Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Взрослый в детском общественном объединении: организаторская роль и лидерская позиция

Анатолий Кирпичник,
кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова,
член совета Ассоциации исследователей детского движения

Окончание. Начало в № 4 (10), 2006 г.

Детское объединение, квалифицируемое как общественное, нуждается в идеях, соответствующих его характеру. У скаутов, неизменно подчеркивающих воспитательную направленность своего движения, сущностная идея все же — «социальное служение», у пионеров со времен Н. К. Крупской — «улучшение окружающей жизни», у тимуровцев гайдаровская — «забота о людях», у других примерно то же. Отсюда востребованность не просто лидера-взрослого, а носителя идеи, адекватной предназначению общественного объединения детей. Как точно заметил в уже упоминавшемся журнале «Поколение» А. С. Лазарев, проблема работы с общественной самодеятельностью детей в том, что «если взрослый не интересуется городом, то целенаправленно работать с инициативой ребенка, связанной с городом, он не сможет».

Учитывая, предложенную формулу, заметим, что немало неплохих педагогов и в прошлом и в настоящем  с лучшими намерениями пытались повлиять на детскую общественную жизнь, сделать ее интересной и содержательной. К сожалению, при всей искренности и благородности их помыслов и устремлений повести за собой ребят им не удавалось по одной причине — идея самоорганизации воспитания не принималась даже активом детского сообщества. «Хорошие люди», как можно было бы определить характеристику этой группы взрослых, терпели фиаско в попытке стать лидером детей только потому, что идея «обустройства пространства воспитания детей» входила в противоречие с ожидаемой детьми идеей «обустройства пространства реальной жизни».

Детское движение образуется социальной деятельностью взрослых в той сфере детской жизни, которая осуществляется в настоящем времени. Своей деятельностью взрослый увлекает подростков, создает условия желанной самореализации в реальных общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоевывает авторитет и становится их лидером. Лидерская позиция взрослого соответствует ожиданиям участников детских общественных объединений. Позиция педагога, по крайней мере, выраженная в явно манипулятивной форме, как свидетельствуют наши исследования, ими отвергается. Лидерская позиция позволяет взрослому в детском объединении выполнять роль организатора совместной деятельности, а, учитывая, что дети участвуют в объединении, реализуя субъектную позицию, точнее было бы говорить о взрослом как организаторе детской общественной самодеятельности.

Детское движение: опорные идеи для размышления

Организованное детское движение

Направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме.
Организованное детское движение, как общее явление, конкретизируется в деятельности многих детских общественных объединений.
Необходимо различать два значения понятия детского общественного движения. Первое, данное выше, является родовым и обозначает явление в целом. Второе — видовое. Оно употребляется для определения организационно-правовой формы детского общественного объединения (объединение без фиксированного членства) или выделения в общем явлении какой-то его части на основании особых, присущих ей характеристик (пионерское движение, тимуровское движение, скаутское движение, коммунарское движение, экологическое движение и др.).

Организованное детское движение — явление с двумя сущностями

Прежде всего, это явление социальное. В его основе стремление главных его участников — детей «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать». Одновременно — это движение, в котором ребенок проходит важный этап гражданского становления, от него общество и государство ожидают решения задач воспитания юного поколения.
Квазидетское движение
Квази… — первая часть сложных слов в значении мнимый, ненастоящий — характеристика претендующих на принадлежность к детскому общественному движению объединений, в организации деятельности которых главенствующая и определяющая роль принадлежит взрослым («объединения для детей», а не «объединения детей»). Для таких объединений характерны субъект-объектные взаимодействия и взаимоотношения взрослых и детей. Социальное творчество и инициатива детей отсутствуют или ограничены активностью взрослых. Присуще противоречие в позиции ребенка как объекта педагогических воздействий и как субъекта собственной деятельности.

Организации общественные

«Их цели вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников». (Пригожин А. И. Социология организаций. М., 1980, с. 73).
Организации общественные — это структурные образования гражданского общества. Их возникновение и функционирование является формой самоорганизации граждан, осознающих свои интересы и объединяющихся для их удовлетворения. Детские организации и объединения, претендующие на статус общественных, не могут быть исключением. Иное дело, что возрастной состав их участников вызывает необходимость в соответствующей помощи и поддержке со стороны старшей части гражданского общества, из которой выдвигаются организаторы детских объединений.

Организации административные

«Создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Членство в них обеспечивает средства к существованию. Основа внутреннего регулирования — административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности» (Пригожин А. И. Социология организаций. М., 1980, с. 73).
Административными организациями являются созданные государством для обучения, воспитания, развития отдельных способностей, перевоспитания, осуществления опеки, коррекции и решения других задач в отношении детей учреждения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования, специальные, коррекционные, интернатные и другие учреждения, подведомственные органам образования, культуры, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, юстиции, внутренних дел, обороны и т.п. Административные организации для решения отдельных задач относительно детей могут создаваться также общественными объединениями, религиозными конфессиями, бизнес сообществами, частными лицами.

Цели этих организаций, содержание деятельности, регламентация отношений, распорядок жизни заданы детям извне, а если и предполагают детское участие в организации жизнедеятельности, то в ограниченных рамках делегирования определенных функций.
Административные организации играют важную роль в развитии детей, формировании их личности, подготовке к взрослой жизни. Однако они не в силах исчерпать все многообразие детской жизни и детских потребностей. При самых совершенных педагогических технологиях ребенок в этих объединениях — объект воздействия для подготовки к будущей взрослой жизни.
Включенное непосредственным образом в поле воспитания, в пространство подготовки детей к взрослой жизни, детское движение не представляется незаменимым.

Воспитание в детском общественном объединении — процесс выработки у растущего человека личностных свойств и качеств, опыта социальных отношений в ходе совместной со сверстниками (и поддерживающими их взрослыми), самостоятельно организуемой деятельности по обустройству доступных сторон окружающей и собственной жизни.
Открывая возможности для самовыражения подростков в позициях деятеля, преобразователя, открывателя, охранителя, творца, созидателя, детские общественные объединения способствуют формированию таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях не могут получить полноценного развития. Прежде всего, это опыт солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, освоение опыта общественного самоуправления и социальной ответственности.

Принципы устройства и функционирования детских общественных объединений. Принцип (лат. principium основа, начало) — 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки. (Словарь иностранных слов. М., 1985, с. 400).

Самореализация как смысл включенности личности в объединение.
Самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков.
Самодеятельность как способ существования объединения.
Самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения.
Социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности.
Участвующая и поддерживающая функция взрослых. Ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности.
Возрастающая включённость детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

Активность подростков

В детской среде имеет место социально-психологическая предрасположенность к участию в социальном движении.
Социально-психологическая предрасположенность понимается как совокупность особенностей позиции личности в детском возрасте, характеристик детского сообщества как социально-демографической группы, обусловленных ее местом и ролью в структуре общественных отношений, определяющих готовность к отклику на обращение к организованному социальному действию.
Сверхнормативная активность — выражение социальной позиции личности. «Проявляется в мотивах, ценностных ориентациях, нравственных ожиданиях, моральных установках, отношениях, поступках и результатах общественно-полезной деятельности, соответствующих тому, что не может быть ей предъявлено как обязательное, официальное предписание, т.е. нормативное в правовом смысле этого слова» (Р. С. Немов).

Склонность к проявлению сверхнормативной активности является важнейшим основанием для участия детей в общественном движении. В идеале, любое общественное объединение, детское в том числе, могло бы быть охарактеризовано как организованная сверхнормативная соактивность определенной группы людей.
Как известно, активность возникает при необходимости решения тех или иных проблем, с которыми сталкивается человек в процессе своей жизнедеятельности. Детское движение как проявление социальной соактивности детей также актуализируется осознанием проблем: проблем, существующих в обществе, в окружающей жизни. Возникновение и развитие всех ветвей детского движения подтверждает это.

Продолжение в сдледующем номере

Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум