Дело, которое выбираешь
Любовь Фомич,пресс-служба ОДО, Акмолинская область. Фото Елены Тепляковой |

Первый свой круглый юбилей — 5-летие — отпраздновал один из самых любимых и популярных проектов Союза ДОО «Жулдыз» — «Агрофорум молодых». Но на этом празднике юных профтеховцев была озвучена еще одна, более значительная дата — 15-летие независимости Республики Казахстан. Полтора десятка лет наша страна упорно идет своим путем становления. И развитие сельскохозяйственного сектора экономики — одно из приоритетных направлений этого продвижения. Как сделать нашу страну богатой и красивой, какую задачу отводит государство молодым, как получить специальность, чтобы не остаться за бортом общего движения, каким видится будущее профессионального образования, как стать востребованным специалистом, как не затеряться в водовороте рыночных отношений — вот примерный перечень вопросов, которые волнуют сегодня тех, кто решил посвятить себя и свою жизнь селу, полям и фермам, своей малой родине.
Отойдя от хронологии проведенного форума, начну с его рабочей части. Это было заседание «круглого стола» не в стандартном понимании слова «заседать», а был живой, заинтересованный разговор о тех самых проблемах, которые волновали его участников. Присутствовали руководители учебных учреждений, сами учащиеся, инженеры, агрономы, преподаватели, мастера производственного обучения всех десяти учреждений сельскохозяйственного профиля, прибывших на форум. Был и один социальный партнер (к сожалению, всего один) — Игорь Данилов, представляющий ТОО «Евразия», торгующего и обслуживающего технику «Джон-Дир». А приглашен он был руководством ПШ № 6 с. Чаглинка как потенциальный работодатель для учащихся этой профессиональной школы. С этого учебного года здесь выделена специальная аудитория, которая будет оборудована не макетами и плакатами, а настоящими узлами и агрегатами новой техники, по которым здесь будут обучать специалистов. Будущие механизаторы и механики, что называется, открыв рот, слушали рассказ о технических характеристиках техники века, их интересовала мощность двигателя, обслуживание, возможные поломки, а главное — перспективы появления уникальных машин на наших полях. По залу так и шел шепоток: «Вот бы поработать на такой технике, у нее в «начинке» 7 компьютеров бытового назначения: кондиционер, фильтры, вентиляция, холодильник, сиденье для помощника, много других удобств, установленная программа: не надо рулить, сиди и наблюдай, не пыльно, мягко и тепло».
Вопросы так и сыпались представителю фирмы: когда появятся на наших полях, как обучиться, что нужно знать и уметь. У руководителей учебных учреждений эмоций было меньше, больше трезвого, хозяйственного расчета: а нужен ли нам такой комбайн, ведь стоимость его неподъемная — от 350 тысяч у.е. и выше, для него нужна урожайность зерновых не ниже 50-70 центнеров с гектара, обслуживание тоже обойдется в копеечку. И все же их волновал главный вопрос: как им обучить хотя бы по одному-два специалиста для себя, не наладить ли каждому учебному заведению партнерские отношения с фирмой? Для сферы профессионального образования все-таки главное прозвучало: специалисты будут готовиться пока на базе одной школы — Чаглинской, а там посмотрим, возможно, будут заключаться трехсторонние договоры: фирма— хозяйство - профессиональное учебное заведение. Есть перспективы для расширения географии взаимодействия. Некоторых молодых участников разговора, как и прежде, интересовала система оплаты их труда на производственной практике: руководители частных структур неохотно берут их на прохождение практики, а уж про оплату и говорить не приходится. Ответ вряд ли удовлетворил: все зависит от договоренности руководителей. По-прежнему разговоры ведутся, а дело с мертвой точки не двигается.
Как и в прежние годы, выпускников системы профессионального образования волнуют вопросы трудоустройства: бухгалтеру-выпускнице трудно устроиться на селе, значит — отправляйся в город. Кусаинова Самал, например, учащаяся Котыркольского сельскохозяйственного колледжа, хотела бы приносить пользу на месте, в своем родном селе. Данила Щеглова из Атбасарского ПЛ № 17 волновали перспективы профессионального роста, Никиту Ищенко из Ерейментауского ПЛ № 18 — система оплаты нелегкого труда и так далее. Директор Котыркольского ПЛ № 8 Сергей Борисович Савельев подвел итоги состоявшегося разговора: — Существует президентская программа развития сельского хозяйства, и вам ее осуществлять. Отошло время, когда, как грибы после дождя, организовывались мелкие крестьянские хозяйства, которым не под силу было соблюсти агротехнику ведения земледелия, потому и поля стали скудеть, обедняться, становиться неплодородными. Наступает новое время, когда стране нужны не просто механизаторы, а молодые, грамотные специалисты, которые бы сочетали в себе агрономические знания и хозяйский подход, образованность и даже интеллигентность. Система подготовки изменится, вводится профессиональное тестирование по мировому стандарту. Жить в изоляции нельзя, нужно идти вслед за цивилизованными странами.
Разговор добавил оптимизма и уверенности тому, кто в какой-то степени чувствовал свою неудовлетворенность, что он учится в профшколе: государство заботится о том, чтобы из них получились будущие хозяева земли. А то, что ребята гордятся своим учебным заведением, можно было наблюдать в развлекательной части форума — в самопрезентации команд-участников. У каждой — своя форма, свой девиз, название. И свой стиль, без повтора и подражательности. Команда «Прогресс» колледжа Агробизнеса из Чаглинки, например, считает, что земля требует прогресса — в отношении к себе, в подходе к работе, в сохранности выращенного, в любви к профессии, в новизне дела: «Мы хотим, чтобы сыр был казахстанский, а не голландский» — заявляют они.
Ребята из Ерейментауского ПЛ № 18 свое выступление построили в праздничной манере: и пятилетие форума отметили, и праздник Независимости страны подчеркнули особо: с развевающимися маленькими флажками и большим флагом страны, как бы говоря: все мы вместе — сила! И наша независимость — в единстве! Патриотичность проявилась еще и в том, что звучали слова на государственном и русском языках, что очень важно сегодня. Красивое получилось выступление! Запомнилась юмористическая сценка ПШ № 12 с. Каменка Сандыктауского района: молодой специалист пришел наниматься на работу в хозяйство, а ему дают технику, на которой еще до гражданской войны пахали. Препирательства с бригадиром доходят до того, что выпускника профшколы отправляют работать дворником. Мораль сей сценки двойная: первая — не везде молодежь ждут с распростертыми объятиями, вторая — хорошему специалисту работа всегда достойная найдется, докажи, что тебя научили многому, что ты везде востребован! Многопрофильного специалиста готовят в Аккольской профессиональной школе — он и сварщик, и водитель, и слесарь, и механик, об этом эмоционально рассказали и участники сценки, и приготовленный к событию фильм «Я учусь в ПШ-10». Жаль, что видеоролик демонстрировался на фоне выступления ребят, и до конца его достоинства зрителями оценены не были. Своеобразный, хотя и не новый стиль выступления представили парни и девушки из ПШ № 6 с. Чаглинка: они вышли в комбинезонах, с кухонной утварью и подсолнухами в руках. Все правильно: здесь готовят хозяек усадеб, плодоовощеводов, механизаторов. По-своему переделанные популярные песни, исполненные с высоким подъемом, понравились и жюри, и зрителям. Сценическая завершенность и продуманность была в самопрезентации ПШ № 19 с. Новоишимка — представлены были и учеба (в лице директора), и проживание в общежитии (в лице коменданта), и питание (в лице повара) — все здесь хорошо и замечательно. И вывод один — выпускник обычной школы захочет учиться именно здесь.
Органично сочетались патриотизм и лирика в программе ПЛ № 3 с. Красный Яр — и рассказ о лицее, и о своих спортивных достижениях, и о выпускаемом сыре, и о своих знатных учениках. Всего было достаточно, но не было какого-то куража, оригинальности и свежести: все ровно и как будто бы, так и надо. А ведь здесь есть чем гордиться, вот бы и рассказать об этом с долей выдумки и фантазии. А вот учащиеся ПЛ № 17 г. Атбасара такой ход нашли: они начали с песни Антонова «Мы все спешим за чудесами», в которой так тепло поется о родном доме, о его крыше, которая всегда спасет и прикроет от невзгод и неудач и где тебя всегда ждут. Да, только дома ты можешь пригодиться, утвердиться, состояться! Красивые парни и девушки, в красивой современной форме мечтают прославлять свой труд, свою родину, свою землю. Они так и завершают свое выступление: «Твори добро на всей земле, твори на радость людям». Все свежо и интеллигентно. В Котыркольском сельскохозяйственном колледже готовят ветеринарных работников, потому и бидон, и шприц, и белый халат — все «играло» на тему. По всему было видно: из этих ребят выйдут специалисты, которые попали в учебное заведение не случайно, это их осознанный выбор, и они его доведут до конца. В каждой смене декораций чувствовалась отрепетированность и основательная подготовка.
И завершала концертную программу команда Есильского ПЛ № 7 «Монолит». Именно она дала положительный эмоциональный заряд этой части праздника, такое хорошее выступление и надо было ставить на финал: костюмы, отработанные номера, профессиональный сценарий, где и слово есть, и дело показано. В этом учебном заведении всегда с особой тщательностью подходят к подготовке «Агрофорума», и на этот раз все продумали и сделали. Красивые артисты с красивой мечтой стать настоящими хозяевами на полях и фермах — это современное видение завтрашнего дня не может не радовать. А под занавес «Цвети, мой Казахстан» — и зажженные свечи, как факелы. Сброшенные откуда-то сверху шары сбежались собирать ребятишки из Есильского детского дома, отдыхающие на этот момент в ДОЦе «Жулдыз», это была такая группа поддержки землякам! Но они и так выступали и выглядели достойно, за что и заслужили первое призовое место. По традиции, к каждому «Агрофоруму молодых» готовится выставка. На ней представляются экспонаты продукции, которой занимаются учебные заведения, — это изделия из муки, выпечка, мясные изделия, овощи. Чего тут только не было: торты, пироги, бригантины из капустных парусов, крокодил Гена из зеленой редьки, царь Салтан, запеченные поросята и даже съедобная усадьба с дровами — колбасками и крышей из лапши. Овощей разных привезли, это понятно, выращивают. А вот бананы и киви — явно были здесь иногородними в прямом и переносном смыслах. На прошлом «Агрофоруме» в адрес выставки было высказано серьезное замечание: отошло время объемных жареных пирожков и бесформенных тортов, нужны современные малые формы, типа фуршетных. Повар и кулинар, которых готовят в профессиональных учебных заведениях, должны иметь такую квалификацию, чтобы принять участие в любой престижной выставке, иначе он останется без работы в условиях рынка. Но ошибки повторились. В целом выставка, хотя выглядела очень аппетитно и эффектно, произвела впечатление сельскохозяйственной, с банками, соленьями и морковными поделками.
На следующий год решено организовать несколько производственных линий, чтобы выпускники на глазах присутствующих изготавливали продукцию: портные шили, повара варили, кулинары пекли, механики ремонтировали. Трудно, конечно, найти практическое применение мастерству всех профессий, которые готовят наши школы и лицеи, но основные можно продемонстрировать. В учебных заведениях профессионального профиля ведется научная, исследовательская, поисковая работа. Ее итоги было решено подвести на втором этапе форума. Но вначале для победителей этого будет организована поездка в Астану, посещение Агроуниверситета, где состоится знакомство с преподавателями, студентами, будут уточнены темы научных совместных работ и исканий. Ведь есть же прекрасный опыт сотрудничества ученых и учащихся ПЛ № 3 с. Красный Яр. Немалую исследовательскую и практическую работу по семенам цветочных и кормовых культур ведут преподаватели и студенты колледжа Агробизнеса с. Чаглинка. Много научных наработок у других учебных заведений. Эту работу следует привести в систему и обеспечить ее гласность. Возможно, кто-то из учащихся станет в будущем студентом вуза и продолжит свою научную работу на более высоком уровне.
К сожалению, не были представлены на этом «Агрофоруме» школьные производственные бригады, ученические формирования, у которых есть такие достижения, что диву даешься. Взаимообмен бы пошел тем и другим на пользу. Заключительная часть вылилась в настоящий праздник. Были теплые слова и пожелания, вручения грамот и дипломов победителям, обещания продолжить замечательную традицию — собираться, чтобы сказать спасибо земле, теплому дому, что их выводит в мастера, и празднику, который поет гимн труду и рабочей профессии! Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г. [ Вернуться к содержанию ]
|