Право ребенка на счастье…Благополучие детей в любом обществе – это абсолютная ценность, и их права должны быть реально и всесторонне обеспечены. Об этом – наш сегодняшний разговор с председателем Комитета по охране прав детей МОН РК Раисой Шер. Раиса Петровна, безоговорочными приоритетами нашего государства является благополучие и качество жизни подрастающего поколения, обеспечение ему широкого доступа к образованию, медицинской помощи, защита прав детей и молодежи… - Да, это так. Причем, инициатором и вдохновителем всех основных инициатив в области гарантий прав детей и молодежи является Президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев. В каждом своем ежегодном послании народу Глава государства уделяет особое внимание вопросам правовой и социальной поддержки детей, семей и молодежи. Исходя из принципов, заданных на таком высоком государственном уровне, Указом Президента Республики Казахстан утверждена Государственная программа развития образования в РК на 2011–2020 годы. Эта программа ставит перед системой образования задачи формирования интеллектуально, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворения его потребности в получении образования, социализации личности, помогающей ей успешно жить и действовать в динамично меняющемся мире. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. - Например, это право на образование, на которое ни в коем случае не должны влиять некие юридические коллизии, материальное неблагополучие или атмосфера психологического дискомфорта в семье, безусловно, одно из основополагающих прав ребенка, необходимых для его жизненного успеха. Посадить за парту каждого ребенка школьного возраста – с этой целью в Казахстане ежегодно проходит общереспубликанская акция «Дорога в школу», направленная на оказание поддержки учащимся из малообеспеченных и многодетных семей. В этом году материальная помощь на сумму свыше одного миллиарда тенге была оказана почти 200 тысячам нуждающихся детей. Отрадно, что в этом благородном деле приняли активное участие и представители отечественного бизнес-сообщества, сегодня в нашем обществе возрождаются традиции благотворительности и меценатства. А это показатель того, что казахстанское общество сегодня со всей очевидностью осознает, что образование должно быть безоговорочным приоритетом не только деятельности государства, но и всей общественной жизни страны. Дети, для которых сегодня была проложена дорога в школу, завтра пополнят ряды топ-менеджмента национальных компаний, ученых, разрабатывающих новейшие технологии, инженеров, которым будут по плечу сложнейшие проекты. На ваш взгляд, важно ли при этом обеспечить взаимосвязь «школа-семья-общество»? - Конечно! Ведь, к сожалению, в современных условиях взятые в отдельности школа, семья, общественность не могут обеспечить задач личностного развития и социализации детей и молодежи. Только совместными усилиями можно обезопасить детей от воздействия массовой культуры, насаждающей насилие и бездуховность, преодолеть отчуждение между взрослыми и детьми. Практика показывает, что успешное воспитание подрастающего поколения возможно только при объединении усилий семьи и школы. На родителей при этом возложена огромная ответственность воспитывать детей так, чтобы они смогли обеспечить собственное процветание и через это совместно с другими поддерживать высокий уровень жизни всего общества. Задача же работников образования – донести до общества основополагающий принцип: школа и семья – два связующих звена в непрерывной образовательной цепи. Так, например, в МОН РК совместно с ОО «Салауаттық Қазақстандық» прошел круглый стол «Роль семейного воспитания в развитии и становлении казахстанского общества». Совместно с исследовательским центром «Сандж», ОО «Центр социальной адаптации детей» нами проводятся социологические исследования по раннему социализации детей и молодежи. Только совместными усилиями можно обезопасить детей от воздействия массовой культуры, насаждающей насилие и бездуховность, преодолеть отчуждение между взрослыми и детьми. Практика показывает, что успешное воспитание подрастающего поколения возможно только при объединении усилий семьи и школы. На родителей при этом возложена огромная ответственность воспитывать детей так, чтобы они смогли обеспечить собственное процветание и через это совместно с другими поддерживать высокий уровень жизни всего общества. Задача же работников образования – донести до общества основополагающий принцип: школа и семья – два связующих звена в непрерывной образовательной цепи. Так, например, в МОН РК совместно с ОО «Салауаттық Қазақстандық» прошел круглый стол «Роль семейного воспитания в развитии и становлении казахстанского общества». Совместно с исследовательским центром «Сандж», ОО «Центр социальной адаптации детей» нами проводятся социологические исследования по раннему выявлению семейного неблагополучия, разработаны рекомендации по данному вопросу. Выпущены методические сборники: «Семейное неблагополучие: причины и предупреждение», «Организация социально-педагогической работы с семьей в школе». Совместно с корпоративным фондом «Будущее без наркотиков» в рамках государственного заказа была организована трансляция телепрограммы «Мен және менің отбасым», «Я и моя семья» на телеканалах «Хабар» и «Казахстан». При поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) реализуется проект «Город, дружественный ребенку», который также способствует возрождению и укреплению семейных ценностей. Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан и его территориальными органами подписаны 13 Меморандумов с акиматами городов (г. Алматы, гг. Абай, Балхаш, Сарань, Сатпаев Карагандинской области, Семей, Усть-Каменогорск - Восточно-Казахстанской, Аксу, Экибастуз, Павлодар - Павлодарской, Аксай Западно-Казахстанской области и г. Кызылорда, Петропавловск - Северо-Казахстанской). На профилактику и предупреждение семейного неблагополучия направлена работа Центра проблемной семьи и Центра поддержки семьи при трех детских домах и подростковом клубе в г. Сарани Карагандинской области. В Кызылординской области по инициативе Департамента по защите прав детей создан и функционирует Реабилитационный центр для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По инициативе Департамента по защите прав детей Карагандинской области в г. Сатпаеве начал работу городской Совет отцов, деятельность которого направлена на повышение роли отцов в воспитании детей, повышение ответственности и значимости роли отца в семье. Раиса Петровна, насколько могут быть достигнуты цели, которые ставятся перед данной Государственной программой развития образования: повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования… - Сегодняшняя система образования, о которой мы говорим, является уникальным социальным институтом, призванным многогранно развивать личность, формировать ее социально значимые идеалы, удовлетворять потребность общества в высокопрофессиональных кадрах. Какое образование может обеспечить человеку жизненный успех в современном постоянно изменяющемся мире? Образование, которое обеспечивает развитие универсальных способностей человека, его мобильность и конкурентоспособность. Нас в стране сегодня – более шестнадцати миллионов. И треть из них – дети. Пять миллионов юных казахстанцев – серьезная цифра и серьезная ответственность. Их всестороннее образование, духовно-нравственное воспитание, забота об их здоровье требует определенного финансирования, и государственный бюджет, распределяющий финансовые ресурсы, дает нам возможность реализовывать их права, провозглашенные международными документами. В Казахстане 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет вовлечены в образовательный процесс. Обучаются почти 4,5 млн. человек. В Государственной программе развития образования затронуты актуальные вопросы развития сферы образования. Большие изменения должны произойти не только в среднем образовании, но и среди технического и профессионального образования: участие в разработке ГОСО работодателей; разработка Национальной квалификационной системы и профессиональных стандартов.
А что могут ожидать от новой Госпрограммы те, кто будет ее непосредственными участниками?
- Родители получат возможность свободного доступа к дошкольному воспитанию и обучению для своих детей, получению консультаций в вопросах воспитания ребенка в домашних условиях, дистанционное информационное оповещение об его успехах. Педагоги будут обеспечены системой карьерного роста, обучением на протяжении всей деятельности, в т.ч. за рубежом, а также развитием профессиональной компетентности. Новая система оплаты труда педагогических работников приблизит их зарплату к уровню частного сектора экономики. В целом ожидается, что престиж профессии учителя должен повыситься. Обучающиеся будут иметь доступ к качественному образованию для всех, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, возможность развития коммуникативной и профессиональной компетентности. А для государства в целом будет обеспечено повышение конкурентоспособности человеческого капитала, улучшение показателей международных рейтингов, привлекательность казахстанской системы образования и, как следствие, устойчивый рост экономики страны. Участие широкой общественности на разных уровнях управления образованием в форме попечительских советов – также является ярким и важным новшеством в системе образования. Не будет обделено вниманием и формирование у казахстанской молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств – по этим пунктам в Госпрограмме запланирован комплекс мер по патриотическому воспитанию. Сегодня в систему образования переданы Центры адаптации несовершеннолетних, главная задача которых – помощь в выходе из кризисной ситуации и жизнеустройстве несовершеннолетних, в воссоединении ребенка с семьей и дальнейшее сопровождение семьи. Первостепенная задача, которую мы себе поставили – работа с подрастающим поколением из так называемых групп риска. Это сироты, в том числе те, от которых отказались родители еще в роддоме, беспризорники, воспитанники приемных, опекунских, патронатных семей. То есть подростки, которые социально не защищены. В целях социального и психолого-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в группе риска, в организациях образования трудятся более двух с половиной тысяч социальных педагога, почти семь тысяч психологов и около полутора тысяч школьных инспекторов полиции. Сегодня в организациях образования важным направлением является правовая работа среди школьников. Правовое образование, в частности, подразумевает осознание взрослыми своей ответственности за воспитание детей и защиту их прав. Напомню: Конвенция ООН о правах ребенка предусматривает, что несовершеннолетние должны знать свои права и обязанности, а потому им необходимо рассказывать о законодательных актах, имеющих к ним непосредственное отношение. В идеале в каждой школе должен быть свой «уполномоченный по правам» – педагог, психолог, юрист, социальный работник, воспитатель – любой квалифицированный специалист, ответственный за соблюдение интересов учащихся, кандидатуру которого выставляет, выбирает, утверждает сама школа. Этим мы сейчас активно занимаемся. Разумеется, все не просто – специалистов надо готовить. Для того, чтобы они умели вести доверительные разговоры с учениками, принимали совместные решения, гасили конфликты. А как обстоит ситуация с социальным сиротством?
- Среди первоочередных задач государственной политики – профилактика и предупреждение социального сиротства. Для преодоления этой серьезной проблемы разработан консолидированный план действий. Министерством образования и науки совместно с Национальной комиссией по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан при содействии министерств культуры, связи и информации ведется агитационно-пропагандистская работа, направленная на профилактику социального сиротства. Благодаря совместным усилиям государственных органов, НПО, в стране развивается сеть школ приемных родителей, где каждый желающий может получить ответы на главные вопросы. Готов ли я взять на себя ответственность воспитывать приемного ребенка? Хватит ли у меня терпения и такта? Смогу ли подарить этому ребенку любовь? Ведь даже родителям «со стажем» бывает трудно в этой ситуации. Школы приемных родителей призваны помочь разобраться и с влиянием генетики и социальных факторов на развитие ребенка, и с типичными родительскими ошибками, ожиданиями и разочарованиями, и с проблемой контактов с биологическими родителями. Для того чтобы исключить в будущем все эти проблемы, необходимо в них как можно более полно разобраться. Порождениями их служат, как правило, падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, состояние здоровья детей и родителей. Поэтому одной из основных наших задач и является профилактика социального сиротства, своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, пропаганда семейных ценностей и семейного воспитания, в том числе и через такой предмет, как «Самопознание». Кроме того, для привлечения внимания общества к проблеме сиротства, развития альтернативных форм устройства детей в семьи, у нас в стране с 2010 года проходят республиканские акции «Қуан сәби», «Подари тепло детям». В ходе этих мероприятий у взрослых, готовых поделиться заботой и любовью с ребенком-сиротой, есть возможность поближе познакомиться с ними. Например, в акции «Подари тепло детям», состоявшейся 29 октября 2010 года, приняли участие более 10 тысяч опекунов и более 15 тысяч приемных детей. С 1 по 3 июня ежегодно в республике проводится детский творческий конкурс «Тан Шолпан» среди воспитанников детских домов и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Открытие этого конкурса проводится в Международный день защиты детей и основной его целью является выявление наиболее способных, творчески развитых и профессионально перспективных детей, воспитание у подрастающего поколения чувства гордости за достижения своей Родины. Также хочу сообщить, что при поддержке депутатов Парламента Республики Казахстан с марта 2011 года опекунам и попечителям будут начисляться пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Средства на эти цели в республиканском бюджете уже предусмотрены, размер пособия составляет 10 МРП (14 тысяч 130 тенге). Иммануил Кант как-то сказал, что, воспитывая детей, следует помнить, что мы воспитываем их для будущего, то есть, лучшего состояния человечества. Поэтому, создавая сегодня все необходимые условия для получения нашими детьми качественного образования, соответствующего мировым стандартам, для полноценного раскрытия их дарований, отечественная система образования должна, в первую очередь, воспитывать человека уверенного в завтрашнем дне, человека мыслящего и созидающего. И при этом не следует забывать, что, интегрируясь в мировое культурное пространство, мы должны, как бы не привлекали нас чужие ценности, не забывать о своем национальном культурном и духовно-нравственном коде, веками создававшемся нашими предками. Журнал "Жасstar", №2(28) 2011 г. [ Вернуться к содержанию ]
|