«Самопознание» - ключ к успеху
Х. Серикова, директор специализированного комплекса «Жануя», г. Алматы |

Во время одной из многочисленных встреч с Сарой Алпысовной Назарбаевой мне глубоко запали в душу её слова: «Как это важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел Путь к себе, поверил в собственные силы, в своё Предназначение! Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью и твердо знал, чем чреваты для него любые неправедные поступки. Чтобы Доброта и Любовь шли от сердца к сердцу, создавая в Мире ауру любви и милосердия». И для создания этой ауры Любви и Милосердия в нашем специализированном комплексе «Жануя» было организовано изучение Проекта «Самопознание» на основе программы нравственно-духовного образования и воспитания школьников, апробированных методических разработок, предложенных Первой Леди страны, Президентом Фонда «Бобек» г-жой Сарой Алпысовной Назарбаевой. Данный Проект нравственно-духовного образования и воспитания помогает сформировать у ребенка умение жить в гармонии с собой, обществом, семьей и окружающим миром, что означает развитие всех структур личности: Разума, Чувств, Воли, способностей и характера. Много лет работая в детском доме (почти 20 лет), я пришла к выводу, что с первых дней пребывания ребенка в детском доме он проникается иждивенческим настроением (то есть, все ему обязаны), живет на всем готовом, не понимая и не используя своих потенциальных возможностей. В результате, вырастая, он не обладает осознанной готовностью к самостоятельной жизни, к умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром. Использование Проекта «Самопознание» в воспитании и обучении детей в нашем комплексе позволило решить эту проблему, нацеливая педагогов на гуманизацию личности воспитуемых, а также целостный подход к организации жизни детей. Использование данных методик пробудило в наших детях доверие к себе и к людям, исцеляя личность на физическом и духовном уровне. Программа духовно-нравственного образования и воспитания способствовала тому, что дети-сироты (а у нас это ещё и дети с нарушениями в развитии, являющимися следствием генетических заболеваний, травм при родах, малокровии и т.п.) стали духовно развитыми, прекрасно поют и танцуют, являются золотыми и серебряными призерами спортивных городских, республиканских соревнований по мини-футболу, баскетболу, плаванию, каратэ, обладателями Гран-при международных республиканских конкурсов художественного творчества, призерами золотых, серебряных медалей СПЕШИАЛ ОЛИМПИКС в городах Алматы, Астана, в США, Англии, Голландии, Ирландии, Франции и других странах. В 2004 г. в Алматы проходила большая встреча с учеными Российской Академии естественных наук на научно-практической конференции на тему: «Всемирное использование жизненно важных инноваций в сфере образования на пути в XXI век». На этой конференции мы впервые познакомились с учеными, которые говорили о необходимости использования в педагогическом процессе методов, ориентирующихся на развитие целостного мышления человека и активизацию всех потенциальных возможностей личности. Там же была научно обоснована Концепция ноосферного образования на основе целостности, системности, природосообразности образования и воспитания, базирующаяся на богатых традициях мировой и отечественной педагогики, культуры, психологии и других наук. В ходе конференции, а также тренингов-семинаров, мы были удивлены тем, насколько тесно переплетаются специальные здоровьесберегающие технологии ноосферного образования с уже используемой нами Программой духовно-нравственного развития «Самопознание», прекрасно дополняя и взаимно обогащая друг друга. И эту систему ноосферного образования мы взяли на вооружение, горячо поддерживая стратегические ориентиры дальнейшего развития образования на разработку и внедрение новых технологий и эффективных систем обучения и воспитания, определенных Президентом Республики Казахстан Н. А. Назарбаевым в Послании «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира». Ноосферное образование и воспитание, используя методы, биологически адекватные природе человеческого мозга и организма, имеет глубокое обоснование в традиционной и совершенной педагогической, психологической и медицинской науке. Оно направлено на вовлечение в учебный процесс 5-6 каналов восприятия в биоритме: активность — отдых. Оно дает воспитание целостного мышления, высвобождение творческого потенциала учителя — ученика, воспитание глубинной личностной мотивации к учебе, высвобождение ресурсов здоровья и времени учащегося и учителей, экономию финансовых и технических ресурсов общества и трансформацию психической, медицинской, социальной, криминогенной напряженности в обществе. Реальную помощь ноосферное образование, как инструмент постижения законов мира, человеческого общества, оказывает при составлении программ воспитательной работы с трудными детьми и классами, с детьми неблагополучных семей, помогает поддерживать родственные отношения братьев и сестер-сирот. Наш комплекс — это своего рода маленькая республика со своим жизненным укладом, уставом, кодексом чести, гимном, флагом и эмблемой. Это — Школа становления личности. Это — Школа радости. В нашей символике мы постарались выразить всю суть создания нашей школы. «Жануя» в переводе с казахского — это гнездо души, очаг семьи. Сиреневый цвет флага символизирует цвет разума. Подсолнух — сердце символа олицетворяет собой очаг, семью. Сердцевина подсолнуха выражает единство деятельности правого и левого полушарий, целостность мышления. Подсолнух — цветок Солнца — выражает стремление к свету, к новому, к лучшему. Он призван олицетворять бесконечное развитие (семечки, попадая в землю, дают новую жизнь), сплоченность, многообразие наций и народностей, семью. 12 лепестков цветка — это принципы образовательной концепции комплекса. Корни символизируют фундамент, на котором строится вся жизнь комплекса «Жануя»: родной язык, родная история, родная культура, родная земля. Памятуя слова В. И. Вернадского о зависимости человека от среды жизни и мысли: «Представьте семечко, в котором сосредоточена вся программа жизни растения под Солнцем, и через это растение — всех последующих поколений его собратьев... Решайте — высаживать ли это семечко... Ухаживать ли за ним... В руках школы — судьба будущего», сотрудниками комплекса делается все возможное для создания детям благоприятной обстановки обучения и воспитания. Журнал "Жасstar", № 1 (11), март 2007 г. [ Вернуться к содержанию ]
|