Организационно-технический аспект создания школьного пресс-центра
Наталья Мартынова, педагог-организатор многопрофильной гимназии № 5 «Тандау», г.Кокшетау. |
Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными изданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, служит важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно - средством коммуникации, которое позволяет юной аудитории общаться друг с другом и познавать мир. Собственная газета является главным источником информации о деятельности в школьной среде. Цель создания школьного пресс-центра состоит в том, чтобы дать возможность учащимся, проявляющим повышенный интерес и склонности к изучению журналистики, не только получить более глубокие и разносторонние теоретические и прикладные знания, дать представление о системе массовой коммуникации, но и развить познавательные и созидательные способности, создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития, расширить кругозор обучающихся, развить владение словом. Как любая другая образовательная деятельность, школьная информационно-познавательная газета решает свои задачи: 1. Информационную - оперативно и достоверно сообщать о событиях и фактах школьной жизни. 2. Образовательную - вовлекать детей в различные формы деятельности, обучать детей современным технологиям, издательской деятельности. 3. Воспитательную - вырабатывать стремление сообща решать возникающие проблемы и вопросы, сплачивать в единый коллектив младших и старших учащихся, педагогов и родителей. 4. Коммуникативную - развивать коммуникабельность учащихся. 5.Управленческую - оперативно доводить необходимую информацию от управленческой структуры к подразделениям школы и осуществлять обратную связь. 6. Координирующую - согласовывать действия подразделений школы, пропагандировать успехи и достижения, анализировать трудности и проблемы. Что такое пресс-центр и каким он должен быть? Пресс-центр - это центр сбора, переработки и подачи информации. А информация может поступать из разных источников и в различных видах: фотографии, видеозаписи, сочинения, рисунки, анкеты, статьи, интервью и т.д. Так какой же должна быть школьная газета? Чем она должна отличаться от газет и журналов для широкого круга читателей? Во-первых, школьная газета не должна быть политической и пропагандировать взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание должно отражать события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Во-вторых, недопустимо использование ненормативной лексики. Критика допускается, но она не должна носить оскорбительного характера. В-третьих, статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер. Так с чего же следует начать создание школьного пресс-центра? Этот процесс можно разделить на два этапа: 1) организационный – начальный этап, на котором рассматривается создание пресс-центра; 2) деятельностный – непосредственное создание школьного периодического издания. Данный этап цикличен. Организационный этап создания газеты 1) Техническое и программное оснащение Для наиболее качественной обработки собранного материала в оптимальный базовый комплект создания школьного пресс-центра должны входить: персональный компьютер с доступом в Интернет, принтер-сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера и следующее программное обеспечение: - программы верстки Corel Draw, PageMaker, Microsoft Publisher или другие; программа для распознавания текста Adobe Fine Reader; текстовый редактор Microsoft Word, программы обработки фотографий. 2) Формирование инициативной группы пресс-центра Пресс-центр формируется из активной группы школьников всех возрастов, которые выполняют роль юных корреспондентов. Редактор является руководителем пресс-центра, он задает тематику номера, распределяет обязанности между учащимися, изначально предполагая их возможности, или создает номер на основе разрозненных статей. Журналисты или корреспонденты следят за знаменательными событиями в жизни школы, пишут статьи, берут интервью у учителей и учеников, проводят соц.опросы на актуальные темы, составляют рейтинги, собирают познавательную и развлекательную информацию различного рода. Верстальщики или дизайнеры должны в полной мере владеть компьютерными навыками, в частности, уметь работать с необходимыми программами. Фотограф занимается сбором и обработкой фотографий для газеты. 3) Определение и утверждение названия газеты, стиля, периодичности выхода и тиража, количества и названия рубрик и т.д. Прежде всего редколлектив должен обсудить структуру школьной газеты. Название газеты должно быть кратким, емким, позитивным и ярким. Оно может отражать тип и направленность учебного заведения, а может быть просто оптимистичным, молодежным и креативным, привлекающим внимание и запоминающимся. Периодичность и емкость газеты определяется в соответствии с возможностями и потребностями данного учебного заведения, пресс-центра и его участников. Тираж газет может исходить из следующего расчета: самое главное, чтобы хватило по одному экземпляру в каждый класс, в места общего сбора и на стенды, где смогут прочитать все. 4) Регистрация газеты Деятельностный этап создания газеты Определившись с названием газеты, стилем, направлением, рубриками и тиражом, можно приступить к непосредственному созданию издания и выполнению основных работ, т.е. к деятельностному этапу. На этом этапе необходимо: 1) Собрать материалы для газеты (очерки, интервью, стихи, рисунки, статьи, фото и т.д.). 2) Ознакомить учащихся с основами журналистского дела, жанрами, стилями журналистики и т.д. 3) Отредактировать и сверстать собранный материал. 4) Отнести на печать. 5) Реклама и распространение Все образовательные учреждения должны обзавестись собственной прессой. В этом случае выигрывает и система образования в целом. Во-первых, каждое образовательное учреждение со школьным пресс-центром получает группу заинтересованных ребят, которым можно поручить подготовку и передачу материалов для освещения общественной жизни образовательного учреждения. Во-вторых, появляются новые и, что важно, актуальные направления по профориентации учащихся: журналист, редактор, специалист по связям с общественностью, фотограф и т.д. В-третьих, это новая и по-настоящему ответственная сфера школьного самоуправления, где ребята взаимодействуют со специалистами за пределами их образовательного учреждения и несут ответственность за выпускаемую ими информацию. В-четвертых, в системе дополнительного образования разделяются такие направления, как редакции печатных изданий, школьные газеты, школьные журналы, школьные альманахи, их периодичность выпуска, собственно пресс-центры, что даст толчок к разработке положения о городском конкурсе детских СМИ и позволит детским пресс-центрам бороться за право быть лучшими и, соответственно, повышать свой профессионализм в этой области. Участвуя в издании школьной газеты или читая ее, наши дети учатся любви – любви к своей семье, друзьям, школе, стране. Журнал "Жасstar", №2(32) 2012 г. [ Вернуться к содержанию ]
|