Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Уроки истории. 85 лет — пионерии

Феномен пионерства

Людмила Алиева,
доктор педагогических наук, отличник просвещени РФ, Ветеран труда

Пиионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.

Пионерская организация — часть пионерства — ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века. В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков..
Первый. Международное рабочее, революционное, коммунистическое движение (российское — часть его), в которое оказались втянуты и дети.

Второй. Собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий. Конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года).

Природа пионерства (его рождение, развитие) отразилась на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.

Отсюда и особые подходы к выявлению этапности развития пионерского движения и пионерской организации (одной из его организационных форм).
До начала 90х годов, исходя из истории Советского государства, пионерское движение справедливо рассматривать в логике исторической периодизации страны.
Исходя из специфики развития пионерского движения в нашей стране — от его первых ростков до сегодняшнего дня — история пионерской организации как формы движения, структуры заняла господствующее место в детском движении нашей страны, обществе, стала частью социального (государственно-общественного) устройства, звеном системы коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Безусловно, возможны и другие подходы к этапности, обусловленные рассмотрением той или иной проблемы (например, периодизация научно-теоретического осмысления педагогических проблем пионерского движения).
На этот раз в качестве основы периодизации рассматриваются этапы становления и развития пионерской организации как социально-педагогической реальности, методической системы ее функционирования на разных этапах исторического развития нашей страны.

I этап 1917-1932 гг.
Предыстория пионерии

От рождения пионерской организации как одной из форм детского движения до оформления ее в единую союзную организацию — авангард детей трудящихся, социально-политическую структуру Советского государства, звено системы коммунистического воспитания.
Организация рождалась на основе разрозненных детских групп — структур детского коммунистического движения (самая массовая — юные коммунары, один из ее создателей О. Тарханов; дома юных пролетариев, «красные звездочки», детская коммунистическая партия и др.) по месту жительства, при фабриках, детских домах, комсомольских ячейках.
Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.

Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи.
Теоретические и методические основы новой организации были заложены в статье Н. К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм». К разработке социально-педагогических основ организации были привлечены государственные деятели, ученые-педагоги, психологи, руководители детского движения (в частности скаут-мастера): М. Н. Покровский, С. Т Шацкий, А. Г. Калашников, П. П. Блонский, М. В. Крупенина, В. Н. Шульгин, С. М. Ривес, О. Тарханов, Н. Фатьянов, М. Стремяков и др.
Первые отряды юных пионеров Москвы выполняли роль своеобразных экспериментальных площадок. В августе 1922 года МК РКСМ утвердил временный Устав детских коммунистических групп юных пионеров имени Спартака на основе обобщенного московского опыта и принятых первых документов — постановления II Всероссийской конференции РКСМ от 19 мая 1922 года «О детском движении», решений V съезда РКСМ (октябрь 1922 года).
Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.

Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации РКСМ, во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии и даже товарищеский суд.
Уже в этих документах определялись основные элементы первой программы юных пионеров, Законы юных пионеров, Торжественное обещание. «Железный закон юных пионеров» гласил: «стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящихся». Уже в этих документах был сделан шаг к монополии пионерского движения, роспуску всех других детских организаций и групп, в частности — скаутских.

В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах — смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д.

Знаменательным событием стало создание в 1923 год при пионерских отрядах, дружинах групп октябрят, объединивших детей 7-10 лет, как смены  резерва пионеров.
К практическому руководству отрядами привлекаются известнейшие в то время государственные, политические, военные деятели, ученые (А. В. Луначарский, Ф. Э. Дзержинский, С. М. Киров, М. В. Фрунзе, Н. К. Крупская, М. И. Калинин и многие другие). Это придавало деятельности пионеров особую значимость в обществе, вызывало интерес детей к организации. Движение юных пионеров поддерживалось производственными коллективами (рабочим классом), которые предоставляли базу для деятельности отрядов. Оно поддерживалось семьей (определенных социальных слоев), которая видела в деятельности отрядов спасение детей от «соблазнов» улицы. Деятельность первых отрядов юных пионеров в детских домах привлекла на их сторону часть педагогов, которые увидели в них своих помощников, союзников в воспитании детей-сирот.

Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.
К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества. Но это было лишь начало.

Предстояло обосновать принципы ее функционирования, сформулировать основные цели и задачи, направленность содержания деятельности, определиться с руководством и самодеятельностью, позицией взрослых, отношениями с государственными и общественными структурами (в частности, со школой, партией, комсомолом).
Именно в эти годы вырабатывается новая идеология детской организации (первые годы деятельности отрядов юных пионеров характеризуются значительным заимствованием скаутского метода в работе), что находит отражение в работах, статьях, выступлениях руководителей пионерской организации, комсомола. Коммунистической партии, педагогов-ученых и практиков. Эти материалы составили основу методической базы пионерского движения.

Остро дискуссионными стали следующие проблемы: истоки и причины возникновения пионерского движения и организации (объективные: «снизу», от активности детских масс и субъективные: под давлением партии, комсомола); проблема руководства пионерской организацией в сочетании с самодеятельностью и самостоятельностью пионерской организации; направленность и ориентированность содержания, форм пионерской работы (социально значимая и личностно ориентированная, учитывающая запросы, интересы детей); взаимоотношения пионерской организации и школы, вожатого и педагога.

Эти проблемы, как показал исторический опыт, стали «вечными», заглавными в деятельности пионерской организации на всех этапах ее развития и составили стержень методической системы по мере их разрешения в конкретных условиях.
Дискуссия 20-х годов представляла позиции по проблеме руководства пионерской организацией: руководство только Наркомпросом, партийное единое руководство, полная  самостоятельность   детской  организации — и отражала сложившуюся многообразную практику руководства на местах. Большую роль в преодолении разногласий сыграли партийные и комсомольские документы о пионерском движении, выступления видных государственных и партийных деятелей Е. М. Ярославского, Н. И. Подвойского, Ф. Э. Дзержинского и многих других, труды ученых-педагогов М. В. Крупениной, В. А. Зорина, Ф. Ф. Королева, А. Б. Залкинда, М. Зака, Н. А. Коноплева и других.

Практика пионерской работы — конкретное содержание, формы, методы — служила важным фактором теоретического обоснования роли и места организации в обществе, государстве, жизни детей. Содержание пионерской работы первых лет отличалось революционной романтикой, «игрой в пионеров новой жизни» — И. Жуков (пионерская символика, марши, участие в демонстрациях, митингах, создание клубов, посещения воинских частей, подготовка и участие в революционных праздниках, беседы о деятелях рабочего и революционного движения, работа с беспризорниками, ликвидация безграмотности, помощь  сельским сверстникам, работа книгонош). Особой популярностью пользовались загородные походы, песни, встречи у костра. Шло увлечение политграмотой, политобучением. Уже в начале 20-х годов сделана попытка разработки первых пионерских программ.

Надо отметить, что эти программы реализовывались слабо. Их оттесняли конкретные местные общественно значимые, социально злободневные дела пионерских отрядов, звеньев. Отсутствие методической базы, единого информационного пространства,  разрозненность пионерских отрядов, баз — все это привело к необходимости поиска новых подходов к содержанию деятельности пионерской организации.

С 1925 года, в условиях организационного оформления единой пионерской организации, определения ее роли в партийно-комсомольских документах, педагогического осмысления практического опыта, предпринимаются новые попытки построения системы пионерской работы.
В итоге ее основу составила новая программа — «система общественно необходимых заданий». Эти годы характеризуются активным участием пионеров в борьбе за повышение производительности труда на предприятиях (шефство над станками, оформление стендов соцсоревнований. Пионерские пикеты на заводах, благоустройство фабричных дворов, рабочих поселков, рост пионерских мастерских, походы за урожай, коллективные пионерские огороды, защита малолетних батраков, участие в выборах в Советы). Заметным стимулом в работе отрядов стали практические задания всем пионерам страны (по сбору вторичного сырья), платные концерты в помощь узникам фашистских лагерей, вклад в строительство Воздушного флота страны, походы и экспедиции по родной стране поискового, исследовательского характера. Однако в силу определенных причин полностью реализовать новую программу не удалось.

Продолжение в следующем номере

Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум