Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Уроки истории. 85 лет — пионерии

Пионердвижение без прикрас и ложной скромности

Елена Дмитриенко,
кандидат педагогических наук, обладатель Золотого Патента признания заслуг Ассоциации исследователей детского движения

Сегодня, когда страсти и оголтелое охаивание всего, что связано с советским периодом жизни некогда великой державы — СССР, псевдопатриотами поостыло, есть смысл проанализировать довольно интересный и богатый опыт весьма яркого и представительного социального явления — пионердвижения, получившего очень быстро, с точки зрения истории, статус Всесоюзной пионерской организации, а вскоре, за свои явные достижения, и имя В. И. Ленина, и высокие правительственные награды, и, что немаловажно, — широкое международное признание.

Значимость пионердвижения в жизни государства и общества следует оценивать не только с собственно педагогических позиций, но и с психологических, экономических, политических, исторических, социологических, следовательно, в целом — с социальных, во всём их многообразии, максимально ориентируясь на объективность комплексного междисциплинарного подхода в оценке данного общественного явления, существующего в различных формах в современном мире.
Мы не берём на себя смелость и ответственность анализировать все достоинства и негативы пионерской действительности за 85 лет, а хотели бы лишь остановиться на некоторых, по нашему мнению, существенных проблемах.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что пионерская организация возникла не в результате самовыражения особого вида социальной активности детей, а в результате возникшей потребности взрослых, государственных политических лидеров, идеологов в создании мощной системы массового воспитания детей, максимально соответствующего политическим целям и задачам, коммунистической идеологии того времени. Не вдаваясь в сущность теории социальных систем, идеологи пионердвижения в кратчайшие сроки адаптировали в весьма откровенной форме скаутинг к реалиям бурной жизни молодой Страны Советов, направленной на борьбу за светлое будущее всего человечества. Бесспорно, цели и задачи рождающейся организации были весьма привлекательны как для детей, так и для абсолютного большинства взрослых, особенно пролетарского происхождения, искренне стремящихся к лучшей жизни, к свободе, равенству, братству и счастью.

Тем более что все действа организации максимально основывались на романтике, игре, реальных делах, имели яркую эмоциональную окраску, широкое информационно-пропагандистское освещение, мощную систему стимулирования и моральной поддержки. При этом, прямо-таки, неприлично выглядела откровенно агрессивная критика скаутской системы, как опасного буржуазного явления. Более того, по большому счету, были проигнорированы советы Н. К. Крупской, как идеолога пионердвижения, рекомендовавшей в своей статье «РКСМ и бойскаутизм» внимательно отнестись к системе скаутского воспитания и перенять у скаутов всё лучшее для воспитания молодёжи. Тем не менее «клеймо» буржуазной системы не позволило развиваться скаутингу как системе общественного воспитания детей в период советской власти.

Явным положительным фактом появления пионердвижения как объективного общественного явления, его оформления в детскую общественную организацию является возникновение актуальной потребности в государстве и обществе в создании общественного института воспитания детей — социально-педагогической системы, по большому счёту, альтернативной школе — «организации самих детей, а не для детей» (Н. К. Крупская). Бесспорно, положительным является и факт целевой направленности или социального заказа данной организации — не на огульный патриотизм, а на развитие детских инициатив, активности членов организации по улучшению окружающей жизни, стремления к самосовершенствованию, к светлому будущему как первооткрывателей.

Все обвинения пионерской организации в излишней идеологизированности никоим образом нельзя гипертрофировать. Это был социальный заказ, который поддерживался властью и, по большому счёту, общественным мнением. Этот факт также, по нашему мнению, следует считать положительным и заслуживающим всяческого внимания создателей детских организаций сегодня.

В то же время в идеологической инструментовке пионердвижения был, по нашему убеждению, весьма опасный посыл, установка на то, что общественные интересы выше личных. Таким образом, нивелировались личные интересы и ценности детей. Явно недооценивалась роль семьи. Впоследствии это способствовало рождению такого ужасного и противоестественного для человека явления как социальное сиротство. В самом же пионердвижении получил расцвет «махровый» формализм и заорганизованность.
Сегодня ситуация в детском общественном движении складывается с точностью наоборот. В условиях рыночных отношений ни власть, ни общественность, ни даже школа не испытывают явно выраженной потребности в поддержке детских социальных инициатив, общественных организаций, движений. Мы имеем в виду именно поддержку: правовую, ресурсную, кадровую, базовую, информационную, а также нравственно-этическую защищённость деятельности детских организаций. Именно эти факторы были достаточно стабильно представлены в пионердвижении в советский период существования.

Естественное, бурное стремление детей к самоорганизации, к самовыражению, к участию в жизни общества и государства «разбивается» о стену взрослого непонимания, равнодушия. Явно ощущается слабость, неразработанность законодательной, нормативно-правовой базы в отношении детских неправительственных организаций. И, как результат — слабость кадрового, базового, ресурсного обеспечения, без чего, в принципе, невозможно успешное функционирование детских общественных формирований.
Пионерская организация сохраняла массовость и способность к развитию в советский период деятельности благодаря многоуровневому кадровому обеспечению своей деятельности: от отрядных вожатых, шефов, инструкторов, руководителей кружков, клубов и пр. до секретарей ЦК ВЛКСМ и КПСС. Более того, серьёзное внимание уделялось профессиональной подготовке, повышению квалификации, изучению и внедрению передового опыта.

Но следует признать, что кадровая политика пионердвижения ориентировалась в большей степени на политический статус пионерских работников. Их педагогическая роль, профессиональная значимость, с точки зрения общественного признания, авторитета, оплаты труда, явно недооценивались. В советский период в классификаторе специальностей так и не появился шифр профессии «пионервожатый», хотя в штатном расписании школ такая должность была и имеется до сих пор. Это также мы относим к дестабилизирующему фактору развития пионердвижения, породившему формализм и заорганизованность, а также другие негативные явления в пионердвижении.

К положительным факторам деятельности пионерских организаций в советский период можно отнести наличие многофункционального финансирования:
- системой образования (содержание штатных вожатых в школах, содержание сети Дворцов и Домов пионеров, станций юных техников, туристов, натуралистов, научно-исследовательская работа, профессиональная подготовка вожатых);
- комсомольскими органами управления (организационно-кадровое и идеологическое управление);
- профсоюзами (организация летнего отдыха, туризм, спортивные соревнования и пр.);
- шефствующими базовыми предприятиями и пр.

При всей значимости финансового обеспечения деятельности детских организаций существует опасность зарождения иждивенчества и, опять-таки, формализма. Что, собственно, и произошло в пионерии. Современная практика конкурсного участия детских организаций, имеющих юридический статус и положительный опыт в защите социально значимых проектов и их грантовое обеспечение со стороны государственных органов, банков, различных частных структур и общественных организаций — прогрессивный подход к финансированию реальных детских социальных инициатив.

Сегодня мы можем признать, что при всех противоречиях и сложностях взаимоотношений пионердвижения и скаутинга многие формы и методы работы были заимствованы пионерами у скаутов, Это вполне естественно, так как и скаутинг, возникший ранее, и заимствовавшее его опыт пионердвижение подчиняются общим законам и закономерностям, принципам возникновения, существования и успешного развития социальных систем. Игнорирование же этих законов ведёт непременно к застою, распаду и гибели любых общественных организаций, тем более детских, требующих обязательного присутствия и заинтересованного участия взрослых-профессионалов и высокого уровня научно-методического обеспечения.

Явным достижением пионерии является наличие теории и методики пионерской работы, социокинетики, а также мощной опытно-экспериментальной базы — Артека, Орлёнка, Океана, Зубрёнка. Следует признать, что пионерская тематика в исследованиях советского периода была представлена достаточно широко и профессионально. Более того, в различных регионах СССР были созданы и успешно функционировали так называемые пионерфаки при лучших педвузах.
К сожалению, современное стремление детей к самоорганизации, деятельность многочисленных детских формирований самой различной направленности не привлекают внимания исследователей. Наука о детском движении из-за отсутствия общественного признания и государственного заказа не является востребованной. Единственной сферой, сохраняющей преданность и неподдельный интерес, а значит и объективность к общественному бытию детей, является Ассоциация исследователей детского движения.

Говоря о достоинствах и положительных факторах, влияющих на успешность развития пионердвижения, следует отметить наличие базы, специальных зданий, помещений, сооружений, являющихся своеобразными центрами пионерской работы: пионерские комнаты в школах, Дворцы и Дома пионеров, пионерские лагеря и пр.
Однако, это достоинство имело сильную дестабилизирующую реальность. Вся имущественная база пионерской организации не являлась её собственностью. Пионерское имущество принадлежало или системе образования, или комсомолу, или профсоюзу, или базовому предприятию.
Современные детские организации, являясь самостоятельными юридическими лицами, как правило, арендуют помещения, могут являться собственниками (крайне редко). Абсолютное большинство детских формирований, не имеющих юридического статуса, размещаются в учебных заведениях: в школах, детских домах, профтехшколах, колледжах.

Учитывая уроки пионердвижения советского периода, Союз детских организаций Казахстана «Жулдыз» сохранил смысловую направленность детского сообщества, принятую пионерами в наиболее кризисный период деятельности, отражённую в девизе, который по-прежнему гласит: “Все наши мысли, знания, дела — для Родины, Добра и Справедливости!». Тем самым мы не нарушили нравственную связь времён, а также не ушли от ответственности за пионерское прошлое.
Мы пытаемся извлечь уроки из ранее существовавшего перекоса личных, семейных и общественно-государственных ценностей. Наши программы и творческие проекты ориентированы на раскрытие индивидуальности, творческих способностей, неповторимой звёздной сущности каждого ребёнка и взрослого члена организации.

Организация прилагает все усилия для развития и поддержки детских социальных инициатив, берёт на себя ответственность по защите прав и законных интересов ребёнка.
Главными партнёрами в своей деятельности Союз избрал семью, различные дружеские кампании детей — друзей, различные общественные формирования, а также государственные органы.
Используя и приумножая опыт пионердвижения, Союз разработал систему символов, традиций, церемониалов, ритуалов, поощрения, а также формы и методы работы.
Наиболее сложным в деятельности организации является её финансовое обеспечение. Оно осталось многофункциональным, но перестало быть гарантированным или формальным.

В принципе изменилось информационное обеспечение Союза. Все СМИ «Жулдыза» (их 6, включая сайт) являются его собственностью, официально зарегистрированы и финансово самостоятельны.
Кадровый корпус Союза определяется и финансируется в соответствии с Уставом.
Иными словами, современное детское движение, разумно использующее уроки пионерской организации, наиболее ёмко отражающие специфику исторического опыта детского общественного бытия советского периода, а также реалии сегодняшнего дня, вполне способно удовлетворять потребности современного детства в самореализации и самоутверждении.

Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум