Вот и настал учебный год
Вновь на календаре сентябрь, и мы снова вступаем в мир знаний, делаем еще один шаг в будущее. Наверное, не случайно праздник отмечают осенью. Это время необыкновенного духовного взлета, время жатвы, венчающей многомесячную тревогу хлебороба, ведь заботы земледельца поистине сродни подвижническому труду настоящего Учителя, бескорыстно дарящего знания и опыт, сокровища души своим воспитанникам. В Послании народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Президент Нурсултан Назарбаев отметил, что реализация стратегии модернизации страны зависит прежде всего от уровня развития человеческих ресурсов, от их знаний, уровня образованности. В связи с этим комплексное обновление общеобразовательной школы становится первостепенной задачей. Одной из важнейших составляющих этого преобразования является переход на 12-летнее обучение, который позволит наметить пути дальнейшей социализации подростков, их профильной ориентации, интеграции в международное образовательное пространство. Шаги к инновационной школе. В текущем году нами разработан проект Государственной программы развития образованияРеспублики Казахстан на 2011–2020 годы, определяющий стратегические приоритеты в сфере образования. Он предполагает усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия, а также четкое разграничение ответственности между министерством и местными исполнительными органами. В проекте госпрограммы также определены индикаторы, позволяющие отслеживать достижение намеченных целей. Детально рассмотрены пути решения проблем малокомплектных школ, вопросы обучения детей с ограниченными возможностями, укрепления материально-технической базы школ и многое другое. Программа акцентирует внимание на важности развития массовой школы как базового звена общего среднего образования. Только развивая массовую школу, мы можем говорить о доступности качественного образования для всех, о повышении его конкурентоспособности. Естественно, это потребует изменения методологии и философии образования. Необходим переход к компетентностной образовательной модели, имеющей ярко выраженную гуманистическую направленность. Современная школа должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, способствовать развитию человеческих ресурсов. А это возможно только при условии непрерывного инновационного развития массовой школы. Основная идея обновления содержания состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, технологичным и, как следствие, эффективным. Одним из механизмов дифференциации и индивидуализации является профильное обучение, предполагающее высокий уровень вариативности учебных планов и программ.
Обновленное содержание образования потребует не только нового подхода к оценке результатов обучающихся, деятельности организации образования в целом. В связи с этим система оценки должна быть существенно изменена с учетом мировых тенденций: важен переход от инструмента контроля к инструменту управления качеством образования оценки от констатирующей к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы. Для эффективного функционирования модели 12-летнего образования мы обязаны именно в этом русле завершить разработку новых государственных общеобязательных стандартов общего среднего образования, концепции профильного обучения и системы оценки образовательных достижений учащихся.
Проведена работа по совершенствованию учебно-методического сопровождения, что должно обеспечить более высокую степень готовности школьников к переходу на 12-летнее образование.
В нынешнем учебном году вводятся соответствующие международным требованиям уровневые программы обучения казахскому, английскому языкам, а со следующего – по русскому языку. Уже подготовлены учебники и учебно-методические комплексы по уровневому изучению казахского языка в школах с русским языком обучения для 5–11 классов. Уровневые программы должны способствовать полному овладению языками на выходе из школы. В текущем году обращено серьезное внимание на совершенствование качества преподавания английского языка в общеобразовательных школах. Создана рабочая группа из числа лучших учителей и методистов республики для разработки учебно-методического сопровождения предмета, проведения обучающих курсов, семинаров и конференций с привлечением методистов Британского совета в Казахстане и британских издательств. Более 1500 учителей английского языка прошли переподготовку и повышение квалификации. Предметы «История Казахстана», «Всемирная история», «Литература», «Искусство», «Технология» обогащены материалами, полученными в рамках проекта «Мәдени мұра». Для создания целостной системы нравственно-духовного воспитания личности внедрен в учебный процесс новый предмет «Самопознание». Важнейшим условием обновления образования является наличие качественных учебников. В новой школе учебник должен быть уровневым, снабженным богатым дидактическим материалом, развивающим логическое и творческое мышление. Необходимы интегрированные учебники, обеспечивающие формирование компетенций на межпредметной основе. Для реализации полиязычного образования нужно разработать соответствующие учебники на государственном, русском и английском языках. Новое поколение учебных материалов должно обеспечить возможность использования в интерактивном и дистанционном режиме. Качество учебников, используемых сегодня в школе, вызывает серьезную критику. Проблемы кроются в несовершенстве нормативной правовой базы разработки и экспертизы учебной литературы, низкой профессиональной компетентности и гражданской незрелости отдельных авторов учебников и экспертов, поэтому внесены существенные изменения в правила по подготовке, экспертизе и изданию учебной литературы. В ближайшее время будет сформирована база данных экспертов в разрезе предметов из числа опытных учителейөпрактиков, методистов, ученых. Будут разработаны специальные учебные программы по научно обоснованным подходам к анализу учебника. Все эксперты пройдут обязательное обучение и установленные формы итогового контроля учебного материала.
Учитель-лидер и рядом – школьник-творец
Новая школа потребует принципиальных изменений в системе управления образованием на всех уровнях. Современный руководитель – это не формальный управленец, работающий на силовом давлении. Это лидер, способный вдохновлять людей собственными идеями. Он создает атмосферу, в которой творческий потенциал будет раскрываться и наращиваться в каждом человеке. Только руководитель, владеющий технологиями современного менеджмента, сможет сформировать в коллективе дух общности, сплотить людей видением перспектив развития школы. Инновационные разработки должны проводиться не от случая к случаю, а стать важнейшим направлением деятельности школы в режиме непрерывного развития. Нормой становится управленческая поддержка инновационных проектов, в рамках которых осуществляются поиск, разработка и реа-лизация педагогических инноваций. То есть речь идет о необходимости разработки в каждой школе программ развития. В повышении эффективности управления в организациях образования будет задействована и система электронного обучения. Ученик будет вести дневник в автоматизированной системе, учитель - заполнять электронную тетрадь с календарно- тематическим планированием, классный журнал. Преподавательская нагрузка, расписание занятий, мониторинг успеваемости и посещаемости учащихся, деятельности педагога, отчетность также будут осуществляться в электронном режиме. Управление школой должно носить общественно-государственный характер, что предполагает вовлечение учителей, родительской общественности и всего местного сообщества в обсуждение проблем. Предстоит обеспечить открытость образования как государственно-общественной системы. Создать переход к модели взаимной ответственности, поднятию педагогической культуры, повышению ответственности родителей. Ключевой фигурой в развитии системы образования является учитель, и потому одним из государственных приоритетов должно стать изменение его статуса в современном обществе. Необходимо переосмысление социальной роли педагога в контексте модернизации образования, выделение педагогического корпуса как общественной элиты в процессе развития нашего государства. Каким образом можно решить эту задачу? Во-первых, изменяется государственная политика в оценке профессионально-педагогической деятельности, а значит, будут усовершенствованы механизмы дифференцированного подхода к оплате труда учителя, которые учитывают качество и эффективность его деятельности. Во-вторых, необходимо разработать профессиональные стан-дарты педагогической деятельности, основанные на компетенциях, соответствующих требованиям мирового сообщества. В-третьих, необходима подготовка полиязычного учителя. Он должен владеть инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения, а также обладать финансово-экономической культурой. Новая система воспроизводства кадров должна сопровождаться эффективной переподготовкой и повышением квалификации. Для создания конкурентной среды в этой сфере в проекте госпрограммы предполагается переход на ваучерный принцип организации повышения квалификации. Он будет осуществляться не только на базе существующих ИПК, но и других организаций образования, ресурсных центров, частных структур, реализующих инновационные образовательные программы. Необходимо поднимать планку требований к педагогам. В соответствии с госпрограммой будет внедрена процедура подтверждения уровня квалификации педагогов, поступающих на работу впервые или после перерыва деятельности. В новом учебном году вводится процедура аттестации, состоящая из тестирования знаний, отчета о деятельности, опроса участников образовательного процесса и общественности. Социализация личности ребенка предполагает новый тип школы, открытой социуму, имеющей партнерские связи с местным сообществом. Благодаря этому создается широкое образовательное пространство. Задачи социализации школьников требуют того, чтобы образовательное пространство было здоровьесберегающим. Оно не должно содержать рисков для здоровья, обязано обеспечивать физическую и психологическую безопасность, доступ к информационно-образовательным интернет-порталам. В школе создаются условия для социальных коммуникаций, которые обеспечат ребенку возможность проектирования собственных моделей поведения и самоопределения в меняющемся мире. Образовательная среда должна содержать весь комплекс условий для достижений обучающихся, поддержки и сопровождения талантливых детей, а также личностного и профессионального роста учителя. Школа составляет социальную сферу, в которой дети находятся в течение долгого времени, поэтому она должна стать центром культурно-досуговой жизни микрорайона, населенных пунктов. В вопросах воспитания школьников необходимо поднять педагогическую культуру и ответственность родителей. Для решения данной проблемы разрабатывается программа родительского всеобуча, включающая создание и организацию работы родительских университетов.
Достойно ответим на вызовы
Инфраструктура образовательной деятельности республики направлена не только на разработку новых принципов проектирования, строительства школ, но и на изменение качества условий. Региональными планами предусмотрено нормативное оснащение игровыми комнатами, мебелью в соответствии с возрастными особенностями детей. Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя. Только в 2009 году поставлены 640 кабинетов биологии, 536 – ЛМК, 10 кабинетов физики, 78 кабинетов химии. Интерактивными досками доукомплектована 721 школа. Нам необходимо развивать культуру управления инновационными преобразованиями. В настоящее время функционируют различные типы школ: гимназии, лицеи, сеть учреждений для одаренных детей «Дарын», международные школы «Мирас», сеть заведений полиязычного образования «М?рагер», экспериментальные площадки по внедрению 12-летки, развивается сеть интеллектуальных школ, которая охватит все регионы страны. В каждой из них создаются свои оригинальные образовательные модели, накоплены инновационные разработки. В этих условиях важно, на мой взгляд, сформировать систему мониторинга и диагностики результатов экспериментальной деятельности. Задача методических служб образования республики – внедрение в массовую практику положительных результатов, полученных в экспериментальном режиме. Уже сегодня школы, создающие концепции и программы развития своих коллективов, используют при их разработке современные научные идеи, технологические пакеты и модули, разработанные и апробированные на экспериментальных площадках и в инновационных образовательных сетях. Поэтому наша работа предполагает дальнейшее развитие культуры управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и построению новой массовой казахстанской школы. ...Я нередко задумываюсь о высокой миссии Учителя. Уверен, что и этот учебный год станет для всех учителей годом больших надежд, что никогда не иссякнет стремление к знаниям, заложенное природой в каждом из нас! Не бывает одинаковых учебных дней. Меняется жизнь, меняется и школа. И каждый раз общество ставит перед нами все новые масштабные задачи, требуя, чтобы образование и наука соответствовали своему времени, а иногда и опережали его. Получение качественного образования становится одной из наиболее важных задач каждого. В этом заинтересовано и общество. А значит, наши профессиональные поиски будут год от года усложняться, требуя от каждого педагога, мало-комплектной ли сельской школы или городской гимназии, самосовершенствования и новаторства.
И если каждый коллектив будет жить насыщенной и интересной жизнью, применяя модели, подходы и технологии, отвечающие современной действительности и самым взыскательным требованиям общества, значит, мы сумеем вместе и достойно ответить на ее вызовы. Мы сделаем казахстанское образование качественным.