Качество образования - наш главный ориентир

Елбасымыз Нүрсүлтан Әбішүлы Назарбаев білім беру саласының алдына үлкен және маңызды міндеттер қойып отыр. Оларды орындау үшін, білім беру сапасын көтеруге байланысты бірқатар нақты шараларды іске асыру қажет. Сондықтан, мен өз баяндамамды бүгінгі күнге дейін білім беру ісіндегі атқарылған жүмыстың нэтижелеріне арнаймын. Наиболее актуальной для нас сегодня является зада-ча обеспечения качества образования в малокомплектных школах. В Карагандинской области они состав-ляют 59% от общего числа школ. Среди сельских школ доля малокомплектных составляет 80%. Как один из вариантов решения проблемы, альтернативный созданию интернатов, в Карагандинской области внедрена модель ресурсного центра, которая се-годня реализуется на базе 11 сельских ресурсных центров, объединяющих 104 малокомплектные школы. Аккумулируя кадровые, научно методические, материально-технические ресурсы опорной и близлежащих малокомплектных школ, в ресурсном центре создается целостная образовательная система, которая способствует повышению уровня подготовки школьников сельской местности. По результатам ЕНТ 2010 года средний балл малокомплектных школ, входящих в ресурсные центры, составил 77,3, что на 3 балла выше показателей МКШ, не входящих в ресурсные центры. Средний балл опорных школ составил 80 баллов, что выше среднего областного показателя. Опыт работы ресурсных центров Карагандинской области положен в основу проекта Концепции развития малокомплектных школ Республики Казахстан. Учитывая важность качества образования на селе, Карагандинская область смогла бы стать экспериментальной республиканской площадкой по отработке эффективных механизмов финансирования, организации деятельности МКШ в модели Ресурсных центров. Наряду с сельскими, в области созданы ресурсные центры на базе городских школ, которые решают задачу обеспечения качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях перехода к 12-летнему образованию на основе социального партнерства с вузами. С 2006г. в Карагандинском экономическом университете Казпотребсоюза по поручению Премьер-Министра РК Масимова К.К. ведется работа по внедрению кредитнодистанционной технологии в процесс профильного обучения. Сегодня под научным руководством Университета в рамках опытноэкспериментальной деятельности отработана модель адаптации старшеклассников к обучению в вузе. Создавая условия для инновационной деятельности, руководство университета оснастило школы компьютерной техникой, в том числе ресурсный центр п.Шашубай Актогайского района. Ресурсный центр профильного обучения №5 г.Караганды в составе инновационно-образовательного Консорциума «Корпоративный Университет КарГТУ» открывает старшеклассникам перспективы для обучения техническим специальностям, востребованным в регионе. Для учащихся центра открыта экспериментальная площадка дистанционного обучения, обеспечивающая преемственность общего среднего и высшего образования. Интеграция ресурсов, научное руководство ученых проектной деятельностью, использование лабораторий КарГУ им.Букетова и Института фитохимии способствуют развитию навыков исследовательской культуры школьников. Существенную поддержку на начальном этапе реализации инновационного проекта «Современное полиязычное образование» в специализированной школе для одаренных детей «Мурагер» оказали преподаватели Карагандинской медицинской академии, имеющие значительный опыт обучения иностранных студентов. Сегодня мы сами обеспечиваем подготовку кадровых ресурсов для проекта. В области выделяются целевые средства для языковой подготовки учителей-предметников на базе Карагандинского институтаязыка и перевода «Лингва». Это мы рассматриваем как один из элементов перехода к новой форме повышения квалификации. Считаем, что переход на ваучерный принцип организации повышения квалификации, определенный в Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, позволит обеспечить профессиональный рост каждого педагога. В рамках этого направления нам предстоит уделить внимание созданию системы корпоративного повышения квалификации, стажировок учителей в лучших школах. Нам нужен учитель нового типа, способный на высоком профессиональном уровне обеспечить реализацию принципов компетентностно-ориентированного образования. Однако выпускники вузов и колледжей не в полной мере готовы решать поставленные задачи в силу недостаточного объема педагогической практики, «оторванности» преподавательского состава вузов от проблем современной школы. Надеемся, что внедрение новых государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования позволит решить проблему качества подготовки педкадров для 12-летней школы. Учитывая актуальность внедрения системы электронного обучения, обеспечивая эффективность ІТ-подготовки педагогов, на базе областного института повышения квалификации в рамках программы "Обу-чение для будущего" проводятся семинары-тренинги, помогающие учителям-предметникам приобрести навыки в области информационных технологий, освоить инновационные подходы к созданию ресурсной среды обучения. Управлением образования области разрабатывается проект «Каждому учителю - компьютер». Завершая выступление, необходимо отметить, что прогрессивное развитие и модернизация образования являются, в первую очередь, возможными благодаря всесторонней поддержке руководства страны. Принятие Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы ставит перед нами новые стратегические задачи, для успешного решения которых мы консолидируем потенциал местных исполнительных органов Карагандинской области, управления образования, организаций образования всехуровней, педагогической общественности. Журнал "Жасstar", №1 (27) 2011 г. [ Вернуться к содержанию ]
|