Медианасилие и дети
Аскарбек Кусаинов, Президент Академии педагогических наук Казахстана, доктор педагогических наук, профессор, член Исполнительного комитета Всесоюзного совета обществ по сравнительному образованию, лауреат Государственной премии РК |

Редакция поздравляет Аскарбека Кусаинова с высокой наградой! Медаль К. Д. Ушинского учрежденная в 1949 году впервые вручена ученому из Казахстана.
В настоящее время телеэкраны насыщены сценами насилия, кровь «льется» рекой. Подсчитано, в среднем в день наши дети наблюдают по телевидению 17 убийств, 37 сцен жестокости. Какими словами такие эпизоды сопровождаются, догадаться нетрудно. Причем демонстрируются эти ленты и утром, и днем. Такие передачи крайне отрицательно влияют на формирование мировоззрения, логику и психику детей. Воспитание детей — сложный и длительный процесс. На формирование характера и становление личности влияют семья и близкие, детский сад и школа, окружающая среда и улица. В последние десятилетия к ним прочно добавилось воздействие телевидения. Привычка детей к чтению книг идет на убыль, а потому для многих персонажи телевизионных фильмов являются главным авторитетом и, соответственно и примером для подражания. Телевизор, фактически превратившийся в члена семьи, стал еще одним воспитателем ребенка. Статистические данные свидетельствуют о том, что дети и молодежь сегодня — самая активная часть аудитории аудиовизуального медиатекста. «Дети начинают активно смотреть телевизор в возрасте примерно двух лет. Типичный американский ребенок проводит около 30% своего времени перед телевизором. В среднем, в период перед поступлением в школу ребенок проводит у экрана около 5 тыс. часов и 19 тыс. часов — к окончанию средней школы» (Dodrill R. Violence, Values and Media, Sacramento, 1993 г., p. 51). Подрастая, маленький человек готовится войти во “взрослый” мир, который постепенно становится частью его жизни. Ребенок стремится познать и понять этот мир, принятые в нем ценности и правила поведения. Жизнь взрослых попадает в поле зрения ребенка не только в семье или на улице, телеэкран также создаёт определенный образ действительности, накладывающий отпечаток на представления детей о жизни взрослых. Насколько соответствует образная картина взрослой жизни, формируемая телевидением, реальному состоянию мира, в который предстоит войти детям? Каким станет подрастающее поколение Казахстана, достигнув взрослости, если влияние телевидения имеет не только положительную сторону, но и отчетливо выраженные негативные аспекты? Обзор содержания материалов в большинстве СМИ, в частности на Западе, показывает, что они в немалой степени способствует распространению насилия. Эта политика чаще всего наблюдается на телевидении, в кино и компьютерных играх. Психологи и эксперты по вопросам СМИ убеждены, что демонстрация сцен насилия в западных СМИ послужила причиной беспрецедентного роста жестокости на Западе. Ниже приводятся результаты анализа исследователей США на тему: «Насилие, медиа и дети». 1951 г. Американские передачи со сценами насилия составляли 10% телевизионного времени. 1954 г. Впервые были организованы слушания в Конгрессе, посвященные вопросам воздействия теленасилия на зрителей. 1956 г. Выводы ученых: телевидение потенциально может быть вредным для детей младшего возраста. «От 2/3 до 3/4 всех телепередач в 50-х годах содержали сцены насилия — от 6 до 10 актов насилия в час в «прайм-тайм» — самое смотребельное время. 1961 г. Доля теленасилия увеличилась, и большая его часть транслировалась в то время, когда дети находились у экранов. 1965 г. Вывод исследователей: телевизионное насилие отражается на антиобщественном поведении несовершеннолетних. 1969 г. Вывод исследователей: юные зрители узнают о способах агрессивного поведения из телевизионных программ. Медиа-исследования показали, что большинство газет и журналов содержит до 10% материалов (о преступлениях, катастрофах), связанных с насилием. 1972 г. Пятитомный исследовательский отчет 50 ведущих американских специалистов выявил связь между медианасилием и агрессивным поведением несовершеннолетних. 1980 г. В течение трех сезонов анализируются телесериалы. Исследование обнаруживает, что акты насилия в них показываются не менее 9 раз между 8 и 9 часами вечера, не менее 12 раз — между 9 и 11 вечера, и более чем 21 раз в час — в детских программах (в субботнее утро). 1982 г. Национальный институт психического здоровья (National Institute of Mental Health) делает обзор 2500 исследований, проведенных во всем мире. Вывод: существует зависимость между телевизионным насилием и агрессивным поведением подростков. 1984 г. 22-летнее наблюдение за 875 американскими девочками и мальчиками в возрасте от 8 лет и людей более старшего возраста, обнаружило, что мальчики, явно увлеченные насилием по телевидению, в 4-5 раз больше были более склонны к тому, чтобы стать преступниками. Дети, которых сильно привлекало экранное насилие, став взрослыми, были склонны применять физическое наказание к своим детям. 1985 г. Американская психологическая ассоциация рекомендовала родителям контролировать то, что смотрят их дети. Призвала представителей индустрии сократить телевизионное насилие, развивать исследовательскую деятельность в области медианасилия. Американский ребенок в 1984-1985 гг. смотрел по телевидению до 27 сцен насилия в час. Было доказано, что больше половины сюжетов видеоклипов связаны с изображением насилия. 1990 г. В Конгрессе США прошли слушания законопроекта о телевидении и его воздействии на детей. 1992 г. Американская психологическая ассоциация призвала федеральные власти защитить общество от медианасилия. 1996 г. В феврале 1996 г. президент США подписал закон «О телекоммуникациях». В частности, этот закон учреждал производство V-чипов, компьютерных микропроцессоров для фильтрации телевизионных программ. 1997 г. В рамках ЮНЕСКО создана Международная палата «Дети и насилие на экране». Отправной ее точкой стала «Конвенция ООН о правах ребенка». 1997 г. В США принята новая система возрастных рейтингов для телепрограмм. 1998 г. В отчете группы по исследованию телевизионного насилия на национальном телевидении сделан вывод о том, что 60% всех телепередач содержат сцены насилия, и что «существует значительный риск негативного воздействия просмотра насилия на телеэкране». В Лос-Анджелесе прошла конференция исследователей и представителей медиаиндустрии по проблемам телевидения и здоровья детей. 1999 г. Сенатор Дж. Либерман внес новый законопроект, призванный защитить детей от угрозы медианасилия и способствовать большей ответственности со стороны индустрии развлечений. Законопроект также призывал различные средства массовой информации к сотрудничеству в области разработки более строгих кодексов их деятельности для того, чтобы улучшить стандарты качества и оградить детей от вредной медиапродукции. 2000 г. Четыре национальных ассоциации — Американская академия педиатров, Американская медицинская ассоциация, Американская психологическая ассоциация и Американская академия детской и подростковой психиатрии — опубликовали совместное заявление, в котором утверждалось: «Заключение медицинской общественности, основанное на более чем 30-летнем опыте исследований, показало, что просмотр «развлекательного» насилия может привести к росту агрессии, исказить отношения, ценности и поведение, особенно у детей». С января 2000 г. все американские телевизоры (с экраном больше 13 дюймов) стали продаваться с V-чипами, позволяющими родителям блокировать нежелательные для просмотра детей программы. В Конгрессе США прошли слушания по теме «Насилие и медиа». 2001 г. Исследования показали, что воскресные телепередачи для американских детей содержали от 20 до 25 актов насилия. 2002 г. Исследовательские выводы Американской академии детской и подростковой психиатрии: - дети, чрезмерно увлеченные медианасилием, в большей степени считают насилие приемлемым способом разрешения конфликтов; - активный контакт с медианасилием приводит к эмоциональной невосприимчивости к насилию в реальной жизни; - активное увлечение «развлекательным» насилием может привести ребенка к выводу, что весь мир построен на насилии, одновременно у детей развивается страх стать жертвой насилия; - активное увлечение медианасилием связано с проявлением насилия в реальной жизни. 2003 г. 14 января в Конгрессе США прошли слушания законопроекта «Защита детей от программ, содержащих насилие». 2003 г. 11 февраля в Палате представителей заслушан законопроект «Защита детей от секса и насилия в видеоиграх». Как видим, американское правительство проявляет значительный интерес к ограничению негативного воздействия на детей медианасилия, в том числе к переносу трансляции программ, содержащих насилие, на то время суток, когда дети не составляют значительную часть аудитории. В проекте нового закона «Защита детей от секса и насилия в видеоиграх», представленный в Конгресс в 2003 году, указывалось, что «использование и просмотр видеоигр, содержащих секс и насилие, может быть вредным для несовершеннолетних... привести к росту агрессивного поведения, извращению отношений и ценностей, особенно у детей. Разумные ограничения значительно сократят число несовершеннолетних, использующих такие игры». Аналогичную направленность имеет и закон «Защита детей от программ, содержащих насилие», представленный в Сенат 14 января 2003 г. «Существуют эмпирические доказательства того, — говорится в тексте закона, — что дети, которые в раннем возрасте смотрят телепрограммы, содержащие насилие, более склонны к жестокому и агрессивному поведению в дальнейшей жизни, чем дети, не смотревшие их в большом количестве». Среди других негативных факторов проект закона отмечает имитацию детьми агрессивного поведения, боязнь стать жертвой насилия, патологическое недоверие к людям и т.д. Но до сих пор нет в США временных ограничений для демонстрации сцен насилия по телевидению: они беспрепятственно идут как в вечерние и ночные, так в утренние и дневные часы. Недавнее исследование, проведенное Анненбергской школой массовых коммуникаций, обнаружило, что «в детских телепередачах количество сцен с насилием так высоко, как никогда — 32 акта насилия в час. С 18 часов по американскому ТВ можно увидеть 1845 сцен с насилием, т.е. в среднем — 100 актов агрессии в час, или один в каждые 36 секунд! 80% всех телевизионных передач содержат сцены применения силы. Но насилие — как наркотик: зрители привыкают к нему, поэтому медиа постепенно все больше и больше увеличивают дозу» (Lamson S. Media Violence Has Increased the Murder Rate. In: Violence in the Media. Ed. by. С. Wekesser. San). Старшеклассники 18-летний Эрик Хэррис и 17-летний Дилан Клеболд ворвались в школу и открыли огонь на поражение, убив 12 учеников и учителя, затем покончили с собой. Американские СМИ опубликовали дневники юных убийц и некоторые другие материалы, иллюстрирующие сатанинский замысел и его осуществление — всего 938 страниц текста. «Ад на Земле — вот что мне нравится больше всего», — сделал пометку Клеболд за год до трагедии. Здесь же нарисовал обезглавленного солдата с винтовкой. И подписал: «Столько людей должны умереть». Сколько? «Меры» они не знали, поскольку убийство считали «отличным развлечением». Роковой день злодеи расписали по минутам: «6.00 — встреча. 10.10 — подготовка. 1.12 — начинаем. 11.16 — Ха-ха-ха»… Билл Клинтон в обращении к нации вину тогда возложил на производителей электронных игр: «Нашим детям «скармливают» ежедневную дозу насилия. К 18-летию каждый американец видит 200 тысяч сцен насилия и 40 тысяч сцен убийств. Взрослый человек способен провести четкую границу между виртуальным и реальным, но эта граница может стать очень размытой для детей. Поэтому нам следует дважды подумать о воздействии рекламы и так называемых «игр-стрелялок», приглашающих игроков — я цитирую, — «почувствовать ту часть вашей натуры, которая тянется к игре с оружием и хладнокровному убийству». Но самая невероятная инструкция к виртуальной игре, американского президента поразившая, это было: «Убей своих друзей безнаказанно». За последние 40 лет в мире было проведено более тысяч исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям и к неодушевленным предметам. Барселона. Трое подростков, посмотрев телевидение, воспроизвели восхитивший их трюк. Поздно вечером они натянули через улицу пластиковую ленту и наблюдали, как она перерезала горло мотоциклисту. Он умер на месте. Осло. Группа 5-6-летних детей на лужайке недалеко от дома забила насмерть одну из подружек. Она в игре представляла ту черепашку ниндзя, которую в последней передаче все били. Нью-Йорк. Малолетние приятели, посмотрев вместе боевик, наказали такого же малолетнего сына хозяев квартиры за то, что он отказался стащить для них конфеты из шкафа. Поскольку он не отвечал, они подержали его за руки за окном 12-го этажа, требуя уступить, затем отпустили руки. Его маленький брат прыгал и плакал рядом, но помочь ничем не мог. Литлтон. В 1999 году двое школьников убили 12 своих одноклассников и ранили 23-х, после чего застрелились. Расследование показало, что дети совершили преступление под непосредственным воздействием телепередач и видеофильмов. Таких фактов много. Дети часто не могут отличить реальную жизнь от того, что видят на телеэкране. Они жертвы свободы сообщений. Что предпринимается в России для ограничения негативного воздействия на детей медианасилия? «В это трудно поверить, но граждане России от разврата и насилия на телеэкранах законодательно практически не защищены! Россия остаётся островом вседозволенности и аморальности на телевидении», — пишет С. Скатов в статье «Некрофилы». Тема смерти и насилия стала ведущей на российских телеэкранах». «Причина многих детских болезней и смертей — бытовая неустроенность и экономические проблемы российских семей. Но проблем такого рода в нашей стране было предостаточно и раньше... Ученые и педагоги отмечают: для нормального развития детской психики чрезвычайно важным является состояние психологической защищенности ребенка, его самоощущение жизни в мире, который не враждебен ему, не таит в себе неожиданной угрозы, агрессии, смертельной опасности. И даже если родители позаботились о том, чтобы в доме царила атмосфера мира и любви к детям, этого явно недостаточно. О какой эмоционально-психологической защищенности детей и подростков может идти речь, если с телеэкрана на ребенка повседневно обрушиваются негатив и агрессия, которые воспринимаются маленькими зрителями как главные атрибуты окружающего их мира, и без того перегруженного совсем не детскими проблемами? Телевидение транслирует в течение всего дня преимущественно «взрослые» передачи, перенасыщенные насилием и драматизмом, постоянно продуцирует шоковые зрительные и звуковые импульсы, коверкающие наивный детский мир ребенка, его светлое восприятие окружающего. Дети находятся сегодня в информационной среде, по сути своей враждебной детству», — пишут Л. Оганова, А. Короченский в статье «Вид через замочную скважину: дети и телевизионный «взрослый» мир». Дума долго думала, прежде чем заняться проблемами насилия на телевидении. А пока она «думала», выросло целое поколение детей, не отличающих убийства реального от «убийства киношного» и крови настоящей от клюквенного морса. А потому, и проливающих её с легкостью феноменальной. И вот, наконец, депутаты приступили к этой важнейшей теме — начали рассматривать соответствующие поправки к Закону о СМИ. Что же переполнило чашу депутатского терпения? — пишет А. Бройдо в статье «Насилие на экране» и приводит высказывания многих депутатов. Г. Гудков, член Комитета Государственной Думы по безопасности, лидер Народной партии, фракция «Единая Россия»: «У нас насилия не просто много — у нас ничего другого практически не осталось на экранах. Сегодня отечественное телевидение пребывает на уровне не разума, но физиологических инстинктов. Российской молодежи навязываются чуждые взгляды, принципы, модели поведения — это чрезвычайно серьезно». В. Алкснис, депутат Государственной Думы, фракция «Родина»: «Россия остро нуждается в разумной информационной политике: это не означает введения цензуры, но нам необходим государственный контроль за тем, что показывают на национальном телевидении. Стремясь привлечь внимание к фильму или передаче, ее просто перенасыщают кровью, насилием. А молодежь исподволь привыкает, что можно человека ударить ногой в лицо, — ведь ничего такого не случается, вот персонаж уже вскочил и опять кидается в драку! Прекратить это варварство можно, на мой взгляд, только принятием жестких законов». На заседании Государственной Думы России от 19 ноября 2003 г. рассматривается проект поправок к действующему Федеральному закону «О средствах массовой информации», касающихся показа сцен насилия и жестокости. Автор поправок — депутат Народной партии В. Гальченко, который считает крайне необходимым в каких-то случаях запретить, а в каких-то ограничить сцены насилия и жестокости в печатных и электронных СМИ, наложить вето на демонстрацию человеческих трупов, издевательств над людьми и животными, а также, частично, на фильмы, в которых злодеи выглядят положительными героями. Но проект при голосовании не проходит. 10 ноября 2004 г. Государственная Дума РФ единогласно принимает в первом чтении законопроект, направленный на ограничение показа на телевидении сцен насилия и жестокости («за» проголосовало 420 депутатов). Предлагается дополнить статью 4 («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации») Федерального закона «О средствах массовой информации»: «Запрещается в период с 7 часов утра до 22 часов вечера распространение в теле-, видео и кино-хроникальных программах и демонстрация в телевизионных фильмах и кинофильмах трупов людей, сцен убийства, нанесения побоев, причинения тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью, изнасилования и иных насильственных действий сексуального характера». Ко второму чтению в Госдуму поступает письмо В. Путина, которым рекомендовано поправки отклонить. По мнению Президента, под запретом окажутся фильмы, на которых выросло не одно поколение российских граждан. Госдума рекомендациям Президента не могла не последовать. Таким образом, сорвалась и попытка народных избранников разобраться хотя бы с иностранными мультиками, заполонившими отечественный телеэфир. 7 июня 2005 года К. Эрнстом (Первый канал), О. Добродеевым (Россия), О. Попцовым (ТВЦ), В. Кулистиковым (НТВ), А. Роднянским (СТС) и И. Лесневской (REN TV) была подписана Хартия телевещателей «Против насилия и жестокости». Забота о детях здесь выделена отдельной строкой. Руководители телекомпаний согласились ввести ограничения при освещении событий и демонстрации материалов, способных причинить «серьезный вред умственному или моральному развитию детей». Они постановили, что подобная информация может содержаться лишь в новостийных программах. В том числе репортажах с места событий. Более того, пообещали, что будут «учитывать интересы детей и при формировании программной политики и сетки вещания подавать факты и события таким образом, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе». По мнению первого вице-спикера Госдумы Л. Слиски, хартия «была воспринята российской общественностью как попытка найти компромисс между независимостью вещательной политики и назревшей в обществе необходимостью правовой защиты общественной нравственности». Что предпринимается в европейских странах и в ближнем зарубежье? Практически во всех европейских странах сцены насилия и эротики в дневные часы на телевидении запрещены. Например, в Германии, где этот запрет действует с 6 до 23 часов, дабы уберечь нравственность и психику детей до 16 лет. Закон Латвии «О телерадиовещании» от 1995 г., ст. 18 которого гласит: «В период с 7.00 до 22.00 не разрешается распространять передачи, содержащие физическое или психологическое насилие (в визуальной или словесной форме), кровавые или ужасные сцены, а также сцены, связанные с употреблением наркотиков. В текстах передач не должно быть грубых и неприличных выражений, а также намёков на действия сексуального характера. Данное положение не распространяется на кабельное телевидение, если используются технические средства блокирования». В Грузии такой запрет существует — с 7 до 24 часов, то есть на протяжении всего светового дня, если та или иная передача или фильм не предназначен глазам и ушам грузинских граждан моложе 18 лет. На Украине имеется закон «О защите общественной морали» от 2003 г., во 2-й своей статье запрещающий к производству и распространению продукции, если она “пропагандирует изуверство, кощунство, неуважение к национальным и религиозным святыням; унижает личность, является проявлением издевательства по поводу физических недостатков (увечий) над душевнобольными, пожилыми людьми; пропагандирует невежество, неуважение к родителям; пропагандирует наркоманию, токсикоманию, алкоголизм, табакокурение и другие вредные привычки”. Национальный Совет Украины по вопросам телерадиовещания разработал специальную систему градации телепрограмм по различным возрастным группам, обязательную для исполнения для всех теле- и радиокомпаний страны. В Молдове работают около 150 операторов кабельного вещания. Координационный совет по телевидению и радио Молдавии требует, чтобы все операторы ретранслировали каналы только в соответствии с положениями действующего законодательства. Закон о телевидении и радио страны запрещает показ материалов порнографического характера и пропагандирующих насилие. Что предпринимается в восточных странах? В восточных странах предпринимаются все меры, чтобы оградить детей от негативного воздействия медианасилия. В Японии активно работает Совет по нравственности. Совет осуществляет анализ деятельности телеканалов. Если какой-то канал покажет в детское время фильм со сценами не для детских глаз, накладывается ему такой штраф, что канал оказывается на грани разорения. Японцы взялись даже за мобильные телефоны. После тщательного изучения содержания мобильных сайтов была выделена группа особых ресурсов, пропагандирующих насилие, либо имеющих порнографическое содержание. Министерство связи Японии в свою очередь приступило к разработке системы блокирования мобильных телефонов подростков и детей, которая позволит оградить «незащищенных абонентов» от доступа к порнографии и другой нежелательной информации... Что предпринимается у нас, в Казахстане? 23 июля 1999 года был принят Закон Республики Казахстан «О средствах массовой информации». В пункте 2-1 статьи 25. Основания ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации было указано: «Собственник, главный редактор (редактор) средства массовой информации несут установленную законодательными актами Республики Казахстан ответственность за распространение сообщений и материалов, содержащих пропаганду или агитацию насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости, насилия и порнографии, независимо от источника их получения». Насколько «успешно» работает статья данного закона, мы все хорошо знаем. Наши телеканалы настолько «грязные», ни один уважающий себя человек не смотрит телепередач в окружении своей семьи. Потому что в любой момент, днем или вечером, может появляться сцена, показывающая открытое насилие или порнографию. С каждым днем объем, и количество таких телепередач увеличивается. Никто в Казахстане не может оградиться от десятков телеканалов, транслирующих такие передачи. 2002-2003 гг. нами было проведено социологическое исследование по определению социального портрета школьника. Были привлечены 15 тысяч учащихся, 5 тысяч учителей и 5 тысяч родителей от всех регионов страны. Об этом в свое время подробно писала Казахстанская правда (30.01.2004; 6.02.2004; 13.02.2004). На вопросы: «Употребляешь ли ты алкоголь?», отвечали 8% — почти каждый день, 4% — один раз в неделю, 30% — по праздникам; «Употребляешь ли ты наркотики?» — 9% — употребляю, 6% — употребляю систематически; «Почему ты употребляешь вредные вещества?» — 58% — отключаюсь от проблем, все друзья курят, привычка, чувствую себя взрослым, хочу выделиться. Учителям и родителям был задан один и тот же вопрос: «Чем объяснить рост числа учащихся, употребляющих наркотические средства, алкогольные напитки?», учителя отвечали 20% — желание испытать острые ощущения, 12% — страх быть осмеянным за трусость, 10% — снять стресс; родители отвечали 17% — желание испытать острые ощущения, 13% — страх быть осмеянным за трусость, 12% — снять стресс. Ответы учителей и родителей почти совпадают. Получается, что достаточно большой процент учащихся употребляют алкоголь и наркотики и они это делают достаточно осознанно. Почему? На наш взгляд, одним из основных причин является то, что эти дети в течение 10-15 лет насмотрелись очень большого объема сцен насилия, употребления наркотиков и алкоголя, жестокости и они стали им привычными. Такими их воспитало телевидение. Причиной повышения детской преступности в стране, на наш взгляд, также является доступное и свободное от запрета медианасилие. Выступая на ХІІ сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент страны Н. А. Назарбаев сказал: «Патриотизм нужно формировать общими усилиями всего общества, особенно среди молодежи, в наших детях». Для формирования патриотических качеств детей и молодежи должны быть максимум исключены в обществе все факторы, отрицательно влияющие на формирование их характера и становление личности. Такими факторами, как показывают исследования крупных научно-исследовательских институтов многих стран мира, являются медианасилия. Поэтому, в Казахстане должны быть приняты законодательные акты, как во многих ведущих странах мира, запрещающие сцены насилия и эротики на телевидении в дневные часы. В январе т.г. в Гонконге была проведена международная конференция, организованная Обществами сравнительного образования Азии и Гонконга. Выступая на нем, мы, ученые Казахстана, обратились к участникам конференции обсудить проблему негативного влияния телепередач, культивирующих насилие и жестокость, на формирование мировоззрения, логику и психику детей и обратиться к правительствам всех стран мира и телекомпаниям принять меры по уменьшению количества таких передач ради блага будущих поколений. Наше предложение было поддержано всеми участниками конференции и принято решение организовать работу отдельной секции по обсуждению данной проблемы на ХІІІ Конгрессе Всемирного совета обществ по сравнительному образованию, который будет проходить в сентябре т.г. в Сараево на тему: «Единый мир. Образование и межкультурный диалог».
Журнал "Жасstar", № 2 (12), июнь 2007 г. [ Вернуться к содержанию ]
|