Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Методические рекомендации

Программа патриотического воспитания молодежи

Учебно-методический центр по работе с одаренными детьми, г. Кокшетау

Система работы по пропаганде Государственных символов

В соответствии со ст. 9 Конституции Республика Казахстан имеет государственные символы — Флаг, Герб и Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются Конституционным законом. “Граждане РК, а также лица, находящиеся на территории РК, обязаны чтить Государственный флаг РК, Государственный герб РК, Государственный гимн РК” (из Указа Президента РК “О государственных символах РК” от 24 января 1996 г.).

Жизнь подтвердила историческую значимость принятия государственных символов. Флаг, герб, гимн и другие символы нашего государства есть неоспоримое свидетельство суверенитета и независимости, единства народов и власти. Они выражают определенную государственную идею казахстанской демократии, консолидации и устремленности к общечеловеческим ценностям.
Каждый истинный гражданин должен быть патриотом, то есть сыном своей земли, любить свою родину, свой народ и гордиться ими. В этом — большая сила. Наше государство станет цветущим и крепким, если воспитает настоящих патриотов, всем сердцем преданных Отчизне. Знание и уважение государственной символики как часть воспитания чувства патриотизма.

Лицом любой страны являются ее государственные символы, поэтому мы как граждане уважающего себя государства должны направить свои усилия для достижения ощутимых успехов на пути достижения устойчивой стабилизации экономики и повышения уровня и качества нашей жизни. Только так символы государства будут окончательно обращены в силу казахстанского патриотизма.
Наверное, целесообразно, что центром пропаганды государственных символов в первую очередь стали государственные учреждения республики, в числе которых учреждения дополнительного образования (внешкольные организации). В целях реализации ст. 9 Конституции Республики Казахстан и Указа Президента «О государственных символах» уже разработана комплексная система.

Школа, внешкольные и дошкольные учреждения являются органической частью государства. Возникает необходимость проведения комплекса мероприятий, обеспечивающее встречное движение государства и общества. Именно здесь есть необходимость наладить регулярное проведение молодежных тематических диспутов, конкурсов на лучшее знание государственной символики, выпуск информационных материалов («Мой Президент», «Мои флаг, герб и гимн», «Моя страна» и т.д.).

В дошкольных учреждениях происходит знакомство ребенка с государственными символами. На торжественных и культурных мероприятиях он слышит мелодию гимна, а слова учит наизусть; педагог знакомит с описанием и характеристикой герба Республики Казахстан, а развивающееся прямоугольное полотнище флага голубого цвета встречает и провожает ребенка на здании любого государственного учреждения.
В школах хорошей традицией стала практика начинать учебный год с уроков, посвященных воспитанию уважительного отношения к государственным символам. На официальных мероприятиях школы ученики сами исполняют гимн. Получая грамоту, диплом отличия, паспорт или аттестат об образовании ребенок видит изображение герба.
Внешкольные организации Акмолинской области проводят большую работу по формированию патриотизма молодежи и воспитанию трепетного отношения к государственной символике.

Более 4 лет под руководством внешкольных учреждений 21 школа г. Кокшетау и 25 школ Акмолинской области работают по программе «Мы - народ Казахстана», проекту «Гражданин» (составители Научно-информационный центр гражданского образования). Ведутся клубные занятия по изучению государственной символики, по проекту «Асыл б±лаќ» (программа Союза «Жулдыз»), кроме того, ведутся мероприятия познавательного характера, которые сопровождаются государственными символами, а также праздники, отражающие исторические традиции народа, государства.

Для эффективной пропаганды, повышения чувства патриотизма в подрастающем поколении и уважения к государственным символам необходима четкая и налаженная работа. Каждый год ребята Акмолинской области, выезжая в ближнее или дальнее зарубежье, чтобы представить свою республику на олимпиадах, форумах, конкурсах, не забывают о символике Казахстана. Там, поднимая флаг Республики Казахстан, они с гордостью исполняют наш гимн. В летний период каждая церемония лагеря сопровождается государственной символикой, напоминая каждому ребенку о причастности его в судьбе республики.
В связи с этим Учебно-методическим центром г. Кокшетау (далее - Центр) была разработана программа (система) работы по Государственным символам Республики Казахстан.
На 2006-2007 год выработан план мероприятий и рекомендации для разъяснения, пропаганды, агитации и воспитания чувства казахстанского патриотизма каждого гражданина Республики Казахстан.

Цели и задачи программы

Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи.
Изучение истории Государственных символов Республики Казахстан.
Популяризация Государственных символов Республики Казахстан — Флага, Герба, Гимна Республики Казахстан.
Стимулирование работы по изучению и пропаганде Государственных символов Республики Казахстан.

Целевые группы и способы их вовлечения

Воспитанники Центра (школьники городских школ, дошкольники). Через проведение тематических групповых занятий и участие ребят в торжественных мероприятиях, чествованиях, акциях.
Семья. Через привлечение родителей для участия и организации мероприятий.
Студенты средних и высших учебных заведений. Через общественную, клубную работу.
«Неорганизованное» население. Через сотрудничество с общественными организациями: СДОО «Жулдыз», Детский фонд «Акмола-Бобек», «Спешиал Олимпикс».

Реализация программы

Активизация детских и молодежных клубов. Деятельность таких клубов способствует развитию активной гражданской позиции у подрастающего поколения, а также организует просветительскую работу среди ребят в летних лагерях, в организациях социальных служб.
Проведение государственных праздников. Участие больших масс людей в торжественных мероприятиях вызывает чувство единства и сплоченности. События, вызывающие душевный подъем, дают испытать чувство гордости за свою страну, и все что с ней связано. Для повышения социальной эффективности проводимых мероприятий необходима разработка типовых сценариев празднования государственных праздников: Дня Республики, Дня независимости, Дня Конституции, Дня единства народа Казахстана и др.
Изучение и развитие духовной идентичности казахстанцев. Менталитет казахстанцев — объект воздействия программы. Изучение составных казахстанской духовной идентичности поможет точному фокусированию ресурсов программы, укреплению гражданского единства, согласия, преемственности поколений (анкетирование, мониторинг, семинары и конференции на тему «духовная идентичность», изучение международного опыта).

Активизация детских и молодежных клубов

Развитие детских и молодежных клубов по интересам дает возможность каждому ребенку самореализоваться. Любовь к Родине, народу и к Государственным символам необходимо прививать с детства, тогда степень гражданской зрелости у казахстанцев будет высокой. Огромную роль играет активизация детских и молодежных клубов по воспитанию патриотизма и уважения к Государственным символам.
Чтобы работа таких клубов стала систематизированной,    была    разработана     авторская    Программа   школы    граждановедов «Я — гражданин».

Обоснование программы «Я — гражданин»

«Казахстан — наш общий дом», так высказался Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев. Так думают и миллионы граждан республики.
Систематическая и целенаправленная деятельность по формированию в обществе патриотического сознания и чувства верности своей Республике, любви к государственным символам — вот главная задача программы по воспитанию уважения подрастающего поколения к Государственным символам республики Казахстан.

Программа построена с учетом возрастных особенностей и интересов, учащихся 8-10 классов и рассчитана на 2 года обучения, всего 360 часов. Контроль знаний проводится в виде практических дел по мере прохождения программы. Программа рассчитана на детей и подростков, активно проявляющих лидерские, организаторские способности, а также желающих быть полезными своей Родине.

Режим работы школы начинающего граждановеда: 2 занятия в неделю по 2 часа в первый год обучения и 3 часа во второй год обучения. В соответствии с задачами обучения, в программе по поддержке и индивидуальному сопровождению лидеров используются различные формы и методы: лекции, практические занятия, деловые игры, тренинги, семинары, дискуссии, академии совершенств, КТД.
Обучение основано на базе методических разработок Учебно-методического центра по работе с одаренными детьми г. Кокшетау, творческих проектов, а также программы Союза детских общественных объединений «Жулдыз», который стал преемником пионерской организации по Акмолинской области и за ее пределами, учебной программы: «Мы народ Казахстана», проекта «Гражданин», разработанного коллективом Научно-информационного центра гражданского образования.

Календарный план программы составлен так, чтобы было видно, каким темам и сколько времени необходимо уделить внимания на занятиях.
В течение 2-го года обучения ребята многие мероприятия организовывают и проводят самостоятельно как для членов «Школы граждановедов», так и для других ребят.

Цель программы

Стимулирование работы по изучению Государственных символов Республики Казахстан через выявление и подготовку лидеров — граждановедов, которые стремятся вести за собой, вовлекая своих сверстников в интересные дела.

Задачи

Воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи.
Формирование основ нравственной культуры, гражданской позиции.
Формирование ценностного отношения к государственной символике.
Воспитание здорового личного потенциала, выражающегося в уважении чести, достоинства своих и других людей, независимо от их возраста и характера общения.
Развитие социальных навыков поведения и установок на самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций.

Продолжение в следующем номере

Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум