Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Нам жить в новом мире

Функциональная грамотность школьников – ведущая цель образования Казахстана

Бакытжан Жумагулов

О ходе исполнения национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 (тезисы выступления министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова на заседании правительства РК (Астана, 11 сентября 2012 года).

В Казахстане утвержден Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы (Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года № 832).

Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования.

Они сформулированы в Посланиях, Госпрограмме развития образования, статье «20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», недавней интерактивной лекции и других документах и выступлениях Президента страны.

Они уже привели к весьма значимому продвижению.

Один из ярких показателей – результаты рейтинга конкурентоспособности стран мира, недавно опубликованные Всемирным экономическим форумом (ВЭФ).

В нем Казахстан поднялся сразу на 21-е место вверх – такого роста за один год нет больше ни у какой страны.

При этом сфера образования и науки внесла весомый вклад: по большинству относящихся к ней индикаторов – по 11 из 14 – показан хороший рост.

Особенно он виден по таким позициям, как «Сотрудничество университетов и бизнеса» - продвижение на 29 мест вверх, «Повышение квалификации персонала» - на 24 места, «Прозрачность решений» - на 21-е место, «Качество системы образования» – на 11 мест и т.д.

Думаю, это очень важный результат огромного внимания Главы государства к данной сфере и системной модернизации, которую мы ведем по его поручениям. И Национальный план действий занимает одно из главных мест в этом процессе.

Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования.

Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.

В Национальном плане можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности.

По ним мы уже начали активную работу.

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения.

Эти задачи широко обсуждены на региональных и республиканской августовских конференциях с участием 20 тысяч педагогических работников.

К реализации и пропаганде Плана привлечены СМИ и НПО.

На данной основе и с учетом мирового опыта мы уже приступили к формированию нового Государственного общеобязательного стандарта образования.

В обновлении содержания образования мы уже существенно продвинулись по целому ряду направлений.

Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение E-learning и новых технологий обучения и т.д

А вот целостный анализ всех учебников показал, что даже новые из них написаны фактически по прежней методологии, и их поэтапно надо менять с учетом развития функциональной грамотности.

Это очень большая работа.

Нам предстоит по-новому подготовить авторов, методистов, издательства, систему экспертизы и апробации.

И на этой основе организовать разработку учебников совершенно нового формата,обеспечивающих личностно-ориентированную методологию обучения.

Для этого мы приступили к разработке проекта «Развивающие учебники».

Также начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

Важное значение здесь имеет трансляция опыта Назарбаев интеллектуальных школ.

В первую очередь она пойдет в 35 пилотных школах, будут внедряться учебные программы, планы и методики, разработанные совместно с Университетом Кембридж.

Этим мы заложим совершенно новые основы методологии и содержания будущего 12-летнего обучения.

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения.

Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».

Внедрение такой системы мы базируем на детальном анализе мирового опыта.

Сейчас у нас, по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки «5», «4» или «3», а критериальная система такие определения даст по каждому уровню.

Поэтому мы начали создание системы разноуровневых контрольных заданий по всем дисциплинам для всех классов школы.

Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.

Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки.

Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ.

В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире, – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Для этого мы начали разработку новой методологии, развернем систему семинаров и тренингов для родителей.

К этой работе активно привлечены НПО и другие секторы гражданского общества.

Недавно мы создали при министерстве Совет по связям с общественностью в области образования.

В него вошли депутаты Парламента, видные ученые и общественные деятели, представители бизнеса, НПО, СМИ.На обсуждение Совета выносим самые ответственные вопросы, в том числе по функциональной грамотности.

Надеемся, что и на региональном уровне будут созданы аналогичные советы – возможно, при акимах областей.

Это позволит выстроить новую систему взаимодействия сферы образования с обществом.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

Нацпланом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д.

Впервые в истории Казахстана будет обновлена их материально-техническая база (МТБ).

Будут внедрены новые технологии и инновационные формы: детские интерактивные парки (наукограды), технопарки, музеи, научные кружки и т.д.

Уже начато издание детских познавательных журналов.

Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.

Здесь очень важна поддержка на областном уровне.

Ведь пока у нас охват дополнительным образованием всего 21%, а к 2016 году нужно выйти на 50%-ный охват.

Для этого в регионах предстоит разработать детальные предложения и планы по повышению охвата учащихся дополнительным образованием.

В целом План до 2016 года включает 37 мероприятий.

Из них 11 начинаются в 2012 году.

По постановлению Правительства общий объем финансирования мероприятий Национального плана на эти годы из государственного бюджета составляет 24,6 млрд. тенге, в том числе из республиканского – 22,7 млрд. тенге.

Реализация Национального плана обеспечит основы для формирования у учащихся функциональной грамотности.

Это даст рост интереса к творчеству и инновациям, новую мотивацию к овладению знаниями и к трудовой деятельности, что особо подчеркивает Президент страны. Тем самым будет сформирована одна из основ новой феноменальной модели школы, соответствующей мировым трендам в образовании.

Журнал "Жасstar", №3(33) 2012 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум