С недавнего времени Кокшетауский университет обрел новый, но уже официально признанный академический статус. Академия «Көкше» – уникальное многопрофильное высшее учебное заведение для молодежи, желающей получить качественное профессиональное образование на уровне мировых стандартов и максимально реализовать себя на благо родного Отечества в различных сферах социально-экономической жизни процветающего Казахстана.
Путь к успеху, к признанию в научном мире, популярности образовательной системы Ж. Касымова не прост, но закономерен. Об этом и о многом другом интервью нашего специального корреспондента Любови Фомич с президентом академии «Көкше» Жанатом Жакып-Сейитулы Касымом, выпускником КазГУ имени С.М. Кирова, кандидатом физико-математических наук, профессором, действительным членом Международной академии информатизации, Почётным профессором Венского международного университета, Почетным работником образования РК, Почетным работником спорта РК.
– Уважаемый Жанат Жакыпсеитович, прежде всего, позвольте Вас поздравить с успеш-ным началом нового учебного года, с официальным признанием нового академического статуса Вашего университета, который стал академией «Көкше». Вкратце расскажите нашим читателям об истории Вашего учебного заведения.
– С удовольствием! Восхождение к статусу академии, действительно, очень сложное, но законо-мерное. Все началось с моей мечты и желания всей моей семьи потомственных педагогов создать истинно национальную модель образования, где дети, молодёжь могли бы не просто учиться и абстрактно воспитываться, а приобщаться к истокам народной мудрости, культуры, были способными приумножать их богатства, достойно представлять Казахстан на мировом уровне. До начала смутного перестроечного времени я работал преподавателем в Кокчетавском педа-гогическом институте (ныне университет им. Ч. Уалиханова). Не скажу, что я оказался самым предприимчивым или находчивым, но что проявил определенную авантюрность, точно. И еще, не побоюсь этого определения, – гражданственность и патриотизм. Дело в том, что в то время школ с казахским языком обучения в области было мало, средних специальных учебных заведений – ни одного. А в воздухе пахло грозой, грандиозными изменениями, большими переменами. Стоять в стороне, чувствуя не мог. Тогда в себе большой потенциал, я просто и пришло решение открыть в городе Кокшетау лицей для обучения детей-казахов на родном языке. Семья поддержала, все-таки мы все потомственные педагоги. Выкупили здание бывшего Дома политпросвещения и осуществили свою задумку. Это был 1989 год, люди пожилого возраста поймут, чего это тогда стоило, каких усилий и стараний, материальных затрат и переживаний. Поддержали родные, друзья, бывшие сослуживцы, коллеги.
Удалось открыть всего три класса, но свою нишу в образовательном пространстве мы заняли и удерживаем уже 20 лет. Лицей существует, он имеет свою популярность, определенный авторитет, методические наработки, достижения и перспективы, ведь мы растем и развиваемся. Но надо было идти дальше. В 1993 году после выхода Закона «Об образовании в Республике Казахстан» решено было открыть высшее учебное заведение – университет, в котором поначалу готовили студентов всего по трем специальностям. Сейчас этот перечень дошел в рамках академии.до 15. Но теперь уже в рамках академии.
- Созданный Вами университет, известный в широких кругах как университет Касымова, Кокшетауский университет – состоявшийся вуз. И вот новое восхождение – академия «Көкше». Это что? Дань моде, для громкого звучания, для престижа или все-таки просматривается за-кономерный рост?
– Я ждал этого вопроса, потому что мне его задают многие, мол, будете называться академией – и к вам побегут абитуриенты! О престиже, конечно же, думал, но меньше всего. А вот о закономерности роста – в первую очередь. В высшем образовательном пространстве есть трехступенчатость: институт – университет – академия. Принцип работы у всех примерно одинаковый, но есть и отличия. Институт имеет узкую направленность, например, педагогическую, медицинскую, сельскохозяйственную и т.д. Университет по действующему законодательству должен готовить специалистов не менее чем по 11 специальностям. А академия – это уже количественный и качественный рост. Я уже говорил, что у нас ведется образовательная деятельность по 15 специальностям высшего профессионального образования (бакалавриат).
– Жанат Жакыпсеитович, по какому принципу определяется и утверждается перечень специальностей для Вашего вуза? Ведь перечень востребованных и необходимых профессий огромен и не всегда соответствует госзаказу. Можно готовить кого угодно и сколько угодно...
– При выборе специальностей мы руководствуемся, прежде всего, необходимостью, востребованностью отечественного рынка труда. К примеру, в нашем регионе не очень востребованы специалисты гидрогеологи или метеорологи. Работу по этим специальностям найти крайне сложно. Следовательно, специалистов этого профиля мы не готовим. А учитывая плотность населения, все возрастающие миграционные процессы, рост численности населения, а также экономическую специфику региона, перспективы социально-экономического развития страны в целом, решили остановиться на профессиональной подготовке таких важных во всех отношениях специалистов, как педагоги, психологи, юристы, финансисты, экологи, лингвисты, дизайнеры, организаторы досуга, физической культуры и спорта, лесотехнические работники. Перечисляю без учета конкретных специализаций. Например, педагогов готовим по самому широкому спектру специалистов для дошкольных специальностей: от учреждений, начального образования и для средних учебных заведений. Причем те же дизайнеры могут преподавать в школах или работать в своих студиях, простор для будущей трудовой деятельности огромный. В структуру академии входят: казахский общеобразовательный лицей, многопрофильный колледж, научно-технический парк (ИИЦ и ОПУ), центр тестирования и аудита знаний, научно-технический и центр спортивной медицины, отделы (учебно-методический, СМК, международных связей), учебно-издательский центр с типографией, телевизионная и анимационная студии, 11 специализированных кафедр, НИЛ (радиобиологии, радиационной безопасности, технологий). Три библиотеки, три читальных зала, архив, отдел послевузовского образования, учебный финансово-банковский центр.
– Не могу не спросить о тех, кто работает с Вами, кто осуществляет преподавательскую деятельность, ведь они – тот потенциал, который учитывают студенты при поступлении…
– Все верно! Если преподавание ведут настоящие профессионалы с опытом работы, люди одер-жимые и ответственные – к нам пойдут, приведут своих детей, детей знакомых и родственников. И таких примеров у нас немало, когда кто-то проходил обучение в лицее, потом поступил в университет, а теперь среди студентов есть их дети и даже внуки. То есть просматривается преемственность, верность учебному заведению. И во многом это заслуга профессорско-преподавательского состава, который стабилен на протяжении многих лет. Но есть и молодежь, это закономерный процесс.
– В холле я видела стенд с фотографиями всех именитых ученых вашего коллектива…
– Мы хотим, чтобы абитуриенты, приходящие оформлять документы для поступления, сразу ви-дели, что в академии есть хороший научный потенциал. Если в цифрах, то у нас образовательный процесс осуществляют 10 докторов наук, 66 кандидатов наук, 3 обладателя государственного гранта «Лучший преподаватель вуза», 3 почетных работника образования Казахстана, 10 имеют почетные звания международных академий. Помимо этого, у нас работают не просто ученые, а люди, добившиеся значительных успехов в своем деле, – это члены Союза художников и дизайнеров РК, члены Союза архитекторов, заслуженные инструкторы по туризму и так далее. Это целая плеяда деятелей и ученых Казахстана, являющихся гордостью не только нашего учебного заведения, но и всей страны.
– Тогда закономерен следующий вопрос – какой материальной базой владеет академия, ка-кие условия имеются для того, чтобы приобретаемые знания отвечали высокому уровню?
– С этим у нас все в порядке. Учебный корпус самой академии претерпел большой ремонт и ре-конструкцию, теперь он один из самых красивых в городе. В аудиториях и учебных кабинетах – полный набор необходимой техники, литературы, оборудования. В учебном процессе используются самые новые компьютеры, мультимедийные средства, видео- и аудиоаппаратура, студенты и сотрудники академии имеют свободный доступ к сети Интернет.
Библиотека – наша общая гордость. Здесь три читальных зала, один научный, два электронных зала, два книгохранилища, фонд периодических изданий включает около 30 тысяч экземпляров отечественной и зарубежной периодики. Постоянно оформляются книжные и иллюстративные выставки, просмотры новинок и многое другое. Но новое время требует и современных подходов даже к такой форме познания, как чтение книг. Действует у нас и электронная библиотека, которая включает почти 60 тысяч названий различных изданий и состоит из электронных учебников и лекций профессорско-преподавательского состава, копий малодоступных и редких монографий и учебных пособий, электронных версий статистической информации, внешних баз данных. Для ведения учета используется интегрированная библиотечно-информационная система «РАБИС». В общем, идем в ногу со временем!
– Господин президент, общеизвестны международные контакты вашего вуза, несколько слов об этом.
– Мы когда-то жили, учились и работали в замкнутом пространстве. О зарубежных поездках только мечтали, а чтобы учиться где-то в другой стране – такого и во сне не могло привидеться! Но наста-ли другие времена! И это здорово! Мы хотим, чтобы уровень подготовки наших студентов отвечал самым высоким мировым стандартам, чтобы наши специалисты могли работать в любой зарубежной компании, чтобы их языковая и культурная подготовка не ставила в тупик партнеров, поэтому прилагаем много сил, чтобы находить новые формы международного сотрудничества, повышать статус Академии «Көкше», а через нее и авторитет нашего государства.
Устойчивые связи сложились у нас с университе тами Финляндии, Польши, России, Франции, Китая, Венгрии, США, Испании. Вся деятельность вуза вобласти международного сотрудничества имеет непосредственное отношение к изучению зарубежного опыта, реализации академических обменов студентами и преподавателями, разработкам и внедрению инновационных образовательных технологий. На сегодняшний день академия «Көкше» заключила свыше 20 договоров и соглашений с организациями учреждениями ближнего образования и научными и дальнего зарубежья о взаимовыгодном сотрудничестве. Мы не только принимаем гостей из других стран, но и сами там частые гости. Мало того, идет обмен преподавателями и студентами. Изучаем языки, культуру других народов, обмениваемся научными разработками, получаем от них награды и вручаем им свои – вот вкратце об этой стороне нашей деятельности.
– Поскольку наш журнал – издание детской организации, которая защищает права и законные интересы детей, то следующий раздел нашей беседы перейдет в другую плоскость: о защите прав выпускников детских домов, ваших студентов, о взаимосвязи вуза и школ, о взаимопомощи и взаимодействии…
– Я хорошо осведомлен о деятельности Союза детских общественных организаций «Жулдыз», чи-таю ваши журналы, общаюсь с коллегами. Вы делаете большое государственное дело, занимаясь воспитательной работой, помогаете реализовывать социальные программы, участвуете в разных проектах. Знаю, что у вас есть проект «Миру нужен Я! Мне нужна семья!». Относительно нашего вуза: ни один выпускник детского дома, желающий учиться в академии «Көкше», не остается без внимания. Он обучается у нас не только бесплатно, но и имеет другие льготы социального характера. Помогаем мы и тем, кто воспитывается в неполной семье, имеющей небольшой материальный доход, у кого проблемы со здоровьем. Если у парня или девушки есть желание учиться, есть стремление найти себя в этой жизни, есть стремление противостоять трудностям, мы всегда придем на помощь. Мало того, по инициативе кафедры педагогики и психологии был запущен проект «История школы». Студенты по крупицам собирают исторический иллюстративный материал, приводят его в систему, оформляют все в брошюру и делают ее достоянием гласности. Так, к 100-летию кокшетауской СШ №1 мы подготовили такой подарок педагогической общественности. Есть наработки по некоторым другим школам. Собираем материал для сборника «История образования Акмолинской области». В рамках этого проекта предусматриваем выпуск альманаха «История детских домов». Вот здесь мы надеемся на помощь вашей организации «Жулдыз».
– Мы-то всегда «за», но как Вам это видится?
– Мы недавно подписали меморандум о взаимовыгодном двухстороннем сотрудничестве. Теперь надо просто работать, проявлять и поддерживать инициативы добрых дел. Молодежи только подай идею, а она деятельность свою разовьет, я уверен. С гордостью могу сказать, что на базе академии действуют ОО «Восточные единоборства», экологический центр «Эко-К?кше», студенческая туристическая фирма, издаются две республиканские газеты два научно-методических журнала, действует комитет по делам молодежи, дебатный клуб, ДНД, ССО «Тарлан», педагогический отряд «Армандастар».
Функционирует центр спортивной медицины. Моя гордость – телевизионная студия, студия анимационных фильмов. Мы выигрываем международны гранты, ведем большую исследовательскую и поисковую работу, гордимся своими достижениями и стремимся к большему. Так что у нас с вами много точек соприкосновения. В сентябре у нас намечены интересные и полезные акции для воспитанников детских домов Акмолинской области, например, «Писатели Казахстана – детям» и многое другое! Главное – любому совместному делу, проекту надо подходить душой и очень ответственно.
– У нашего издания есть традиция: собеседник рассказывает не только о деле, но и знакомит читателей с собой, со своей семьей, ведь публикация будет посвящена празднованию 15-летнего юбилея Конституции РК, где немалое место отводится семье. Ваша академия сегодня – это не только семейное дело, но и продолжение педагогических традиций предков?
– У меня не совсем, а у жены – точно! Я родился Северном Казахстане в семье партийного советского работника. Отец Жакып Сеит умер рано, и мать воспитывала нас шестерых одна. Но все-таки я закончил школу, отслужил в армии и поступил в Казахский государственный университет. Потом была Москва, аспирантура. Отец моей жены Гульнары Сайтен Саутбеков был человеком уникальным, одаренным и очень даровитым. Имел звание заслуженного учителя Казахстана знал 15 языков, обладал академическими познаниями, писал стихи, прозу, сказки, публиковался в популярных изданиях того времени. Теперь школа с Балуан в Северо-Казахстанской области названа его именем.
У нас четверо детей, четверо внуков. Все они моя гордость и надежда. Так, впрочем, у всех роди телей, возлагающих на своих детей большие задачи Супруга – мой верный друг и соратник, она вице-президент академии «Көкше», и сегодняшний авторитет вуза – и ее заслуга. И в своих, и в чужих детях я всегда стараюсь воспитывать чувство национального достоинства, гордости традициями народа, патриотизма и интернационализма, стремление к раскрытию творческого потенциала и успешной самореализации на благо свое семьи, Родины, всего человечества.
– Спасибо за беседу, уважаемый Жанат Жакыпсеитович!! Желаем Вам, Вашей академии во всем ее многообразии, Вашей семье процветания, дальнейших успехов и надеемся на наше совместное плодотворное содружество, ибо все, что мы делаем, во имя Родины, добра справедливости!