Концепция развития Единой Детско - Юношеской организации " Жас Ұлан"
Данная Концепция составлена для обозначения этапов развития, путей планомерного расширения поля деятельности, последовательного построения эффективной организационной и управленческой структуры Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» на 2012-2020 годы и предназначена для координирования деятельности руководителей, педагогов организаций образования, методистов институтов повышения квалификации, школьных вожатых, руководителей организаций дополнительного образования и детских общественных структур.
Введение Главой государства Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по усилению воспитательного компонента процесса обучения. Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание - эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности. Воспитание подрастающего поколения необходимо проводить на высоких духовно-нравственных, культурологических, патриотических и созидательных идеях в действующей системе школьного образования с обязательным учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, действующих программ воспитания казахстанских школьников, в тесном взаимодействии с семейным воспитанием и возможностями существующей системы дополнительного образования школьников. 11 февраля 2011 года на XIII Съезде Народно-Демократической партии «Нұр Отан» Глава государства, Председатель партии «Нұр Отан» Н.А. Назарбаев отметил необходимость объединения молодежи страны путем создания Единого детского движения «Жас Ұлан» и учреждения новой системы общественных объединений для детей младшего школьного возраста «Жас Қыран». Детские общественные объединения, их наличие или отсутствие, признание или игнорирование со стороны общества свидетельствует об определенном уровне зрелости гражданского общества страны. Поэто-Поэтому в год празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан инициативной группой лидеров молодежных организаций 6 июля 2011 года было создано Республиканское Общественное Объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан». «Жас Ұлан» призвана стать эффективной и востребованной всеми школьниками страны и имеющей поддержку населения и руководства страны единой организацией, представляющей собой координацион-единой организацией, представляющей собой координацион-организацией, представляющей собой координационную (координирующую) и организационную (организующую) структуру, объединяющую и воспитывающую подрастающее поколение в духе казахстанского патриотизма на основе высоких духовно-нравственных ценностей, позиций гуманизма, взаимопонимания, терпимости и друж-взаимопонимания, терпимости и дружбы между всеми народами Казахстана, а также прививать чувство причастности к повседневным заботам и перспективным задачам развития государства, формируя таким образом идейную основу гражданского сознания у школьников страны. Организация призвана интегрировать на республиканском уровне усилия профессионалов и родителей в работе с детьми, представлять и кури-, представлять и курировать международное сотрудничество и межрегиональную и международную общественную деятельность школьников с единой позиции. Целью движения является создание единой организации национального масштаба, нацеленной на формирование фундамента гражданского сознания школьников, с динамичной и устойчивой структурой, способной отвечать всем вызовам времени на поле его деятельности, являясь активным игроком в молодежном информационном пространстве страны. Концепция развития Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» на 2012-2020 годы (далее – Концепция), реализуя государственную политику Казахстана в области образования, призвана дать представление о пути развития движения «Жас Ұлан» для достижения поставленной цели посредствомпоследовательности мероприятий и механизмов их реализации, является дорожной картой становления организации. 1. Цель и задачи Концепции Цель Концепции - обозначение этапов развития, путей планомерного расширения поля деятельности, последовательного построения эффективной организационной и управленческой структуры Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан» на 2012-2020 годы. Задачи Концепции: - определить цель, задачи и структуру организации «Жас Ұлан» на период до 2020г.; - определить научно-методологическое обоснование необходимых мер для достижения поставлен-для достижения поставленных целей детской организации «Жас Ұлан»; - определить содержание и основные направления деятельности «Жас Ұлан» до указанного пери- до указанного периода ; - определить основные показатели развития «Жас Ұлан», способы их фиксации и оценки; - определить ожидаемые результаты по итогам реализации Концепции. 2. Этапы развития движения 1) Формирование станового хребта организации – лиги вожатых, координаторов (2012-2020 гг.) Приоритетом на начальном этапе жизнедеятельности движения является формирование станового хребта организации – лиги вожатых (координаторов) (1-2 на школу). В данный период представляется необходимым организация курсов, семинаров, конференций, с выездом в другие регионы и зарубеж, встреч с видными общественными, политическими, культурными деятелями, серий лидерских лекций «Өмірім — өнегем» и др. 2) Экспериментальная программа по созданию школьных комитетов, клубов и т.д. Поиск оптимальной организационной структуры на местах (2012-2013 гг.) Вся деятельность организации будет основываться на организационной активности вожатых, координаторов, Ұланбасы, которые будут на местах организовывать команды (отряды), клубы по интересам и др. 3) Создание плана мероприятий - брендинга. Телевидение, социальная реклама, кино, концерты, массовые акции, экскурсии, походы (2012-2017 гг.) Разработка фирменного стиля. Конкурс по тематике социальных реклам. Цикл детско-юношеских передач на ТВ. Конкурс песен, стихов. Спортивные мероприятия. Выступление на телевидении лидеров движения, кино, концерты, КВН, массовые акции, флешмобы, экскурсии, походы, восхождение на горы и тд. 4) Продвижение законопроекта, связанного с ЖУ (финансирование, регламентация международной деятельности, структуры и полномочий правления) 2013-2014 гг. В законе об образовании (движениях) должна быть хотя бы одна статья (пункт), которая будет формулировать жизненно важные для устойчивого функционирования обстоятельства. Все структуры среднего, дополнительного образования должны работать над этой идеей. Нужно особо обратить внимание на международную деятельность. 3. Научно-методологические основы деятельности «Жас Ұлан» В своей работе, направленной на выполнение цели и задач, стоящих перед «Жас Ұлан», организация руководствуется следующими методологическими подходами: - меритократический подход, позволяющий каждому ребенку получать то, что заслуживает, благодаря собственным стараниям и способностям на основе личных достижений; - системный подход подразумевает, что «Жас Ұлан» - это многоступенчатая, многофункциональная, открытая система первичных детских общественных структур с вертикальной иерархией подчиненности, фиксированным членством, правами и обязанностями каждого члена, органа самоуправления и должностного лица; - личностно-ориентированный подход, предполагающий обеспечение индивидуальной траектории развития каждого школьника, сотрудничество взрослого и ребенка, способствующее самореализации личности; - социологический подход, позволяющий создать пространство, в котором ребенок активно включается в культурные связи общества, формирует собственное социальное поведение, расширяет пространство социального взаимодействия; - компетентностный подход, важнейшим компонентом которого является ориентация на практические навыки, способность применять полученные знания, реализовывать собственные проекты; - аксиологический подход – возможность рассмотрения как ценностного самоопределения личности через понимание смысла, цели и ресурсов собственной жизни, определения нравственных устоев и принципов поведения личности; - культурологический подход, позволяющий рассматривать человека как уникальный мир культуры, а его формирование как процесс взаимодействия системы общечеловеческих, национальных и культурных ценностей; - синергетический подход рассматривается как саморазвивающаяся система за счет активного взаимодействия с внешней средой и другими системами; - методология педагогической поддержки заключается в организации помощи детям в их саморазвитии, в самостоятельном поиске смысла жизни, путей самоутверждения, профессионального самоопределения, самосовершенствования в социальной действительности. Научно-методологическая работа будет эффективно развиваться с участием Республиканского учебно-методического центра дополнительного образования МОН РК, вузов и колледжей общегуманитарной и педагогической направленности и других структур. 4. Содержание и основные направления деятельности «Жас Ұлан» Основные направления деятельности «Жас Ұлан». 1. «Зерде» способствует формированию и развитию компетентности, интеллекта и творческих способностей обучающихся, умения разрешать проблемы, строить планы и управлять своей собственной жизнедеятельностью, привлечению детей к участию в интеллектуальных играх, дебатах, олимпиадах, конференциях, проектах и исследованиях. 2. «Руханият» способствует развитию и формированию нравственных, морально-этических, художественно-эстетических основ своего и других народов, умению соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, способности понимать современное устройство общества и самостоятельно действовать в нем на основе духовно-нравственных ценностей и социальных ориентиров. 3. «Отан» способствует формированию у подрастающего поколения казахстанского самосознания и культурной идентичности, соблюдению гражданского долга, толерантности и патриотизма, ценности служения отечеству, гордости за свой народ, чувства уважения к государственным символам и государственному языку. 4. «Салауат» способствует формированию здорового образа жизни, развитию физической культуры через организацию спортивных, туристических, поисково-экспедиционных и краеведческих программ. 5. «Еңбек» - способствует профессиональной ориентации обучающихся, развитию функциональной грамотности путем создания «бизнес-инкубаторов», детских предприятий, формирования предпринимательских, экономических компетентностей. 6. «Жеті жарғы» формирует правовые компетенции, гражданскую активность и политическую грамотность обучающихся посредством знания своих обязанностей и защиты своих прав. 7. «Экоәлем» формирует у детей экологичес кую культуру, сознательное отношение к окружающей среде, направленное на охрану материальных ценностей, рациональное использование природных ресурсов и бережное отношение к природе. 5. Цель, задачи и структура «Жас Ұлан» Модель общественного объединения «Республиканская единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» представляет собой особенную социально-воспитательную систему, нацеленную на успешную адаптацию детей в современном обществе и осознанную творческую самореализацию с высоким индексом патриотизма и гражданской ответственности. Цель «Жас Ұлан» - формирование личности с высоким чувством патриотизма, казахстанской культурной идентичности, гражданской ответственности, функционально грамотного, способного к самосовершенствованию и самореализации. Задачи «Жас Ұлан»: - способствовать развитию нравственных, морально-этических норм своего и других народов, умению соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, социализации личности и ценностных ориентиров; - содействовать формированию казахстанского самосознания и культурной идентичности, навыков соблюдения гражданского долга, толерантности и патриотизма; - способствовать формированию навыков здорового образа жизни, развитию физической культуры через организацию спортивных, туристических, поисково-экспедиционных и краеведческих программ; - содействовать развитию функциональной грамотности, профессионального самоопределения, предпринимательских, экономических компетент-ностей; - способствовать развитию правовых компетенций, гражданской активности и политической грамотности; - способствовать формированию у детей экологической культуры, сознательного отношения к окружающему миру. Структура «Жас Ұлан». Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» объединяет систему первичных детских общественных структур: (объединения, клубы по интересам, секции, кружки и т.д.), которые представляют собой самоорганизующееся и самоуправляемое сообщество, создающееся на добровольной основе по инициативам, желанию участников для достижения определенных целей, отражающих запросы, потребности и нужды детей. Организационная структура «Жас Ұлан»: 1. Қурылтай - высший совещательный орган. 2. Республиканский совет - руководящий орган. 3. Областные, районные, городские советы - ис- - исполнительные органы. 4. Общественные объединения - первичные орга-ервичные организации «Жас Ұлан», «Жас Қыран». Функции «Жас Ұлан». 1. Создает возможности для реализации индиви-реализации индивидуальных потребностей ребенка, полноценной социализации детей, активного вовлечения их в решение социально-экономических, культурных, научных, экологических и других проблем. 2. Обеспечивает реализацию государственной политики для социального, культурного, духовного, нравственного и физического развития детей. 3. Способствует утверждению в обществе, в сознании и чувствах детей патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому наследию, национальной и конфессиональной принадлежности народов Республики Казахстан. 4. Защищает интересы, права, достоинства и уникальность детей. 5. Создает информационно-коммуникационную среду для взаимодействия детей и общественных структур. 6. Механизмы развития «Жас Ұлан». Ресурсы, необходимые для успешной деятельности и развития Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан». Для успешной деятельности и развития ЕДЮО «Жас Ұлан» в системе современного общества и государства необходимы соответствующие материальные (базовые, вещественные), а также финансовые, технологические, информационные и кадровые, методологические и научно-исследовательские ресурсы. Ресурсное обеспечение должно осуществляться соответственно целям, задачам, идеологии, а также уровню функционирования детской общественной организации с учетом объективного ее состояния и перспектив развития. Правовая основа деятельности «Жас Ұлан» «Жас Ұлан» организует свою деятельность на основании национальных законодательных и нормативных правовых актов: Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан «Об образовании», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об общественных объединениях», «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан»; на основании международно-правовых документов, таких как Конвенция ООН «О правах ребенка», а также на ос-енка», а также на ос-а также на основе внутренних актов организации: Положении о Единой детско-юношеской организации «Жас Ұлан», Устава организации и настоящей Концепции. Необходимо принятие Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке детских социальных инициатив и детских общественных движений» и Национальной комплексной программы воспитания детей, которыми будет предусмотрена поддержка развития детского общественного движения, где будет особая роль отведена идее «Жас Улан». Научно-методологические ресурсы Проведение лонгитюдных социологических, психолого-педагогических научных исследований для научно-методологического обеспечения развития детского движения. Программно-методические ресурсы Создание программ и методических рекомендаций по реализации задач «Жас Ұлан», учебных программ тренингов, семинаров, мастер-классов, мероприятий, саммитов, форумов, фестивалей, чемпионатов, олимпиад на региональном, республиканском и международном уровнях. Материально-технические ресурсы Детские общественные объединения создаются на базе организаций образования, культуры, спорта, в дворовых клубах по месту жительства и используют их материально-техническую базу. Финансовые ресурсы Финансовые ресурсы развития «Жас Ұлан» формируются в режиме: a) введения бюджетной программы целевого финансирования детских социальных инициатив и детского общественного движения; b) государственного социального заказа (на республиканском и местном уровнях); c) фандрайзинга, представляющего собой целенаправленную деятельность по поиску и сбору средств для организации на осуществление проектов и программ. Источниками средств, собираемых в режиме фандрайзинга, являются: - субсидии (гранты) государственных и местных органов и организаций для поддержки инициативных проектов и программ детских общественных объединений; - гранты (пожертвования и т.д.) казахстанских, международных и иных благотворительных организаций, фондов, частных лиц; - перечисления, осуществляемые коммерческими организациями - в части реализации ими принципов социальной ответственности бизнеса; - собственная деятельность детских общественных объединений, приносящая на законном основании денежный доход. Кадровые ресурсы Для обеспечения детского движения кадрами необходимо: - создать систему начальной профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров по направлению «Организаторы детского досуга»; - привлекать волонтеров, возможно, среди учащихся старших курсов и студентов, к участию в организации детского движения; организация слетов, семинаров, тренингов для вожатых «Жас Ұлан» с целью повышения квалификации и профессиональных навыков; усиление и активизация деятельности педагогических отрядов активистов (лидеров). Информационные ресурсы Информационными ресурсами «Жас Ұлан» являются детские периодические издания, специализированные телеканалы, электронные ресурсы (включая Интернет), выставки и другие средства коммуникации, обеспечивающие как внутренние потребности детских общественных объединений, так и их связи с окружающей средой. Также реализуется разработка сайта, социальной сети для школьников – 2012 год. 7. Основные показатели развития «Жас Ұлан», способы их фиксации и оценки Основными показателями развития «Жас Ұлан» являются: - общий охват детей формами детского движения и их распределение по основным направлениям общественно-полезной деятельности; - общее число детских общественных объединений, действующих на определенной территории, и их группировка по направлениям деятельности; - число социальных проектов, осуществляемых детскими общественными объединениями в порядке государственного социального заказа, а также на основе грантов, субсидий фондов, компаний, бизнес-структур и других организаций и число детей, участвующих в таких проектах; - число собственных проектов, традиционных мероприятий, акций детских общественных объединений на основе инициативной деятельности детей; - численность взрослых организаторов детских объединений и доля прошедших подготовку и переподготовку по специализированным образовательным программам; - соотношение числа детей, участвующих в социальных проектах «Жас Ұлан», и числа детей, состоящих на учете в детских комнатах милиции. Нормативы по этим и другим показателям, если их установление признается целесообразным, определяются экспертным путем. Показатели развития «Жас Ұлан» корректируются по мере изменений в его структуре и содержании деятельности. 8. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты функционирования ОО «Республиканская единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» прогнозируются на основе развития имеющегося положительного опыта детского общественного движения Казахстана с учетом модернизации и создания новой социально-педагогической системы общественного воспитания при гарантированной государственной поддержке. Прогнозируются следующие результаты: - из каждого жасулановца сформируется творческая, компетентная, высоконравственная, патриотичная личность с ярко выраженным казахстанским самосознанием и культурной идентичностью; - произойдет консолидация и расцвет детского общественного движения Казахстана на основе казахстанского патриотизма, поликультурной толерантности, нравственно-духовного расцвета личностного потенциала подрастающего поколения, формирования культа здорового образа жизни и осознанного стремления служения обществу и гражданского самосознания; возрастет потребность у детей в: - свободном владении государственным языком, равно как родным и иностранными языками, как ведущим компонентом культуры и гражданственности; - качественном образовании и самообразовании, самовоспитании, в стремлении к высоким идеалам человечества; - осознанном выборе профессии, овладении трудовыми навыками, стремлении членов организации к творческой самореализации в трудовой профессиональной деятельности; - почитании семейных традиций и ценностей, культуры и истории родной страны, традиций миротворчества; произойдут: - развитие лидерских, организаторских и исполнительских способностей, трудолюбия и ответственности у подрастающего поколения; - снижение правонарушений среди подростков и процент их вовлечения в деструктивные организации; - осознание обществом приоритетности и значимости социального воспитания школьников, реальное закрепление высокого статуса детской общественной организации в обществе; - создание в стране реальных условий для осуществления концепции «мира, пригодного для жизни детей», возможность использования этого для формирования в мировом сообществе позитивного образа Казахстана, ведения контактов с соотечественниками за рубежом, с международными детскими организациями и другими участниками детского движения в зарубежных странах; - расширится сфера применения детских социальных инициатив, новаторских методов развития личностных способностей в соответствии с потребностями и интересами детей; - повысится социальная активность и гражданская ответственность школьников; - повысится роль организации «Жас Ұлан» в совместной деятельности с семьей, организациями образования, органами местного самоуправления, общественными объединениями и другими структурами гражданского общества. Таким об-. Таким образом, проведение комплекса организационно-практических региональных и республиканских мероприятий, направленных на объединение детей Казахстана, что позитивно повлияет на формирование реального образа «Казахстанца будущего».
Журнал "Жасstar", № 4 (34) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|