Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Уроки нравственности

Простить полмира или объявить джихад?

Татьяна Петрунько,

             Россия, Томск

Окно жилого дома. Между рамами ребенок. Он наблюдает за движением машин и людей на центральном проспекте. После отворачивается и рассматривает водопад, застывший на стене маленькой комнаты. У стены стоят две дорожные сумки, на одной из них видны детские вещи. Из города уезжают два человека.

Пункт назначения – Мекка, которая в свое время стала духовным центром ислама.

В комнату вошел мужчина в белом костюме с покрытой головой и непривычной современному глазу бородкой.

Он считает самой большой радостью в своей жизни то, что «может умереть мусульманином», что принял ислам, потому что все остальное в его жизни «было гадко, мерзко и противно». Он спросил разрешения сделать намаз, после чего разлил горячий чай в граненые стаканы. Расстелил коврик и стал совершать незнакомые мне движения. Губы что-то произносят. Тело совершает определенный комплекс упражнений.

Казалось, что этот человек с детства приучен к намазу. Хотя отец его казак, а мама русская. И вместо чтения молитвы отец заставлял его драться со старшим братом.

Действия четкие, правильные. Невозможно не обратить внимание на отличную физическую форму. А это удивляет. Зная, что часть жизни этого человека была затрачена на наркотики, алкоголь и разврат, а если где и пришлось заниматься хоть какой-то силовой нагрузкой, так это в тюрьме.

В глазах мужчины читалась полная отдача своим мыслям, молитве. Учитывая длительные скитания этого человека, можно думать, что до этого момента он еще не нашел что-то или кого-то, кому мог бы посвятить себя на столько, на сколько он способен.

Сначала была злость…

Итогом одного из скитаний стало то, что однажды он вернулся в Томск мусульманином. Приехал из Тюмени, где на Татарских Горках в мечети впервые совершил намаз и научился делать омовение. Там же он впервые за свою насыщенную жизнь «спал спокойно». Не страдал от болей без героина, не мечтал о рюмке водки, не крал и не желал убивать. И там же он обрел, по его словам, «обманчивые мысли» о том, что может кого-то вывести из заблуждений.

«Я женился в третий раз, надеясь, что этот брак принесет мне радость. Я хотел семью, братства, понимания, и снова получил не то, что ждал. Я видел в глазах жены прозрение, мне казалось, что она уже не принимает наркотики, не пьет и не гуляет…

В результате она родила ребенка. Но это не спасло нашу семью. Я пытался ей помочь, а люди вокруг твердили мне про ее блуд, смеялись над моими намерениями и спокойствием. Но правда стала являться и моим глазам. И однажды я принес своей супруге палец, отрубленный у ее любовника, как доказательство того, что я знаю…

В итоге меня лишили даже права видеть своего ребенка. Это рождало самые страшные мысли, вплоть до кровной мести».

Братья

– Сергей, Серега! – доносился детский голос из ванной.

Он вышел из комнаты на зов мальчишки. Родители 37 лет назад нарекли его Сергеем. Сегодня он зовет себя Салах ид дин, что значит «непобедимый воин». А если воин, то значит должен воевать. И Сергей всю жизнь воюет сам с собой, со своими мыслями и пороками. Избегает «страшных мыслей» о кровной мести и о войне с физической расплатой.

Сергей вошел в комнату с мальчиком в возрасте шести лет. Его зовут Магди. Он себя назвал так сам. И что интересно, интуитивно угадал свое значение, в частности, в жизни Сергея. Магди переводится как «посланный Аллахом».

В исламе знамением возвращения Махди («Ведущего») будет являться глобальное господство зла на земле, победы сил зла над силами добра, это потребует прихода последнего и окончательного Спасителя. Если же этого не случится, то результатом будет полностью поглощённое темнотой человечество.

Мальчишка переоделся и схватил деревянное ружье со стола. Размахивая своей игрушкой, он решил угостить всех своей шоколадкой.

Сергей собирал вещи Магди, ругал его за игривость, но делал это с интонацией, в которой чувствовалась отцовская любовь. Они встретились случайно.

Магди – ребенок улицы. Его мать дала разрешение сроком полгода на опекунство.

Сергей – одинокий мужчина, проживший насыщенную жизнь, отец двоих детей, воспитанием которых ему уже не придется заниматься. Старшей дочери 20 лет, а второго он никогда не увидит, поплатившись за свою агрессию.

Они зовут друг друга братьями. Две души, никому не нужные, но уже знающие жестокость и несправедливость этого мира на себе. Они необходимы друг другу.

Шестилетний Магди поведал мне, что умеет драться и поэтому ему не нужно вроде как учиться писать и читать. Он просто «всех убьет».

Сергей же понял, что ничего не добьется, «убив всех»: «Они сами уже наказаны. Мне их не спасти. Помогая чистой душе, я помогаю сам себе.

Я ухожу от этих мыслей, ухожу от жажды мести. Каждый день думать об их смерти – это очень тяжело. Каждый день носить в себе месть – это невыносимо. Поэтому мы уходим. Но если я вернусь, то вопрос с ними будет решен…»

И хочется из этих слов верить, что человек, который за 37 лет не видел тепла и внимания, не станет учить ребенка выбивать добро из людей деревянной палкой…

Ночь перед отъездом они провели в мечети. Около полуночи два силуэта двигались в сторону улицы Татарской. Конечная цель пути – Мекка. В Мекке около 570 года родился основатель ислама пророк Мухаммад (Мухаммед). А примерно в 610 году он начал проповедовать свои идеи, на основе которых и возникла новая религия – ислам. В 624 году, находясь в изгнании в Медине, пророк Мухаммад ввел правило, в соответствии с которым его последователи, за которыми закрепилось название «мусульмане», должны во время молитвы обращаться лицом в сторону Мекки.

На прощание Сергей сказал: «В этой жизни мне все равно что-то придется сделать. Простить полмира или объявить ему джихад». 

Стереотипы

Фраза Сергея должна, по сути, вызвать страх и неприязнь к человеку, который может пойти и перерезать полгорода, учитывая современное определение слова «джихад». Термин этот часто переводится как «священная война».

Ислам же не знает такого. Ислам признаёт только законную или незаконную войну. Термин «джихад» часто понимают неправильно. Он означает «усердие». Отсюда следует, что термин имеет две стороны. С одной стороны, «джихад» – это борьба с личными низменными страстями, с другой стороны – это справедливая война. Общеизвестно, что в исламе первый тип называется большой джихад (усердие в вере), который предполагает борьбу человека со своими низменными страстями, инстинктами, преодоление этих страстей, очищение себя от всех недостатков и отрицательных черт, освобождение себя от зависти и ненависти к другим. Таким образом, человек становится ближе к Аллаху. Второй вид называется малым джихадом, т.е. справедливой борьбой за веру.

«Тем, которые подвергаются нападению, дозволено сражаться» (Сура «аль-Хадж», аят 39). «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте (дозволенных границ). Поистине, Аллах не любит агрессивных» (Сура «аль-Бакара» (Корова), аят 190).

В современной жизни слово «джихад» в немусульманском обществе несет отрицательное значение, также как и сами мусульмане. К примеру, в гости к Сергею приходил участковый, которого вызвали осторожные соседи, удивленные внешним видом мужчины.

Стереотип, что мусульманин – обязательно террорист, в последнее время очень распространен в нашем обществе. Участившиеся случаи террора все больше заставляют правительство развивать программы, направленные на защиту своей страны, общества. Это, несомненно, правильная позиция. Ведь терроризм – это страшно. Это равносильно войне. И все это знают.

Тем более что экстремизм исламских фундаменталистов оживленно прогрессирует, и связано это с «экономическим и политическим положением некоторых стран, чрезвычайно обогащенных нефтедолларами», сообщает в книге «Религии Востока» Л.С. Васильев, доктор исторических наук, специалист по истории и культуре стран Востока. 

Но вот только общество в свою очередь стало рисовать лицо врагу и ставить все в одну линейку. Если рассмотреть жизнь Сергея и любого другого человека, то иногда самые близкие люди оказываются самыми страшными врагами. Да, ислам наиболее сильная и агрессивная из всех религий, сообщает профессор Л.С. Васильев. Но ведь в каждой культуре есть свои отрицательные и положительные моменты. Следовательно, некорректно говорить о всех мусульманах, как о террористах, также как говорить, что все христиане скинхеды или что все немцы – фашисты.

Учитывая это, нужно учиться толерантности. И никогда не поздно спасти себя.

Журнал "Жасstar", №2 (24) 2010 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум