Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Уроки саммита. Слово ученому

Новые правила игры?..

Тамара Трухачева,

кандидат педагогических наук, отвественный секретарь городского координационного совета по государственной поддержке развития детского движения г. Москвы

Открытое письмо организаторам саммита и республиканского слета детских общественных организаций.

Эти строки пишутся спустя недели после завершения работы саммита. И не только потому, что не нашлось времени сесть за рабочий стол сразу. А еще, и более всего, потому что события, участниками которого нам, москвичам, посчастливилось быть, исторические. И тут требуется хорошенько подумать, прежде, чем браться за перо. Не уверена, что обдумалось все, тем не менее, рискну вынести на ваш суд и суд ваших читателей свои размышления. О приеме. О совпадениях. О первом республиканском слете участников детских объединений. Начну по порядку.

О приеме

У россиян есть поговорка «В гостях хорошо, а дома лучше». Но каждый, кто отправлялся хоть раз в гости, знает, что далеко не всегда в гостях хорошо. И дело оказывается не только в том, как и чем угощали хозяева, а в том, было ли тебе самому интересно и был ли ты сам интересен другим, знакомым и не очень знакомым прежде людям. То есть, состоялся ли диалог. Было ли о чем поговорить и подумать. Так вот, именно за доставленный интерес хотелось бы всех вас вместе и каждого в отдельности поблагодарить.

Вы спросите «Что уж такого интересного было?» Двуязычие, на котором открывали саммит и слет. Ведущие саммита. На открытии — взрослые. На закрытии — ребята. Дискуссия, в центре внимания которой были такие привычные, обыденные даже «Должен. Могу. Хочу». Прессконференция сенатора. Организаторы­подростки, которые так умело настраивали зал, создавали и постоянно поддерживали в нем атмосферу торжественности, приподнятости. Идеи и темы проектов, которые с легкостью дарили жулдызовцы нам, москвичам, поздним вечером на презентации нашей программы «ПРОдвижение». Всего не перечислить. Всем, кто был у микрофона, кто отвечал на наши вопросы, взрослым и ребятам, искренне признательна. Но ведь многие оставались «за кадром». Службы медицинские, технические, психологические, информационные. Повара. Водители, которые обеспечивали наше передвижение. Администраторы, заботились о нас. Паша, Юра, Бахыт и ее дети Нурлан, Дархан, Дастан, которые дарили нам замечательные песни. Благодарна всем. Нам было уютно и понастоящему хорошо у вас в гостях.

О совпадениях

Говорят «мир тесен». Утверждают, что тех, кто в наше новое время, время становления бизнесменов и накопления богатств, остается в детском движении, иначе как странными людьми не назовешь. Наверное, в этом есть правда. В детском движении денег не заработаешь. И богатство имеет другую цену. И люди мы странные. В России и в Казахстане. Но удивительно: как мы похожи в своих поисках.

Проблемы, волнующие вас. Это компетентность кадрового корпуса. Слабое взаимодействие. Отсутствие анализа существующей практики и недооценка исторического опыта Всесоюзной пионерской организации. У нас те же проблемы. К ним следует прибавить поиск признаков общественного объединения, методику его создания и организации деятельности, можно будет утверждать «родство душ».

Подтверждение тому такие незначительные детали как песни, которые мы здорово поем вместе. Как общая радость в возгласе Татьяны Николаевны Немцан: «Слушай, а это продвижение стоящая идея». Или, продолжает она: «Нет, наша программа — это почти сорок авторских проектов. Но и ваше «ПРОдвижение» нас привлекает».

Не стану продолжать. Наши страны переживают новый этап своего развития и, как иногда говорит наш российский Президент, «в новом формате». И это просто здорово, что этот «формат» обеспечивает наши деловые, творческие, радостные встречи. Как приятный и очень дорогой подарок. Подарок, который обогащает нас, учит думать, выбирать стратегию и тактику, оценивать результаты наших встреч, нашего делового взаимодействия. Все так. Не знаю, согласитесь ли вы с этим тезисом, но, честно признаюсь, мне бы очень хотелось, чтобы согласились.

О республиканском слете

Среди всех больших и малых событий в программе нашего пребывания особое место занял Республиканский слет детских объединений. И потому, что слет проводился на базе уникального в своем роде, не так давно открытого учебнооздоровительного центра «Балдаурен». И потому, что цель его тоже в определенной мере уникальна. Речь о создании и утверждении Республиканского союза детских объединений и его совета. И потому, что одновременно в его работе принимали участие не только дети — представители разных объединений, но и взрослые. Слет проводился в соответствии с приказом министра образования и науки. Сама министр выступила перед его участниками. Программа предусматривала презентацию детских объединений, интеллектуальные дебаты, создание банка социальных инициатив, научно-практическую конференцию взрослых и утверждение Правил об организации деятельности Республиканского союза детских объединений (РСДО), выборы председателя и членов совета.

Такого в прошлом, в истории пионерской организации, пожалуй, не было. Это, без всякого сомнения, абсолютно новое явление. Как для детей, так и для взрослых, чьи интересы связаны с осмыслением процессов, происходящих в общественной жизни детей или с ее непосредственной организацией. Об устойчивом и направленном интересе к этому явлению свидетельствуют материалы научнопрактической конференции «Тенденции развития детского движения в Казахстане», подготовленные Министерством образования и науки Республики Казахстан, Республиканским научнометодическим центром дополнительного образования.

На страницах этого сборника опубликованы «Концептуальные основы развития детского движения Казахстана», выступления ученых и практиков, раскрывающие различные стороны феномена «детское движение».

Мое внимание привлекли суждения коллег, касающиеся общественного статуса детских сообществ, их состава (дети и взрослые), масштабов самостоятельности и роли самоуправления. Признаюсь, эти аспекты волнуют меня давно и точки зрения ученых Казахстана еще и еще раз заставили меня задуматься об этом.

«…детское общественное объединение как социально­педагогическое общественное формирование — это самостоятельная интеграция детей и взрослых, объединенных на добровольной основе для совместной деятельности в целях удовлетворения индивидуальных и социальных потребностей, способствующая социализации личности ребенка». (Демеуова М. Е.)

Это объединение, по мнению коллег (Иманбеков Б.И., Саметова Ф.Г.), обладает рядом отличительных характеристик, к которым они относят добровольность членства; общественную и личностную ориентацию объединения; весомый уровень развития реальных самостоятельных начал; возможность самостоятельно определять и реализовывать принципы своей жизнедеятельности; гуманистический стиль отношений; развитая система традиций, символики, ритуалов, правил и норм жизни.

Нельзя не согласиться с утверждением С.Н. Волковой, что «именно самоуправление интегрирует потребности детей в самореализации через организацию разных творческих дел», что «развитие самоуправления в детской организации во многом зависит от способа организации общественно значимой деятельности детей».

Представляется, что не только от вышеназванного. Оно зависимо от того, каким образом, кто формирует представительный, руководящий орган самоуправления, как и кем организуется его деятельность, кому он, этот орган подотчетен и какова процедура этой подотчетности. Именно об этом аспекте проблемы самоуправления в организованном детском движении хотелось бы поразмышлять, а, возможно, и подискутировать на страницах уважаемого «Жаcstar’а».

Подростки

Участники (члены) детских организаций, объединений, движений. Важно ли им быть в рядах международных, республиканских, межрегиональных формирований? Смею предположить, что ответ скорее не важно, чем важно. Ведь подросток воспринимает организацию (союз, ассоциацию и любой другой вид объединения) только через первичное сообщество: звено, отряд, команду, группу. Там, где он знаком со всеми и где всем известен он, его характер, привычки, поступки. Он и демократические правила, процедуры и нравственные нормы осваивает здесь, в первичке. Ведь это его товарищи помогают ему осваивать эти правила и следовать этим нормам (читайте — законам, которые установлены на общем собрании и соблюдать которые он обещал перед лицом своих товарищей). И эти, его товарищи по звену, отряду, команде, группе или иной структуре, вправе потребовать и требуют соблюдения установленных правил.

Где, за какими далями, участники (члены) межрегиональной, республиканской или международной организации? Они невидимы ему, подростку конкретного объединения. Как, впрочем, и все они, ребята из других формирований, не знают его. Возможно ли в этом случае установить выборность органов самоуправления снизу доверху и отчетность сверху донизу?

В бытность пионерской организации предпринимались попытки создания такой демократической модели самоуправления. Формой демократии был выбран слет. От районного, городского до всесоюзного. И что же? Первичка, то есть звено, отряд, дружина школы выбирала делегата на районный слет. Делегат районного соответственно участвовал в выборах делегата на городской или областной, а тот, в свою очередь, на республиканский. Участники республиканского определяли, кому быть делегатом всесоюзного.

Внешне все замечательно. А по существу?

По существу это была большая игра. Ведь начиная с районного уровня, ребята отдавали свои предпочтения (голоса) тем, кого они знали мало или не знали вовсе. На областной и далее собирались и вовсе незнакомые друг с другом подростки.

«Не в этом дело!» — заметит кто­то из моих оппонентов, — «а в том, что они выполняют представительские функции, делегированные им, и все­таки по форме учатся демократии». Возможно, и стоит с этим согласиться. Только возникает сомнение и по существу. Если слет — это высший орган самоуправления, он призван принимать какие­то важные для всех решения, определять стратегию деятельности. Разных формирований, отдаленных от места слета десятками, а то и тысячами километров. Не станет ли свидетельствовать такой подход о некотором недоверии к возможностям первичных объединений? Не станет ли следствием такого решения свертывание инициативы?

Полагаю, что вопросы эти требуют обсуждения. Если не среди самих подростков (это не они придумывали всесоюзные или республиканские слеты), то среди их взрослых организаторов, инструкторов, координаторов, консультантов. И, разумеется, среди исследователей детского движения.

И еще не менее важный аспект. Мы обеспечили выборность снизу доверху. А как же отчетность сверху донизу? Снова слет?.. В каком составе? Снова созывать тех, кто выбирал, кто доверял товарищам по единой организации (союзу, ассоциации) даже не будучи знакомым с ним? Вряд ли оправдана такая модель, такой путь освоения демократии. И, может быть, теперь, на постпионерском пространстве, пришла пора освоения других норм, других правил игры? Может быть, самоуправление должно остаться на уровне первичного добровольного формирования подростков? И все решения по вопросам участия их объединения в решении вопросов (прости, за повтор), касающихся их жизни в школе, обществе и государстве, должны приниматься только там? Ведь именно там протекает их настоящая жизнь. А слеты областных, межрегиональных и республиканских уровней пусть будут решать другие задачи. К примеру, обмена информацией. Или освоения каких­либо умений. Или знакомства с интересными, замечательными людьми. Или изучения новой проблемы. Или демонстрации достижений. В их программе будут семинары, деловые игры и игры на местности. Спортивные соревнования и творческие конкурсы. Переговорные площадки и даже специальные занятия по определенным темам.

Чего не будет? Не будет решений, за выполнение которых никто из принявших его на слете, не несет ответственности.

Взрослые

Одна из важнейших отличительных особенностей детских общественных объединений в том, что в их составе взрослые. Правильнее было бы утверждать: детское общественное объединение возникает там и тогда, где и когда есть взрослый. Далее должно следовать уточнение, касающееся мотивации этого конкретного взрослого. Взрослый, желающий удовлетворить свои потребности. Или взрослый, желающий оказать содействие развитию естественной активности детей. Или взрослый, уверенный в том, что может и хочет воспитывать подростков, которые «сбиваются в стаю».

Эти примеры можно продолжить. Потому как выше приведены далеко не все возможные мотивы, движимые взрослыми, которые возглавляют современные объединения подростков. Идеально эти взрослые являются членами (участниками) этих объединений. Но это идеально. Исходя из того, что речь идет об общественном объединении, в котором статусное положение каждого определено. Кем? Чем? Прежде всего, документом, который регулирует или рекомендует деятельность объединения, то есть Уставом, Положением или иным.

Однако практика свидетельствует, что далеко не все взрослые стремятся к определенности и документальному закреплению своего статуса внутри детского сообщества. «Я старше, а, значит, мудрее и опытнее. А посему меня следует слушать и мои рекомендации (поручения, просьбы) выполнять. И… второго не дано».

Практика, как известно, корректируется. И потому будем исходить из идеальной модели. Для взрослого, который возглавляет объединение с десятками, сотнями или тысячей ребят, важно и значимо вхождение в состав формирования, имеющего престижный статус. Межрегионального. Республиканского. Международного. Всемирного. Что это ему дает?

Осознание значимости своей деятельности. Понимание того, что таких, как он, много. Расширение своих представительских полномочий. Одно дело, когда в случае взаимодействия с органами власти или другими, не менее важными для него органами, учреждениями и ведомствами он представляет мало кому известную детскую организацию (союз, ассоциацию), и другое, когда эта организация известна в обществе и государственных структурах.

Уверенность в повышении своего профессионального мастерства. Большая организация организует учебу взрослых на соответствующем уровне и привлекает специалистов соответствующего уровня.

И, конечно, поддерживает его форму. Хочешь, не хочешь, а в большом формировании всегда есть и признанные лидеры и аутсайдеры. Конкуренция, о которой подросткам неведомо, дает о себе знать, хотя официально, вроде бы, каждый занимает свою нишу.

Потому взрослым, представляющим одну организацию или сразу несколько, объединение требуется. И, если, конечно, находится инициативная группа, они объединяются. Возникает добровольное сообщество, напоминающее профсоюз. Оно, сообщество, может представлять интересы добровольных детских объединений (условие — взрослые — члены этих объединений) и добровольного объединения самих взрослых. Оно, сообщество, может выступить организатором учебных семинаров и курсов, встреч и дискуссий, обмена делегациями подобных сообществ, действующих в странах СНГ и странах дальнего зарубежья. Оно, сообщество, может обеспечить имидж детских объединений среди родителей и объединений взрослых — профсоюзных, женских, ветеранских и других, на страницах прессы, в государственных учреждениях и ведомствах. Оно, сообщество, может проявить социальную инициативу, направленную на развитие детского движения. Именно это сообщество станет формировать в общественном сознании привлекательный образ взрослых (пусть даже странных), которые организуют жизнь подростков в обществе.

Именно такому сообществу необходимы слеты или съезды, форумы или встречи, открытые дискуссии и переговорные площадки. Такие акции с участием в них общественных и государственных деятелей, деятелей науки и культуры, наверняка, будут содействовать созданию и укреплению авторитета детских объединений и организаций, детского движения в целом, в обществе и государстве, а, со временем, и на международной арене, ведь детских объединений, имеющих международный статус, имеется несколько.

Конечно, очень важно в решении этой задачи не допустить переборов, то есть создания организации взрослых, которые станут «давить» на детские органы самоуправления, узурпируют власть. И проблема эта, вне всякого сомнения, требует тщательной разработки, эксперимента, апробации. Однако очевидность налицо. Осталось найти инициаторов. Тех взрослых, которые хотели бы и могли взять на себя ответственность не только за деятельность самих детей, но и за деятельность взрослых, непосредственно или опосредованно к ним причастных. За организацию делового и творческого взаимодействия этих взрослых между собой, их взаимодействия с подростками — участниками (членами) их объединений, наконец, их взаимодействия с родителями подростков, педагогами, с представителями органов власти, средств массовой информации.

Возможно ли осуществление этой идеи на практике? Хочется верить, что да. Ведь ее осуществление позволит органам власти понять и почувствовать рядом надежного партнера — организатора общественной жизни подростков. Ее осуществление позволит подросткам понять и подругому взглянуть на тех взрослых, которые с ними рядом и, возможно, увидеть те «ступени», которые ведут в сообщество взрослых, подражать им в самом хорошем смысле этого слова. А еще в определенной мере рассмотреть пути воспроизводства кадров взрослых организаторов в рядах самих детских объединений. Ее осуществление позволит (и об этом уже шла речь) самим взрослым подняться на новую нравственную ступень. Ступень, на которой будет ясно очерчен их статус внутри детского объединения и вне его, — в обществе и государстве.

Другой вопрос, хотим ли мы, взрослые, имеющие непосредственное или опосредованное отношение к детским объединениям, взаимодействия с подростками на новой основе? Хотим ли мы, взрослые, официальной добровольной ответственности за деятельность детских объединений и за деятельность нас самих? Готовы ли к такой модели разрешения проблемы взаимодействия внутри и вне детских объединений, внутри и вне самих взрослых организаторов? Если готовы, то кто начнет это делать первым?..

…Уважаемые коллеги! Завершая свое послание, хочу еще раз искренне поблагодарить всех вас за новые впечатления, за возможность причастности к вашим поискам, созиданию детских общественных объединений нового, XXI века. Успехов, удачи!

Журнал "Жасstar", № 3 (9), ноябрь 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум