Вселенная, запечатлённая в цветке
Марианна Крякушина, педагог дополнительного образования высшей категории, флорист, фитодизайнер, г. Астана |

Авторская программа для подготовки учащихся в кружке «Икебана» по профессии «фитодизайн». Окончание. Начало в № 4 (6), 2005 г., № 1 (7) 2006 г. Коллаж — предмет декоративного убранства. Название произошло от французского слова «collage», что означает «наклеивание». Коллаж как элемент декорирования комнат был очень популярен в XVII-XVIII вв., хотя в те времена ещё не было столь интересных для этой работы материалов и таких хороших синтетических клеев, как сейчас. Популярной темой для флористических коллажей в период великих географических и ботанических открытий были гербарные листы с заморскими растениями, которые, оправленные в рамы, украшали кабинеты ученых и приемные деловых людей. Использовались и другие, порой необычные материалы, например, морские водоросли. Промытые в пресной воде и отбеленные на солнце, они высушивались между страниц старых журналов и подкрашивались. Водоросли черного, коричневого, светло-коричневого и серо-зеленого цветов приклеивались к основе с помощью смолы трагант и белого уксуса. В начале XX века многие художники увлекались коллажами из различных материалов. Известен выполненный в этот период большой яркий коллаж Анри Матисса «Улитка», который выставлялся в Лондоне, в галерее Тейт. Широко известны талантливые коллажные работы С. Параджанова: «Герб английского адмиралтейства» (1984), «Ореховое варенье» (1986), «Соломенная рыба» (1983) и другие. Они выполнены из бумаги, раковин, пряностей (кардамон, корица, гвоздика), ореховой скорлупы, сухих растений и других материалов.
Сам термин «коллаж» во флористике не был широко распространен до настоящего времени. Чаще он ассоциировался с произведениями, выполненными в абстрактном или свободном стиле, а не с милыми классическими картинами из цветов и декоративными рельефами из плодов и семян. Сейчас подобные работы во флористике объединены термином в одну группу. Сюда относятся все работы декоративного свойства из плоского и рельефного растительного материала, приклеенного к любой поверхности. Помимо растений в этих изделиях могут присутствовать и другой природный материал — камни, раковины, бумага, кожа, перья, чешуя и т.п. Эти «смешанные» коллажи (mixed media) тоже считают флористической работой, если посторонний материал в них не доминирует. Художественно выполненный флористический коллаж будет также привлекателен, как акварель, живопись маслом и скульптура. Ведь художнику-коллажисту приходится решать сходные проблемы, касающиеся композиции, цвета, фактуры, равновесия, гармонии между содержанием и формой произведения.
В коллажах возможно применение различных техник декоративного искусства. Коллажисту необходимо знание и понимание специфики растительного материала, возможности его модифицирования (окрашивание, скелетизирование, послойное наложение и т.п.). Для начала необходимо хотя бы минимальное понимание как старых традиционных техник, так и современных приемов. С течением времени вырабатывается свой стиль, начинается поиск, а то и изобретение новой техники, экспериментирование с фактурой и цветом такого обширного мира природы, какому может позавидовать любой художник, работающий в традиционных формах. Все стили и способы самовыражения возможны в коллаже, главное начать собирательство! Создание коллажа включает следующие этапы: Выбор растительного материала и его высушивание; Выбор основы (фона) и рамки; Выбор темы и стиля решения работы; Раскладка материала на основе (эскиз); Подклеивание; Изготовление паспарту или сборка в рамке. Композиционное построение флористического коллажа должно соответствовать общим принципам создания произведения живописи. Здесь присутствуют основные элементы дизайна — цвет, фактура, форма, контур, пространство рамы, в которую он вписан. Используемые элементы должны быть применены с учетом баланса, контраста, ритма, центра интереса, масштаба и пропорциональности, чтобы получить гармоничное ошибочное произведение. Коллажи бывают плоскостные, пейзажные, полуобъемные, объемные и рельефные. Плоскостные коллажи Под этим названием объединяют все коллажные работы, выполненные из достаточно плоского материала, который можно закрыть стеклом в раме. Это, в первую очередь, листья и цветы, высушенные гербарным способом; листья, обработанные глицерином и выдержанные под прессом. Здесь используются также тонкие срезы коры и мелкие семена, а из сопутствующих материалов — куски кожи, ткани, пряжа, пластинки слюды и другое. Весь этот материал наклеивается на твердую гладкую основу с нанесенным красками фоном. Пейзажные коллажи Правильно составить композицию задуманного пейзажа невозможно без умения работы с перспективой, которая создается путем умело выполненного переднего, среднего и заднего планов, фона, а также выбора формата паспарту или рамки. Будет ли пейзаж заключен в вертикальную или горизонтальную рамку, об этом нужно подумать в первую очередь. Фон играет активную роль в пейзаже. Он может быть выполнен в разной технике (аппликация из растительного материала, акварель или масленые краски). Располагая на разном уровне линию горизонта, можно больше или меньше привлекать внимание к фону (если опускать линию горизонта, больше внимания уделяется небу, если поднимать — земле). Также как и в любой композиции наиболее интересный или яркий объект в коллаже можно сдвигать по отношению к центру для того, чтобы в картине ощущалось больше движения. Передний план в пейзажной композиции не должен слишком доминировать, с ним надо быть осторожным, чтобы не отвлекать внимание от картины в целом. Объемный коллаж Букет цветов. Существует несколько способов изображения букета в раме в коллажной технике. Это могут быть достаточно рельефные произведения, которые обычно не закрывают стеклом, а также плоские или почти плоские, которые можно закрыть стеклом. Правильное размещение вазы, а также теней, падающих от нее и букета, искусно выклеенные задний и нижний фон, правильное размещение цветов в букете (анфас и профиль), четкое направление формообразующих линий (ветки, листья) позволяют создать ощущение объема и перспективы в картине. Здесь обычно все выполнено из растительного материала. Допускается предварительное окрашивание отдельных фрагментов в тон натуральной подсветке. Однако наиболее художественные работы отличаются искусным подбором и использованием именно естественной окраски, что достигается хорошим знанием растительного материала и тщательной его консервацией. Выбранная для букета форма (шаровидная, овальная, треугольная, серповидная) будет более четкой, если формообразующие линии из веточек, колосовидных соцветий или линейных листьев не будут пересекаться или не будут закрыты крупными цветками. Визуальное движение в букете можно создать ритмичной расстановкой ярких и убывающих по размеру цветов (акцентов) или нюансовыми линиями из трав. Заполнение формы чаще встречается массивное (полное) или линейно-массивное. Травы с ажурными метелками или мелко цветковые (гипсофила, кермек) создают ощущение легкости и воздушности в букете. Не стоит перенасыщать букет большим разнообразием видов растений, следует обращать внимание на хорошие пропорции между их представителями. Хорошо использовать цветы и листья с разной фактурой, особенно в больших букетах. Следует помнить, что асимметрия в композиции вызывает больший интерес, чем симметрия. Расположение более светлых и ярких растений в одной из частей букета не только усилит впечатление от композиции, но создаст ощущение света и тени. Отсюда понятно, что размещение, разбрасывание по всему букету белых цветов делает композицию неинтересной и плоской. Рельефные коллажи Работы, где использованы выпуклый материал и неровное покрытие основы, которые не помещают в раму под стекло, можно отнести к рельефным коллажам. Они могут быть выполнены при помощи фактурного объемного растительного материала (плоды, ветки, корни, кора, крупные семена, шишки, мхи и другое) на гладкой основе картона, доски или на той же основе, но с рельефным покрытием. Идеально подходит для этого монтажная пена с замедленным затвердеванием. Она наносится на основу и моделируется. На еще не застывшую массу можно наносить другие материалы. Частой темой рельефного коллажа являются разнообразные фигурки животных и птиц, портреты людей. Мы в студии используем технику соленого теста для создания разнообразных картин рельефного коллажа. Ароматерапия Ароматерапия — целостное искусство, которое может помочь обрести гармонию тела, эмоций и духа. В искусстве ароматерапии используют эфирные масла, т.е. летучие пахучие жидкие смеси органических веществ, выделяемых из разных частей растений и деревьев. Эти сделанные самой природой пахучие жидкости часто называют «жизненной силой» или «душой» растений, потому что они обладают целым рядом лечебных свойств. Свойства эфирных масел Обладают бактерицидным, антисептическим и противовоспалительным действием, Положительно воздействуют на нервную систему. Все, без исключения, благотворно воздействуют на сферу эмоций и психическое здоровье. Обладают выраженными косметическими и дерматологическими достоинствами, активно восстанавливая, сохраняя здоровье и красоту кожи. Поддерживают механизм саморегуляции в организме. Имеют биоэнергетическую ценность. Диапазон действия эфирных масел чрезвычайно широк, охватывает различные сферы человеческого организма и разнообразные физиологические процессы. Эфирным маслам не свойственно узко специфическое действие, потенциал их влияния распределяется равномерно среди различных систем и органов. Эфирные масла ослабляют действие вредных факторов, в том числе блокируют взаимодействие канцерогенных веществ с клетками-мишенями, способствуют выведению из организма некоторых пестицидов. Исследования, проведенные японскими учеными, показали, что число ошибок программистов снижается на 20%, когда они вдыхают запах лаванды, на 33% — от запаха жасмина. Запахи лаванды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют стрессовое состояние, а запахи лимона возбуждают и способствуют повышению производительности труда. По данным Ботанического сада АН Украины (Киев), вдыхание эфирных масел мяты, лаванды, гвоздики в процессе трудовой деятельности улучшает мозговое кровообращение, увеличивает производительность труда, а также повышает иммунитет. Эфирные масла обеспечивают бодрость, свежесть, уменьшают усталость в конце рабочего дня, улучшают сон, нормализуют функции нервной системы. Они устраняют реакции раздражения и перевозбуждения, поддерживают постоянное равновесие между организмом и средой. Натуральные компоненты природной среды помогают избежать переутомления, раздражительности и разрушительных эмоций, от монотонного труда и нагрузок на производстве, повышая эффективность производимых действий.
Биологически активные вещества эфирных масел также облагораживают кондиционированный, герметизированный, нездоровый воздух на предприятиях, насыщая его живой силой природы. Эфирные масла неразрывно связаны с биоэнергетикой человека, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Так, герань не только красивое и неприхотливое, но и крайне полезное растение, в Болгарии ее называют «здравец». Кроме того, что она очищает воздух от вредных примесей, герань выделяет вещества, губительные для микробов. Эфирное масло герани препятствует развитию легочных заболеваний и улучшает обмен веществ, защищает организм от злокачественных опухолей. Фитонциды герани успокаивают нервы, улучшают сон, облегчают состояние людей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря.
Для того, чтобы восстановить силы после тяжелого дня, рекомендуется посидеть рядом с геранью, которая великолепно собирает энергетическую грязь и может активно использоваться как энергетический фильтр. У герани мощная положительная энергетика, она замечательно гармонизирует неблагоприятные зоны и нейтрализует вредные воздействия. Особой силой, по мнению ученых, обладает красная цветущая герань. Считается, что этот цветок приносит удачу и здоровье и служит в определенной степени талисманом счастья.
Герань приносит любовь, исцеление, защищает от врагов, в том числе энергетических. Она гасит ярость и гнев, развивает чувство юмора, помогает людям, подавленным жизненными обстоятельствами. Ярко-красная герань излучает жизненную силу и энергию, исцеляет, защищает от злых сил; розовая — благоприятствует добрым отношениям. Единственное ограничение — это растение не должно стоять в проходе, где люди будут задевать его при движении, иначе интенсивный запах герани заполнит все помещение и может вызвать головную боль.
Запах лимонных листьев дает ощущение бодрости, способствует улучшению общего состояния, устраняет тяжесть в груди, уменьшает частоту сердечных сокращений, снижает артериальное давление и улучшает сократительную функцию миокарда.
Присутствие лавра благородного помогает при умственном утомлении, а также способствует улучшению мозгового кровообращения.
Монстера благоприятно воздействует на нервную систему, устраняет головную боль и нарушения ритма сердца.
Фикусы прекрасно гасят агрессивность и злость, создавая благоприятную атмосферу, способствуя гармонии в отношениях между сотрудниками.
Благотворные свойства комнатных растений многочисленны и разнообразны, и ограничений к размещению растений в помещении совсем немного. Следует выдерживать баланс, чтобы в помещении не преобладали ампельные растения или, наоборот, растения-воины с торчащими вверх длинными копьевидными листьями. Избегайте держать колючие растения в тесных помещениях, ибо их резкая энергетика может привести к спорам и нервной обстановке. Цветотерапия Цветотерапия индивидуальна. Цвет освобождает. Если вы теряетесь в догадках по поводу некоторых событий в своей жизни, причин заболевания или нерационального поведения, отрицательных эмоций по отношению к кому-либо или к чему-либо — во всех этих случаях вам поможет лечение цветом. Цвет позволяет выявить скрытое значение наших поступков. Цветолечение расширяет возможности человека, углубляя его знания о себе самом, об окружающих людях и мире в целом. Цвет в повседневной жизни позволит получить дополнительную информацию эмоционального, физического, психического, умственного плана. Знания цветотерапии позволяют кружковцам глубже и шире использовать при составлении икебаны, флористики и при аранжировке. Медитативная живопись — один из видов цветотерапии. «Клоунада» и боди-арт тоже относятся к цветотерапии. Музыкотерапия Искусство музыки божественно и впечатляюще. Это пища для ума и сердца. Могущество и обаяние музыки возвышает человеческий дух. Музыка обладает чудесным влиянием на сердца детей, ибо сердца их чисты и открыты для мира. Скрытые таланты, которыми наделены сердца детей, могут раскрыться под воздействием музыки. Души детей удивительно чутко реагируют на творчество. Стоит душе ребенка чуть-чуть приоткрыться, и она уже отзывается стихами, сказками, картинами. Мы музыкой лечимся. Платон сказал, что музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения, музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Её можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного. Мы с этим согласны! Аудиоматериал. Серия «Happy baby», «Волшебство природы». Серия «Голоса природы» — «Музыка в гармонии с природой». Серия «Музыка для красоты и здоровья». Классика (Бах, Вивальди, Шопен, Моцарт, Бетховен, Сен-Санс, Альбионе и другие). Сказкотерапия «Я думаю, что сказка может быть использована для того, чтобы предложить ребенку способы решения конкретной проблемы…» Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их сближает. Сказка более информирована, чем обычная стиснутая речь. Сказка способствует пробуждению детских творческих сил. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции. Сказка несет свободу! «Сказки и сказкотерапия», Д. Соколов, Москва, «Класс», 1997 г. Легенды и стихотворения о цветах Для человека цветы всегда были символом совершенства, эталоном гармонии. Им приписывали магическую силу, их одушевляли и обожествляли. Незабудка У леса и реки на перепутке, Где выстлана березовая гать, Такие загорелись незабудки, Окинешь взором — глаз не оторвать. Смотрю, лучами синими обласкан, Всезнающий, не ведаю совсем, Зачем они на свет раскрыли глазки? В ладони нежно тянутся зачем? Наверно, для того, чтоб счастье людям Нести, чтоб светом полнилась душа. Посмотрит человек и не забудет Земли, где незабудками дышал. С. Красиков Однажды богиня Флора спустилась на Землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: «Не забывай меня, Флора, дай мне, пожалуйста, имя». Флора еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек. «Хорошо, — сказала Флора, — будешь называться «незабудкой», и ещё я наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям, которые начнут забывать своих близких или свою родину». Писатели и поэты восхищались этим цветком. «Незабудка весь мир в себе держит: в самой середке желтые тычинки — солнце, а вокруг голубые лепестки — небо. Вселенная, а уместилась на человеческой ладони. Мы рвемся во Вселенную, мучительно ищем с нею связь, а она на Земле, совсем рядом, только протяни руку». (Т. Полесов)
Тюльпан
Чудесный гость далекого Ирана, Любимец опаленных солнцем стран, В садах Хафиза огненный Тюльпан Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный. Вс. Рождественский Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпане. В золотистом бутоне тюльпана заключено счастье. Никто не мог открыть этот бутон и добыть счастье. Однажды по лугу шла женщина с ребенком. Ребенок, увидев прекрасный цветок, весело засмеялся, дотронулся до тюльпана, и цветок раскрылся. И до наших дней люди, увидев раскрывшийся тюльпан, испытывают радость и улыбаются. Кувшинка белая По заводям, где от жары и света У камышей кружится голова, Кувшинки расцветают каждым летом, Они зовутся одолень-трава. Е.Стюарт В Древней Греции кувшинка считалась символом красоты и красноречия. Молодые девушки плели из кувшинок венки и украшали ими невест. У русского народа растение это известно под именем одолень-травы, корень которого будто бы способен одолевать болезнь и нечистую силу. Породили его сырая земля с живой водой. Потому одинаково он действует и против водяной нечистой силы, и против полевой. Незаменимым считался корень при сборах в путь-дорогу, а особенно по торговым делам, его вкладывали в ладанку и носили как амулет. Цветки кувшинки белой имеют интересную биологическую особенность: в ясную погоду они открываются в восьмом часу утра и закрываются в пять-шесть вечера. В народной медицине применяются цветки и корневища кувшинки белой. Отвар цветков употребляют как слабительное при желтухе, настой белых лепестков — при бессоннице и при горячке, отвар корневища — при заболеваниях почек, мочевого пузыря и при лечении гнойных ран, им моют голову при выпадении волос. Рябина Рябина — любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинник», приходящий на конец сентября — время созревания рябиновых ягод. В этот день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов — это защита человека от всяких бед. Рябиновыми ветками в Западной Европе и Прибалтике украшали не только жилые помещения, но и сараи, ворота, даже на краю каждого поля втыкали ветки. В Древнем Риме рябину применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине варенье из плодов рябины использовали как успокаивающее средство. Настой из плодов — как мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее. В качестве поливитаминного средства кроме плодов используют листья рябины; считается, что в них аскорбиновой кислоты больше, чем в плодах. Корой рябины лечили заболевания печени. С рябиной связывали приметы сельскохозяйственного года: Рябина зацветает — пора сеять лен. Рябина цветет рано — много овса будет. Хорошо рябина цветет — к урожаю льна. Поздний расцвет рябины — к долгой осени. Если уродится рябина — рожь будет хороша. В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой. Подснежник В саду, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой! Сперва понемножку Зеленую выставил ножку, Потом потянулся из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь, правда, что это весна?» П. Соловьева Это растение пользовалось особым вниманием и любовью людей, потому что после долгой и трудной зимы было первым вестником пробуждающейся природы, символом прихода весны и надежды. Рассказывают, что когда первые люди, Адам и Ева, покидали рай, то шел снег. Ева озябла и в утешение ей, как символ надежды на скорый приход весны, несколько снежинок превратилось в цветки подснежника. Комнатные растения. Друзья или враги? С помощью комнатных растений мы, жители городов, стараемся восполнить тот дефицит общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин, стерильно белых стен офисов, не гаснущего часами экрана телевизора… Кстати, то, что мы испытываем на уровне ощущений, ученые не так давно стали определять термином «видеоэкология» — эта область знаний выясняет взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами. Один из советов, которые дают специалисты по видеоэкологии, состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения или, в крайнем случае, повесить букетики из иммортели. Потрясающие лечебные свойства лука и чеснока несколько померкли, когда ученые изучили антибактериальные свойства амариллиса, агапантуса, зефирантеса (гиппеаструма) и других комнатных растений. От их летучих фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока.
В последнее время модным элементом в интерьере стали хвойные растения. В Европе даже принято выращивать на балконе ёлочки особых комнатных форм. Фитонцидные свойства хвойных известны давно, поэтому поторопитесь завести в своем доме криптомерию, можжевельник или сосну. К тому же у них есть ещё одно ценное свойство — они наполняют вашу квартиру отрицательно заряженными ионами кислорода, а они-то в свою очередь создадут у вас целебный микроклимат, и вам станет легче дышать, и воздух всегда будет свежим. Поэтому, чтобы восполнить недостаток этих замечательных ионов, заведите в комнате парочку цереусов или кодивумов — эти растения тоже способны восстанавливать ионный состав воздуха. Если жизнь у вас не заладилась, если «черных» полос сегодня больше, чем «белых», если вас мучает осенняя или же, напротив, весенняя депрессия, заведите у себя дома гиацинт. И очень скоро вы заметите, что несмотря ни на что и даже вопреки всему, жизнь прекрасна. Язык цветов Акация — изящество, хороший вкус, дружба; акроклиниум — радостная песня, постоянная любовь; анютины глазки — внимание, душевное волнение; астра — чувства, глубокие мысли; бамбук — терпение, мироздание, постоянство, изобилие, сила; василек — грация, элегантность; гвоздика — платоническая любовь, верное сердце; гербера — тайна; ива — усилие, напряжение; ирис — вестник; кактус — сатира; камыш — послушание, прохлада; кедр — надежность; нарцисс — эгоизм; папоротник — загадка, недоумение; пион — богатство, слава, великолепие; подсолнечник — преклонение; пшеница — процветание; роза — красота, любовь, сердце, застенчивость; сосна — долголетие; хризантема — яркость, благородство; эвкалипт — память. Десять заповедей педагога Никогда не воспитывай в плохом настроении. Ясно определить, чего Вы хотите от ребенка, да также узнать, что он думает по этому поводу. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему. Не пропускайте моменты, когда достигнут первый успех. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность. Воспитание — это последовательность идей. Педагог дополнительного образования должен быть твердым, но добрым. Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г. [ Вернуться к содержанию ]
|