Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, приобщение к жизни в природе...
В.А. Сухомлинский
В этом номере нашего журнала мы начинаем публикацию статей выдающегося украинского педагога-гуманиста Василия Александровича Сухомлинского. Его педагогический опыт, многочисленные статьи, книги посвящены идеям гуманного воспитания детей на примерах гармонии, красоты, любви к природе, родному краю, Родине, а главное – доверительном отношении к ребенку, вере в безграничные возможности детей и категорическом отрицании любого давления, более, подавления и авторитаризма.
СУХОМЛИНСКИЙ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился 28 сентября 1918 года в с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне Онуфриевский р-н Кировоградской области, пос. Павлыш) в семье деревенского плотника. Заслуженный учитель школы УССР (1969), кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Герой Социалистического Труда (1968), участник Великой Отечественной войны 1941-1945г., с 1948 г. и до конца жизни (1970 г.) работал директором Павлышской средней школы.
Василий Александрович в июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 год работал директором школы поселка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
Сухомлинский В.А. создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Педагогический процесс Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей различных команд. Он строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Профессию учителя, педагога В.А. Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ребенка, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления. Книга его жизни «Сердце отдаю детям».
Идеи В.А. Сухомлинского воплощены в практику многих школ. Для популяризации гуманной педагогики В.А. Сухомлинского созданы и успешно работают Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей В.А. Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского В.А. в Павлышской школе (1975).