Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

К вопросу о сущности детского движения

Особенности детского общественного объединения как воспитательной организации

Кирпичник Анатолий Григорьевич, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, член совета Ассоциации исследователей детского движения

Для старших поколений наших соотечественников было привычным воспринимать детство как «красногалстучное». Практически все дети от 10 до 14 лет носили на шее красную треугольную косынку как знак принадлежности к Всесоюзной массовой самодеятельной общественно-политической организации детей и подростков.

Организованные в отряды по классам и дружины в школах, они избирали органы пионерского самоуправления, обсуждали вопросы коллективной жизни и деятельности, проводили пионерские сборы и линейки, собирали металлолом и макулатуру, занимались тимуровской работой и художественной самодеятельностью, техническим творчеством и озеленением городских улиц. Ни одно крупное государственное или общественно-политическое мероприятие не обходилось без приветствия пионеров и рапорта о детских достижениях в учебе, спорте, художественном творчестве, трудовых делах. Вступление в пионерскую организацию по достижению 10 лет обретало смысл не только нового возрастного, но и социального статуса.

С 1990 года единая и единственная детская организация прекратила свое существование. Ее непосредственный преемник – международный Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций предложил ряд вариативных программ, сохранив часть детей, участвующих в их реализации. В ряде субъектов Российской Федерации продолжили существование, обновившие содержание деятельности, областные и краевые пионерские организации. Ряд из них образовали межрегиональное «Пионерское содружество». Стали возрождаться, существовавшие в России начала XX века, организации скаутов. Множество самостоятельных детских объединений, с разными названиями и направленностью деятельности были созданы во многих территориях страны, в школах, учреждениях дополнительного образования, на базе других государственных и общественных организаций. Так, в Северном округе Москвы образовалась и действует ассоциация детско-юношеских организаций «Движение детей и подростков «Юность Московского Севера», в Санкт-Петербурге - межрегиональная детская общественная организация «Ю-Питер», в Томской области - региональная детско-юношеская организация «Сибирский дом», в Сахалинской области - региональная детская общественная организация «Остров сокровищ», в Смоленской области - «Вяземская районная пионерская общественная организация», в школе № 17 г. Ульяновска детское объединение «Землячество», в средней школе № 38 г. Костромы - «Непоседы» и др.

Многочисленность и разнообразие детских общественных объединений, несмотря на то, что они объединяют в своих рядах до 4 процентов детей школьного возраста, стало фактом общественной жизни в детской среде.

Государственные органы разного уровня проявили заинтересованность в их существовании. Государственная Дума Российской Федерации в 1995 году приняла Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”. Подобные нормативные акты приняты во многих субъектах Российской Федерации.

Существующие в рамках государственных и общественных структур детские объединения имеют общую особенность: они созданы взрослыми для детей. Цели этих объединений, содержание деятельности, регламентация отношений, распорядок жизни заданы детям извне, а если и предполагают детское участие в организации жизнедеятельности, то в ограниченных рамках делегирования определенных функций. По своим основным характеристикам такие объединения соответствуют признакам организаций, которые в социологии получили название административных, т.е. создаваемых «более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Задаваемая им извне цель по своему содержанию не связана с непосредственными целями участников. Основа внутреннего регулирования – административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, целесообразности».

Административные объединения играют важную роль в развитии детей, формировании их личности, подготовке к взрослой жизни. Однако они не в силах исчерпать все многообразие детской жизни и детских потребностей. При самых совершенных педагогических технологиях ребенок в этих объединениях – объект воздействия для подготовки к будущей взрослой жизни.

За пределами созданных для ребенка обстоятельств существует иное пространство детской жизни. В нем дети не будущее, а реально действующие, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие в отношения, далекие от имитационно-игровых или воспитывающе целесообразных. На этом «поле жизни» зарабатывают на хлеб насущный, содержат безработных родителей мойкой машин или продажей газет, ищут приключений и испытывают на себе одурманивающие вещества.

В этом пространстве существует особая субкультура: прически, манеры одеваться, музыка, особый язык. На этом поле действует множество мелких и крупных детских группировок с высокой степенью организованности и не очень, с отлаженным механизмом лидерского выдвижения и достаточной саморегуляцией отношений.

В исследованиях Х.Й.Лийметса, А.В.Мудрика, И.С.Полонского,

Л.И.Уманского, проведенных в 60-70-е годы прошлого века, обнаруживалось, что не менее 80-85% школьников являются участниками спонтанно образующихся и относительно длительное время существующих подростковых групп. Эти же показатели подтверждались и в последующие десятилетия. В опросах 1993 и 2001 годов 88% родителей Костромской области утверждали, что их дети проводят свободное время в группе сверстников.

Привлекательность этих групп, по свидетельствам исследователей, состоит главным образом в возможности самовыражения подростков и юношей в процессе совместного творения коллективной жизнедеятельности. Правда, направленность этой жизнедеятельности колеблется в весьма широком диапазоне. Известны формирования с явно выраженной социально значимой или социально приемлемой ориентацией. Криминалисты бьют тревогу по поводу роста преступлений подростков, совершаемых в составе группировок. Большая часть групп не имеет определенно выраженного вида занятий и получили название групп свободного общения.

Сопоставление имеющихся сведений о спонтанно возникающих подростковых и юношеских группах и объединениях с общепризнанным определением социального движения приводит к поразительному заключению о существовании независимо от воли взрослых, государственных и общественных структур малопознанного, разноликого, массового, стихийного детского движения. «Движение социальное, - читаем в словаре по социологии, - совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которые объединены: 1) общей целью – изменить свой социальный статус; 2) общими ценностями; 3) общей системой норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; 4) неформальным лидером; 5) специфическими способами символизации своих ценностей»[5].

Стихийное детское движение, механизмы, действующие в нем, давно привлекали к себе внимание многих взрослых. «Наши мальчики полны жизни и энтузиазма. Их надо лишь направить на верную дорогу, чтобы они стали хорошими, полезными гражданами», - писал основатель скаутского движения Баден Пауэлл [1]. «Стремление к организации присуще здоровым детям, растущим в нормальных условиях. Тот, кто наблюдал игры детей, знает это», - делилась своими наблюдениями наставник молодежи Н.К.Крупская [7].

Полагаясь на стремление детей к самоорганизации и на желание быть «полезными гражданами», немало взрослых по собственной инициативе или профессионально занимаются их объединением во внеучебное и внешкольное время, привнося в их совместную деятельность общественно значимый смысл и организованность, способствуя образованию, функционированию и развитию организованного детского движения.

Организованное детское движение понимается как направляемая взрослыми, общественно значимая, основанная на самоорганизации, солидарная активность детей в социуме.

Организованное детское движение, как общее явление, конкретизируется в деятельности многих детских общественных объединений. Их основные характеристики вполне согласуются с определением общественных объединений, сформулированном юристами и включенном в Федеральный закон «Об общественных объединениях», принятый Государственной Думой в 1995 году. «Под общественным объединением, - говорится в законе, - понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Многие специалисты, заметим, полагают, что данное определение не учитывает специфику возраста объединяющихся граждан, а также специфическую роль взрослых, как участников детских общественных объединений. С этим можно согласиться лишь частично, поскольку жанр определения предполагает указание лишь на наиболее существенные черты и особенности явления. При этом вряд ли можно признать приемлемыми уточнения типа «…при педагогическом управлении взрослых». Такой признак явно выводит детское формирование из состава общественных.

Представляется достаточным несколько адаптировать приведенную выше формулировку и изложить определение следующим образом: детское общественное объединение (общественное объединение детей) - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей или (и) взрослых граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В реализации общих целей объединения дети могут участвовать на основе фиксированного членства или без него. Фиксированное членство является основным признаком такой организационно-правовой формы общественного объединения как организация. Вновь прибегнув к адаптации понятия, включенного в Федеральный закон «Об общественных объединениях», сформулируем следующее определение: Детской общественной организацией (общественной организацией детей) является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся детей или детей и взрослых граждан.

Отсутствие фиксированного членства в детском общественном объединении закрепляет за ним организационно-правовую форму общественного движения. При этом необходимо различать два значения понятия детского общественного движения. Первое, данное выше, является родовым и обозначает явление в целом. Второе – видовое. Оно употребляется для определения организационно-правовой формы детского общественного объединения или выделения в общем явлении какой-то его части на основании особых, присущих ей характеристик. Например: пионерское движение, скаутское движение, коммунарское движение, экологическое движение, детско-юношеское движение «Юные за возрождение Петербурга».

Для понимания особенностей детской организации как общественной, как и объединения детей как общественного, важно учесть его отличие от административных организаций. Специалисты отмечают, что цели общественных организаций «вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых»[10]. Отмеченные особенности часто являются камнем преткновения как в теории, так и в практике детского общественного движения. Причина такого положения кроется в том, что организованное детское движение – явление с двумя сущностями. Прежде всего, это явление социальное. В его основе стремление главных его участников – детей «принимать участие в улучшении окружающей жизни, думать над тем, как это сделать»[6]. Одновременно, детские общественные объединения - это организации, в которых ребенок проходит важный этап гражданского становления, от них общество и государство ожидают решения задач воспитания юного поколения.

«У всех воспитательных организаций общая задача – воспитание человека, но решается она каждой из них несколько по-разному, и роль их не только не одинакова, но и не равна» [8].

В этом суждении А.В.Мудрика содержится важный смысл. В недалеком прошлом уже наблюдалась ситуация, когда практически невозможно было уловить различия между объединениями учащихся в классе и в пионерском отряде, когда фактически не отличались ни в документах, ни в реальном опыте цели, задачи, содержание, формы и методы воспитательной работы школы и самодеятельной организации детей. Наиболее остро подобная ситуация ощущалась детьми, охарактеризовавшими ее емкой формулировкой: «Мы не хозяева в своей организации».

В основе устройства и функционирования детского общественного объединения лежат принципы, отличные от иных воспитательных организаций. Обобщение практического опыта и теоретический анализ позволили сформулировать их следующим образом:

- самореализация как смысл включенности личности в объединение;

- самоорганизация как механизм, образующий общественное объединение детей и подростков;

- самодеятельность как способ существования объединения;

- самоуправление как средство, обеспечивающее функционирование объединения;

- социальная реальность как содержательный источник организованной детской самодеятельности и сфера реализации детской активности;

- участвующая и поддерживающая функция взрослых; ответственность взрослых за педагогические последствия организованной детской самодеятельности;

- возрастающая включенность детей в общественные отношения как способ становления личности в детском объединении.

Основанные на указанных принципах детские общественные объединения являются самостоятельным институтом социализации, обладают возможностями формирования таких сторон социального опыта растущей личности, которые в других воспитательных организациях ограничены. Речь идет, прежде всего, об опыте солидарного участия в обустройстве общественной жизни и общественно-приемлемых способов социального самоутверждения, освоении опыта общественного самоуправления и социальной ответственности.

Главным условием и способом формирования подобного опыта выступает коллективно организуемая, общими усилиями осуществляемая совместная деятельность. При этом деятельность социально значимая, с реально осязаемыми результатами, выражающимися в изменении к лучшему доступных сторон окружающей жизни, а также в обустройстве своей детской. Немало примеров такой деятельности можно найти в истории Всесоюзной пионерской организации. Так, например, в 1930 году пионеры рапортовали съезду правящей партии: «Мы обучили грамоте свыше 1000000 неграмотных. Мы отправили в подшефные села 20000 радиоприемников. Мы послали пионерам деревни свыше 500000 книг. Мы внесли на заем индустриализации 1500000 рублей. Мы с радостью рапортуем, что на средства, полученные от реализации утиля, куплено для колхозов 4500 тракторов». В начале XXI века многие новые детские объединения инициируют операции «Дом без одиночества», «Чистый двор», «Берегите птиц», акции по сбору средств на строительство памятников, по очистке лесов в пригородной зоне от мусора, программы «Спешите делать добрые дела», «Детский орден милосердия», благотворительные сезоны «Доброе дело от доброго сердца» и многие другие.

Участники детского объединения «Новое поколение» г. Нерехты, обсудив вопрос «Что мне не нравится в окружающей жизни, и что я могу изменить?», разработали масштабную программу действий по участию в улучшении жизни в своем городе.

Их руками были построены снежные городки в детских садах, выращена и высажена рассада на клумбы городского центра, побелены деревья на главной улице, организованы постоянно действующие трудовые отряды. Не были забыты и проблемы досуга сверстников, которые вовлекались в турниры, соревнования, познавательные и развлекательные мероприятия.

Мы сознательно упускаем здесь такие дела и программы современных детских объединений, целями и задачами которых обозначены: «развитие интереса…, постижение сущности…, обучение приемам…, развитие навыков…, обогащение опыта…», или «воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма, духовности, нравственности» и т.п. Деятельность с такими целями и задачами организуется в «объединениях для детей», где участники пребывают в ограничивающих и сковывающих их инициативу позициях ученика, воспитанника, опекаемого, пациента, потребителя всевозможных услуг.

В подлинных организациях детей воспитательные цели не выносятся в заглавные. Воспитание в них, используя выражение основателя и теоретика коммунарского движения И.П.Иванова, «осуществляется «по ходу» решения жизненно практических задач, выступает как результат, следствие жизненно практической заботы»[3]. Добавим, как результат процесса самовыражения подростков в желанных позициях деятеля, преобразователя, открывателя, охранителя, творца, созидателя.

Продолжение в следующем номере.

Журнал "Жасstar", № 2 (4), июнь 2005 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум