Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Детство без границ

Состояние детского движения в России и перспективы его развития.

 

В соответствии с поручением Председа­теля Государственной  Думы С.Е.Нарышкина по итогам встречи с представителями обще­российских, международных, региональ ных и местных детских общественных объединений, состоявшейся в Государственной Думе 18 мая 2012 г., Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей проводятся парламентские слушания, в которых принимают участие:

депутаты Государственной Думы, члены Со­вета Федерации Федерального Собрания Рос­сийской Федерации;

члены Координационного Совета по реа­лизации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, Обще­ственной палаты Российской Федерации, упол­номоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации;

представители федеральных органов госу­дарственной власти, законодательных (пред­ставительных) и исполнительных органов госу­дарственной власти 59 субъектов Российской Федерации;

организаторы и участники детских объедине­ний России, а также представители различных институтов гражданского общества, средств массовой информации, ученые и специалисты в области детского движения.

Впервые участниками парламентского ме­роприятия являются дети - лидеры детских общественных объединений Республики Коми, Костромской, Курской, Нижегородской, Орлов­ской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Ли­пецкой областей, Ямало-Ненецкого автономно­го округа, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Их участие в обсуждении проблем развития детского движения в рамках парламентско­го мероприятия ставит своей целью создание практики открытого диалога детей с депутата­ми Государственной Думы, представителями федеральных и региональных органов государ­ственной власти, государственными и обще­ственными деятелями по вопросам, затрагива­ющим их интересы.

В Национальной стратегии действий в инте­ресах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1.06.2012 г. № 761, в качестве одной из приори­тетных задач определено преодоление устояв­шихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагива­ющих их интересы, и создание правовой осно­вы в указанной сфере.

Особая роль в реализации Национальной стратегии отводится самим детям, детским об­щественным объединениям, которые обладают большим воспитательным потенциалом орга­низации общественной жизни детей, формиро­вания у них духовно-нравственных ценностей, социальных компетенций и навыков взаимодей­ствия с различными организациями, в том чис­ле с представителями органов государственной власти и местного самоуправления.

В отсутствие государственных статистиче­ских наблюдений в области развития детского движения в России, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в рамках подготовки парламентских слушаний запросил информацию о состоянии детского движения в субъектах Российской Федерации.

Основываясь на данных, поступивших от 72 исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации, следует отметить:

1. Детское движение на современном этапе характеризуется многообразием направлений и видов деятельности и является частью общей системы общественных объединений России и гражданского общества в целом.

Структура детского движения представлена разноуровневыми и многопрофильными дет­скими объединениями, имеющими различный статус:

 по территориальной сфере деятельности – это общероссийские, международные, меж­региональные, региональные, городские, рай­онные, местные детские общественные объ­единения;

по юридическому статусу это детские объ­единения, имеющие государственную регистра­цию и обладающие правом юридического лица, и функционирующие в соответствии с законо­дательством без оформления государственной регистрации;

по организационно-правовым формам – это детские общественные движения, обществен­ные организации, общественные объединения, ассоциации, органы ученического самоуправле­ния и другие.

2. Наряду с традиционными формами дет­ских общественных объединений в последние годы отмечается тенденция формирования детских сообществ в социальных сетях, а также создание детских парламентов, общественных палат, союзов и советов организаторов детско­го движения (в формате ассоциаций).

3. В целом кадровый корпус детского дви­жения составляют вожатые образовательных учреждений, методисты учреждений дополни­тельного образования. Получает распростране­ние практика добровольчества. В детское дви­жение включаются родители, студенты, спорт­смены и другие общественные деятели.

4. Получают развитие инновационные про­граммы в сфере распространения лучших прак­тик работы детских объединений. Так, в августе 2012 года на базе Консультативно - методиче­ского центра «Лесное Чудо» (Республика Ма­рий Эл) состоялся второй профессиональный семинар-практикум лидеров детских обще­ственных объединений по программе: «Страте­гия развития детских сообществ до 2020 года», организаторами которого выступили Федера­ция детских и подростковых организаций Ре­спублики Татарстан, Союз детских и подрост­ковых организаций Республики Марий Эл «Эр вий» и Союз наследников Татарстана.

5. За последние годы в отдельных субъектах Российской Федерации сложилась практика го­сударственной поддержки детских обществен­ных объединений.

Руководство Республики Дагестан рассма­тривает детское движение как неотъемлемую часть гражданского сообщества. Здесь принят Закон «Об утверждении республиканской це­левой программы «Государственная поддерж­ка развития детских общественных объедине­ний Республики Дагестан (2008-2010 годы)».

Указом Президента Республики Саха (Яку­тия) победителям конкурса проектов детских общественных объединениям учреждены пре­зидентские гранты. Постановлением Прави­тельства Республики Саха (Якутия) установлен порядок отбора получателей и предоставления субсидий из государственного бюджета Респу­блики Саха (Якутия) на реализацию проектов республиканских детских общественных объ­единений

В г.Москве сложилась межведомственная система поддержки детских объединений, эле­ментами которой являются: Городской и окруж­ные координационные центры по государствен­ной поддержке развития детского движения; созданный Комитетом общественных связей Дом детских общественных организаций; соз­данные Департаментом образования центры по взаимодействию с детскими объединения­ми и органами ученического самоуправления; научно-методический центр социально-воспи­тательной работы департамента семейной и молодежной политики; система подготовки ли­деров и участников детских объединений. Из­даются детская газет и журнал для организато­ров детского движения и др.

Министерство молодёжной политики, спорта и туризма, Министерство образования Оренбург­ской области посредством заключения государ­ственных контрактов, соглашений и договоров финансируют деятельность Оренбургской об­ластной общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций». Подобная практика осуществляется в Республике Каре­лия, Курской, Ленинградской, Новгородской и других областях.

В Тамбовской области сложился опыт орга­низации переговорных площадок с участием представителей органов государственной вла­сти, лидеров и руководителей детских обще­ственных объединений.

Кроме того, основными формами поддержки детских объединений в различных субъектах Российской Федерации являются сохранение в образовательных учреждениях ставок стар­ших вожатых, организация специализирован­ных смен детских общественных объединений на базе детских оздоровительных центров, ин­формационная и организационная поддержка их деятельности.

 Обсудив проблемы совершенствования пра­вовых механизмов обеспечения участия детей в жизни гражданского общества и в принятии решений, затрагивающих их интересы, а также инструменты практического решения вопросов поддержки детских объединений, участники парламентских слушаний отмечают следую­щее:

1. Несмотря на положительные тенденции в развитии детского движения в России, суще­ствуют ряд глубоких и системных проблем:

- детское движение не консолидировано, в стране отсутствует какой-либо координирующий общественный орган, что приводит к стихий­ности, локальности, снижению эффективности деятельности детских объединений; осложняет их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- руководители детских объединений не име­ют необходимых компетенций и достаточного опыта работы в системе общественных объ­единений, устойчив стереотип представлений «государство должно»;

- во многих субъектах Российской Федерации инфраструктура поддержки детских объедине­ний, система повышения уровня компетенций руководителей и лидеров детских объединений формируется крайне медленно или совсем от­сутствует;

- абсолютное большинство детских объеди­нений не имеют юридического лица, что не по­зволяет им в рамках установленной законода­тельством процедуры, рассчитывать на финан­совую поддержку.

2. Детское движение в современной России функционирует не только в новых историче­ских и социально-экономических реалиях, но и в условиях постоянного обновления и совер­шенствования нормативной правовой базы в сфере реализации права граждан на объеди­нение.

Общественные отношения в сфере реализа­ции права детей на объединение регулируют­ся комплексом нормативных и правовых актов: Федеральным законом от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; Феде­ральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос­сийской Федерации»; Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государствен­ной поддержке молодежных и детских обще­ственных объединений»; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О не­коммерческих организациях» и другими.

Анализ законодательной базы субъектов Российской Федерации показывает, что во всех субъектах приняты нормативные право­вые акты о государственной поддержке моло­дежных и детских общественных объедине­ний. Однако в абсолютном большинстве таких актов практически одинаково формулируются цели и задачи государственной молодежной политики, направления, способы и формы под­держки молодежных и детских общественных объединений, без учета специфических осо­бенностей создания и организации деятельно­сти последних.

Несмотря на наличие обширной законода­тельной базы об общественных объединениях, участники парламентских слушаний обращают внимание, что:

- законодательство  в сфере реализации права детей на объединение, характеризует­ся определенной неупорядоченностью, а также излишней декларативностью правовых поло­жений;

- наличие устаревших норм, не отражающих современные реалии, создает коллизию меж­ду правом детей на объединение и условиями для расширения их деятельности;

- законодательные акты в концентрирован­ном виде не содержат определения понятий «детское движение», «детское объединение», определения статуса лиц, достигших 18 лет, - участников, руководителей, учредителей дет­ского объединения, а также статуса органов ученического самоуправления и др.;

- несовершенство механизмов поддержки детских общественных объединений является одним из сдерживающих факторов развития детского движения в России.

Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских обществен­ных объединений» по сути, регулирует узкую сферу деятельности молодежных и детских общественных объединений, а именно отно­шения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки молодежных и детских объедине­ний.

Принятый 17 лет назад Федеральный закон не отвечает требованиям настоящего времени и в условиях современной России не обеспе­чивает решение задач развития детского дви­жения как важнейшего социального института участия детей в жизни гражданского общества.

Нормы указанного Федерального закона не отражают особенности и различия молодеж­ных и детских объединений, в связи с чем ус­ловия, основные способы и формы поддержки детских и молодежных объединений, опреде­лены по единому шаблону решения этой зада­чи.

Между тем, - это различные виды объеди­нений не только по формам деятельности, но и по способам самоорганизации.

Детские объединения, как правило, функци­онируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица, что не позволяет абсолютному большинству из них на равных с молодежными и другими обще­ственными объединениями участвовать в кон­курсах проектов федерального, регионально­го, местного уровней и других мероприятиях, предполагающих их финансирование из раз­личных источников.

Участники парламентских слушаний от­мечают, что необходимость дальнейшего со­вершенствования законодательной базы в сфере реализации права детей на объедине­ние может быть также обусловлена социаль­ными вызовами и рисками в детской среде (активизацией групп детей противоправной направленности, ростом суицидов, интернет­зависимости и другими рисками.

Анализ предложений, поступивших в Коми­тет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей от исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, показывает, что механизм реше­ния задач должен носить комплексный, си­стемный и целевой характер.

При этом охватывать все виды детских объ­единений - российские, международные (за­регистрированные в Российской Федерации), межрегиональные, региональные и местные, в том числе, объединения, функционирующие с правами юридического лица, так и без госу­дарственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Перечень нерешенных задач требует актуа­лизации действующей нормативной правовой базы и заполнения правового вакуума с учетом происходящих в условиях динамично развива­ющегося гражданского общества структурных и качественных изменений детского движения.

В связи с этим целесообразна разработка проекта федерального закона «О внесении из­менений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Феде­рации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, и развития дет­ского движения».

В рамках указанного законопроекта следует предусмотреть внесение изменений в комплекс законодательных актов:

1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ре­бенка в Российской Федерации» в части:

1.1 уточнения и дополнения понятийного аппарата следующими понятиями – «детское общественное движение», «детское обще­ственное объединение», «инфраструктура под­держки детских объединений»;

1.2. определения членства детского объеди­нения, статуса членов общественного объеди­нения, достигших возраста 18-ти лет, их прав, обязанностей, ответственности;

1.3. закрепление статуса, функций и прав органов ученического самоуправления в обра­зовательных учреждениях, в. т.ч. их кураторов;

1.4. определения механизмов формирова­ния инфраструктуры детских объединений, включая предоставление объектов (помеще­ний, зданий, строений, сооружений), и иного имущества в пользование детским обществен­ным объединениям;

1.5. осуществления мониторинга и статисти­ческих наблюдений в области развития дет­ского движения в России;

1.6. установления Дня детского движения в России.

1.7. определения способов активизации негосударственного сектора в оказании со­действия и поддержки детских общественных объединений.

2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в части внесения дополнения в статью 4 поло­жения о том, что деятельность детских обще­ственных объединений может регулироваться специальным законом.

3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объ­единений» в части:

3.1. определения дополнительных мер под­держки детских общественных объединений с учетом их специфики создания и организации деятельности;

3.2. уточнения условий предоставления го­сударственной поддержки детским общерос­сийским, международным, региональным об­щественным объединениям, в том числе, сни­жения их численности с 3000 до 1000 человек;

4. Федеральный закон от 12 января  1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организа­циях» в части дополнения положением, что к числу видов деятельности социально ори­ентированных некоммерческих организаций относится деятельность детских обществен­ных объединений и/или содействие такой де­ятельности, что является одним из условий поддержки социально ориентированных не­коммерческих организаций органами государ­ственной власти и органами местного само­управления (статья 31.1.).

5. Налоговый кодекс Российской Феде­рации в части установления специального на­логового режима, упрощенных правил ведения налогового учета для детских общественных объединений;

6. Федеральный закон «Об общих прин­ципах организации местного самоуправле­ния в Российской Федерации» от 6.10.2003 года № 131-ФЗ в части отнесения к полномо­чиям органов местного самоуправления вопро­сов поддержки детского движения, в том числе:

1) формирование и осуществление муници­пальных программ поддержки развития дет­ских общественных объединений;

3) формирование инфраструктуры под­держки детского движения;

4) содействие в организации мероприятий детских общественных объединений;

5)образование координационных или сове­щательных органов в области развития дет­ского движения и другие.

Кроме того, требуют специального обсужде­ния такие вопросы, как создание ответствен­ной организации в формате общественно-го­сударственного партнерства - Национального Комитета по координации и взаимодействию детских общественных объединений России, разработка и реализация общенациональ­ных проектов детских объединений России.

В условиях, когда потребности общества в развития детского движения становятся все более очевидными, требование о соответ­ствии правовой формы такого социального фе­номена, как детское объединение, реальным, объективным процессам развития общества приобретают особую актуальность.

В связи с этим участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Правитель­ству Российской Федерации:

1.1 Дополнить План реализации Нацио­нальной стратегии действий в интересах де­тей на 2012 - 2017 годы следующими меропри­ятиями:

- разработка и реализация проекта созда­ния в 8 федеральных округах Российской Фе­дерации Ресурсных центров - домов детских общественных объединений;

- разработка и реализация проекта созда­ния Научно-исследовательского центра изуче­ния практики участия детей в жизни граждан­ского общества;

- разработка и реализация общественно-го­сударственного проекта «ПРОдвижение» (соз­дание информационно-издательского центра детского движения России);

- разработка и реализация общественно-государственного проекта «Участие» (форми­рование стандартов, методик и показателей участия детей в принятии решений, затрагива­ющих их интересы)

- разработка и реализация программы мо­ниторинга оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, и раз­вития детского движении России;

1.2. Внести изменение в пункт 5.22(5) поста­новления Правительства Российской Федера­ции от 15 мая 2010 г. № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации» в части уточнения полномочий по содействию развития детских объединений России;

2. Правительственной комиссии по де­лам несовершеннолетних и защите их прав рассмотреть предложение о проведении в 2013 году специального заседания по вопро­су о деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по поддержке развития детского движения в России.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить разра­ботку стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интере­сы.

4. Координационному совету при Пре­зиденте Российской Федерации по реали­зации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы сфор­мировать группу экспертов в области детского движения и обсудить на заседании Коорди­национного совета вопрос законодательного обеспечения процесса участия детей в приня­тии решений, затрагивающих их интересы.

5. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

5.1. Комитету по вопросам семьи, жен­щин и детей совместно с Комитетом по делам общественных объединений и рели­гиозных организаций, Комитетом по физи­ческой культуре, спорту и делам молодежи осуществить разработку концепции совершен­ствования законодательства в сфере реали­зации права детей на объединение и участие в принятии решений, затрагивающих их интере­сы, и пакета законодательных предложений.

5.2. Комитету по вопросам семьи, жен­щин и детей поддержать предложение ли­деров детских общественных объединений о проведении в 2013 году I Форума детских объединений, Форума детских объ­единений России.

6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в целях дальнейшего развития детского движения:

6.1. Рассмотреть вопрос о разработке нор­мативных правовых актов, комплексных целе­вых программ поддержки детского движения, предусматривающих формирование инфра­структуры детских объединений (создание ре­сурсных центров, подготовку специалистов, работающих в детском движении как на посто­янной основе, так и в качестве добровольцев, проведение конкурсов социально ориентиро­ванных проектов и иных мероприятий, направ­ленных на формирование социальной активно­сти детей);

6.2. Обеспечить разработку механизмов предоставления объектов (помещений, зда­ний, строений, сооружений) и иного имущества в пользование детским общественным объ­единениям;

6.3. Оказывать содействие в организации экспериментальных площадок по апробации новых моделей и лучших практик работы дет­ских общественных объединений, реализации социально значимых проектов;

6.4. Обеспечить участие представителей органов государственной власти в координа­ционных советах детского движения, шире ис­пользовать практику заключения договоров о сотрудничестве с детскими общественными объединениями и  их поддержке;

6.5. Осуществлять мониторинг состояния и развития в регионе детского движения.

Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум