Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Нам жить в новом мире

АКАДЕМИЯ «КӨКШЕ»: путь к успеху

Любовь Фомич,

Член Союза журналистов РК

С недавнего времени Кокшетауский университет обрел новый, но уже официально признанный академический статус. Академия «Көкше» – уникальное многопрофильное высшее учебное заведение для молодежи, желающей получить качественное  профессиональное  образование на уровне мировых стандартов и максимально реализовать  себя  на  благо  родного  Отечества в различных сферах социально-экономической жизни процветающего Казахстана.

Путь к успеху, к признанию в научном мире, популярности  образовательной  системы  Ж. Касымова не прост, но закономерен. Об этом и о многом другом интервью нашего специального корреспондента Любови Фомич с президентом академии «Көкше»  Жанатом Жакып-Сейитулы Касымом, выпускником КазГУ  имени С.М. Кирова, кандидатом физико-математических наук, профессором, действительным членом Международной  академии информатизации, Почётным профессором Венского международного университета, Почетным работником образования РК, Почетным работником спорта РК.

– Уважаемый Жанат Жакыпсеитович,  прежде всего, позвольте Вас поздравить с успеш-ным началом нового учебного года, с официальным  признанием нового академического статуса Вашего университета, который стал академией «Көкше». Вкратце расскажите нашим читателям об истории Вашего учебного заведения.

– С удовольствием! Восхождение к статусу академии, действительно, очень сложное, но законо-мерное. Все началось с моей мечты и желания всей моей семьи потомственных педагогов создать истинно национальную модель образования, где дети, молодёжь могли бы не просто учиться и абстрактно воспитываться, а приобщаться к истокам народной мудрости, культуры, были способными приумножать их богатства, достойно представлять Казахстан на мировом уровне. До  начала смутного перестроечного времени я работал преподавателем в Кокчетавском  педа-гогическом институте (ныне университет им. Ч. Уалиханова). Не скажу, что я оказался самым предприимчивым или находчивым, но что проявил определенную авантюрность, точно. И еще, не побоюсь этого определения, – гражданственность и патриотизм. Дело в том, что в то время школ с казахским языком  обучения  в  области  было  мало,  средних специальных учебных заведений – ни одного. А в воздухе пахло грозой, грандиозными изменениями, большими переменами. Стоять в стороне, чувствуя не мог. Тогда в себе большой потенциал, я просто и пришло решение открыть в городе Кокшетау лицей для обучения детей-казахов на родном языке. Семья  поддержала,  все-таки  мы все потомственные педагоги. Выкупили здание бывшего Дома политпросвещения и осуществили свою задумку. Это был 1989 год, люди пожилого возраста поймут, чего это тогда стоило, каких усилий и стараний, материальных затрат и переживаний. Поддержали родные, друзья, бывшие сослуживцы, коллеги.

Удалось открыть всего три класса, но свою нишу в образовательном пространстве мы заняли и удерживаем уже 20 лет. Лицей существует, он имеет свою популярность, определенный авторитет, методические наработки, достижения и перспективы, ведь мы растем и развиваемся. Но надо было идти дальше. В 1993 году после выхода Закона «Об образовании в Республике Казахстан» решено было открыть высшее учебное заведение – университет, в котором поначалу готовили студентов всего по трем специальностям. Сейчас этот перечень дошел в рамках академии.до 15. Но теперь уже в рамках академии.

- Созданный Вами университет, известный в широких кругах как университет Касымова, Кокшетауский университет – состоявшийся  вуз. И вот новое восхождение – академия «Көкше». Это что? Дань моде, для громкого звучания, для престижа или все-таки  просматривается за-кономерный рост?

– Я ждал этого вопроса, потому что мне его задают многие, мол, будете называться академией – и к вам побегут абитуриенты! О престиже, конечно же, думал, но меньше всего. А вот о закономерности роста – в первую очередь. В высшем образовательном пространстве есть трехступенчатость: институт – университет – академия. Принцип работы у всех примерно одинаковый, но есть и отличия. Институт имеет узкую направленность,  например,  педагогическую,  медицинскую, сельскохозяйственную и т.д. Университет по действующему законодательству должен готовить специалистов не менее чем по 11 специальностям. А академия – это уже количественный и качественный рост. Я уже говорил, что у нас ведется образовательная деятельность  по 15  специальностям  высшего профессионального образования (бакалавриат).

  Жанат Жакыпсеитович,  по какому  принципу  определяется  и утверждается  перечень  специальностей для Вашего вуза? Ведь перечень  востребованных  и  необходимых профессий огромен и не всегда соответствует  госзаказу.  Можно готовить  кого  угодно  и  сколько угодно...

– При выборе специальностей мы руководствуемся, прежде всего, необходимостью, востребованностью отечественного рынка труда. К примеру, в нашем регионе не очень востребованы специалисты  гидрогеологи  или  метеорологи. Работу по этим  специальностям  найти крайне  сложно. Следовательно, специалистов этого профиля мы не готовим. А учитывая  плотность  населения, все возрастающие миграционные  процессы, рост численности населения, а также экономическую специфику  региона, перспективы социально-экономического развития страны в целом, решили остановиться на профессиональной подготовке таких важных во всех отношениях специалистов, как педагоги, психологи, юристы, финансисты, экологи, лингвисты, дизайнеры, организаторы досуга, физической культуры и спорта, лесотехнические работники. Перечисляю без учета  конкретных  специализаций.  Например, педагогов  готовим  по  самому  широкому  спектру специалистов для дошкольных специальностей: от учреждений, начального образования и для средних учебных заведений. Причем те же дизайнеры могут преподавать в школах или работать в своих студиях, простор для будущей трудовой деятельности огромный. В структуру академии входят: казахский общеобразовательный  лицей,  многопрофильный  колледж, научно-технический парк (ИИЦ и ОПУ), центр тестирования и аудита знаний, научно-технический и  центр  спортивной  медицины,  отделы (учебно-методический,  СМК,  международных  связей), учебно-издательский центр с типографией, телевизионная и анимационная студии, 11 специализированных кафедр, НИЛ (радиобиологии, радиационной безопасности, технологий). Три библиотеки, три читальных зала, архив, отдел послевузовского образования, учебный финансово-банковский центр.

– Не могу не спросить о тех, кто работает с Вами, кто осуществляет преподавательскую деятельность, ведь они – тот потенциал, который учитывают студенты при поступлении…

– Все верно! Если преподавание ведут настоящие профессионалы с опытом работы, люди одер-жимые и ответственные – к нам пойдут, приведут своих  детей,  детей  знакомых  и  родственников.  И таких примеров у нас немало, когда кто-то проходил обучение в лицее, потом поступил в университет, а теперь среди студентов есть их дети и даже внуки. То  есть  просматривается  преемственность, верность учебному заведению. И во многом это заслуга профессорско-преподавательского состава, который стабилен на протяжении многих лет. Но есть и молодежь, это закономерный процесс.

– В холле я видела стенд с фотографиями всех именитых ученых вашего коллектива…

– Мы хотим, чтобы абитуриенты, приходящие оформлять документы для поступления, сразу ви-дели, что в академии есть хороший научный потенциал. Если в цифрах, то у нас образовательный процесс осуществляют 10 докторов наук, 66 кандидатов наук, 3 обладателя государственного гранта «Лучший преподаватель вуза», 3 почетных работника образования Казахстана, 10 имеют почетные звания международных академий. Помимо этого, у нас работают не просто ученые, а люди, добившиеся значительных успехов в своем деле, – это члены Союза художников и дизайнеров РК, члены Союза архитекторов, заслуженные инструкторы по туризму и так далее. Это целая плеяда деятелей и ученых Казахстана, являющихся гордостью не только нашего учебного заведения, но и всей страны.

– Тогда закономерен следующий вопрос – какой материальной базой владеет академия, ка-кие условия имеются для того, чтобы приобретаемые знания отвечали высокому уровню?

– С этим у нас все в порядке. Учебный корпус самой академии претерпел большой ремонт и ре-конструкцию, теперь он один из самых красивых в городе. В аудиториях и учебных кабинетах – полный  набор  необходимой  техники,  литературы, оборудования. В учебном процессе используются самые новые компьютеры, мультимедийные средства,  видео-  и  аудиоаппаратура,  студенты  и  сотрудники академии имеют свободный доступ к сети Интернет.

Библиотека – наша общая гордость. Здесь три читальных  зала,  один  научный,  два  электронных зала,  два  книгохранилища,  фонд  периодических изданий включает около 30 тысяч экземпляров отечественной  и  зарубежной  периодики.  Постоянно оформляются книжные и иллюстративные выставки, просмотры новинок и многое другое. Но новое время требует и современных подходов даже к такой форме познания, как чтение книг. Действует у нас и электронная библиотека, которая включает почти 60 тысяч названий различных изданий и состоит из электронных учебников и лекций профессорско-преподавательского  состава,  копий малодоступных и редких монографий и учебных  пособий,  электронных  версий  статистической информации,  внешних  баз  данных.  Для  ведения учета используется интегрированная библиотечно-информационная система «РАБИС». В общем, идем в ногу со временем!

– Господин президент, общеизвестны международные контакты вашего вуза, несколько слов об этом.

– Мы когда-то жили, учились и работали в замкнутом пространстве. О зарубежных поездках только мечтали, а чтобы учиться где-то в другой стране – такого и во сне не могло привидеться! Но наста-ли другие времена! И это здорово! Мы хотим, чтобы  уровень  подготовки  наших  студентов  отвечал самым высоким мировым стандартам, чтобы наши специалисты могли работать в любой зарубежной компании, чтобы их языковая и культурная подготовка не ставила в тупик партнеров, поэтому прилагаем  много  сил,  чтобы  находить  новые  формы международного сотрудничества, повышать статус  Академии «Көкше», а через нее и авторитет нашего государства.

Устойчивые связи сложились у нас с университе тами Финляндии, Польши, России, Франции, Китая, Венгрии, США, Испании. Вся деятельность вуза вобласти международного сотрудничества имеет непосредственное отношение к изучению зарубежного опыта, реализации академических обменов студентами и преподавателями, разработкам и внедрению инновационных  образовательных  технологий. На сегодняшний день академия «Көкше» заключила свыше 20 договоров и соглашений с организациями учреждениями ближнего образования и научными и дальнего зарубежья о взаимовыгодном сотрудничестве. Мы не только принимаем гостей из других стран, но и сами там частые гости. Мало того, идет обмен  преподавателями  и  студентами. Изучаем языки, культуру других народов, обмениваемся научными разработками, получаем от них награды и вручаем им свои – вот вкратце об этой стороне нашей деятельности.

– Поскольку наш журнал – издание детской организации, которая защищает права и законные  интересы  детей,  то  следующий  раздел нашей беседы перейдет в другую плоскость: о защите прав выпускников детских домов, ваших студентов, о взаимосвязи вуза и школ, о взаимопомощи и взаимодействии…

– Я хорошо осведомлен о деятельности Союза детских общественных организаций «Жулдыз», чи-таю ваши журналы, общаюсь с коллегами. Вы делаете  большое  государственное  дело,  занимаясь воспитательной работой, помогаете реализовывать социальные программы, участвуете в разных проектах. Знаю, что у вас есть проект «Миру нужен Я! Мне нужна семья!». Относительно  нашего  вуза:  ни  один  выпускник детского дома, желающий учиться в академии «Көкше», не остается без внимания. Он обучается у нас не только бесплатно, но и имеет другие льготы социального характера. Помогаем мы и тем, кто воспитывается  в  неполной  семье,  имеющей  небольшой материальный доход, у кого проблемы со здоровьем. Если у парня или девушки есть желание учиться, есть стремление найти себя в этой жизни, есть  стремление  противостоять  трудностям, мы всегда придем на помощь. Мало того, по инициативе кафедры педагогики и психологии был запущен проект «История школы». Студенты по крупицам собирают исторический иллюстративный материал, приводят его в систему, оформляют все в брошюру и делают ее достоянием гласности. Так,  к 100-летию  кокшетауской СШ №1 мы подготовили такой подарок педагогической общественности. Есть наработки по некоторым другим школам. Собираем материал для сборника «История  образования  Акмолинской области». В рамках этого проекта предусматриваем выпуск альманаха «История детских домов». Вот здесь мы надеемся на помощь вашей организации «Жулдыз».

– Мы-то всегда «за», но как Вам это видится?

– Мы недавно подписали меморандум о взаимовыгодном  двухстороннем  сотрудничестве.  Теперь надо просто работать, проявлять и поддерживать инициативы добрых дел. Молодежи только подай идею, а она деятельность свою разовьет, я уверен. С  гордостью  могу  сказать,  что  на  базе  академии действуют ОО «Восточные единоборства», экологический центр «Эко-К?кше», студенческая туристическая фирма, издаются две республиканские газеты два научно-методических журнала, действует комитет по делам молодежи, дебатный клуб, ДНД, ССО «Тарлан», педагогический  отряд «Армандастар».

Функционирует центр  спортивной медицины. Моя гордость – телевизионная студия, студия анимационных фильмов. Мы выигрываем международны гранты, ведем большую исследовательскую и поисковую работу, гордимся своими достижениями и стремимся к большему. Так что у нас с вами много точек соприкосновения. В сентябре у нас намечены интересные и полезные акции для воспитанников детских домов  Акмолинской  области,  например, «Писатели Казахстана – детям» и многое другое! Главное – любому совместному делу, проекту надо подходить душой и очень ответственно. 

– У нашего издания есть традиция: собеседник рассказывает не только о деле, но и знакомит читателей с собой, со своей семьей, ведь публикация будет  посвящена  празднованию 15-летнего юбилея Конституции РК, где немалое место отводится семье. Ваша академия сегодня – это не только семейное дело, но и продолжение педагогических традиций предков?

– У меня не совсем, а у жены – точно! Я родился Северном Казахстане в семье партийного советского работника. Отец Жакып Сеит умер рано, и мать воспитывала нас шестерых одна. Но все-таки я закончил школу, отслужил в армии и поступил в Казахский государственный университет. Потом была Москва, аспирантура. Отец моей жены Гульнары Сайтен Саутбеков был человеком уникальным, одаренным и очень даровитым. Имел звание заслуженного учителя Казахстана знал  15 языков, обладал академическими познаниями, писал стихи, прозу, сказки, публиковался в популярных изданиях того времени. Теперь школа с Балуан в Северо-Казахстанской области названа его именем.

У нас четверо детей, четверо внуков. Все они моя гордость и надежда. Так, впрочем, у всех роди телей, возлагающих на своих детей большие задачи Супруга –  мой  верный  друг  и  соратник,  она  вице-президент академии «Көкше», и сегодняшний авторитет вуза – и ее заслуга. И в своих, и в чужих детях я всегда стараюсь воспитывать чувство национального достоинства, гордости традициями народа, патриотизма и интернационализма,  стремление  к  раскрытию  творческого  потенциала и успешной самореализации на благо свое семьи, Родины, всего человечества.

  Спасибо  за  беседу,  уважаемый  Жанат Жакыпсеитович!! Желаем Вам, Вашей академии во всем ее многообразии, Вашей семье процветания, дальнейших успехов и надеемся на наше совместное  плодотворное  содружество,  ибо все,  что  мы  делаем,  во  имя  Родины,  добра справедливости!

Журнал "Жасstar", №3 (25) 2010 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум