Состояние детского движения в России
и перспективы его развития.
В соответствии с поручением Председателя
Государственной Думы С.Е.Нарышкина по
итогам встречи с представителями общероссийских, международных, региональ ных
и местных детских общественных объединений, состоявшейся в Государственной Думе
18 мая 2012 г., Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей проводятся
парламентские слушания, в которых принимают участие:
депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации;
члены Координационного Совета по реализации Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, Общественной палаты
Российской Федерации, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской
Федерации;
представители федеральных органов государственной власти,
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти 59 субъектов Российской Федерации;
организаторы и участники детских объединений России, а
также представители различных институтов гражданского общества, средств
массовой информации, ученые и специалисты в области детского движения.
Впервые участниками парламентского мероприятия являются
дети - лидеры детских общественных объединений Республики Коми, Костромской,
Курской, Нижегородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Липецкой
областей, Ямало-Ненецкого автономного округа, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.
Их участие в обсуждении проблем развития детского движения в
рамках парламентского мероприятия ставит своей целью создание практики
открытого диалога детей с депутатами Государственной Думы, представителями
федеральных и региональных органов государственной власти, государственными и
общественными деятелями по вопросам, затрагивающим их интересы.
В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012
- 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1.06.2012
г. № 761, в качестве одной из приоритетных задач определено преодоление устоявшихся
стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений,
затрагивающих их интересы, и создание правовой основы в указанной сфере.
Особая роль в реализации Национальной стратегии отводится самим
детям, детским общественным объединениям, которые обладают большим
воспитательным потенциалом организации общественной жизни детей, формирования
у них духовно-нравственных ценностей, социальных компетенций и навыков
взаимодействия с различными организациями, в том числе с представителями
органов государственной власти и местного самоуправления.
В отсутствие
государственных статистических наблюдений в области развития детского движения
в России, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в
рамках подготовки парламентских слушаний запросил информацию о состоянии
детского движения в субъектах Российской Федерации.
Основываясь на данных,
поступивших от 72 исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, следует отметить:
1. Детское движение на
современном этапе характеризуется многообразием направлений и видов
деятельности и является частью общей системы общественных объединений России и
гражданского общества в целом.
Структура детского
движения представлена разноуровневыми и многопрофильными детскими
объединениями, имеющими различный статус:
по территориальной сфере деятельности – это
общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные,
местные детские общественные объединения;
по юридическому статусу
– это детские объединения, имеющие государственную регистрацию и
обладающие правом юридического лица, и функционирующие в соответствии с законодательством
без оформления государственной регистрации;
по организационно-правовым
формам – это детские общественные движения, общественные организации,
общественные объединения, ассоциации, органы ученического самоуправления и
другие.
2. Наряду с
традиционными формами детских общественных объединений в последние годы отмечается
тенденция формирования детских сообществ в социальных сетях, а также создание
детских парламентов, общественных палат, союзов и советов организаторов детского
движения (в формате ассоциаций).
3. В целом кадровый
корпус детского движения составляют вожатые образовательных учреждений,
методисты учреждений дополнительного образования. Получает распространение
практика добровольчества. В детское движение включаются родители, студенты,
спортсмены и другие общественные деятели.
4. Получают развитие инновационные
программы в сфере распространения лучших практик работы детских объединений.
Так, в августе 2012 года на базе Консультативно - методического центра «Лесное
Чудо» (Республика Марий Эл) состоялся второй профессиональный
семинар-практикум лидеров детских общественных объединений по программе:
«Стратегия развития детских сообществ до 2020 года»,
организаторами которого выступили Федерация детских и подростковых организаций
Республики Татарстан, Союз детских и подростковых организаций Республики
Марий Эл «Эр вий» и Союз наследников Татарстана.
5. За последние годы в
отдельных субъектах Российской Федерации сложилась практика государственной
поддержки детских общественных объединений.
Руководство Республики Дагестан рассматривает детское движение
как неотъемлемую часть гражданского сообщества. Здесь принят Закон «Об
утверждении республиканской целевой программы «Государственная поддержка
развития детских общественных объединений Республики Дагестан (2008-2010
годы)».
Указом Президента Республики Саха (Якутия) победителям
конкурса проектов детских общественных объединениям учреждены президентские
гранты. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) установлен
порядок отбора получателей и предоставления субсидий из государственного
бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию проектов республиканских
детских общественных объединений
В г.Москве сложилась межведомственная система поддержки
детских объединений, элементами которой являются: Городской и окружные
координационные центры по государственной поддержке развития детского
движения; созданный Комитетом общественных связей Дом детских общественных
организаций; созданные Департаментом образования центры по взаимодействию с
детскими объединениями и органами ученического самоуправления;
научно-методический центр социально-воспитательной работы департамента
семейной и молодежной политики; система подготовки лидеров и участников
детских объединений. Издаются детская газет и журнал для организаторов
детского движения и др.
Министерство молодёжной
политики, спорта и туризма, Министерство образования Оренбургской области
посредством заключения государственных контрактов, соглашений и договоров
финансируют деятельность Оренбургской областной общественной организации
«Федерация пионерских и детских организаций». Подобная практика осуществляется
в Республике Карелия, Курской, Ленинградской, Новгородской и других областях.
В Тамбовской области
сложился опыт организации переговорных площадок с участием представителей
органов государственной власти, лидеров и руководителей детских общественных
объединений.
Кроме того, основными
формами поддержки детских объединений в различных субъектах Российской
Федерации являются сохранение в образовательных учреждениях ставок старших вожатых,
организация специализированных смен детских общественных объединений на базе
детских оздоровительных центров, информационная и организационная поддержка их
деятельности.
Обсудив проблемы
совершенствования правовых механизмов обеспечения участия детей в жизни
гражданского общества и в принятии решений, затрагивающих их интересы, а также
инструменты практического решения вопросов поддержки детских объединений, участники парламентских слушаний
отмечают следующее:
1. Несмотря на положительные тенденции в развитии детского
движения в России, существуют ряд глубоких и системных проблем:
- детское движение не консолидировано, в стране отсутствует
какой-либо координирующий общественный орган, что приводит к стихийности,
локальности, снижению эффективности деятельности детских объединений; осложняет
их взаимодействие с органами государственной власти и органами местного
самоуправления;
- руководители детских объединений не имеют необходимых
компетенций и достаточного опыта работы в системе общественных объединений,
устойчив стереотип представлений «государство должно»;
- во многих субъектах Российской Федерации инфраструктура
поддержки детских объединений, система повышения уровня компетенций
руководителей и лидеров детских объединений формируется крайне медленно или
совсем отсутствует;
- абсолютное большинство детских объединений не имеют
юридического лица, что не позволяет им в рамках установленной законодательством
процедуры, рассчитывать на финансовую поддержку.
2.
Детское движение в современной России функционирует не только в новых исторических
и социально-экономических реалиях, но и в условиях постоянного обновления и
совершенствования нормативной правовой базы в сфере реализации права граждан
на объединение.
Общественные
отношения в сфере реализации права детей на объединение регулируются
комплексом нормативных и правовых актов: Федеральным законом
от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации»; Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О
государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Законом Российской Федерации «Об образовании»; Федеральным законом от 12 января
1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и другими.
Анализ
законодательной базы субъектов Российской Федерации показывает, что во всех
субъектах приняты нормативные правовые акты о государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений. Однако в абсолютном большинстве таких
актов практически одинаково формулируются цели и задачи государственной
молодежной политики, направления, способы и формы поддержки молодежных и
детских общественных объединений, без учета специфических особенностей
создания и организации деятельности последних.
Несмотря
на наличие обширной законодательной базы об общественных объединениях,
участники парламентских слушаний обращают внимание, что:
-
законодательство в сфере реализации
права детей на объединение, характеризуется определенной неупорядоченностью, а
также излишней декларативностью правовых положений;
-
наличие устаревших норм, не отражающих современные реалии, создает коллизию между
правом детей на объединение и условиями для расширения их деятельности;
-
законодательные акты в концентрированном виде не содержат определения понятий
«детское движение», «детское объединение», определения статуса лиц, достигших
18 лет, - участников, руководителей, учредителей детского объединения, а также
статуса органов ученического самоуправления и др.;
-
несовершенство механизмов поддержки детских общественных объединений является
одним из сдерживающих факторов развития детского движения в России.
Федеральный
закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных
объединений» по сути, регулирует узкую сферу деятельности молодежных и детских
общественных объединений, а именно отношения, возникающие в связи с
установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер
государственной поддержки молодежных и детских объединений.
Принятый
17 лет назад Федеральный закон не отвечает требованиям настоящего времени и в
условиях современной России не обеспечивает решение задач развития детского
движения как важнейшего социального института участия детей в жизни
гражданского общества.
Нормы
указанного Федерального закона не отражают особенности и различия молодежных и
детских объединений, в связи с чем условия, основные способы и формы поддержки
детских и молодежных объединений, определены по единому шаблону решения этой
задачи.
Между
тем, - это различные виды объединений не только по формам деятельности, но и
по способам самоорганизации.
Детские
объединения, как правило, функционируют без государственной регистрации и
приобретения прав юридического лица, что не позволяет абсолютному большинству
из них на равных с молодежными и другими общественными объединениями
участвовать в конкурсах проектов федерального, регионального, местного
уровней и других мероприятиях, предполагающих их финансирование из различных
источников.
Участники парламентских слушаний отмечают, что необходимость дальнейшего совершенствования
законодательной базы в сфере реализации права детей на объединение может быть
также обусловлена социальными вызовами и рисками в детской среде (активизацией
групп детей противоправной направленности, ростом суицидов, интернетзависимости
и другими рисками.
Анализ
предложений, поступивших в Комитет Государственной Думы по вопросам семьи,
женщин и детей от исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, показывает, что механизм решения задач должен носить комплексный, системный и целевой
характер.
При
этом охватывать все виды детских объединений - российские, международные (зарегистрированные
в Российской Федерации), межрегиональные, региональные и местные, в том числе,
объединения, функционирующие с правами юридического лица, так и без государственной
регистрации и приобретения прав юридического лица.
Перечень
нерешенных задач требует актуализации действующей нормативной правовой базы и
заполнения правового вакуума с учетом происходящих в условиях динамично развивающегося
гражданского общества структурных и качественных изменений детского движения.
В
связи с этим целесообразна разработка проекта федерального закона «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях
обеспечения процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы,
и развития детского движения».
В
рамках указанного законопроекта следует предусмотреть внесение изменений в
комплекс законодательных актов:
1. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» в части:
1.1
уточнения и дополнения понятийного аппарата следующими понятиями – «детское
общественное движение», «детское общественное объединение», «инфраструктура
поддержки детских объединений»;
1.2.
определения членства детского объединения, статуса членов общественного объединения,
достигших возраста 18-ти лет, их прав, обязанностей, ответственности;
1.3.
закрепление статуса, функций и прав органов ученического самоуправления в образовательных
учреждениях, в. т.ч. их кураторов;
1.4.
определения механизмов формирования инфраструктуры детских объединений,
включая предоставление объектов (помещений, зданий, строений, сооружений), и
иного имущества в пользование детским общественным объединениям;
1.5.
осуществления мониторинга и статистических наблюдений в области развития детского
движения в России;
1.6.
установления Дня детского движения в России.
1.7.
определения способов активизации негосударственного сектора в оказании содействия
и поддержки детских общественных объединений.
2. Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных
объединениях» в части внесения
дополнения в статью 4 положения о том, что деятельность детских общественных
объединений может регулироваться специальным законом.
3. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений» в части:
3.1.
определения дополнительных мер поддержки детских общественных объединений с
учетом их специфики создания и организации деятельности;
3.2.
уточнения условий предоставления государственной поддержки детским общероссийским,
международным, региональным общественным объединениям, в том числе, снижения
их численности с 3000 до 1000 человек;
4. Федеральный закон от 12 января
1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части дополнения положением, что к числу видов деятельности
социально ориентированных некоммерческих организаций относится деятельность
детских общественных объединений и/или содействие такой деятельности, что
является одним из условий поддержки социально ориентированных некоммерческих
организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления
(статья 31.1.).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления специального налогового режима, упрощенных
правил ведения налогового учета для детских общественных объединений;
6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 года № 131-ФЗ в части отнесения к полномочиям органов местного самоуправления
вопросов поддержки детского движения, в том числе:
1)
формирование и осуществление муниципальных программ поддержки развития детских
общественных объединений;
3)
формирование инфраструктуры поддержки детского движения;
4)
содействие в организации мероприятий детских общественных объединений;
5)образование
координационных или совещательных органов в области развития детского
движения и другие.
Кроме
того, требуют специального обсуждения такие вопросы, как создание ответственной организации в формате общественно-государственного партнерства -
Национального Комитета по координации и взаимодействию детских общественных
объединений России, разработка и
реализация общенациональных проектов
детских объединений России.
В
условиях, когда потребности общества в развития детского движения становятся
все более очевидными, требование о соответствии правовой формы такого
социального феномена, как детское объединение, реальным, объективным процессам
развития общества приобретают особую актуальность.
В
связи с этим участники парламентских слушаний рекомендуют: 1. Правительству Российской Федерации:
1.1
Дополнить План реализации Национальной стратегии действий в интересах детей
на 2012 - 2017 годы следующими мероприятиями:
-
разработка и реализация проекта создания в 8 федеральных округах Российской Федерации
Ресурсных центров - домов детских общественных объединений;
-
разработка и реализация проекта создания Научно-исследовательского центра
изучения практики участия детей в жизни гражданского общества;
-
разработка и реализация общественно-государственного проекта «ПРОдвижение»
(создание информационно-издательского центра детского движения России);
-
разработка и реализация общественно-государственного проекта «Участие» (формирование
стандартов, методик и показателей участия детей в принятии решений, затрагивающих
их интересы)
-
разработка и реализация программы мониторинга оценки участия детей в принятии
решений, затрагивающих их интересы, и развития детского движении России;
1.2.
Внести изменение в пункт 5.22(5) постановления Правительства Российской Федерации
от 15 мая 2010 г. № 337 «О Министерстве образования и науки Российской
Федерации» в части уточнения полномочий по содействию развития детских
объединений России;
2. Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав рассмотреть предложение о
проведении в 2013 году специального заседания по вопросу о деятельности
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по
поддержке развития детского движения в России.
3. Министерству образования и науки Российской Федерации обеспечить разработку стандартов и методик участия детей в
принятии решений, затрагивающих их интересы.
4. Координационному совету при Президенте Российской Федерации по реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы сформировать группу экспертов в области детского движения
и обсудить на заседании Координационного совета вопрос законодательного
обеспечения процесса участия детей в принятии решений, затрагивающих их
интересы.
5. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
5.1. Комитету по вопросам семьи, женщин и детей совместно
с Комитетом по делам общественных объединений и религиозных организаций,
Комитетом по физической культуре, спорту и делам молодежи осуществить разработку концепции совершенствования
законодательства в сфере реализации права детей на объединение и участие в
принятии решений, затрагивающих их интересы, и пакета законодательных
предложений.
5.2. Комитету по вопросам семьи, женщин и детей поддержать предложение лидеров детских общественных
объединений о проведении в 2013 году I Форума детских объединений, Форума детских объединений России.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в
целях дальнейшего развития детского движения:
6.1.
Рассмотреть вопрос о разработке нормативных правовых актов, комплексных целевых
программ поддержки детского движения, предусматривающих формирование инфраструктуры
детских объединений (создание ресурсных центров, подготовку специалистов,
работающих в детском движении как на постоянной основе, так и в качестве
добровольцев, проведение конкурсов социально ориентированных проектов и иных
мероприятий, направленных на формирование социальной активности детей);
6.2.
Обеспечить разработку механизмов предоставления объектов (помещений, зданий,
строений, сооружений) и иного имущества в пользование детским общественным объединениям;
6.3.
Оказывать содействие в организации экспериментальных площадок по апробации
новых моделей и лучших практик работы детских общественных объединений,
реализации социально значимых проектов;
6.4.
Обеспечить участие представителей органов государственной власти в координационных
советах детского движения, шире использовать практику заключения договоров о
сотрудничестве с детскими общественными объединениями и их поддержке;
6.5.
Осуществлять мониторинг состояния и развития в регионе детского движения.
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|