать целевой и более эффективной. При сохранении огромного разнообразия направлений и тематик, проблем разнообразных детских общественных объединений, такой центр мог бы служить фактором межнационального и межрегионального единения участников детского общественного движения России. Для этого необходимо принять решение на законодательном уровне.
Стратегия в интересах детей. Совершенно отдельного рассмотрения и внимания заслуживает раздел Национальной стратегии действий в интересах детей, связанный с участием самих детей в ее реализации. По сути в этой формулировке заложены истоки формирования гражданской позиции человека в борьбе за свои права. Любому взрослому в семье, школе, органах правопорядка трудно представить себе ребенка, который отстаивает свои права в противопоставлении со взрослым. Однако насилие и несправедливость, которые испытывают дети повсеместно, начиная с семьи, не могут и не должны допускаться государством. Утверждая это право, государство выступает как защитник и гарант здоровья, жизни и нравственной ценности ребенка.
Сферы обозначены: семья, школа, общество, государство. И в каждой из этих сфер ребенок участвует в решении вопросов, затрагивающих его интересы. Пока круг интересов не определен. Не определены и допустимые формы участия. Над этим еще предстоит работать. Но пока на уровне практики важна и сильна консервативная традиция взрослого, не допускающая какого-либо вмешательства детей в решение вопросов, касающихся их интересов. Проблема острая, осложняется российской ментальностью, где свобода и раскрепощение подростка часто приравниваются к распущенности и нахальству. Поэтому важна разработка правовых основ реализации этого положения стратегии. Для начала необходим базовый закон, защищающий это право ребенка, а далее – подзаконные акты, разъясняющие и уточняющие в деталях содержание, объем и примерные границы этого участия.
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|