Роль Парламента Республики Казахстан в процессе бюджетирования социальных программ для детей и семьи
Мусиралы Утебаев, председатель Комитета по экономике, финансам и бюджету Сената Парламента Республики Казахстан
|

Новая экономика и глобализация стирает национальные границы конкуренции и выдвигает в качестве ключевого ресурса экономического роста и повышения благосостояния страны ее интеллектуально образовательный потенциал. В своем Послании нынешнего года Глава государства отметил: «Практически все успешные современные государства, активно интегрированные в систему мирохозяйственных связей, сделали ставку на «умную экономику». А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой «человеческий капитал». Человеческий ресурс в качестве творческой, деловой и трудовой активности является возобновляемым активом, и реализация этого ресурса зависит от того, как государство, семья, социальные институты поддерживают процесс развития творческих способностей человека, создавая для этого необходимые условия и среду. Несмотря на достижения Казахстана в повышении уровня жизни населения, проблема бедности все еще остается актуальной и многоаспектной, особенно для сельской местности, где проживает порядка 40% всего населения республики. Более того, если в 2001 году доля сельского населения с доходами ниже прожиточного минимума была в 1,9 раза больше доли аналогичного контингента в городе, то в 2006 году этот разрыв увеличился до 2,9 раза. Существует чрезмерная дифференциация уровня бедности в зависимости от региона проживания. Меньше всего бедного населения проживает в городе Астане, а наибольшая доля жителей с низкими доходами сконцентрирована в южных регионах страны. Не достигнут существовавший ранее уровень сбалансированности питания населения. Так, в 2005 году казахстанец потреблял мяса на 31 кг, яиц на 114 штук, молока и молочных продуктов на 118 кг меньше, чем в 1990 году. Народная мудрость гласит, что до 3 лет ребенок — бог, с 4 лет ребенок — раб, а с 11 лет ребенок — друг. Истинность высказывания подтверждается исследованиями ученых, которые в 80-е годы прошлого века установили, что средства, затрачиваемые на развитие детей в первые четыре года их жизни, являются самым эффективным национальным капиталовложением, возвращающимся с пятикратной отдачей на каждую единицу вложений. Было выявлено, что к 11 годам у ребенка уже закладывается творческий или рутинный стереотип мышления, накапливается почти половина его будущих знаний, а значит и общества в целом. Очевидно, что страны, экономящие на детях, культивируют нищету. Поэтому, несмотря на имеющиеся возможности государственного бюджета Казахстана по разрешению целого ряда вопросов социального блока, нельзя утверждать, что в этой сфере присутствует относительное благополучие. Так оптимизация сети социально-культурных учреждений и массовая приватизация зданий детских дошкольных учреждений, проводившаяся в 90-е годы прошлого столетия, привела к тому, что на 1 января 2007 года охват малышей дошкольными заведениями в республике составил лишь 27,6 процента против 47,9% в 1990 году. Для сравнения: в Японии этот показатель равен 97 процентам, в США — 61 проценту, в России — 87,2 процента. В целом по республике более одной трети детей не подготовлены к освоению программ начальной школы. Около 80% детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями в развитии в один из самых ответственных периодов жизни лишены возможности формирования полноценного физического и психического развития. Только в г. Астане более 2,5 тыс. детей стоят в очереди на устройство в дошкольные организации. По данным Министерства образования и науки, для охвата детскими садами всех детей в Казахстане необходимо построить 1284 детских сада с проектной мощностью 280 мест каждая, на что требуется около 514 млрд. тенге. Аналогичная ситуация и с общеобразовательными школами. Если в 1990 году функционировало 8487 общеобразовательных школ, то их число в 2006 году составило 7802 школы. Сокращение произошло в основном за счет сельских школ. Одновременно увеличилась доля учащихся, обучающихся во второй смене, с 30,82% в 1995 году до 35,6% в 2006 году, обучающихся в третьей смене с 0,46% до 0,8%. В целом по стране не хватает более 153 тысяч ученических мест. Наиболее проблемными регионами в этой связи являются Южно-Казахстанская, Кызылординская и Мангыстауская области. В аварийном состоянии находятся 212 школ, 115 работают в три смены. Поэтому хочу отметить своевременность поставленной Главой Государства перед Правительством задачи: в течение последующих трех лет построить 100 школ и 100 больниц в тех регионах страны, которые особенно нуждаются в этих объектах. По данным Министерства труда и социальной защиты, в стране насчитывается 22258 детей-инвалидов до 16 лет, в том числе до 3 лет — 3515, от 3 до 7 лет — 4727 детей. Данные показателей первичного и повторного освидетельствования детей до 16 лет свидетельствуют о росте и высокой доле инвалидности в структуре ноозологий по врожденным патологиям, нервным болезням и психическим расстройствам. 330 отделениям социальной помощи на дому по обслуживанию инвалидов и престарелых было выделено из государственного бюджета в 2006 году 961 млн. тенге. По республике на конец 2006 года насчитывалось 11682 детей-сирот, находящихся на государственном попечении, на содержание которых из бюджета было выделено 3,7 млрд. тенге или 871 тенге на 1 ребенка в день. И, по нашему мнению, необходимо увеличивать среднедневной размер бюджетных затрат на детей-сирот, чтобы обеспечить им достойное существование. Увеличилось число усыновленных детей, с 2877 в 2000 году до 3461 ребенка в 2006 году, из них усыновлено гражданами Республики Казахстан 2691 детей, иностранными родственниками — 41, иностранцами - 729. По данным официальной статистики уровень младенческой и детской смертности неуклонно снижается. Так, коэффициент младенческой смертности снизился с 26,4 случаев на 1000 родившихся новорожденных в 1990 году до 14,1 случая в 2006 году. Однако даже эти показатели младенческой смертности в Казахстане относятся к числу самых высоких среди стран Европейского региона ВОЗ. В большинстве случаев (62,1 %) дети умирали в раннем неонатальном периоде, 20,5% — в постнеонатальный период. Между тем, с 1 января 2008 года Казахстан переходит на критерии оценки жизнеспособности, живорождения и мертворождения, рекомендованные ВОЗ, что по всей вероятности приведет к увеличению показателя уровня младенческой смертности в стране. По показателю материнской смертности республика также относится к числу неблагополучных среди стран Европейского региона ВОЗ. В настоящее время уровень материнской смертности в Казахстане соответствует показателям, отмечавшимся в странах Западной Европы, США и Японии в середине 70-х годов 20 столетия. Основными причинами материнской смертности в Казахстане являются акушерские кровотечения, аборты и экстрагенитальные заболевания, что свидетельствует о низком качестве медицинской помощи при родовспоможении и слабом здоровье женщин репродуктивного возраста. Отрицательное влияние на состояние здоровья детей и женщин оказывает ограниченный доступ к жизненно важной инфраструктуре, в частности к чистой питьевой воде, отопительным сооружениям и дорожной сети. Для достижения Цели тысячелетия — к 2015 году снизить на 65% смертность детей до 5 лет и на три четверти коэффициент материнской смертности, необходимо направить все усилия на снижение неонатальной смертности и улучшение системы эффективной перинатальной помощи, дальнейшее совершенствование системы здравоохранения и улучшение социального благополучия населения в республике. Парламент Республики Казахстан оказывает значительное влияние на процессы государственного бюджетирования, в том числе на стадиях планирования, реализации и контроля, при этом уделяя особое внимание социальным программам государства и социальным индикаторам, характеризующим качество жизни населения. На стадии планирования проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год Парламент принимает участие в работе бюджетной комиссии (делегированные от Палат Парламента депутаты). На этой стадии бюджетных заявок администраторов про грамм ими вносятся предложения по целесообразности введения той или иной бюджетной про граммы, оценке инвестиционных проектов (программ), соблюдению принятых государством социальных про грамм и обязательств. Следует отметить, что перечень строительства и реконструкции объектов социально-культурной и жизнеобеспечивающей сферы, предлагаемых к финансированию за счет средств республиканского бюджета на 2007 год, сформированы с учетом предложений депутатов Парламента. Всего будет профинансировано в текущем году 312 таких инвестиционных проектов, в том числе объектов образования — 92, здравоохранения — 42, водоснабжения — 166, гидротехнических сооружений — 10, спортивных сооружений — 2. На стадии рассмотрения проекта республиканского бюджета в Парламенте, законопроект о проекте республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, среднесрочный план социально-экономического развития и среднесрочная фискальная политика на предстоящий трехлетний период обсуждаются на пленарных заседаниях Мажилиса и Сената. На стадии обсуждения в Палатах Парламента, постоянные комитеты заслушивают всех администраторов республиканских бюджетных программ, и, в первую очередь, представляющих социальный блок. Затем проект основного финансового документа страны рассматривается на совместном заседании Палат Парламента. Не будет секретом, если скажу, что в ходе обсуждения параметров доходной и расходной части проекта бюджета на всех стадиях его рассмотрения, в Парламенте возникают жаркие дискуссии, депутаты указывают Правительству о наболевших проблемах регионов и республики в целом, вносят предложения по эффективному исполнению показателей бюджета. Однако было бы большим заблуждением считать, что рассмотрение проекта республиканского бюджета ограничивается только бурным обсуждением. Именно на стадии рассмотрения законопроекта в Парламенте, депутаты вносят существенные изменения, как в доходную, так и в расходную части проекта бюджета. Например, анализ показывает, что депутатами только за 2005-2007 финансовые годы дополнительно были увеличены расходы республиканского бюджета на социальную и жизнеобеспечивающую сферы на 73 млрд. тенге или на 575 млн. дол. США, в том числе на образование — 9,5 млрд. тенге, здравоохранение 8,7 млрд. тенге, социальное обеспечение — 3,1 млрд. тенге, обеспечение населения питьевой водой — 6,8 млрд. тенге, культуру — 5,6 млрд. тенге. В основном это достигалось за счет выявления резервов в доходной части бюджета, а также снижения административных расходов на содержание центральных исполнительных органов и уменьшения объемов капитализации институтов развития, по которым Правительство не представило Парламенту убедительных доказательств необходимости их увеличения. Например, многие рекомендации Парламента в части решения социальных проблем при принятии в ноябре прошлого года Закона «О республиканском бюджете на 2007 год» нашли практическое отражение в Послании Главы Государства нынешнего года и программных документах Правительства, а именно: - проанализировать уровень реального благосостояния населения с учетом роста стоимости потребительской корзины в разрезе областей; - провести работу по совершенствованию методологии межбюджетных отношений с целью выравнивания бюджетной обеспеченности регионов в рамках определения размеров трансфертов общего характера на предстоящий период 2008-2010 годы с внесением необходимых изменений в соответствующие нормативные право вые акты, в том числе в Бюджетный кодекс Республики Казахстан; - принять меры по совершенствованию механизма предоставления субсидий для снижения стоимости питьевой воды для населения, а также снижению налоговой нагрузки на водохозяйственные организации; - разработать новую Программу углубления социальных реформ, предусматривающую совершенствование пенсионного обеспечения, медицинского страхования, а также рост минимальной заработной платы, минимальной пенсии, месячного расчетного показателя, специальных государственных пособий, других видов социальных выплат, а также оплаты труда; - внести предложения по пересмотру (увеличению) верхнего предела размера дохода для исчисления пенсионных выплат путем подготовки законопроекта о внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»; - законодательно обеспечить и начать выплату специального государственного пособия гражданам Республики Казахстан, отработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, выработавшим стаж по состоянию на 1 июля 1998 года (список № 2); - увеличить объемы финансирования строительства объектов образования, здравоохранения и питьевого водоснабжения, в том числе предложенных депутатами Парламента; - принять меры по разработке программ, направленных на: комплексное решение проблем обеспечения населенных пунктов детскими дошкольными учреждениями и их финансирования; газификацию населенных пунктов Республики Казахстан, начав финансирование с 2008 года; - при определении размеров трансфертов общего характера из республиканского бюджета на предстоящий период 2008-2010 годы предусмотреть возможность включения в них затрат на строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог местного значения; - изыскать возможность финансирования перевозки детей, проживающих в населенных пунктах, в территориально удаленные от них общеобразовательные школы; - разработать систему финансирования обновления и капитального ремонта аварийного и ветхого жилья; - разработать программу развития объектов культуры в сельских населенных пунктах, начав финансирование с 2008 года; - совместно с местными исполнительными органами решить вопрос о субсидировании убытков перевозчиков, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально-значимым межрайонным (междугородним) и внутренним сообщениям; - разработать программу строительства учебно-лабораторных корпусов государственных ВУЗов с участием их в софинансировании этих объектов. Парламент сыграл значительную роль в законодательном обеспечении комплексных социально-экономических реформ, проводимых в Казахстане. Законодательной ветвью власти были приняты самые важные и системообразующие законы в области регулирования общественных отношений, в том числе охраны материнства и детства. О том насколько плодотворно и конструктивно велась законотворческая работа, свидетельствует динамика законодательной деятельности. Так, только по итогам деятельности Парламента Республики Казахстан с 1996 по 2006 годы были приняты более 230 законов, прямо либо опосредственно регулирующие социальную нишу в экономике государства, включая такие нормативные правовые акты, как Бюджетный кодекс, законы о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, законы по ратификации конвенций по правам человека. Были приняты основополагающие законы по охране материнства и детства, такие как «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О браке и семье», «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан», «О профилактике право нарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», «О государственной адресной социальной помощи», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», ратифицированы конвенции о правах ребенка, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и так далее. К одним из значимых законопроектов, находящихся сегодня в стенах Парламента, следует отнести проект Трудового кодекса, который разработан в соответствии с требованиями Международной организации труда и Всемирной торговой организации и направлен, в первую очередь, на достижение баланса интересов работников и работодателей на всех стадиях трудового процесса. В текущем году Парламенту предстоит принять более 15 законодательных актов социальной направленности, в том числе: новые редакции Законов «Об образовании», «О науке», «О бытовом насилии», Кодексы «О здоровье народа и системе здравоохранения», «О браке и семье», внести изменения и дополнения в действующие Законы «О государственной социальной помощи», «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». В своем Послании Глава Государства отметил, что достижение тех высоких целей, которые мы перед собой поставили, потребует дополнительной мобилизации усилий и во многом нового, неординарного отношения и подходов к делу со стороны всех органов и институтов власти, делового, научного и экспертного сообществ. Уверен, что цели и задачи данной конференции будут способствовать целям и задачам Казахстана по достижению уровня социальных индикаторов, соответствующих качеству жизни населения пятидесяти наиболее конкурентоспособных государств мира. Журнал "Жасstar", № 2 (12), июнь 2007 г. [ Вернуться к содержанию ]
|