Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Наука о детском движении

Некоторые проблемы детского движения на современном этапе

Кирпичник А.Г., Трухачева  Т.В.

   Наличие в государстве необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, каналов и механизмов реального выражения прав и свобод граждан – новая ситуация для общественного са-мовыражения детей, их организованного участия в  жизни  общества,  государства,  местных  сообществ.

   Наблюдения за общественной жизнью детей и взрослых,  проведенные  исследования,  многочисленные встречи и беседы с организаторами, руководителями детских общественных объединений, лидерами – участниками Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» свидетельствуют, что в России до настоящего времени потребности и стремления детей и подростков, их реальные возможности далеко не всегда принимаются во внимание органами власти, государственными и общественными деятелями, родителями и педагогами. Требуется еще очень большая работа.

  Развитие детского общественного движения – процесс длительный. И это время – не время ожи-дания активности детей, а постепенное включение их в деятельность.

   Детское  общественное  движение  надо  создавать, строить. Для этих целей нужен национальный проект с таким названием, который бы учитывал не только федеральные масштабы, но и особенности региональных.

   Гражданская  позиция  и  ментальность  не  возникают сами по себе. Это в определенной мере производные культурного, экономического, политического контекста. Для развития движения и активного участия в нем детей и подростков необходимо создать условия, предоставляющие в распоряжение координаторов и организаторов конкретные ресурсы и умения, которые делают активное участие возможным.

   К таким условиям можно отнести:

• Сокращение социально-экономического неравенства, которое, все больше углубляясь сегодня, содействует  формированию  такого  детского  движения, в составе которого будут сироты и обездо-ленные, что в конечном счете может привести к изменению его сущностного характера и медленному преобразованию его в протестное.

• Вовлечение детей и подростков в участие путем изучения и учета их мнения по различным во-просам, касающимся их жизни в школе, обществе, государстве.

• Создание специальных, постоянно действующих баз (школ, центров), в которых дети, подростки станут получать организаторские навыки, научатся делиться мнениями, сомнениями, отстаивать и формировать свою гражданскую позицию.

  Но мы не можем отрицать того факта, что Россия  стремится  к  организации  жизни  общества  в  соответствии с международными стандартами. Ратифицирована Конвенция о правах ребенка. Ясно выражена  позиция  государства  по  отношению к детским общественным объединениям – поддержка.  Формируются  институты  гражданского  общества: уже четыре года работает общественная палата, три – общественный совет при федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов федерации и местного самоуправления, существует  практика  финансирования  проектов общественных организаций.

   Все это говорит, что Россия движется к созданию гражданского общества.

  Детское общественное движение представляет интерес для философов и экономистов, психологов и педагогов, историков и политологов, социологов и культурологов. Для каждой из названных областей знания в детском общественном движении есть свой предмет и свой объект для изучения.

   Как  и  наше  государство,  детское  общественное движение – явление новое, молодое. С точки зрения его статуса в обществе и государстве. Теперь этот статус – общественный, о котором пока представления у взрослой части общества неполные. Мы же рассматриваем детское общественное движение как первую ступень, на которой детьми и подростками постигаются и осваиваются нормы демократии, присущей гражданскому обществу.

   За  прошедшие 20  лет  детское  общественное движение не завершило период своего становления на новой правовой основе, в новых экономических условиях, при поддержке государства. Можно сказать, что при имеющих место примерах взаимодействия с органами власти и достигнутых успешных  результатах  некоторыми  объединениями в целом движение переживает период кризиса, когда для развития нет необходимых и достаточных материальных условий, не завершилось утверждение организационно-правовых  и  нормативных  основ, не разработаны технологии финансирования, нет в полной мере информационного ресурса. И, что следует  особо  подчеркнуть,  становление  нового общественного движения в детской среде происходило и происходит через разрушение образа пионерской организации. 

   Отсутствуют  развернутые  аналитические  данные, характеризующие состояние детского движения на современном этапе. Дважды в России органами власти предпринималась реальная попытка анализа состояния детского движения, которая по существу  продемонстрировала  отсутствие  представлений в массовом сознании и в органах вла-сти о том, что есть движение, что организация, что клуб и т. д. 

   Анализ был проведен, но полученные в процессе его проведения данные не были широко обсуждены, в том числе и нашей ассоциацией.

   Выражением кризиса можно считать и то, что детское общественное движение проходит период своего становления в информационном вакууме. Специальных изданий нет, другие обходят проблему молчанием (если не считать май, когда по старой традиции вспоминается в негативном образе пионерская организация).

   Ощущается дефицит лидеров детской самоорганизации и самодеятельности, способных увлечь ребят личным примером социальной активности. Прежде всего среди организаторов детских объединений.

   Нет  привлекательного  образа  детского  обще-ственного движения. Известно, что объединения и организации, число которых в регионах исчисляется сотнями, а то и тысячами, малочисленны, их деятельность локальна. Взрослые организаторы, руководители, инструкторы, вожатые не всегда умеют и хотят разрабатывать социальные проекты и редко участвуют в конкурсах социальных проектов и программ, где могут заявить о себе.

   Большинство не имеют и не хотят иметь юридический адрес. Отсюда информированность органов власти о деятельности детских общественных объединений и их проблемах неполная, а иногда ее просто нет. Но дело не только в органах власти. Не знают об участниках и движении родители, мало что знают учителя.

   Можно сказать, что реальное состояние детского общественного движения сегодня вряд ли кто-нибудь знает и может охарактеризовать. Концепции его развития, разработанные в середине 90-х годов прошлого века, так и остались на бумаге. И  эта  ситуация  будет  иметь  далеко  идущие серьезные последствия. Не участвуя в детстве в освоении норм демократии, дети не станут активными гражданами гражданского общества. И уже сегодня надо это осознавать. Публичное обсуждение состояния детского движения как проблемы, напрямую связанной с процессом создания гражданского общества, необходимо. И участниками такого обсуждения могут и должны стать не только исследователи и организаторы детского движения, но и представители общественных палат, органов законодательной и исполнительной власти, СМИ.

   Результатом  такого  обсуждения  должно  стать принятие (после соответствующей разработки на основе предложений) мер, направленных на корректировку  законодательства и  совершенствование правовой базы, на отказ от недооценки организации общественной жизни детей и их участия в решении вопросов, касающихся их жизни в школе, обществе, государстве, на мобилизацию сил и средств массовой информации, на работу в этом направлении. 

   Полагаем, что инициаторами такого обсуждения могли бы выступить участники ассоциации. Преодоление кризиса возможно лишь при активной позиции взрослых организаторов и лидеров в регионах и при содействии органами власти созданию структуры, способной координировать процесс государственной поддержки детских сообществ.

   В условиях кризиса важнейшим условием выхода из него выступает деловое взаимодействие взрослых  организаторов  и  участников  детского  движения  и  их  консолидация,  которая только  и позволит  создать  оптимальную  модель  регулирования  процесса  движения,  реальное  представительство в органах власти, создание основы (к примеру, договорной) для сотрудничества детского общественного движения с государством, принятие его (движения) органами власти в качестве своего настоящего социального партнера и будущего активного участника государственной жизни в лице государственных и общественных деятелей, лидеров бизнеса, творческих деятелей.     

   Сотрудничество поможет детскому общественному движению более четко определиться в осуществлении задачи участия детей в решении вопросов, касающихся их жизни в школе, обществе и государстве, а органам власти найти формы содействия  этому  участию  и  более  эффективному освоению детьми и подростами, с одной стороны, правил демократии, так необходимых гражданскому обществу, а с другой, – ответственности юных, а позднее и взрослых, за организацию жизни гражданского общества. 

   Однако путь к консолидации взрослых организаторов, вожатых, инструкторов к сотрудничеству с  органами  власти  длителен  и  осложнен  целым рядом  психологических  барьеров,  сопровождающих этот процесс, амбициями взрослых лидеров, отстраненностью (дистанцированием)  от  органов власти. 

   Особое место в преодолении кризиса в детском общественном движении должна занять Ассоциация исследователей детского движения. Необходимы:

-  системный  анализ  ситуации  в  регионах  на основе исследований;

- выверенная диагностика составляющих кризиса;

- выбор оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации;

- обоснование создания программ и проектов, содействующих кардинальным переменам.

   Исследователям нельзя недооценивать трибуну научных  и  практических  конференций,  открытых дискуссий, выступлений на встречах с представителями власти, работу в составе общественных советов, а также выступления в прессе и на радио. Можно и нужно использовать интернет-сайты. В программе исследований необходимо найти место таким проблемам, как разработка диалогового взаимодействия, корпоративная культура, финансы и т.д.

   Кардинальная смена отношения власти к детскому движению требует осмысления новой технологии их организации. На смену практически полному государственному обеспечению, включающему финансирование  базы и кадров, орга-низацию подготовки и повышения квалификации, постоянное  консультирование,  а  также  выпуск информационно-методической  литературы  в  издательствах «Молодая гвардия», «Просвещение», «Педагогика», поддержка детских секций творческих союзов – композиторов, поэтов, режиссеров,  драматургов,  кинематографистов  и  т.д.,  пришла государственная  поддержка,  осуществляемая на основе социальных проектов и программ. При этом в организацию отношений входит договор, что предполагает наличие юридического лица у партнера, т.е. у детского сообщества.

   Теоретически все верно. На практике тормозом выступает не только и не столько отсутствие юридического адреса, имеет место устойчивый психологический стереотип, мешающий взрослым – будь то педагог, руководитель учреждения или представитель органов власти – видеть в детях своего социального партнера.

   Вместе с тем отношения определяют характер  и  тональность  партнерства,  его  развитие или свертывание.

   Совершенно очевидно, что государственная поддержка на основе проекта или программы не  единственный возможный путь. Могут и должны быть, а возможно, уже и найдены эти пути. Другое дело, что ассоциация не располагает пока исследованиями в области отношений детских общественных объединений с органами власти.

   Минувшее  двадцатилетие  изменило  страну, ее государственное устройство, взрослых и детей, которые учатся нынче в разных школах, колледжах и лицеях, а после уроков одни торопятся на дополнительные занятия языком или фитнесом, а другие просто бродят по улицам.

   При  расслоении  общества,  происходящем на наших глазах, ситуация не может не отразиться на составе детских сообществ. Нужно обсуждать проблему социального состава солидаризирующихся групп.

   Необходимо отметить, что у ассоциации и ее участников есть потенциал, способный обеспечить организацию и проведение исследований, содействующих накоплению знания об организованных формах общественной жизни детей.

   «Действительное детское движение необходимо детям для проявления инициативы, самостоя-тельности, для посильного и реального участия в жизни  общества,  для  обустройства  собственной жизни, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности. Оно нужно обществу и демократически устроенному государству, поскольку действительное  детское  движение  способствует рождению  гражданина,  т.е. «человека,  который судит обо всем, как глава правительства». Новое Российское государство уже продемонстрировало свою заинтересованность в таком детском движении, приняв Федеральный Закон «О государствен-ной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Аналогичный интерес выявили многие субъекты Российской Федерации, принявшие  подобные  законодательные  и  нормативные акты на своих территориях. Дело теперь за немногим: за появлением новых Баден Пауэллов, Аркадиев Гайдаров, Владиславов Крапивиных, Игорей Ивановых, которые смогут увлечь детей социально значимыми идеями и вместе с ними взяться за их осуществление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Оценки состояния детского общественного движения  в  современной  жаждущей  гражданского общества и подлинной демократии России весьма противоречивы. Приводимые цифры, характеризующие долю детского населения, которое участвует в детских объединениях, разнятся порядками.

   Экспертные  оценки,  приведенные  в  государственном докладе  «Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000-2001 годы», указывают на 2-4 процента. В публикациях известного исследователя И. И. Фришман называется цифра до 10 процентов. Руководители некоторых региональных организаций говорят о 30%, иногда и большей доле охвата детей.

   Вместе с тем проблема не только и не столько в  цифровых  показателях.  Материалы,  представленные региональными органами по делам молодежи Департаменту по молодежной политике Минобразования России, проанализированные Е. И. Возжаевой и О. С. Коршуновой, свидетельствуют о том, что детскими общественными объединениями в современных условиях называются существенно разные формирования. По таким значимым параметрам, как цели, содержание деятельности, принципы устройства и функционирования, далеко не все из них соответствуют заявленному в уставах статусу общественных.

   К сожалению, слово «общественное» в названии детского объединения редко воспринимается как обязывающее, а постановка вопроса о соответствии часто встречает непонимание. Обеспечение воспитательных влияний и занятости детей, расширение их знаний, формирование дополнительных  умений считается многими руководителями достаточным основанием для идентификации с детским общественным движением.

   Для оценки перспектив развития детского общественного  движения  в  России  названная  проблема симптоматична. Дальнейшее продолжение господствующей  в  настоящее  время  ориентации на воспитывающе-обучающие приоритеты делает детские объединения, формально, а не по сути называемые  общественными,  дополнительным  или параллельным звеном уже существующей системы дополнительного образования.

   Иной вектор развития российского детского движения – его разворачивание не в воспитательном пространстве «управления взрослением несовер-шеннолетних», а в социальном пространстве реальной жизнедеятельности современников. В этом пространстве дети объединяются для солидарного (коллективного) обустройства обстоятельств своей актуальной  жизни,  для «улучшения  окружающей жизни»,  и поэтому  действующие  здесь  детские формирования не могут не быть общественными в полном смысле этого слова. Действуя сообща для достижения  конкретных  осязаемых  результатов, такие  объединения  не  дублируют  деятельность образовательных учреждений, оказываются интересными и значимыми, а поэтому принимаются в качестве партнеров государственными органами и общественными организациями взрослых. 

   В устроенных как общественных по сути детских объединениях возникают условия для приобретения их участниками реального опыта социальной ответственности  и  демократических  отношений, который невозможно приобрести в условиях воспитательных и учебных коллективов и который так   необходим для граждан демократического государства.

   Базовых условий для развития отечественного детского движения по второму варианту пока не- достаточно, но предпосылки для них, как теоретические, так и технологические, имеются. Остается надеяться на осознание приоритетности этого направления и его реализацию действующими сегодня и призванными на завтра организаторами детских общественных объединений.

   Взгляды на детство и юность как на подготовительный I этап к жизни или как на самоценную жизнь  растущих граждан  к  концу  ушедшего XX века несколько гармонизировались и в общественном сознании, и в научных парадигмах. Документы, принятые ООН, провозгласили права детей не только на их защиту, но и на возможность активного участия в жизни общества. Для многих стала очевидной позиция, выраженная академиком РАО Д. И. Фельдштейном, о том, что «детство состав-ляет  неотъемлемую  часть  общества,  выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений...», что детство «не социальный питомник, а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности социальное состояние, внутри которого сложно взаимодействуют дети и взрослые». История XX века наглядно продемонстриро-вала и включенность детей в судьбоносные события, и солидарную социальную активность в составе разнообразного по целевым установкам, содержанию  деятельности  и  организационным формам детского и юношеского общественного движения. Начавшийся XXI век унаследовал от своего предшественника развивающиеся традиционные и новые организации детей и подростков.

   Общественная жизнь детей не была обойдена вниманием научного осмысления ни в прошлом веке, ни в начавшемся новом. Запросы практики привлекали и привлекают к изучению этого явления отдельных исследователей, стимулируют возникновение неформальных объединений, актуализируют создание научных коллективов. В разные временные периоды в стране возникали своеобразные  центры, аккумулирующие  разработку актуальных аспектов деятельности обще-ственных организаций детей и подростков, развития детского движения. Эта традиция, как нам представляется, будет продолжена и в деятельности Ассоциации исследователей, отмечающей свое двадцатилетие, выросших вместе с ней ее участников,  утвердившихся  в  высоких  научных статусах, в работе многих молодых энтузиастов, выбирающих свой путь в науке.

Журнал "Жасstar", №3 (25) 2010 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум