Искусство против наркотиков
Лариса Борисова, фото Жадыра Сабирова |

Конкурс был проведен Общественным фондом «Право» при поддержке Министерства культуры и информации в период с 30 октября по 6 декабря. Основными задачами конкурса являлись повышение информированности общественности о мероприятиях по наркомании, формирование антинаркотического иммунитета у населения республики посредством СМИ и рекламы, формирование активной гражданской позиции у творческой молодежи. В конкурсе приняли участие студенты вузов республики, журналисты и дизайнеры, работающие не более трех лет после университета, а также учащиеся старших классов средних школ. Были представлены работы журналистов из городов Астаны, Щучинска, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Тараза и Экибастуза.
На конкурс дизайнеров были представлены творческие работы студентов ЕНУ имени Л.Н. Гумилева и Казахского государственного агротехнического университета имени С. Сейфуллина. В жюри конкурса вошли представители Министерства культуры и информации РК, Общественного фонда «Право», призер конкурса UNDOC «За лучшее освещение проблем наркомании» Елена Пак, корреспондент отдела информации газеты «Казахстанская правда» Асель Муканова, Сейткали Аманжолов, заведующий кафедрой «Изобразительное искусство» ЕНУ имени Л.Н. Гумилева доктор педагогических наук, член Союза художников Казахстана, К. Бегимбай, Б.И. Ижанов — заведующий кафедрой «Дизайн», кандидат педагогических наук.
Первое, на что обращали внимание участники, входя в зал, где проводилась конференция — выставка дизайнерских и художественных работ. Их было несколько десятков, ярких, интересных, отражающих индивидуальный взгляд молодых художников и дизайнеров на проблему наркомании. Я думаю, что Ваши мысли, чувства, вложенные в эти работы, дойдут до сердец зрителей, — отметил в своем приветственном слове представитель МОН РК Муратбек Абдрасилов. Выступивший следом Олжас Каушев, гл. специалист Министерства культуры и информации РК предложил выпустить на основе конкурсных работ электронный альбом и распространить его по школам и интернет-кафе.
После нескольких приветственных выступлений состоялась церемония награждения победителей. Жюри было очень взыскательным и строгим, поэтому первое место среди художников и дизайнеров осталось свободным. Второе место, грамоту и ценный подарок (DVD-плеер) получила Гульмира Султанбекова (ЕНУ им. Л.Н. Гумилева) из Астаны. Среди журналистских работ первого места была удостоена Валентина Ваганова (ВКГУ им. С. Аманжолова) из Усть-Каменогорска. Ей вручили цветной цифровой фотоаппарат.
Координатор СДОО «Жулдыз» Юлия Смышляева из г. Щучинска получила грамоту в номинации «За эмоциональность изложения», подписанную вице-министром культуры и информации Ержаном Бабакумаровым. Это большая победа школьницы, активного юнкора газет «Лидер» и «Лидер-плюс», а также журнала «Жасstar». После награждения победителей прошли мастер-классы, где обсуждались вопросы о роли журналиста, художника и дизайнера в социальной жизни общества, их ответственности перед обществом в освещении проблем, связанных с наркоманией. Специалисты рассказали об особенностях освещения этой проблемы в уличной рекламе, графических работах. Участники мастер-классов обсудили также проблему эффективности материалов о наркомании в СМИ, этические и психологические стороны работы журналистов, освещающих эту тему. Публикуемые ниже рекомендации помогут журналистам, освещающим тему наркозависимости и профилактики вредных привычек, найти верный тон в общении с «героями» своих корреспонденций, избежать типичных ошибок, которыми нередко грешат информационные материалы подобного рода. Рекомендации для СМИ Следите, чтобы заголовки были правдивы и подкреплены фактами. Убедитесь, что название статьи точно передаёт смысл и не делает ударения на наркомане больше, чем это необходимо. Не надо объединять сенсационность и наркозависимость — это плохая комбинация. Если заголовок и/или сами материалы сенсационны, это может усилить мифы и стереотипы о людях, потребляющих наркотики, что осложняет их возможности бросить наркотики и излечиться от наркомании. Используйте современный и подходящий язык. Язык — мощное средство для сообщения идей, и используемый стиль языка может сильно повлиять на то, как люди думают об определенной теме. При сообщении будьте осторожны, чтобы язык и образы, которыми вы пользуетесь, не усиливали отрицательных стереотипов о наркоманах. Избегайте языка, в котором наркоманы заклеймены как “никчемные”, “злобные” люди. Язык, поддерживающий мнение, что наркоманы никчемные и злобные люди, не облегчает задачи тем, кто хотел бы бросить потреблять наркотики, так как эти люди нуждаются в заботе и поддержке местных сообществ и общества в целом, чтобы прекратить потреблять наркотики и продолжать воздерживаться от их употребления. Подобный язык также может сделать потребление наркотиков привлекательным для молодого человека, настроенного бунтарски. Как мы уже видели сегодня, это один из факторов риска для молодых людей, которые могут быть более склонны экспериментировать с наркотиками. Используйте медицинские термины в правильном контексте. Наркомания — это болезнь, которую можно лечить. Это также социальное состояние, которое имеет сильное влияние на семьи, местные сообщества и общество в целом. Когда сообщается о медицинском аспекте истории, важно, чтобы медицинские термины не применялись к социальному аспекту. Например, сказать, что определенный город или деревня уже тонут в наркозависимости — не верно, и это не способствует излечению. Избегайте языка, предполагающего, что у людей, употребляющих наркотики, и наркозависимых нет надежды на выздоровление. Еще раз помните, что СМИ играют большую роль в формировании образа мышления общественности по определенным вопросам. Цель этой стратегии для СМИ — использовать СМИ как орудие позитивных социальных изменений. Общество, в котором наркозависимые люди могут получить лечение и в котором местные сообщества способны поддержать их для долгосрочной реабилитации, лучше, чем общество, в котором наркоманы рассматриваются как никчемные, злобные люди без надежды на выздоровление и чья цель в жизни — употреблять наркотики и приобщать к этому еще больше людей. Избегайте историй, которые продолжают усиливать негативные стереотипы о наркозависимых. Это вытекает из предыдущего пункта. Убедитесь, что ваши рассказы не усиливают негативных стереотипов в долгосрочной перспективе, так как это не поможет людям, потребляющим наркотики, прекратить это делать, а также может сделать их потребление привлекательным для молодых людей, настроенных бунтовать против общества и властей. Уважайте право наркоманов на личную жизнь. Наркоманы вправе ожидать, что их желание сохранить личную жизнь втайне будут уважать. Излечение от наркомании — очень тяжелый процесс, поэтому не удивляйтесь, если человек, находящийся на стадии лечения, не желает дать интервью для статьи, это может быть вопросом времени. Попробуйте еще раз в другой день, когда он почувствует себя лучше. Не все наркотики и наркоманы одинаковы, избегайте обобщений. Злоупотреблять можно многими видами наркотиков, их действие на человека может различаться. Помните, что наркоманы имеют различное происхождение и ни один образ или стереотип подходит ко всем, поэтому в первую очередь необходимо избегать стереотипов о наркоманах. Ниже приводится несколько простых действий, которые вы можете предпринять, чтобы получилась высококачественная статья из вашего интервью с человеком, потребляющим наркотики, или работником по лечению или профилактике наркомании. Заранее обсудите терминологию или слова, которые вы намереваетесь использовать в вашей статье и убедитесь, что интервьюируемый человек не имеет возражений. Если есть возможность, заранее сообщите интервьюируемому человеку основные вопросы, которые собираетесь задать. Подготовленный интервьюируемый даст более полную информацию. Поговорите о видах фото, которые вы хотели бы заснять, и как они будут сочетаться с вашим рассказом (для телевидения и газет). Если работаете на радио, поговорите о звуковых эффектах, которые хотите использовать. Постарайтесь думать о мифах и стереотипах о наркомании и наркоманах, которые у вас могут быть, и убедитесь, что они не влияют отрицательно на вопросы, которые вы задаёте. Постарайтесь, чтобы интервью не оказалось неожиданностью для человека, к примеру, проходящего курс лечения и реабилитации. Удостоверьтесь, что они согласны на это, чтобы быть готовыми обсуждать чувствительные для них темы. Лечение от наркомании — физически, социально и эмоционально тяжелый процесс, пожалуйста, помните об этом и уважайте чувства человека, если он не желает давать интервью в определенный момент. Старайтесь избегать сенсационности в интервью или рассказе, так как, во-первых, это заставляет интервьюируемого чувствовать себя диковинкой в цирке, объектом пристального внимания людей. Во-вторых, это может привести к тому, что наркомания будет казаться привлекательной для молодых людей, невольно побуждая их к потреблению наркотиков. Это как раз то, чего вы не хотели бы добиться.
В заключение, завершите свой рассказ, оказав содействие лечению и профилактике наркомании, приводя номер телефона, адрес или адрес в Интернете, в зависимости от типа статьи. Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г. [ Вернуться к содержанию ]
|