Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

15 лет Ассоциации исследователей детского движения

Найти и не сдаваться!

 

Первый заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, кандидат политических наук Людмила Ивановна ШВЕЦОВА возглавляет Ассоциацию исследователей детского движения со дня ее основания. На протяжении всех 15ти лет Людмила Ивановна бессменный президент и лидер нашего научного сообщества. Как она оценивает пройденный путь? Каковы, с точки зрения президента, перспективы Ассоциации на новом этапе?

Что бы Вы отнесли к числу наиболее значимых достижений Ассоциации?

Ассоциация исследователей детского движения действует в конкретных житейских обстоятельствах. В географическом плане это Россия и некоторые государства ближнего зарубежья — Белоруссия, Казахстан, Украина. Временные координаты — так называемый «постсоветский» период. Правовая база для создания детских общественных объединений отработана почти везде. У нас в России приняты основополагающие Законы — «Об общественных объединениях», «О гарантиях прав ребенка», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Позиция государства в отношении детского движения очевидна. Детское движение разрешено, признается официально и регистрируется наравне со всеми другими видами общественной деятельности. Государство гарантирует осуществление гражданских прав и свобод ребенка. Отметим с удовлетворением: прежде подобных документов у нас не было.

Какой информацией на теоретическом уровне мы располагаем? Размышляя над феноменом детского движения, над его сущностью, содержанием, над ролью взрослых в его становлении и развитии, над статусом и гражданскими правами его участников, мы предприняли попытку осмыслить потенциал и скрытые возможности явления. И пришли к выводу: потенциал этот не только и не столько педагогический, сколько социальный, даже социальнопсихологический. Он может быть реализован только при наличии определенных условий. Одно из таких условий — взаимодействие руководителя с самими детьми, с их родителями, со школой, с партнерами из других объединений. Мы пытались (и до сих пор не прекращаем этой работы) создать новую область знаний — социокинетику. Наша цель — разработать концепцию и модели взаимодействия на одном из наиболее значимых для детского движения пространств — пространстве образовательных учреждений. Для понимания сущностных основ детского движения это более чем принципиально.

Участники нашей Ассоциации, как я уже отмечала, живут в разных регионах России и ближнего зарубежья. Встречи — научно-практические конференции, собрания, открытые дискуссии, расширенные заседания совета — проходят ежегодно. Все остальное время наши исследователи готовят студентов, работают с аспирантами, докторантами. Благодаря их усилиям увидели свет десятки добротных научных изданий. Мы приступили к созданию библиотеки исследователя, организатора детского движения. Так что человеку, интересующемуся этой проблематикой, сегодня есть что почитать и над чем поразмыслить.

Должна отметить и системный научный рост членов Ассоциации. За время ее деятельности докторами наук стали Римма Литвак, Елена Сорочинская, Людмила Алиева, Николай Басов, Владимир Кудинов, Владимир Кабуш, Елена Титова. Михаил Богуславский уже не просто доктор наук, а членкорреспондент Российской Академии образования. Завершают работу над докторскими исследованиями Елена Дмитриенко, Ольга Коршунова, Анатолий Кирпичник, Сергей Бобрышов.

Их исследования посвящены различным проблемам школы, теории и практики воспитания, общественной жизни подростков, истории педагогики, психологии, социологии. Как видите, узость научных интересов нам не свойственна.

Не могли бы Вы рассказать о социокинетике подробнее? Ведь в научный оборот это понятие ввела именно Ассоциация исследователей детского движения.

Да, это так. И мы же обосновали это название в концепции создания нового знания об общественной жизни подростков.

Под социокинетикой мы подразумеваем науку о социальных движениях в обществе. В этих движениях участвуют люди разных профессий, разного возраста и разных нравственных устремлений. В «нашем» случае речь идет о движениях, участниками которых являются дети (ребенком, согласно Конвенции о правах ребенка, признается человеческое существо от рождения до 18 лет).

Социокинетика — понятие емкое и многогранное. Это новое знание о причинах, характере, движущих силах, алгоритме и моделях деятельности и взаимодействия, а также результате (или результатах) деятельности и взаимодействия детских объединений, организаций, движений в конкретное (определенное) время на определенном (конкретном) пространстве. Социокинетика — это процесс получения (создания) знания о детских объединениях, организациях, движениях путем специально организованного наблюдения, на основе эмпирического исследования, анализа и обработки полученных данных, а также путем изучения специальной психологической, педагогической, юридической, социологической, исторической, политологической и другой литературы. Особенно в части, касающейся характеристики детей, подростков и процессов, происходящих в детской среде.

Социокинетика — это и результат изучения детского движения на определенном пространстве и в определенное время, выраженный в виде описания названного явления, выводов, понятий, раскрывающих причины, характер, движущие силы, алгоритм и модели деятельности и взаимодействия детских объединений, организаций, движений.

В окончательном виде Социокинетика пока не сформировалась. Ее название знакомо лишь тем ученым и практикам, которые либо непосредственно работают в детском движении либо предметно занимаются его изучением. Создать новое знание — дело непростое в принципе. А если это знание обращено к явлению, пока еще не слишком заметному в обществе, задача усложняется вдвойне. Уникальный случай: «неопознанная» наука стремится изучить едва обозначившиеся контуры, первые ростки зарождающегося явления. Тем не менее энтузиастыученые и поддержавшие их практики заявили в своем уставе о готовности объединить усилия ради получения нового знания во имя создания новой науки.

Какие аспекты современного детского движения представляются Вам наиболее перспективными в плане их научного осмысления и разработки?

Мы намерены исследовать стратегию детского движения (еще раз подчеркну —движения гуманистического, позитивного). Стратегия, как известно, — это потенциальные действия лидеров и участников движения к определенному результату. Соответственно, речь идет о проектировании процесса развития, устойчивого поступательного движения.

Разработка стратегии — дело непростое. Человек, наделенный стратегическим мышлением, всегда стремится к тому, чтобы у него была необходимая и как можно более полная информация о состоянии его объединения и взаимодействующих с ним партнеров. Он непременно познакомит со своей стратегической линией ребят, объяснит им смысл, цели и задачи предстоящей деятельности, постарается увлечь их своей искренностью, убежденностью, верой в успех дела. Но одного этого мало. Лидеру потребуются единомышленники, помощники, разделяющие его стратегический курс. Им предстоит воплощать стратегические замыслы в жизнь, решать тактические задачи.

Сегодня стратегия детских организаций, объединений, движений, органов самоуправления в сфере общения определяется идеями культуры мира. Что это значит?

Отношения детей, взрослых, взрослых и детей — разумеется, по инициативе лидеров — должны строиться таким образом, чтобы возникающие конфликты разрешались в ходе диалога, ведущегося на разных уровнях: внутри объединений, между объединениями, между объединениями и органами власти. Эта сторона дела для нас особенно значима.

Наша Ассоциация была одним из первых общественных объединений, обративших внимание на эту проблему. Есть у нас работа по взаимодействию, отмеченная на специальном конкурсе проектов, организованном Министерством образования. Сегодня требуются новые шаги в этом направлении, новые исследования. И, разумеется, создание опыта новых отношений. Еще одна стратегическая задача детского движения нового века — ненасилие. Я имею в виду формирование неприемлемого отношения ко всем проявлениям этого укоренившегося в человеческой цивилизации зла. Примеров, когда объектами насилия — морального, физического, религиозного, национального, экономического — становились дети, более чем достаточно. В нашей стране большие надежды связывались с появлением на правовом поле уполномоченного по правам ребенка, так называемого омбудсмена. К сожалению, пока эффективность их работы не слишком высока.

Деятельность детского движения России соотносится определенным международным контекстом.

Что Вы можете сказать по этому поводу?

Вся наша совместная работа логично вписывается в курс, разработанный мировым сообществом. Я имею в виду Всемирное движение в интересах детей, объявленное Организацией Объединенных Наций. Эта комплексная международная программа отражает драматизм ситуации, в которой оказалось юное поколение Земли, отравленное наркотиками и ВИЧ инфекцией, охваченное отчаянием, безграмотное, голодное, обнищавшее, замученное террористическими актами и одновременноориентированное на все блага и достижения современной цивилизации.

Конечно, острота проблем в разных странах различна. Не одинаковы и возможности правительств для ее решения. Имеется своя специфика и у нас. Принятый цивилизованным миром курс на участие самих детей в решении их собственной судьбы прямо выводит нас на проблемы детского движения. Это та сфера общественной жизни, где они могут заявить о своих правах. Другое дело, как заявить, в какой форме, на основе каких принципов. В этой связи хочу привести в качестве примера проект, успешно реализуемый нашей Ассоциацией и поддержанный Правительством Москвы.

Проект называется «Учимся и учим культуре мира». В нем участвуют две стороны — российская и белорусская, взрослые и дети. В Москве, Минске, Костроме, Слониме (Гродненская область Белоруссии) прошли конференции, семинары, дискуссии, форумы, коллоквиумы, разнообразнейшие акции. Примечательно, что взрослые участники проекта — профессора, доценты, руководители учреждений — не сочли зазорным на первое место в его названии поставить слово «учимся». Сперва учимся сами, и только после этого учим культуре мира других.

Какой тип детских объединений Вы считаете наиболее перспективным? И еще — кто Ваши партнеры?

Что касается организационных параметров объединения, которое будет лидировать в детском движении нового века (разумеется, во взаимодействии с другими), то пока прогнозировать чтолибо рано. Слишком мало материала для обобщений и выводов. Возможно, это будет совершенно неожиданное для нас движение, которое постепенно преобразуется в новую детскую организацию.

Что касается партнеров Ассоциации, то мне особо хотелось бы поблагодарить за поддержку Комитет общественных связей города Москвы, Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова, Академию последипломного образования и Национальный центр творчества детей и молодежи Республики Беларусь. Ими список не исчерпывается. Мы признательны всем, кто разделяет с нами радости, трудности и надежды нашей общей работы.

И, наконец, последний вопрос. Какой девиз Вы считали бы самым подходящим для Ассоциации?

Думаю, это слова, знакомые каждому из нас с детства. Вениамин Каверин, «Два капитана»: «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Прекрасный нравственный ориентир для любого исследователя, не правда ли?С пятнадцатилетием Ассоциации вас, друзья!

Записала Т. Викторова

Журнал "Жасstar", № 3 (9), ноябрь 2006 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум