Первый форум по охране прав детей стран Центральной Азии
Лидия Тришечкина, фото Данил Конищев |

6-7 декабря в Президент-отеле «Rixos» проходил первый форум по охране прав детей стран Центральной Азии «Система социальной и правовой защиты семьи и детей Центральной Азии». Этот уникальный международный Форум проведен по инициативе и под эгидой Министерства образования и науки Республики Казахстан, учрежденного им Комитета по охране прав детей при технической поддержке детского фонда ООН-ЮНИСЕФ. В работе Форума приняли участие представительные делегации 5-ти стран Центральной Азии, ЮНИСЕФ, представители министерств и ведомств, занимающихся проблемами охраны прав детей, НПО, СМИ. В течение 60 лет Детский фонд ООН — ЮНИСЕФ является мировым лидером в области заботы о детях, работая в 156 странах и территориях мира, и помогая детям выживать, и расти с раннего детства до юности. Будучи самым большим поставщиком вакцин развивающимся странам в мире, ЮНИСЕФ поддерживает детское здоровье и питание, снабжение хорошей водой и медицинскими услугами, предоставление качественного начального образования всем мальчикам и девочкам, а также защиту детей от насилия, эксплуатации и СПИДа. ЮНИСЕФ финансируется целиком и полностью на добровольные пожертвования частных лиц, компаний, фондов и правительств стран-членов ООН. ЮНИСЕФ организовал представление страновых презентаций о положении детей в регионе, которые были представлены на Первом форуме. Основной целью Форума явилось создание конструктивной региональной платформы для межстранового диалога в вопросах охраны прав детей согласно Конвенции ООН о правах ребенка, развития тысячелетия и концепции «Мира, пригодного для жизни детей», проведение реформ социальной защиты семьи и детей в странах Центральной Азии. За последние несколько лет очевиден прогресс в реформировании системы ухода за ребенком и охраны детства практически во всех странах. В ряде стран были определены национальные органы, отвечающие за вопросы охраны детей, с тем, чтобы обеспечить содержательный вклад в политику и процесс принятия решений по наиболее значимым вопросам. Правительства ряда стран также предприняли ряд усилий по реализации специальных рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка, некоторые рассматривают вопрос об учреждении независимых органов по мониторингу прав ребенка, таких как, например, Уполномоченный по правам ребенка.
Несмотря на обнадеживающие начинания, многое еще предстоит сделать. Усилия, предпринимаемые в системе социальных реформ, все еще в настоящее время фокусируются на смягчении влияния наихудших социальных факторов на детей, и в недостаточной степени на укреплении потенциала семьи и системы социальных услуг для предотвращения распада семей. Например, в 2003 году, по данным официальной статистики стран ЦАРК, более 62,000 детей в возрасте до 18 лет выросли вне биологической семьи, либо на попечении по месту жительства, либо будучи усыновленными или на попечении. Эти данные говорят об увеличении такой категории детей на 10000 по сравнению с 1990 годом — началом переходного периода. Вопрос полных и точных данных по охране ребенка и неточности в данных, подготовленных различными государственными органами, представляет собой дополнительную тему для обсуждения в странах ЦАРК. Постепенно развиваются такие формы воспитания ребенка вне семьи, как усыновление и попечение, однако, при этом, имеются данные об увеличении числа детей, получающих воспитание в государственных учреждениях. Вызывает озабоченность тот факт, что дети, помещенные в государственные учреждения, находятся вне своих семей, что является неблагоприятной для их развития средой, особенно для детей раннего возраста. Эти тенденции являются отчетливым знаком того, что нет системы поддержки семей группы риска, которая была бы способна предотвратить разрушение семьи. Еще одной проблемой, общей для всех стран региона, является проблема стигматизации и дискриминации детей со специальными нуждами, помещение их в государственные учреждения. Несмотря на то, что концепция инклюзивного обучения продвигается Форумом по образованию в Центрально-азиатских республиках, данный вопрос требует нормативно-правовой поддержки.
При том, что данные о насилии против детей не в полной мере отражают реальную картину, известно, что около 10% причин детской смертности в возрасте до пяти лет связаны с внешними факторами, включая непреднамеренные и намеренные увечья и ущерб здоровью. Еще одной причиной является недостаточные навыки родителей по уходу за ребенком и небрежность. Система охраны ребенка недостаточно эффективна в раннем выявлении признаков насилия против ребенка, а также недостаточно оснащена инструментами эффективного и своевременного реагирования в таких ситуациях. В этом контексте телесное наказание как наиболее частое проявление бытового насилия требует тщательного изучения. Следует предпринять усилия для создания и управления безопасной и доброжелательной окружающей среды через работу на всех уровнях, начиная от формирования политики и заканчивая действиями на уровне сообщества. Для того, чтобы обеспечить активное воздействие, следует принимать во внимание и вопросы сексуальной эксплуатации и насилия, а также вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа.
Ряд стран в Центральной Азии предпринял шаги для улучшения ситуации с молодежью, находящейся в конфликте с законом, начав пересмотр и внося поправки в законодательство. В некоторых странах обсуждается возможность учреждения ювенальных судов. Однако отсутствуют полные данные по количеству детей, лишенных свободы, причин их задержания и времени, проведенному в закрытых учреждениях. Еще одним животрепещущим вопросом является детский труд, в частности, его новые формы, а также растущее после распада Советского Союза в Центральной Азии число работающих детей.
Практически во всех странах продвигаются новые инициативы; тем не менее, есть, что совершенствовать в политике охраны детства. Существует хорошая возможность воспользоваться ситуацией и предпринять усилия для лучшего понимания вопросов охраны детства, практикуя систематический обмен информацией между странами. Опыт работы в других сферах, таких как образование и здоровье детей, доказывает, что субрегиональные форумы являются ценным механизмом поддержки продвижения вопросов по детям в Центральной Азии. Учреждение Форума по охране детства в значительной мере будет способствовать систематическому обзору субрегионального опыта, обобщит знание о реформах в области охраны детства, предоставит возможность для ведения политического диалога, укрепит партнерство стран Центральной Азии. На первой пленарной сессии Форума, которая прошла под сопредседательством Министра образования и науки Республики Казахстан Бырганым Айтимовой и Представителя ЮНИСЕФ в РК Александра Зуева, было озвучено приветствие участникам Форума Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, в котором он выразил уверенность, что Форум по охране прав детей стран Центральной Азии станет реальным механизмом для дальнейшего сотрудничества в решении вопросов защиты прав и интересов детей, их полноценного и гармоничного развития. Доклады о ситуации в странах региона, обмен опытом по реализации успешно внедренных национальных программ, определение основных проблем и приоритетов, а главное — механизмы создания целостной системы защиты прав ребенка — ключевые направления работы Форума.
В первый день работы Форума состоялась пресс-конференция для СМИ, в которой приняли участие главы правительственных делегаций Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Верховный Муфтий Казахстана Абсаттар хаджи Дербисали, заместитель Регионального директора ЮНИСЕФ для стран Центральной и Восточной Европы, СНГ и государств Балтии г-жа Шахназ Кьяньян-Фирузгар, Представитель ЮНИСЕФ в РК Александр Зуев. В работе Форума приняли участие дети-лидеры Союза детских общественных организаций «Жулдыз» (Казахстан).
На состоявшемся 6 декабря торжественном приеме в честь 60-летия ЮНИСЕФ Председатель Республиканского совета ДОО «Жулдыз» Ержан Наурузбаев (г. Павлодар) и член Совета Полина Мельникова (г. Кокшетау) зачитали обращение к участникам Форума от лидеров детских организаций Казахстана. Прозвучавшее в нем предложение о создании корпуса международной детской дипломатии с интересом было встречено участниками Форума. Аплодисментами и восхищенными приветствиями участники приема проводили выступление юного певца Ерсаина Амрина из г. Кокшетау.
Важным моментом стала Презентация концепции проведения последующих форумов, которую провела Бахыт Сыздыкова, председатель Комитета по охране прав детей МОН РК. Представители от Узбекистана предложили обязательно пригласить на форумы делегации детей и молодежи. Это придаст детям уверенность в том, что их голос будет услышан. Поступило предложение включать в состав участников Форумов представителей разных религиозных конфессий. Говорилось и о необходимости иметь издательский орган Форума для обеспечения обмена опытом. По итогам работы Форума была принята резолюция, определившая рабочие механизмы Форума по охране прав детей для дальнейшего сотрудничества и закрепляющая обязательства стран участниц в дальнейшей реализации приоритетов в вопросах охраны детства. P. S. Все усилия взрослых по реформированию общественного сознания будет оценивать будущее поколение. Впрочем, они делают это уже сегодня. Один из участников Первого форума по охране прав детей Ержан Наурузбаев прислал в редакцию нашего журнала письмо, в котором поделился своими впечатлениями о работе этого важного мероприятия. Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г. [ Вернуться к содержанию ]
|