Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Взрослый в детском общественном объединении: организаторская роль и лидерская позиция

Анатолий Кирпичник,

кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, член совета Ассоциации исследователей детского движения

На научной конференции «Социальная роль и позиция взрослых в детском движении», проходившей в Костроме в 1993 году, деятельность взрослых, работающих в детском движении, было предложено называть «организация детского общественного объединения». Там же, в докладе Костромского отделения ассоциации исследователей детского движения утверждалось, что слово «организатор» наиболее точно передает сущность деятельности взрослого, поскольку организаторская деятельность по определению, есть деятельность человека, «осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно действующей группы людей» (Л.И. Уманский).
Тогда же мы начали говорить об организаторской роли и лидерской позиции взрослого в детском общественном объединении. Именно так, не противопоставляя и не отождествляя понятия «организатор» и «лидер». Не противопоставляя потому, что среди различных видов лидерства специалисты (Л.И. Уманский) выделяют как особый вид организаторское лидерство (лидер-организатор). Не отождествляя, поскольку организаторская деятельность свойственна не только лидеру, но и руководителю, а лидерство и руководство, несмотря на их похожесть, все же явления разные.

Руководителем становятся по назначению или избранию. Руководитель получает право влиять на других в силу данных ему полномочий, предписаний, установлений, которые, как правило, официально оформлены. Авторитет руководителя —это авторитет должности, данной ему либо от вышестоящего органа, либо избравшей общностью. В этом смысле избрание одного из участников общности в орган самоуправления, вопреки общераспространенному мнению, представляет собой ничто другое как наделение его должностными полномочиями.
Лидером нельзя стать по назначению или в результате избрания. Лидером (ведущим) становятся в результате собственной активности обладатели определенных личностных свойств и качеств. При этом, выделить или установить некий универсальный набор свойств и качеств, обеспечивающий конкретному человеку лидерство на все случаи, вряд ли возможно. Соответствующие попытки в истории  исследования   явления лидерства ещё в конце 40-х годов привели специалистов в тупик. Станет ли человек, обладающий определенными свойствами и качествами, лидером зависит и от особенностей общности, и от конкретной ситуации. При этом, во всех случаях авторитет лидера обеспечивается притяжением его личности.

Детское общественное объединение, как любая общность, востребует лидерство как феномен внутренней самоорганизации и саморегуляции. Как любая социальная организация, оно не может обойтись без явления руководства, проявляющегося сообразно общественной (союзной, по А.И.Пригожину) сути объединения в самоуправлении. Само же самоуправление в данном случае может квалифицироваться как внешняя форма саморегуляции, вследствие чего лидерство и руководство оказываются как бы слитыми.
Авторитет личности и авторитет должности в общественном объединении неразделимы. Более того, сама должность есть производное от содержания совместной деятельности, требующей организатора (координатора), а занять ее может лишь человек, обладающий личностными качествами, которые оказываются наиболее соответствующими устремлениям общности, лучше других представляющий ценности общей деятельности и обладающий способностями обеспечить совместные действия, направленные на достижение принимаемых всеми или большинством целей.

Все вышеизложенные положения в общем известны. Вопрос лишь в том, как вписывается в обозначенные параметры организатора детского общественного объединения взрослый? Может ли он и при каких условиях завоевать в общности детей  лидерскую позицию? Готовы ли дети, составляющие общественное объединение, принять лидерство взрослого и последовать за ним?
Понятно, что в этих вопросах главный нюанс — возраст. Быть руководителем, наставником в детском сообществе для взрослого естественно. Жизненный опыт, владение разнообразной информацией, включенность в широкий круг социальных отношений - немалые основания для доминирования, да еще у стремящихся быть принятыми миром взрослых. Однако, именно это естественное основание для многих взрослых оказывается непреодолимым препятствием на пути к детям. Как заметил Д.И.Фельдштейн, большой пласт специализированных для работы с детьми взрослых-профессионалов, является не только активным посредником, но, в известной мере, и барьером, мешающим развитию широких связей мира детей и других взрослых.

Вспомним не столь далекое прошлое. Во время общепионерской дискуссии конца 80-х годов дети высказывались достаточно резко относительно работающих с ними взрослых: «Старшее поколение не помогает пионерской организации, а связало ее по рукам и ногам», «Пионеры были хозяевами организации в те времена, когда не было над ними взрослых», «Многие взрослые подавляют пионеров своим авторитетом. Они боятся нового и держатся за старые, испытанные мероприятия, не давая проявить пионерам инициативу», «Опять эти взрослые — без романтики, хоть и с высшим образованием, титулованные учителя! Они думают, что детям надо все разжевать».
В 90-е годы прошлого века и в начале 21-го на вопрос анкеты: «Если допустить, что взрослый входит в детское объединение, то, как ты считаешь, кем он в нем должен быть?», устойчиво около половины детских ответов - «равноправным членом объединения, который делает все вместе с ребятами». Около трети ответов: «Старшим другом, который при необходимости помогает ребятам, но в дела и решения объединения не вмешивается».

Как видим, серьезная помеха для взрослого, претендующего на лидерство в детском сообществе, - формальное старшинство, педагогическое или административное долженствование. Мешает многим взрослым также восприятие детей как объекта воздействия, или, что еще хуже, предмета манипуляции. Преодоление этих помех предполагает культивирование взрослым, как старшим, отношения к детям как к субъектам взаимодействия. Равнозначимость взрослой и детской субъектности в детском общественном объединении, утверждаемой как нормы взаимоотношений, и есть подлинное равенство, которое не имеет ничего общего с наивным или наигранным «равенством прав и обязанностей», на псевдодемократичность и антипедагогичность которого обратил внимание Б.З. Вульфов. Достигается такое равенство в диалоге, понимаемом, вслед за М.М. Бахтиным и А.У. Харашем, как общение партнеров, сфокусированное на проблеме обсуждения или предмете деятельности.

Субъектное равенство, партнерство — важное условие для принятия взрослого детским сообществом, но недостаточное для завоевания в нем лидерской позиции. Взрослый, как и любой участник детского объединения, может занять такую позицию, как подсказывают исследования отечественных психологов (Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак, Е.М. Дубовская), вследствие случайно возникшего или сознательно достигнутого наибольшего соответствия его ценностей ценностям общности. Отсюда необходимость для претендующего на лидерство в детском объединении отражения на личностном уровне потребностей, интересов и устремлений детей, на основе которых происходит становление отношения к предметам и явлениям как значимым, т.е. как к ценностям.
Следует заметить, что детская рефлексия недостаточно развита для осознания коренных, глубинных, истинных потребностей, поэтому ориентация на их выявление прямой постановкой вопросов не всегда обоснована. Забывая простое правило из техники социологических опросов: «при изучении мотивов, о мотивах не спрашивают», - взрослые нередко оказываются в плену заблуждений, что детские потребности и интересы ограничены только сферой досуга, поэтому именно в эту сферу детской жизни направляют основные организаторские усилия.

Подросток, как выразил состояние этого возраста в журнале «Поколение» Ю.В. Крупнов, - «есть устремленность на поступок, немыслимый вне инициативы, и поиск идеи, которой служишь». Примеров, подтверждающих справедливость этой формулы, можно найти немало и в научных трудах, и в публицистике, и в реальной жизни. Так же, как и примеров того, что обладающий идеей взрослый имеет большие шансы стать не только кумиром для детей, но и их реальным лидером. Вопрос лишь в нравственном содержании идеи, нравственном облике ее носителя, нравственности цели ее внедрения в детское сознание.

Продолжение следует

Журнал "Жасstar", № 4 (10), декабрь 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум