Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Социальные ресурсы Победы

Пионеры-казахстанцы - для фронта, для Победы!

А.Пятков, координатор СДОО «Жулдыз»,

М.Глушковская, исполнительный директор РСДОО «Жулдыз».

Детское движение Казахстана в годы Великой Отечественной войны было представлено пионерской организацией республики. Деятельность пионерской организации строилась по нормативным и программным документам ЦК ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации. Война значительно изменила содержание работы пионерских организаций. Во время Великой Отечественной войны пионеры и ученики Казахстана встали на место отцов и братьев, ушедших на фронт. Они активно участвовали во Всесоюзных акциях, таких, как Всесоюзный воскресник «Пионеры - фронту!».

Акмолинские пионеры на республиканском воскреснике, прошедшем в канун Дня молодёжи под девизом: «Пионеры - фронту!», заработали 131641 рубль, 7541 трудодень и собрали 259 тонн металлолома, обмолотили зерна с 188 гектаров земли и собрали колосья пшеницы с 1500 гектаров земли. Во многих районах и городах пионеры и учителя средства, поступившие за ремонт школы, перечислили в фонд защиты Родины. Кустанайские пионеры, являясь образцом начинания строительного дела в Казахстане, организовали 12 ремонтных бригад, их силами отремонтированы 728 парт, оформлены наглядные учебные пособия. 7 сентября 1941 года учащиеся школы принимали активное участие в воскреснике республиканского масштаба «Помощь пионеров фронту». На воскресниках они собирали металлолом, работали на полях и скотоводческих фермах колхоза. Деньги в сумме 1097913, поступившие от проведенного 7 сентября 1941 года воскресника, перечислены в пользу фонда защиты Родины. Такие воскресники и субботники часто устраивались в пионерских дружинах.

Наиболее вecoмым вкладом пионеров Казахстана в годы войны был сельскохозяйственный труд. Постановлением ЦК Компартии Казахстана и Совета народных комиссаров Казахской ССР от 3 ноября 1942 года в школах в 8-10 классах было увеличено количество уроков в неделю. В обязательном порядке начали изучать такие предметы, как устройство с/х техники: тракторов, комбайнов, автомашин. А в 5-7 классах стали обучать основам ведения хозяйства в аулах.

Школьники умели обслуживать рабочий транспорт, пахать землю, косить сено. Таким образом, из учеников старших классов и пионеров совхозы и колхозы готовили кадровых механизаторов. 80 тысяч учеников и 23 тысячи учителей, посещая кружки, знакомились с основами агротехники.

За первые два года войны из числа учеников было подготовлено 17672 тракториста, 4520 комбайнеров, 2306 шоферов. Эти ученики отлично владели навыками работы и оказывали неоценимую помощь сельским труженикам. Например, ученица 7 класса Мария Васильева из совхоза «Кенбидай» (Южно-Казахстанская область) села за штурвал комбайна, доведя выполнение задания до 200 процентов, сэкономив 695 литров горючего.

Бригада трактористов, организованная из учеников 7-8 классов средней школы Алга, выполнение нормы довела до 150-170 процентов. В некоторых школах ученики старших классов научились выполнять хозяйственные работы в комплексной системе.

Такая методика требовала связи с практикой и глубоких знаний по таким предметам, как химия, биология, зоология, ботаника. Например, у учеников Талдыкорганской семилетней школы №1 с ранней весны до поздней осени под присмотром находилось несколько гектаров посевных земель. Они самостоятельно сеяли и выращивали сельскохозяйственную продукцию и сдавали ее в колхоз. Такие начинания требовали от учеников большого терпения, знаний, трудолюбия и совсем недетских усилий. Но были и преимущества: во-первых, ученики учились мастерству, получали навыки труда. Во-вторых, полученные знания школьники могли успешно применять на практике. Все это свидетельствует об участии пионеров в хозяйственной жизни аула.

Пионepы школы им. Октябрьской революции города Жамбыл обратились ко всем пионерам Казахстана с обращением: «Давайте поможем колхозам собрать богатый урожай для фронта». В письме говорилось: «В эти героические военные дни мы, ученики и учителя, не можем стоять в стороне от общего дела, когда наши бойцы уничтожают врагов. Ученики 5-7 классов на летних каникулах идут помогать колхозникам. 500 учеников обязуются очистить посевы от сорняков. Ученики 5-7 классов отдают по 75 трудодней, а ученики старших классов дают слово, что отдадут по 100 трудодней. Это наш пионерский минимум!».

Во время уборки урожая пионерские отряды, умеющие правильно организовать свою работу, принесли много пользы своей Родине. В местах хранения сельскохозяйственной продукции были организованы пионерские дозоры.

В Джамбулской области в школе им. Крупской пионеры начальных классов призывали всех школьников в свободное от уроков время выходить на сбор колосьев. Это начинание поддержали тысячи пионеров.

«Каждое зерно - пуля врагу!» - с таким лозунгом 120 учеников Казргизской средней школы (Сырдарьинский район) собрали 1500 кг чистого зерна с 50 гектаров земли. В Казахстане было немало детей, которые очень рано связали свою жизнь с тяжелым трудом и показали образцы недетского мужества. Один из них - октябренок из семипалатинского колхоза «Енбекши» ученик 2 класса А.Каирбеков участвовал в сборе колосьев и заработал 109 трудодней (1942 год).

На посевных полях ученики нередко показывали образцы стахановского труда. В Акмолинской области в Чапаевском районе председатель колхоза «Трудовик» Зубков так отозвался о работе учеников: «Они, хоть и маленькие, но очень сильные духом граждане, в работе они ничуть не уступали взрослым». Пионерские организации создавали кружки молодых трактористов, комбайнеров, участвовали в снегозадержании, в сборе запчастей для машин.

Во многих областях республики в 1943 году с 20 по 30 апреля проводились областные межколхозные слёты молодых животноводов. В уходе за колхозным скотом пионеры отличились особо и были награждены грамотами на республиканском совещании животноводов. Ученики всегда находили себе подходящие общественные работы и с успехом выполняли их. Такая помощь развивала разнообразные навыки, прививала любовь к Родине. В 1942 году пионеры и ученики Казахстана выработали 2 млн. 445 тыс. трудодней, выполнили работу 33300 взрослых колхозников. В этом же году за отличную работу похвальными грамотами ЦК ЛКСМ Казахстана и Комиссариата народного просвещения Казахской ССР были награждены 1294 учащихся и 349 учителей. Самым лучшим вожатым 48 отрядов были вручены денежные призы.

Таким образом, в период с 1941 по 1945 гг. пионерами было заработано 2604474 рубля. Пионеры оказывали помощь не только в сельском хозяйстве, но и в других производственных отраслях. Аральские пионеры ловили рыбу на 2-х океанских судах, полученные деньги (4350 рублей) отдали в фонд защиты Родины. Южноказахстанские пионеры для госпиталей заготовили 266 куб. дров. Обращали внимание и на учебно-производственную работу кружков и мастерских. Возле детских домов были оборудованы 95 производственных мастерских. В них обучались ремеслу 8 тыс. 96 учащихся.

Особую роль в работе пионеров занимал сбор лекарственных и кормовых растений. В республике работал 41 специальный туристический лагерь по сбору целебных растений, в составе которых было 3 тыс. пионеров. Наряду с этим в каждой области работали бригады учеников по сбору полезных растений. Были созданы инициативные группы пионеров по сбору диких растений. В летний период эти работы среди учащихся набрали большой размах. Эта деятельность, полезная обществу, среди пионеров была широко распространена: в 1941 на заготовительные пункты было сдано 4477 тонн полезных растений. В сборе лекарственных и кормовых растений для каждого комсомольца и пионера были даны определенные нормы. И в последние годы войны темпы работы пионеров республики по сбору лекарственных и кормовых растений не снижались.

ТИМУРОВЕЦ-ЭТО СЛОВО ОСТАНЕТСЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ И В ИСТОРИИ НАРОДА

В тяжёлые годы войны, благодаря повести Аркадия Гайдара, работа тимуровцев стала той искрой, которая зажгла всё пионерское движение. Комитеты ВЛКСМ возглавили патриотический подъём и активное участие детей в общем труде советского народа. Всем известно постановление ЦК ЛКСМ Казахстана от 29 марта 1943 года об обязанности тимуровцев помогать в домашней работе семьям фронтовиков, опекать малышей, писать письма бойцам, охранять сады, огороды и помогать в сборе урожая. Повсеместно в школах начали организовываться тимуровские команды. Их работа была разнообразной. Особое внимание было уделено семьям солдат, ушедших на войну. По архивным данным, в 1943 году в республике насчитывалась 3081 тимуровская команда, куда входило 38 тыс. 664 пионера. Помимо того, было организовано 500 пионерских бригад и малых пионерских дружин, которые изучали потребности и пожелания земляков. Только в Алматы 1600 тимуровцев ознакомились с условиями жизни 3270 горожан. Тимуровцы оправдывали доверие взрослых. В летнее время тимуровские команды обрабатывали земли для садов и огородов фронтовиков, заготавливали дрова и сено на зиму.

Тимуровцы брали под свою опеку офицеров и солдат, находящихся в госпитале, и разносили им в палаты газеты и журналы, художественную литературу, ставили им концерты, писали за них письма домой.

Пионеры 3 класса Вознесенской начальной школы познакомились с солдатами, находящимися в госпитале 14/61 через переписку, позже стали приходить туда, оказывали помощь раненым. О проделанной работе пионеры докладывали районному комитету партии. По решению бюро госпиталь был взят под опеку района. Между пионерами 3 класса и солдатами из госпиталя возникла настоящая дружба. Кроме этого, работало справочное бюро тимуровцев. Они помогали солдатам в поисках потерянных родителей и родственников.

Тимуровцам СШ №22 г. Семипалатинска пришло письмо от танкиста Гофмана.

Он писал о том, что потерял связь со своими родителями после их эвакуации в Семипалатинск. Это задание было поручено капитану тимуровской команды Юре Левину.

Он быстро организовал работу: одного отправил в справочное бюро, второго - в эвакопункт, третьего - в военкомат, другие пошли по улицам города опрашивать горожан. В течение 3 часов тимуровцы нашли родителей Гофмана и сообщили им, что их сын жив. За эту работу тимуровцы получили благодарственную телеграмму с фронта. Такая забота воодушевляла солдат, и они с новой силой отправлялись на фронт. Добрые дела тимуровских команд нашли отклик в разных уголках республики. Поэтому многие областные, городские комсомольские комитеты начали проводить слеты руководителей тимуровских команд. На слете тимуровцы обменивались мнениями и делились опытом. В Алматы, Южном Казахстане и в городе Петропавловске тимуровские слеты проводились в рамках школы. На слете пионеры отчитывались о проделанной работе и определяли задачи на будущее.

Такая работа проводилась не только в городе, но находила поддержку и в аулах.

Пионеры 4 класса СШ им. Панина Каменского района выступили с призывом собрать одежду солдатам славного города Ленинграда.

Добрые начинания нашли продолжение и в других школах Каменского района, и в итоге было собрано более 300 теплых вещей и отправлено на фронт. После уроков ребята оставались в школе. Они шили и вязали теплые вещи для воинов.

Группа пионеров (Тазболатова, Абдыкалыкова, Ескелебаева, Токбергенова) Аккольской СШ под руководством Усембаевой связали 500 варежек и отправили на фронт. В преддверии 25-летия советской власти из 146648 собранной верхней одежды 57 236 были собраны учениками и пионерами Алматинской области. Такая забота казахстанских пионеров продолжалась до конца войны.

В начале войны Красной Армии было отправлено 2915 посылок. В этих посылках были письма, где пионеры писали о том, как они учатся и что делают для того, чтобы Красная Армия победила врага.

Пионеры СШ №1 Акмолинской области получили 1500 писем с фронта. Письма солдат помогали пионерским дружинам хорошо учиться, быть дисциплинированными. Деревенские дети посылали на фронт не только одежду и художественную литературу, но отправляли лошадей, за которыми сами ухаживали и откармливали. В результате помощи семьям солдат тимуровцам прививались такие качества, как уважение, сострадание, справедливость. Особенно они почитали и уважали тех взрослых людей, которые прошли трудный путь, у кого не вернулись с фронта сыновья. Люди были благодарны тимуровцам, которые оказывали помощь семьям, потерявшим детей на фронте, инвалидам.

Слово «тимуровец» навсегда останется в памяти и истории нашего народа.

В военные годы, наряду с общественно полезной работой, пионеры проводили культурно-массовые и агитационные мероприятия среди колхозников и рабочих заводов и шахт, читали газеты, журналы раненым солдатам, знакомили их с новостями советского информбюро. На полях они оформляли плакаты, лозунги и заполняли доску почета. Призыв приморских учеников «Каждый из нас соберет не меньше 100 кг металлолома!» нашёл поддержку среди пионеров республики.

Пионеры Кустанайской области проявили инициативу по сбору средств на производство танков, один из них был назван «Кустанайский пионер». Только в Пешковской средней школе собрали 1750 рублей. По области было собрано 10000 рублей. Центральный комитет ЛКСМ Казахстана, поддерживая начинания кустанайских школ, призывал пионеров республики собрать средства для выпуска танков. На производство колонны танков под названием «Пионеры Казахстана» в республике было собрано 2199982 рубля. Учащиеся, совместно с комсомольскими организациями, для выпуска колонны танков под названием «Народный учитель» собрали 7516840 рублей. На авиаэскадриль «Комсомольцы Казахстана» собрали 472002 рубля и выделили дополнительные средства для строительства подводной лодки.

У пионеров нашей необъятной республики был свой голос, свое личное начинание в борьбе с врагами нашей Родины. Пионеры Туркестанско-Сибирской железной дороги и учащиеся школ собрали 107 тыс. рублей для строительства авиаэскадрильи под названием «Пионеры Казахстана».

От начала и до конца войны отряды, пионерские дружины соревновались между собой по сбору металлолома. В свободное от уроков время, в воскресные дни дети обшарили всё вокруг в поисках металлолома. На изготовление танков под руководством комсомольцев пионеры сдали 9787218 тонн металлолома. Девять пуль из десяти, предназначенных против немецких захватчиков, были изготовлены из металла Казахстана. Весомый вклад внесли в это и пионеры республики. За это школьникам Казахстана была объявлена благодарность от командования Красной Армии.

Особое место в годы войны в работе пионеров заняло установление прямой связи с детьми, находящимися в оккупированных районах и оставшимися в блокаде. В Казахстан прибыли дети воинов и партизан, оставшиеся без родителей.

Советская власть всегда оказывала помощь воинам и инвалидам Отечественной войны, заботилась о детях-сиротах. 23 января 1942 г. Совет народных комиссаров СССР вынес постановление «Об устройстве детей-сирот», разрешившее проблему беспризорных детей. Широкое развитие получили, проводимые по инициативе партии и комсомола, патронаж и содержание детей, оставшихся без попечения родителей в годы войны, а также воспитание у них патриотических чувств, присущих советским людям. Например, только в период 1943-44 гг. в целях оказания помощи семьям военнослужащих 4 раза были организованы месячники, в течение которых усыновлено 2674 ребёнка, а 781 взят под патронаж. Для детей-инвалидов в республике были открыты 4 детских дома. В 1945 году число детских домов в Казахстане достигло 182.

Колхозы и совхозы выделяли месячную помощь, предприятия легкой и тяжёлой промышленности, артели и мастерские выпускали товары широкого потребления свыше плановой нормы и сдавали в детский фонд. Бригады, созданные из числа комсомольцев и пионеров, вели борьбу против бродяжничества. Чтобы привлечь детей школьного возраста к обучению, пионеры организовывали дежурства в тех местах, где собиралось много детей (на вокзалах, кинотеатрах, базарах и т.д.). Тимуровцы с теплотой и добротой встречали эвакуированных детей. Они помогали им найти кров. Чтобы знать о потребностях детей, была создана специальная пионерская бригада.

В фонд помощи эвакуированным детям в 1941 году казахстанцы собрали 611467 рублей. В годы войны трудящиеся Казахстана, проявляя гуманизм, оказали помощь освободившимся от немецкой оккупации 35-ти районам Орловской области, 12-ти районам Ленинградской области, Ростовской и Калининской областей и десяткам городов. Кроме этого, оказывали дружескую помощь жителям окрестностей Сталинграда, Москвы и Курской области.

Промышленность Казахстана выпустила продукцию для детей центральных городов на сумму 2065700 рублей. По постановлению ЦК ЛКСМ Казахстана от 21 января 1943 года местные комсомольские комитеты должны были собрать одежду детям Ростова. Комсомольцы и молодёжь, работая внеурочно, заработали 887899 рублей и переправили как дружескую помощь. Комсомольцы для детей фронтовиков создали специальные мастерские. Для больных детей организовали питание. Пионерские отряды тоже не остались в стороне. Ученики проводили концерты и субботники, собирали для своих сверстников учебники, письменные принадлежности. Школьники-пионеры своим освобождённым ростовским друзьям передали 14820 пар теплой зимней одежды.

В освобождённые города России шли эшелоны из Казахстана, в которых наряду с предметами бытового потребления находились и первые письма, которые направили своим новым друзьям казахстанские пионеры. Тимуровцы из сельской местности в пользу детей, родители которых погибли на фронте, передавали овощи, выращенные на пришкольном участке. На имя казахстанских пионеров поступали благодарственные письма и телеграммы от солдат и офицеров, от семей воинов.

Таким образом, с чувством горячей любви к Родине дети показали свою готовность к защите социалистических завоеваний. Они своим самоотверженным трудом внесли свой вклад в дело разгрома врага. Государственный Комитет обороны СССР и Советская Армия выслали благодарственные телеграммы школам республики, пионерским дружинам и отрядам, отдельным учителям и пионерам, оказавшим посильную помощь фронту. Пионеры Казахстана внесли особый вклад в восстановление сельского хозяйства в областях, освобожденных от фашистских захватчиков.

В годы войны не было такой сферы, где бы не трудились казахстанские пионеры. И таких фактов - тысячи, десятки тысяч. Все они хранятся не только в архивных материалах, но и в памяти народа.

В статье использованы статистические материалы

из кандидатской диссертации Б.Е.Мукановой.

Журнал "Жасstar", № 1 (3), март 2005 г.


[ Вернуться к содержанию ]

Пионepы школы им. Октябрьской революции города Жамбыл обратились ко всем пионерам Казахстана с обращением: «Давайте поможем колхозам собрать богатый урожай для фронта». В письме говорилось: «В эти героические военные дни мы, ученики и учителя, не можем стоять в стороне от общего дела, когда наши бойцы уничтожают врагов. Ученики 5-7 классов на летних каникулах идут помогать колхозникам. 500 учеников обязуются очистить посевы от сорняков. Ученики 5-7 классов отдают по 75 трудодней, а ученики старших классов дают слово, что отдадут по 100 трудодней. Это наш пионерский минимум!».

На посевных полях ученики нередко показывали образцы стахановского труда. В Акмолинской области в Чапаевском районе председатель колхоза «Трудовик» Зубков так отозвался о работе учеников: «Они, хоть и маленькие, но очень сильные духом граждане, в работе они ничуть не уступали взрослым».

Дружеские отношения эвакуированных детей к Казахстану хорошо иллюстрирует стихотворение 10-летнего пионера, уезжавшего к себе домой из эвакуации:

 Когда пришла война, 

Москве грозил удар,

Ты принял нас, красавец Казахстан!

Два года жили у тебя в гостях,

Гуляли долго мы в твоих лесах,

Но скоро мы уедем от тебя,

Москва уж шлёт за нами поезда.

Но помнить будем мы тебя всегда,

Писать рассказы будем про тебя.

Когда уедем, нас не забывай,

Красавец Казахстан, прощай!

 В этом стихотворении наглядно проявляется благодарность эвакуированных детей к доброжелательности и гостеприимству казахского народа.

Материал проиллюстрирован фотографиями Российского Государственного архива кино- и фото документов.  victory.rusarchives.ru

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум