«Чем больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче…»
Наталья Румянцева заместитель директора по УВР ПЛ №1 г. Кокшетау |

Не случайно названием статьи-рассуждения Натальи Румянцевой стали именно эти шекспировские строки. Она сама по-настоящему толерантна, воспитывает это качество в своих собственных и лицейских детях. Это стало темой ее научных поисков, а сегодня она делится своими мыслями с читателями журнала. Как-то незаметно, но так ощутимо вошло в нашу жизнь слово «толерантность». Вошло и как недостающий фрагмент красочной жизненной мозаики заняло свое место. Поначалу слегка пугало, нет, не пугало, а вызывало интерес своим заморским звучанием. Толерантность, как будто ничего сложного нет в этом понятии. Не терпеливость, не вынужденное принятие чего-либо или кого-либо, а именно принятие душой того, кто рядом с тобой, таким, какой он есть: спокойный, как море в штиль или шумный, как водопад, умный, как вундеркинд, или не очень, но такой человечный, добрый или колючий от каких-то жизненных невзгод, серьезный не в меру или жизнерадостный, как апельсин, и тебя заражает своим оптимизмом… Нас так много – и мы такие разные! Так вот в моем понимании эта разность и есть жизненная мозаика, такое неповторимое живое панно. От этой разности оно играет, живет и вызывает постоянный интерес. Мне повезло, потому что я родилась сразу толерантной, я впитала это чувство с материнским молоком, это в крови у меня. Потому что, если нарисовать родовое древо моей семьи, оно будет как рождественская елка с множеством разноцветных моих предков, родственников. Это русские, белорусы, казахи, украинцы, есть молдаване, татары, цыгане... И этот список можно долго продолжать. А еще толерантность на нашей многонациональной казахской земле мы вдыхаем в себя вместе с воздухом. Ведь где еще на планете вы найдете такой Дом дружбы, где в мире и согласии живут более 130 национальностей! Главное, что никакие экономические, социальные, политические и другие перемены не разрушили в нас этой толерантной основы. Наоборот, трудности только закаляют, делают нас сильнее, дружнее. Толерантность как шанырак над нашими головами, как символ надежности и единства. Когда 1 сентября мы встречаем новых своих питомцев, начинаем знакомство с ними именно с этого, главного приоритета нашего лицея. Чему бы не был посвящен первый урок: миру, Конституции, юбилейным датам, разговор начинаем именно с этого жизненного постулата древнего китайского мудреца Конфуция: «Относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В нашем лицейском доме толерантность ненавязчиво, но настойчиво воспитывается ежедневно, ежечасно. По-другому нельзя, потому что проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, доброжелательность ответственность за себя и других, сдержанность, коммуникабельность, терпимость. Ведь дух нетерпимости не просто витает в мире, а обретает страшные черты распрей, войн, конфликтов, экстремизма во всех его проявлениях. Поэтому так важно говорить об этом, учить быть толерантными, своим поведением показывать детям жизненную необходимость формирования толерантности. Это помогает воспитать у молодых людей независимое мышление, критическое осмысление, выработку суждений, основанных на моральных ценностях. Приемов и методов используем множество: «Обнаружения противоречий», «Поиск толерантной позиции», «Акцент на лучшее», «Коррекция позиций», «Ломка стереотипов», упражнения «Идеальный образ себя», «Жемчужина в раковине», «Таблица антиподов» и многие другие. Молодежная организация лицея «Жас өркен» ежегодно проводит конкурс проектов молодежных организаций учебных групп. Мы не даем установок, какие это должны быть проекты, но каждый год один-два проекта обязательно связаны с толерантностью. Так, на I областном слете лидеров ДОО «Жулдыз» Лариса Козлова стала победителем в конкурсе проектов, тема ее проекта была «Толерантный мир». Это внешние проявления, радует не только это, а то, что зерна наши падают на благодатную почву формирующихся умов и душ и дают свои плоды. Нет сомнения в том, что мои коллеги – мастера производственного обучения и педагоги – люди безгранично преданные делу профессионального образования, подготовят отличных парикмахеров, портных, сварщиков, секретарей-референтов, электромонтеров, специалистов по техобслуживанию автомобилей. Это бальзам на душу любому педагогу, а вот если мы выпускаем в большую жизнь поистине толерантных людей, то это настоящее педагогическое счастье, значит все было не зря! А еще как результат работы то, что выпускники наши в стенах лицея создают интернациональные семьи. За долгие годы работы на моей памяти таких семей порядка 15. И это не удивительно, у нас в коллективе из 106 человек больше 10 семей, где в мире и согласии уже много лет живут казахи, русские, немцы, татары, украинцы и другие, на радость папам и мамам растут изначально поликультурные, толерантные дети. Вот так нашло свое место в умах, душах и сердцах слово «толерантность» в нашем лицейском доме. Журнал "Жасstar", №1 (19), январь-март 2009 г. [ Вернуться к содержанию ]
|