Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Акмолинская область

История развития образования Акмолинской области

Акмолинская область: историческая справка  
Акмолинская область – административно-территориальная единица Российской империи, которая существовала в период с 1868 по 1919 г. Областным центром был город Омск. Акмолинская область была учреждена 21 октября 1868 года согласно «Временному положению по управлению в степных областях Оренбурга и Западно-Сибирском генерал-губернаторстве». В XIX веке Акмолинская область являлась самой обширной областью в Среднеазиатских владениях России, куда входили: Уральская, Тургайская, Семипалатинская, Семиреченская, Ферганская, Сырдарьинская, Самаркандская и Закаспийская области. Таким образом, Акмолинская область простиралась от Улу-Тау и Ишима (на западе) до Иртыша на северо-востоке приблизительно от 45° до 54° сев. широты и от 95° по 105° восточной долготы. Ее площадь составляла 594 672,6 км² (в том числе под озерами 11 747,5 км²). В конце XIX века Акмолинская область делилась на 5 округов (с 1898 – уездов): В 1919 г. Акмолинская область была преобразована в Омскую губернию. 14 октября 1939 года указом Президиума Верховного Совета СССР из части Северо-Казахстанской области образована Акмолинская область. 26 декабря 1960 года Акмолинская область упразднена, территория области вошла в состав Целинного края. 20 марта 1961 года город Акмолинск был переименован в Целиноград. 24 апреля 1961 года была образована Целиноградская область из 14 районов с центром в Целинограде. 
19 октября 1965 года Целинный край был упразднен, область снова непосредственно вошла в состав Казахской ССР. В 1992 году Целиноград переименован в Акмолу (с 1998 – Астана), а область – в Акмолинскую. 10 апреля 1999 года три южных района Северо-Казахстанской области (Зерендинский, Щучинский, Енбекшильдерский, до 1997 года входивших в упраздненную Кокчетавскую область) с городами Кокшетау, Щучинск и Степняк (также до 1997 года входивших в упраздненную Кокчетавскую область) были переданы в состав Акмолинской области. При этом административный центр Акмолинский области был перенесен из столицы страны Астаны в город Кокшетау (Кокчетав). 
Административное деление 
В составе области 
• 2 города прямого областного подчинения: Кокшетау и Степногорск  
• 8 городов районного подчинения: Акколь, Атбасар, Державинск, Есиль, Ерейментау, Макинск, Степняк, Щучинск 
• 17 районов: 
Аккольский район – Акколь, 
Аршалынский район – Аршалы, 
Астраханский район – Астраханка, 
Атбасарский район – Атбасар, 
Буландынский район – Макинск, 
Бурабайский район – Щучинск, 
Егиндыкольский район – Егиндыколь, 
Енбекшильдерский район – Степняк, 
Ерейментауский район – Ерейментау, 
Есильский район – Есиль, 
Жаксынский район – Жаксы, 
Жаркаинский район – Державинск, 
Зерендинский район – Зеренда, 
Коргалжынский район – Коргалжын, 
Сандыктауский район – Балкашино, 
Целиноградский район – Акмол, 
Шортандинский район – Шортанды. 
• 15 поселков • 245 сельских округов 
Литература 
Акмолинская область// Казахстан. Национальная энциклопедия. – Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2004. – Т. I. – ISBN 9965-9389-9-7. Айтжан Нургалиева. Топонимические предания Акмолинской области. // В сб.: Състояние и проблеми на българската ономастика. Т.  
11. Материали от международна научна конференция «Славянска и балканска ономастика», посветена на 70-годишнината на проф. ДФН Людвиг Селимски (25-26 септември 2009 г.). – Велико Търново, 2010.Государственный архив Акмолинской области. Путеводитель. – С. 249–251. 
Справка об изменениях в административно-территориальном делении Акмолинской области (1846–2009) Государственный архив Акмолинской области. Путеводитель. – С. 249–251. 
Акмолинская область: обучение детей в ХIХ веке 
С незапамятных времен казахские дети учились в аульных мектебах, в которых обучение сводилось к освоению арабской письменности, чтению сур корана, произведений восточных авторов. В Акмолинске, Атбасаре были открыты медресе. Аульным школам со стороны государства никакой идеологической и материальной помощи не оказывалось. В конце XIX в. известным ученым-теологом Науаном Хазретом была открыта 4-годичная школа-интернат в городе Кокшетау. В 1903 году школа была закрыта, а мулла Науан Хазрет и его помощник Ш. Кощегулов были арестованы и сосланы в Иркутскую губернию. Им инкриминировали антиправительственную агитационную деятельность. История развития народного образования в области связана с историей хозяйственного освоения края. В крупных населенных пунктах – станциях Акмолинск, Кокчетав, Атбасар первые школы появились в середине XIX века, уже к 60-м годам в Кокчетаве было две школы. Вконце XIX века открывается еще одна школа – для девочек. В станице Щучинской, основанной в 1850 годы, уже в 70-е годы XIX века открылась начальная школа. В 1889 году в этой станице в районе Бармашино начала действовать лесная школа (ныне колледж экологии и лесного хозяйства).  
ХХ век: путь к массовому образованию 
В Акмолинске в 1914 году действовало 3 общеобразовательных училища (одно – женское), сельско-хозяйственная школа, реальное училище, медресе, 2 библиотеки. Согласно «Отчету Акмолинского женского приходского училища за 1909 год» в нем обучалось 99 школьниц, работало 4 учителя, было 22 «правильных» и 15 «неправильных» парт. В Атбасаре в 1914 году было два 4-классных училища (одно из них – русско-казахское), женская школа, татарская школа, городская библиотека имени А. С. Пушкина.Освещение было керосиновое, отопление – местное. Детей учили чтению, письму, арифметике, закону божьему. Кружковая деятельность ограничивалась хоровым пением. 
1918-1920-е годы 
К этому периоду в результате переселенческой политики царских властей значительно возросло население региона. Появились десятки новых поселков и станиц, во многих из которых через 10-15 лет стали появляться школы. Советская власть провозгласила всеобуч. Повсеместно создаются школы, в т. ч. и для казахского населения, национальных меньшинств (татар, немцев). С 1918-го по 1920-й год в одном только Кокшетауском уезде открывается более 30 аульных «мусульманских школ-мектебов». Обучение письму в них велось на основе арабской графики, письменном языке Корана, поэтому и назывались они мусульманскими, хотя с 1918 года преподавание религии в школах было запрещено. Мектеб имел одно или два отделения по 10-15 человек, обучал детей один учитель в специальном помещении или в мечети. Распространение таких школ способствовало постепенному переходу казахов к оседлости. 
1920-е годы 
В начале 20-х годов производится перепись, выявившая лиц, не владеющих грамотой, и селения, не имеющие школ. В Акмолинске, Атбасаре, Кокшетау открываются трехмесячные курсы красных учителей, просуществовавшие до 1926 года. На них работали преподаватели из гг. Омска, Тары. Читались лекции по единой трудовой школе, педагогической психологии и гигиене, по методам обучения грамоте и арифметике, по психофизиологии слова. Учителями «киргизских и татарских школ» (ранее мусульманских) были выпускники краткосрочных курсов в г.г. Петропавловске, Атбасаре, учительской семинарии «Расулия» в г. Троицке (ныне Россия). В 1923 году только в Кокчетавском уезде было 107 русских школ 1-й ступени (начальных), около 40 «киргизских» (казахских) аульных школ, три татарские, три немецкие школы. Действовала также аульная уездная начальная школа на русском языке для детей-казахов. Все школы, кроме уездных и некоторых волостных, были в основном малокомплектные. Создавались уездные методические комиссии. Они готовили инструктивно-методические указания. Утверждали учебные программы и планы. При школах организуются ученические огороды и мастерские. Структура Уездного отдела народного образования: «школьный отдел», «отдел агитпропа», «отдел национальных меньшинств», «отдел по детским домам» – отражала задачи органов образования тех лет. Учителя, кроме прямых обязанностей, организовывали избы-читальни, красные юрты, кружки для взрослого населения, народные дома, использовали и другие формы культурного просвещения и политпропаганды. В конце 20-х годов разворачивается борьба с неграмотностью, организуются пункты ее ликвидации. 
30-е годы ХХ века 
В 1930-м году в Коргалжынском районе работало 17 школ (25 учителей), действовало 73 пункта по ликвидации неграмотности, в которых обучалось 2 200 чел., действовали 3 избы-читальни, 1 политшкола, где обучались 30 учащихся. Индустриализация страны в годы первых пятилеток способствовала дальнейшему притоку населения, появлению потребности в профессионально обученных кадрах. Например, при бурном развитии золотодобычи активно развивается и город Степняк. В 30-е годы в г. Степняке было открыто 5 школ и горный техникум. В 1930 году в Щучинске было открыто педагогическое училище, преобразованное ныне в педагогический колледж. В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1939 года в составе Казахской ССР была образована Акмолинская область. 
Образование в военные 1941-1945 годы 
В годы Великой Отечественной войны система образования Акмолинской области работала без сбоев. Сотни учителей были призваны на фронт. В регион прибыли тысячи эвакуированных. Срединих было много высокообразованных лиц, большинство из которых стали школьными учителями. Школьники активно занимались сбором теплых вещей для фронта, помогали медицинским работникам в госпиталях. Сотни подростков стали работать на военных заводах, эвакуированных из европейской части страны. Для их обучения были организованы школы рабочей молодежи и фабрично-заводские училища (ФЗУ). 
1946-1954 годы 
В послевоенный период школы страны испытывали острую потребность в учительских кадрах. Так, в школах Акмолинской работало 2 189 учителей. В этот период повсеместно была введена пятибалльная система оценок знаний. Ведущим направлением оставалась работа по ликвидации неграмотности среди населения. Для поддержки здоровья детей в школах стали вводиться горячие завтраки. Так, в Чкаловском районе было успешно организовано питание в Донецкой, Белоярской, Краснокиевской, Николаевской и в других школах. Для сельской молодежи в совхозах области активно открывались семилетние вечерние школы. Обязательное среднее образование, прерванное в годы войны, возобновляется в 1949 году. 
Целинный период: 1954-1964 годы 
Годы освоения целины стали и годами развития сети образовательных учреждений. Например, в 60-м году только в Атбасарском районе в 42 начальных, 27 семилетних, 7 средних, 5 вечерних школах обучались 11 381 учащихся, имелась школа для глухонемых детей на 63 ученика, 2 детских интерната на 160 детей, 1 детский дом, 15 детских садов на 505 детей. В июле 1962 года принимается постановление Совета Министров Казахской ССР об организации в Кокшетау высшего учебного заведения – педагогического института. К 1970 году в общеобразовательной сети было 730 школ, 15 техникумов, 4 высших учебных заведения. В 70-е годы происходит укрупнение совхозов, начинается планомерное переселение людей. За десять лет освоения целины в области завершена ликвидация неграмотности среди взрослого населения. Переход на новую 8-летнюю систему обязательного общего образования предполагал принятый в 1959 году Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в Казахской ССР». Согласно ему, вместо семилетнего и десятилетнего образования вводилось обязательное восьмилетнее образование, по завершении которого выпускники обязаны были три года проработать на заводах или в сельском хозяйстве, совмещая работу с учебой или учиться в средних политехнических школах с производственным обучением. Поступление в вузы теперь обусловливалось производственным стажем, а не теоретической подготовкой абитуриентов. В Казахстане переход к новой системе был завершен в 1962-1963 гг. К концу 1958-1959 учебного года в области уже работало 659 школ. В соответствии с Постановлением УККП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 20 марта 1959 г. № 222 исполком Совета депутатов трудящихся Акмолинской области 7 апреля 1959 года вынес решение № 13/2 об открытии в области школ-интернатов с 1 сентября 1959 г. Первые школы-интернаты были открыты в г. г. Макинске и Атбасаре с общим контингентом воспитанников в 630 человек. В том же 1959 году решением облисполкома № 21/4 от 9 июня в области открываются еще четыре школы-интерната в г. Есиль, Джаксынском зерносовхозе, Кийминском районе, селе Урюпинка Калининского района. В соответствии с Постановлением Совета Министров Казахской ССР № 233 от 5 марта 1960 года «О состоянии и мерах по улучшению организации производственного обучения учащихся общеобразовательных школ» исполком Акмолинского областного Совета депутатов трудящихся решил с 1 сентября 1960 года в дополнение к решению облисполкома № 6/5 от 2 февраля 1960 года перевести на двухлетний срок с производственным обучением 9-е классы следующих средних школ: Атбасарскую, Алексеевскую № 2, Балкашинскую, Вознесенскую, Константиновскую, Рождественскую, Терсаканскую, Тургайскую, а с 1961 года Красивинскую и Кургальджинскую школы. Сообразуясь с народнохозяйственным планом области, решением облисполкома № 27/2 от 6 сентября 1960 года, в Акмолинской области преобразованы и вновь открыты 23 семилетние школы. Решением облисполкома № 13/9 от 3 мая 1960 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 15 февраля 1960 года, в Акмолинской области на начало 1960-1961 учебного года организовано 3 начальных и 2 семилетних школы с продленным днем пребывания учащихся и 10 отдельных групп в других школах. В целях полного охвата обучением молодежи, работающей в совхозах и колхозах области и не имеющей семилетнего и среднего образования, облисполком вынес решение об открытии в области с 1 ноября 1960 года 7 средних школ сельской молодежи. В годы освоения целины в Казахстане была создана развитая система сельскохозяйственного профессионально-технического образования. В связи с временной реорганизацией Акмолинской области (в период образования Целинного края) с декабря 1960 года по июль 1961 года Акмолинский областной отдел народного образования был реорганизован, как все прочие областные ор- ганизации, а его функции были переданы Краевому отделу народного образования (КрайОНО). 24 апреля 1961 года на территории бывшей Акмолинской области была образована Целиноградская область. Первый приказ, изданный Целиноградским областным отделом народного образования, датирован 14 июня 1961 года. В соответствии с семилетним планом перестройки системы народного образования области исполком Целиноградского областного Совета депутатов трудящихся вынес решение № 6/18 от 18 июля 1961 года о преобразовании с 1 сентября 1961 года 74 семилетних школ области в восьмилетние. Приказом № 1 от 14 июня 1961 года по ОблОНО Атбасарская казахская средняя школа была преобразована в казахскую школу-интернат. Распоряжением Целиноградского облисполкома с 1 февраля 1962 г. была открыта областная детская экскурсионно-туристическая станция. Решением облисполкома № 14/46 от 17 апреля 1962 года с 1 сентября 1962 года 188 семилетних школ области были реорганизованы в восьмилетние. С целью более рационального обеспечения педагогическими кадрами школ области Целиноградский облисполком выносит решение № 34/515 от 22 ноября 1962 года следующего содержания: с 1 сентября 1962 года открыть 2-й педагогический класс в Целиноградском и Барнаульском районах, с 1 ноября в Макинском районе с контингентом учащихся по 25 человек в каждом. Одновременно закрыть указанные классы в Атбасарском, Калининском и Шортандинском районах. В июле 1962 года принимается Постановление Совета Министров Казахской ССР об открытии в городах Целиноград и Кокшетау областных педагогических институтов. В 1963 году в связи с передачей начальной железнодорожной школы № 115 на станции Сары-Оба в ведение Целиноградского облОНО и с целью создания нормальных условий для работы Ново-Владимировской школы-интерната, школа № 115 реорганизована в восьмилетнюю. В связи с окончанием строительства комплекса зданий школ-интернатов в поселках Ерейментау и Державинка с 1 сентября 1963 года открываются русско-казахские школы-интернаты в составе 1-8 русских классов и 5-8 казахских классов. В соответствии с решением Целиноградского облисполкома от 25 августа 1964 года за № 20/395 в поселке Алексеевка с 20 сентября 1964 года открыта туберкулезная санаторная школа-интернат. Детские музыкальные школы области переданы от областного управления культуры в ведение Целиноградского облОНО. В городе Атбасаре открывается детская спортивная школа на 200 человек. Переход к общему среднему образованию начался в 70-е годы. Увеличивается финансирование высшего и среднего образования. В системе высшего образования доминировали педагогические специальности. Повышению престижа образования во многом способствовали успехи в сфере отечественной науки и культуры. В 60-70-е годы Академия наук Казахской ССР стала одним из крупных научных центров СССР. Труды многих ученых стали известны за рубежом. Группа ученых под руководством М.А. Айтхожина достигла значительных результатов в генетике и микробиологии, они открыли ранее не известные науке элементы растительных клеток – информосомы. Труд ученых Казахстана был отмечен Ленинской премией. Найденный в Иссыкском кургане «золотой человек» привлек внимание историков всего мира. На литературном небосклоне ежегодно появлялись десятки новых имен. Автор трилогии «Кровь и пот» А.Нурпеисов в 60-е годы был представлен к Государственной премии. Международной премии им. Дж. Неру был удостоен роман А. Алимжанова «Возвращение учителя». Первому космонавту мира Юрию Гагарину была посвящена известная в СССР и за его пределами поэма Олжаса Сулейменова «Земля, поклонись человеку!». Широкий отклик у читателей получили произведения Б.Момышулы на военную тематику. В художественной литературе особое место заняли произведения о борьбе казахского народа против джунгарского нашествия. Фильмы Ш. Айманова «Конец атамана», С. Кожыкова «Кыз Жибек» вызвали живой интерес у зрителя. 
1965-1970-е годы 
В целях дальнейшего охвата обучением детей, имеющих физические недостатки, в поселке Сантыктав Балкашинского района открыта специальная школа для умственно-отсталых детей. Следует отметить, что за время своей деятельности облОНО неоднократно проводил реорганизации начальных, средних и восьмилетних школ в связи с непостоянным контингентом учащихся в сельской местности. ОблОНО руководит деятельностью народного образования на территории области. В обязанность облОНО входит непосредственное руководство работой районных и городских отделов народного образования, управление начальными, восьмилетними и средними общеобразовательными школами области, учреждениями внешкольного и дошкольного воспитания, детскими садами, детскими домами, станциями юных натуралистов, юных техников и др. Создание школ рабочей и сельской молодежи дополнило полномочия облОНО новыми обязанностями: организовать учебный процесс в этих школах с учетом возраста и занятости на производстве обучающейся молодежи, обеспечение этих школ педагогическими кадрами. Областной отдел народного образования руководит деятельностью областного института усовершенствования учителей, занимается трудоустройством молодых специалистов, направленных после окончания института на работу в школы области, в непосредственном подчинении облОНО находятся заочные школы, действующие на территории области. 
Образование в годы ПЕРЕСТРОЙКИ (1980-1990 гг.) 
В 1982 году накануне очередной школьной реформы сеть дневных школ в Целиноградской области уже составляла 477 школ. Из них: начальных – 97,восьмилетних – 145,средних – 235. В них обучалось 145 272 учащихся. Работали также 41 вечерняя школа с контингентом в 17 245 человек. Характерной особенностью тех лет было наличие пришкольных интернатов, действовавших при 98 школах (т. е. в каждой пятой) Акмолинской области. Кроме того, функционировало 5 школ-интернатов, 6 вспомогательных школ-интернатов. Более 31% детей в тот период посещали группы и школы продленного дня. 468 дошкольных учреждений обеспечивали на селе 38,7%, а в городах (с учетом Целинограда) – 53% охвата детей. Школы активно занимались трудовым воспитанием. Действовали 154 ученические производственные бригады (14 тыс. учащихся), за которыми было закреплено 20 тысяч гектаров земли, 218 тракторов, 58 комбайнов; 15 лагерей труда и отдыха; 9 учебно-производственных комбинатов. В 1984 г. началось реформирование системы образования. Основной сутью этой реформы было введение 11-летнего срока общего среднего образования и всеобщее компьютерное обучение школьников. Однако, как и многие начинания тех лет, компьютеризация осталась лишь красивым призывом. На практике реформа свелась к введению 11-летки, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям. В 1988 г. был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Предусматривалось введение обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Снижение обязательного образовательного минимума должно было улучшить качество обучения. Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Происходил переход к новой схеме функционирования культуры: образование, наука должны были приспособиться к рыночным отношениям, искусство – искать меценатов для своего существования. В этот период происходит глобальная коммерциализация культуры, полная ее зависимость от рекламодателей. Несмотря на все трудности, система образования страны, равно как и Акмолинской области, находится на достаточно высоком уровне. Сохраняется определенный государственный контроль в этой сфере (обязательные государственные образовательные стандарты, единая форма аттестата, диплома). Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Этот процесс тормозится низкой в большинстве регионов покупательской способностью населения.В условиях обострения социально-экономического кризиса СССР, вызванного как самой перестройкой, так и назревающими политическими противоречиями, особенно много всевозможных изменений пришлось претерпеть школьной системе образования. Стабилизацией ее классических устоев с активным поиском продуктивных и гуманных образовательных технологий занялись педагоги-энтузиасты, новаторы, в полном смысле слова – передовая интеллигенция, как во всесоюзном масштабе, так и в нашей стране, в том числе и в Акмолинской области. Золотыми буквами вписаны в историю педагогики имена Ш. Амонашвили, Е. Бондаревской, И. Волкова, О. Газмана, И. Иванова, Е. Ильина, А. Караковского, С. Лысенковой, В. Сухомлинского, А. Тубельского, М. Щетинина и многих других. Оно зародилось на стыках очень многих движений. Перечислим: коммунарское движение, движение РВО, мемориальные движения школ Монтессори и вальдорфцев, пришедшие к нам с Запада в эпоху перестройки, тренинговая культура и кооперативное движение той же поры, движение ОДИ, движение летних школ, многие новаторские педагогические инициативы советских педагогов. В Казахстане такими педагогами-новаторами зарекомендовали себя Н. Хмель, А. Искаков, К. Нургалиев и многие другие. Среди них есть и акмолинцы: А. Бакирова (автор казахского букваря), Г. Джакупова, Р. Дембицкая, Г. Дзюба, С. Кысыкова, Л. Мерешковский, Т. Питерщикова, В. Рябова, Г. Семакина, А. Суншулин, А. Титов, В. Шаталова, А. Шаяхметов и многие другие. Время требовало серьезных изменений в личностном формировании нового поколения людей, формируемом образовательной системой. Общество уходило от «конвейерных» методов в образовании, формирующих исполнителей, и требовало изменений в системе образования для заполнения предпринимательской ниши, просторы которой были открыты во времена перестройки. Доказательством этого тезиса является тот сленг, который стал наиболее популярным в то время в среде педагогов-новаторов: индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика, гуманистическое образование, индивидуальная образовательная траектория, формирование толерантной личности и т. д. По сути, ставились новые воспитательные задачи, что и отразилось в названии движения – педагоги-новаторы, а не новаторское преподавание, к примеру. Интересно отметить, что основные прорывы, тем не менее, движение сделало именно в области создания новых образовательных (не воспитательных) методик, так как основной задачей ставило создание Новой Школы. На рубеже 90-х годов были выработаны десятки новых подходов к преподаванию: межпредметные курсы и погружения, образовательные тренинги, дидактические ролевые (построенные на действии) и оргдеятельностные (построенные на мыследеятельности) игры, проектная методика, интегрированные уроки, исследовательские лаборатории по разным предметам, преподавание через компьютер, тьюторство, новые подходы к оценке учебного процесса, разные типы олимпиад и т.д. Сформулированы новые задачи образования: развитие мышления в противовес энциклопедичности, развитие коммуникативности, толерантности, способности принимать решения и нести ответственность, способности работать на стыке различных предметных областей, быстро ориентироваться в информационных потоках, умение работать в команде проектным способом, умение оформить и предъявить результат, освоение текстовой культуры и иных гуманитарных технологий… Освоены новые методы мотивации детей в учебном процессе: исследовательский тип, конструкторский, игровой, клубный и другие. Успехи в развитии системы профессионально-технического образования, особенно сельских ПТУ Акмолинской области, представленных в основном учебно-производственными объединениями в форме совхозов-техникумов, стали решающим фактором успешного проведения Всероссийского слета ученических производственных бригад в 1982 году на базе Елизаветинского ПТУ Шортандинского района. Высокий рейтинг системы образования Акмолинской области в этот сложный исторический период был во многом обусловлен грамотным во всех отношениях руководством в лице акима области Брауна Андрея Георгиевича и, конечно же, начальника областного управления образования Алексеевой Галины Викторовны, стоявшей у руля системы образования Акмолинской области более 17 лет. Трудовая деятельность Алексеевой Галины Викторовны началась в 1957 году в Жолымбетской средней школе № 1 Шортандинского района Акмолинской области. В 1978 году Решением сессии Целиноградского облисполкома утверждена заведующей отделом образования Целиноградской области и проработала в этой должности в течение 17 лет, по январь 1995 года. Ее считали самым демократичным начальником отдела образования. Строились новые школы, открывались детские сады, музыкальные школы и Дворец пионеров и школьников им. Ю. Малахова (ныне Дворец школьников им. Махамбета Утемисова г. Астаны). Алексеева Г. В. – отличник образования СССР, отличник образования Казахской ССР, почетный работник образования РК, награждена орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени. 
 В 1988 году состоялся Всесоюзный съезд учителей, в котором самое активное участие приняла Целиноградская область. В 1989 году на Х Всесоюзном слете пионеров, состоявшемся во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», опыт работы Акмолинской области по работе с пионерами по представлению ЦК ЛКСМ Казахстана был одобрен, а комплексная программа воспитания школьников в системе пионерской организации «Жулдыз» была признана образцовой, рекомендована к массовому внедрению. Ее автор – Дмитриенко Елена Александровна, заведующая кафедрой педагогики и психологии ЦГПИ им. Сакена Сейфуллина, была награждена Золотым патентом Ассоциации исследователей детского движения (г. Москва). 
1990-е годы 
В девяностые годы изменилось содержание образования. Были приняты новые стандарты образования и базисные учебные планы. В середине 1990-х годов в Кокшетау было: 21 общеобразовательная и специализированные (музыкальная, художественная и спортивная) школы; 3 лицея, 1 гимназия, 15 дошкольных учреждений. Социально-экономический кризис конца 90-х годов оказал негативное воздействие на всю систему образования. Из-за отсутствия финансовых средств произошло сокращение сети образовательных учреждений. Например, в Кокшетау была закрыта одна школа, 8 дошкольных учреждений, 3 дворовых клуба, 1 детский кинотеатр, 1 спортивная школа. Перестала работать детская железная дорога. 
Дошкольное воспитание 
Больше всего от кризиса пострадала система дошкольного воспитания. После кризиса переходного периода ситуация улучшилась: уже в 2004 году в области действовало 78 дошкольных учреждений, а в начале 2009 года – 96. Кроме того, в открывшихся 89 дошкольных «мини-центрах» воспитывается 1 987 детей. В 1999 году введена обязательная предшкольная подготовка. В 2013-2014 учебном году функционируют 525 детских дошкольных организаций. Реализация программы «Балапан» позволила повысить охват дошкольным воспитанием и обучением. Важнейшим результатом реализации программы «Балапан» стало сокращение очередности детей в детские сады. К 2020 году планируется обеспечить 100%-ный охват детей от трех до шести лет дошкольным образованием. 
2001-2009 годы 
Среднее (школьное) образование. С ростом урбанизации, внутренней миграции, проявлением демографического кризиса конца XX века происходит сокращение сети школ. Если в 2001году в Акмолинской области было 704 школы, то на начало 2009 года их осталось 657. Кроме дневных общеобразовательных школ действуют: 11 вечерних, 6 коррекционных, 2 вневедомственные, 2 негосударственные школы. Возрастает число школ, обучающих на казахском языке, а также смешанных школ, работающих на казахском и русском языках. Действуют учреждения нового типа: 5 специализированных школ-интернатов; 3 гимназии и 13 школ с гимназическими классами; 3 лицея и 7 школ с лицейскими классами. С 1991 по 2007 год построено 12 новых зданий школ и одна пристройка. Внедряется новая модель образования, соответствующая экономике, основанной на знаниях. Завершен 2-й этап информатизации образования. Все школы имеют компьютерные классы и подключены к Интернету, хорошо оборудованы. В них установлены 372 интерактивные доски, 186 мультимедийных и лингафонных кабинетов, 197 комплексных школьных кабинетов физики. Имеются 470 школьных медицинских кабинетов, которые после полного оснащения пройдут процедуру лицензирования. 520 школ оснащены оборудованными спортивными залами. Результаты ЕНТ (Единое национальное тестирование) свидетельствуют о повышении качества обучения. Если в 2004 году средний балл ЕНТ – 51,64%, то в 2008 году уже – 70,16% (на 2% выше средне-республиканского показателя). Об этом же говорят и достижения в республиканских конкурсах. Только в 2008 году – 2 победы на научных соревнованиях и 7 – на республиканской олимпиаде. Второй год – первенство по русскому языку и литературе в республике. В школах трудятся 13,9 тысячи педагогов. Среди учителей 684 человека награждены знаком «Отличник образования», 31 – имеют знак «Почетный работник образования Республики Казахстан», 26 педагогов награждены медалью имени Ы. Алтынсарина, 760 отмечены Почетными грамотами МОН РК, 125 человек – государственными орденами и медалями. 
Внешкольные учреждения 
В области функционируют 64 внешкольных учреждения. Из них 18 – учреждений детского и юношеского творчества (дворцы, дома, центры) и 20 их филиалов; 18 музыкальных школ с 33 филиалами; 1 станция юных туристов; 1 станция юных техников; 1 станция натуралистов. Для организации досуга по месту жительства действуют 18 дворовых клубов. Летом дополнительно начинают работу 27 сезонных летних оздоровительных лагерей и центров различной ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенные в живописных местах края. В области действует круглогодичный Республиканский учебно-оздоровительный центр «Балдаурен», расположенный на берегу озера Шортан, который нередко называют казахстанским «Артеком». 
2008 год. Профессиональное образование 
В сентябре 2008 года принята Региональная программа развития технического и профессионального образования в Акмолинской области на 2008-2012 годы. В системе технического и профессионального образования функционируют 12 государственных и 13 негосударственных колледжей. На территории области работает Бурабайский кадетский корпус, готовящий сержантский состав казахстанской армии. 18 государственных профессионально-технических лицеев наряду с основной деятельностью ведут краткосрочную профессиональную подготовку незанятого населения. В 2008 году такую переподготовку прошли более 1,5 тыс. человек.  
2013-2014 учебный год 
Техническое и профессиональное образование области представляют 43 учебных заведения. Из 622 дневных общеобразовательных школ области 177 ведут обучение на государственном языке, что составляет 28,5% от общего количества. Управлением образования Акмолинской области разработан Пошаговый план по развитию государственного языка на 2013-2020 годы. По данному плану к 2020 году 13 школ области из смешанного языка обучения перейдут на государственный язык обучения. В 23 школах с русским языком обучения будут открываться классы с государственным языком обучения. В Едином национальном тестировании 2014 года приняли участие 3 023 выпускника области, что составило 68,7% от числа выпускников школ Акмолинской области. Философия образования, законодательная база, образовательная политика определяют процесс институционально-организационного обновления системы образования любого государства. Именно поэтому в 90-е годы XX столетия в Казахстане большое внимание уделялось разработке концептуальных основ функционирования системы образования. Основной курс реформирования был взят на интеграцию системы образования в мировое образовательное пространство. Изучение нормативно-правовой базы системы образования Казахстана 90-х годов позволяет констатировать ее полное обновление и развитие в направлении соответствия нормам международного права в области образования. 18 января 1992 года Верховным Советом Казахстана был принят новый Закон «Об образовании», который создал правовое поле для первого этапа институционально-организационной реформы, второй этап реформы начался с принятием нового «Закона об образовании». В концепциях и программах развития системы образования страны 1992, 1995, 1996 гг. ведущими являлись идеи национального возрождения и постепенного реформирования системы образования. В концепциях и программах 1997, 2000, 2004 гг. доминировали идеи глобализации, интеграции образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Именно в 90-е годы XX века в нашей стране появились многочисленные культурные модели школ. Будучи различными по образовательным целям, организационной структуре, форме собственности, по содержанию образования и организации учебного процесса культурные модели школ Казахстана имеют общую особенность – все выполняют государственный образовательный стандарт Казахстана. Таким образом, основными направлениями институционально-организационного реформирования системы образования страны и, соответственно, Акмолинской области было реформирование структуры управления системой образования, сети учреждений образования и реформирование внутренней структуры учреждений образования. Ведущими целями реформирования управления системой среднего образования были: экономия государственных средств, сокращение раздутого административного аппарата, создание оптимальной структуры управления единым образовательным процессом. Особенности первого этапа реформ (1992-1999гг.) детерминировались противоречивостью и отсутствием строгой системности проводимых новаций. Главным направлением реформирования сети учреждений образования в 1991-2004 гг. было развитие сети казахской национальной школы. Результатом реформирования сети средней школы Казахстана стало создание учреждений среднего образования нового типа: гимназий и лицеев. Наиболее радикальной стороной институционально-организационной реформы среднего образования стало создание частного сектора в образовании Казахстана. Первые негосударственные школы Казахстана были открыты в 1992-1994 гг. В 2004 году в Казахстане функционировали 155 частных школ. Реформа внутренней структуры учреждений образования в 1991-1995 гг. выразилась в возвращении к обязательному всеобучу в условиях обязательного 9-летнего образования, в организации профильных классов и классов с углубленным изучением предметов. В 1995 году было введено обязательное общее среднее образование, или всеобуч. С 2000 года началась подготовка по переводу средней школы Казахстана на 12 -летнюю модель среднего образования (4+6+2). Введена новая процедура итоговой аттестации учащихся средней школы: с 2004 года проводится Единое национальное тестирование выпускников, совмещенное со вступительными экзаменами в высшие учебные заведения. Изменения коснулись финансово-хозяйственной деятельности школы. Финансирование государственной школы стало многоканальным, децентрализованным. Реформирование содержания общего среднего образования в 1991-2004 гг. было осуществлено на теоретическом уровне (создание новой концепции содержания образования, государственных стандартов среднего образования), на уровне учебных предметов (рабочие учебные планы, учебные программы), на уровне учебного материала (учебники, учебные пособия, единые национальные тесты). Разработка Концепции содержания образования в 1993 году стала первым шагом в направлении обоснования и моделирования реформы содержания образования средней школы Казахстана. Концепция стала основой четырех Базисных учебных планов, созданных для школ республики в 1994-2004 гг.. Приоритетным направлением стало повышение статуса государственного казахского языка в содержании образования русскоязычной школы Казахстана. С 1998 по 2002 год в Казахстане были утверждены и внедрены в школу три поколения государственных образовательных стандартов. Последние из них (ГОСО-2) принимают за основу те же объекты стандартизации, что и в других странах СНГ. С 1996 года началась разработка нового поколения концепций по предметам, учебным программам, учебникам, учебным и методическим пособиям, системам проверочных заданий. Внедрение их в школу началось с 1997 года и осуществляется поэтапно до настоящего времени. В учебном материале по гуманитарным предметам отразилась переоценка многих концепций, теорий и взглядов. Значительно увеличен казахский этнокультурный компонент и сокращен русский в содержании гуманитарных предметов. Таким образом, в Казахстане в 1991-2007 годах осуществляется радикальная законодательная и институционально-организационная реформы системы образования, существенно обновлено содержание среднего образования, созданы условия для появления разнообразных культурных моделей школ, востребованных государством, различными национальными группами и социальными слоями общества. В этот период ведется радикальное реформирование среднего образования на нормативно-правовом, концептуальном, управленческом, структурном, содержательном уровне. Наиболее значимые результаты этого процесса – диверсификация и демократизация образования, создание государственных образовательных стандартов, новая итоговая система аттестации учебных достижений (Единое национальное тестирование – ЕНТ). В основу концепций развития образования 1992, 1995, 1996 годов были заложены идеи национального возрождения, но и в многом сохранялись традиционные подходы советской педагогики к целям, задачам, структуре, содержанию образования, методике преподавания. В последующих образовательных концепциях и программах 1997, 2000, 2004 гг. доминируют общесоциологический, социально-философский, социально-психологический, культурологический подходы, и на первый план выходят идеи глобализации, интеграции образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Ведущая роль в координации процесса участия системы образования Акмолинской области в переносе столицы, вся ответственность в решении поставленных задач лежала, естественно, на акимате Акмолинской области при активном и непосредственном руководстве заместителя акима области по социальным вопросам Джалмагамбетовой Светланы Жакияновны (1992-2003). В период, связанный с бурным процессом реформирования и рождением новой модели образования суверенного Казахстана Акмолинское управление образования, начиная с января 1995 года по январь 2007 года, возглавляла Дмитриенко Елена Александровна, пришедшая на эту должность с поста проректора по научно-методической работе Целиноградского пединститута имени Сакена Сейфуллина, кандидат педагогических наук, доцент. Именно ей, имеющей успешный многолетний опыт ведения опытно-экспериментальной работы в различных организациях образования области, было поручено возглавить систему образования в бурный и ответственный период ее реформирования в соответствии с целями и задачами нового исторического периода становления и восхождения к лучшим высотам мировых стандартов. В сложные годы строительства нового суверенного государства – Республики Казахстан, перехода на новую модель системы образования профсоюзную организацию Акмолинской области возглавила Анна Алексеевна Шевчук, имеющая большой опыт идеологического и государственного управления, Почетный работник образования РК, профсоюзов Казахстана и стран СНГ, проработавшая в этой должности более 20 лет. Профессиональный союз работников образования Акмолинской области являлся, по большому счету, авангардом в решении многих актуальных проблем защиты прав и законных профессиональных интересов учительства не только региона, но и всего Казахстана, надежным гарантом благополучия учительства в сложный социально-экономический и реорганизационный, инновационный период системы образования. Этот период имел особую историческую значимость для нашей страны и особенно для Акмолинской области в связи с переносом в областной центр столицы нашей Родины, Республики Казахстан из Алматы в Акмолу, получивший новой название АСТАНА! 6 мая 1998 года город Акмола переименован в город Астана. 8 апреля 1999 года, согласно Указу Президента страны, были изменены границы Акмолинской области, в ее состав вошли территории Тургайского региона и Кокшетауского, ранее входившего в состав Северо-Казахстанской области. Административный центр Акмолинской области из г. Астаны перенесен в г. Кокшетау. Именно в этот важнейший период истории нашего независимого государства система образования Акмолинской области блестяще выполнила возложенные на нее функции содействия создания максимальных условий для успешной передислокации столицы молодого государства в новую столицу. По сути, рождался новый город на базе областного центра, известного своими славными целинными традициями, дружбой народов, а также ветрами и непредсказуемым резко континентальным климатом. Особое понимание исторической важности, оперативности и ответственности за качество поставленных задач проявил городской отдел образования молодой Астаны, возглавляемый опытным профессионалом-педагогом, начальником городского отдела образования Николаем Ивановичем Еговцевым и его боевыми помощницами: заместителями ГорОО – Бугрич Валентиной Петровной, Амантай Сакеновной Балташевой и, конечно же, с прекрасным, высокопрофессиональным и ответственным корпусом директоров городских школ, дошкольных учреждений и внешкольных организаций. Именно в этот период, по согласованию с республиканскими органами власти, на основании решений областного руководства была резко сокращена сеть городских профессионально-технических учебных заведений, в зданиях которых разместились республиканские органы управления, ведомства, передислоцированные из Алматы в новую столицу, были созданы условия для временного проживания их сотрудников. В этот сложный и очень важный период рождения столицы решались не только проблемы с собственно передислокацией и созданием всех столичных служб, но проводилось много имиджевых мероприятий славного рождения молодой столицы. Это прежде всего торжественная встреча новых жителей столицы из солнечной Алматы, Президентская елка с участием Нурсултана Абишевича Назарбаева, Форум молодежи и многие другие торжества. Особую роль в проведении абсолютного большинства торжественных и праздничных программ для детей с участием Главы государства и других известных общественных и государственных деятелей, а также многих совещаний на самом высшем республиканском и областном уровне осуществлял областной Дворец пионеров и школьников имени Юрия Малахова во главе с творческим педагогом-энтузиастом, Почетным работником образования Республики Казахстан Рябовой Валентиной Ивановной. Рябова Валентина Ивановна, кандидат педагогических наук, специалист в области дополнительного образования детей, педагогики, имеющий уникальный практический опыт и научные достижения, член Президиума Европейской ассоциации учреждений неформального образования – ЕАIСY (г. Прага). Особо следует отметить высокий уровень патриотизма, гражданской и профессиональной ответственности в это сложное историческое время, проявленные директорами и возглавляемыми ими коллективами областных организаций образования: профессионально-технических школ (лицеев), техникумов (впоследствии – колледжей). К августовскому совещанию готовы! (Старунов Виктор Ильич, Шеверняев Василий Федорович, Пампур Сергей Владимирович, Шеленжек Евгений Алексеевич, Жакупбеков Женис Курмангалиевич). Отызбай Суюндыкович Суюндыков возглавлял Акмолинский педагогический колледж более 30-ти лет, долгие годы был председателем Совета директоров колледжей. 
Старунов Виктор Ильич, директор политехнического колледжа (техникум транспортного строительства), г. Астана, Почетный работник образования РК, президент Ассоциации технического и профессионального образования г. Астана. 
Попович Иван Иванович.В системе профобразования Акмолинской обл. с 1973 г., с 1977 по 2013 г. в должности директора профтехучилища Прядильно-ниточной фабрики, затем профлицея, колледжа сервиса, Отличник образования Республики Казахстан, Отличник профессионального образования Республики Казахстан. 
Шишов Григорий Григорьевич, директор колледжа связи Акмолинской области в 90-е годы, Почетный работник образования. В результате проведенной оптимизации в г. Целинограде Акмолинской области было закрыто около 50 % учебных заведений ТиПО. Были закрыты ПТУ и техникумы строительного, машино-строительного, энергетического профиля, легкой промышленности и других направлений: профессионально-технические училища № 30 (строительное), 29 (чугунолитейного завода), № 7 (прядильно-трикотажного комбината), № 192 (Казахсельмаш, Целинсельмаш), 35 (энергетики), № 5 (местной промышленности), № 27 (торгово-экономического направления); техникумы: Акмолинский колледж автомобильного транспорта и колледж строительства и менеджмента (Целиноградский строительный техникум Минсельстроя), Атбасарский с/х, Акмолинский с/х, Новоишимский с/х колледжи, машиностроительный техникум, медицинский техникум Министерства путей сообщения. Из 23 государственных организаций ТиПО осталось только 12. Но система выстояла и активно развивается и сегодня! Яркий след в истории создания новой модели профессионально-технического образования Акмолинской области в период реформирования и становления всей системы образования нашего молодого государства внесли талантливые, инициативные и ответственные руководители системы ТиПО. Среди них: Еслямова Акнур Кабиденовна, директор Атбасарского ПЛ 9, затем главный специалист по ТиПо ОблУО, Пампур Сергей Владимирович, директор ПЛ 2 г. Степногорска, Рай Александр Юлианович, директор ПЛ с 1999 г., КГУ СТК 2 в настоящее время, Шарыпаев Иван Иванович, директор Аршалынского ПЛ № 14 (1991-2006 гг.), Алиев Рафик Алекперович (1994-2000 гг. – директор Акмолинского финансово-экономического колледжа, 2001-2015 гг. – директор КГУ «Агротехнический колледж № 3 с. Красный Яр г. Кокшетау), Ыбырай Аманкельды Жумагулович (директор военно-технического лицея п. Коргалжын 1997-2004 гг.), Досанова Тамара Павловна, директор Социально-педагогического (ныне горно-технического) колледжа г. Степногорска), Пригородова Валентина Ивановна и Муллагалеева Татьяна Ивановна (директора ПЛ 10 г. Акколь), Ибраев Бактыбай Кабильдинович (директор ПЛ 8 г. Ерейментау), Капацинский Евгений Николаевич, директор ПЛ 7 г. Есиль (1995-2002 гг.), Вашкевич Нина Анатольевна, директор ПЛ № 9 г. Атбасар, (1999-2011 гг.), Зардиева Валентина Александровна, директор ПЛ 17 г. Атбасар (2002-2012 гг.), Мухамедиев Мурат Заекеевич, директор ПШ 12 с. Каменка Сандыктауского района (1999-2004 гг.), ПШ-19, с. Новоишимка, Целиноградского района (2004-2008 гг.), ныне – директор Агротехнического колледжа № 5 с. Бозайгыр, Шортандинский р-н, Сулькарнаев Рафаил Саитович, директор колледжа культуры им. Акана сере, г. Кокшетау (1990 - 2000 гг.), Муратбекова Кумус Ануарбековна, директор колледжа культуры им. Акана серэ г. Кокшетау (2000-2007 гг.), Сейтжанова Бахыт Мушановна, директор ПЛ 12 с. Каменка (2003–2014 гг.), Цой Илларион Петрович, директор Щучинского педагогического колледжа (1987-2002 гг.), Куценко Петр Константинович, директор политехнического колледжа г. Щучинска (1986-2012 гг.), Тлеулин Бекет Сапиевич, директор Политехнического колледжа г. Кокшетау (1991-2010 гг.), Шитов Виктор Александрович, директор колледжа экологии и лесного хозяйства г. Щучинска (1999-2010 гг.), Ергалиев Каирбек Ергалиевич, Савельев Сергей Борисович, директор ПШ 8 с. Катарколь (2000-2009 гг.), Канапьянова Гульзара Мусахановна, директор музыкального колледжа (1999-2004 гг.), кандидат пед. наук, Почетный работник образования РК, Кушкембаев Жакып Мухамадиевич, директор музыкального колледжа им. Биржана сал (2005 – 2010 гг. г. Кокшетау), Лауреат международных конкурсов, Почетный работник образования РК, Ахат Нуртас Ахатович, директор Казахского педагогического колледжа им. Ж. Мусина (с 1993 года по н.в.), кандидат пед. наук, Почетный работник образования РК, Какабаев Еркин Ельтаевич, директор ПЛ 1 г. Кокшетау, потомственный педагог, более 36 лет возглавлявший различные учебные заведения ТиПО Кокшетауской, Северо-Казахстанской, Акмолинской областей, внесший большой вклад в становление ПЛ № 1 г. Кокшетау ( ныне СТК № 1), Егоров Сергей Васильевич, директор ПЛ 11 г. Кокшетау (СТК 1) 1995-2012 гг.), Бодров Виктор Николаевич (директор ПЛ 7, затем колледжа туризма г. Щучинска). При всей сложности и трудностях периода, связанного с рождением столицы и необходимостью передислокации областного центра в город Кокшетау, сопровождающегося процессами присоединения и адаптации новых административных территорий и образовательных структур расформированной Тургайской области и Кокшетауского региона, вошедших в состав Акмолинской области, Акмолинское областное управление образования успешно, не теряя темпов, осуществляло массовую компьютеризацию, решая не только вопросы технического оснащения школ современной компьютерной техникой, но и занимаясь подготовкой и переподготовкой кадров, сохранением и восстановлением сети организаций технического и профессионального образования, прежде всего в Тургайском и Кокшетауском и сельских регионах Акмолинской области, а также в городах Кокшетау и Степногорске. Большая ответственность в решении сложных проблем передислокации областного центра и становления системы образования Акмолинской области в новых административных границах, начиная с 1997 года, была возложена на вновь назначенного первого заместителя начальника областного управления образования Шеленжека Евгения Алексеевича (1997-2015 гг.) и на бессменного начальника материально-технического отдела облуправления образования Карайланову Надежду Ивановну (1968-2012 гг.), почетного работника образования РК. 
 Более того, именно в этот период рождаются такие принципиально новые структуры в системе образования не только Акмолинской области, но и в республике, как Региональный центр новых информационных технологий, пансионат «Болашак», как комплексный инновационный областной образовательный центр, Дом юношества «Жастар» для выпускников областных детских домов, обучающихся в системе профессионального образования, детский учебно-образовательный центр «Жулдыз», ставший настоящей Меккой детского общественного движения Казахстана и стран СНГ. Начиная с 2000 года, Акмолинская область становится центром проведения многих республиканских и международных социально-педагогических мероприятий и проектов: международных саммитов и форумов лидеров детского общественного движения «Дети ХХI века: на пути к культуре мира», «Дети Казахстана: диалог о времени и о себе», различных спартакиад, педагогических форумов, конкурсов и пр. 2003 году на базе областного Детского оздоровительного центра «Жулдыз» с огромным успехом прошел первый республиканский конкурс учителей сельских школ. Шамшидинова Куляш Ногатаевна, вице-министр МОН РК, Почетный гость первого республиканского конкурса учителей сельских школ в ДУОЦ «Жулдыз» (2003 г.) В целях защиты прав и законных интересов детей, профилактики детского социального сиротства, безнадзорности и преступности расширяется и значительно укрепляется сеть и материально-техническая база детских домов, повсеместно создаются региональные (районные и городские) детские приюты, восстанавливается сеть коррекционных организаций образования, создаются условия для функционирования детских летних оздоровительных лагерей, прежде всего при детских домах, открывается детский оздоровительный лагерь «Звездный». развивается сеть дополнительного образования и детского общественного движения. Решение сложных проблем реформирования, развития системы образования области в новых социально-экономических условиях с сохранением и приумножением ее организационно-педагогического потенциала было бы невозможно без опытных, инициативных и ответственных руководителей районных и городских отделов образования и областных детских учреждений. С огромной благодарностью следует отметить в этом плане заслуги перед отечественным образованием Игенбаева Балкена Игенбаевича, заведующего отделом образования Целиноградского района. Дауешева Еркина Дауешевича, заведующего отделом образования Аккольского района (1987-2002 гг.), Могильного Леонтия Ивановича, заведующего РОО Астраханского района (1976-1996 гг.), Забудько Людмилы Викторовны (1998-2004 гг.), заведующей РОО Астраханского района, Федоровой Розы Шакировны, заведующей Аршалынским районным отделом образования (1986-2003 гг.), Сарымбетовой Галии Сальменовны, заведующей Ерейментауским отделом образования, Жуматовой Зои Кендыбаевны, заведующей Егиндыкольским районным отделом образования (1994-2012 гг.), Оспанова Муталлапа Тленовича (1990-1995 гг.), Тажина Нурлана Есиркеповича, заведующих Коргалжинским районным отделом образования (1995-1977 гг.), Клюшникова Сергея Ивановича, заведующего Сандыктауским районным отделом образования (2003-2009 гг.), Жусупова Бейбута Айтымовича, заведующего Зерендинским отделом образования (с 1999 завРОО Зерендинского района, в настоящее время руководитель отдела образования г. Кокшетау), Кима Эдуарда Героковича и Егизбаева Сеилбека Жумабековича, заведующих Жаркаинским отделом образования, Финка Владимира Карловича, заведующего отделом образования Есильского района, Балтабекова Сансызбая Кашеновича, заведующего Енбекшильдерским районным отделом образования (1996-2007 гг.), Гамазова Валерия Георгиевича, заведующего Щучинским (Бурабайским) отделом образования (1997-2015 гг.), Токмурзину Гульбаршын Кубиевну, заведующую Жаксынским районным отделом образования. Особые слова признательности и благодарности в становлении и развитии системы образования области на уровне лучших международных стандартов следует адресовать Гребневой Вере Николаевне, заведующей отделом образования города Степногорска, заслуженному учителю СССР, Почетному работнику образования Республики Казахстан (1985-1999 гг.). Золотыми буквами вписаны в историю не только Акмолинской области, но и Казахстана имена заслуженных директоров областных детских домов: Шаврина Михаила Яковлевича, более 30 лет возглавлявшего вначале Сандыктауский детский дом, а затем Урюпинский детский дом, Ковалевой Веры Степановны, более 20 лет возглавлявшей Аккольский детский дом, Господаря Анатолия Юрьевича (1982-2005 гг.), Муллагалиева Юнуса Юнусовича, директора Урюпинского детского дома (1999-2010 гг.), Шаврина Владимира Михайловича, директора Сандыктауского детского дома, Темирбулатова Сагадата Даировича, директора Жолымбетского детского дома, Сахневич Раисы Анатольевны, директора Степногорского детского дома, Господаря Анатолия Анатольевича, директора Есильского детского дома (2005-2013 гг.), и многих других верных друзей детства. Важным историческим событием в системе образования Акмолинской области стало открытие в 1999 году при поддержке акима области Кулагина Сергея Витальевича Дома юношества «Жастар» по проекту Сары Алпысовны Назарбаевой, Первой леди нашего государства, для выпускников детских домов, обучающихся в профессиональных учебных заведениях. Первым директором ОДЮ «Жастар» был Куценко Константин Петрович, инициативный, заботливый и ответственный руководитель. Успехи реформирования системы образования с сохранением и приумножением ее качественного потенциала с позиций соответствующего содержательного, методического и кадрового обеспечения во многом были обусловлены высоким уровнем работы областного Института повышения квалификации педагогических кадров, возглавляемого более десяти лет (1994-2008 гг.) прекрасным педагогом-руководителем Мукашевой Фаиной Ешмухановной, Отличником образования СССР, Почетным работником образования РК. В первые годы своего суверенитета молодому государству важно было особое внимание уделять подрастающему поколению, воспитанию юных граждан не просто патриотами и высокообразованными людьми, а гражданами с высоким потенциалом нравственной духовности, культуры, правосознания, осознанной потребности творческой самореализации на благо Родины, добра и справедливости, дружелюбия, высокой ответственности за свои дела, поступки, здоровый образ жизни, выбор профессии, за свою активную жизненную позицию! В решении вышеназванных целей и задач воспитания детей и молодежи первостепенная роль принадлежала, конечно же, системе образования, структурам, нацеленным на решение проблем детского досуга, творчества, поддержки детских социальных инициатив и детского общественного движения. При этом, конечно же, ведущую роль в решении актуальных и первостепенных проблем воспитания юных казахстанцев высококультурными, творческими, социально активными и ответственными гражданами играли педагоги дополнительного образования по своему новому официальному статусу, но фактически, главнейшего по своему сущностному назначению – воспитывать творческих и ответственных, счастливых и нравственно возвышенных, успешных юных граждан молодого государства, уверенных в своем светлом будущем! Дань огромного уважения и признания за педагогический подвиг в сфере внешкольного (дополнительного) образования и организации детского досуга в областном масштабе заслуживают: Шанкулова Саруар Смагуловна, директор Акмолинского областного Дома детского творчества (г. Кокшетау), Скляров Владимир Владимирович, директор Детского оздоровительного центра «Жулдыз» и ДОЛ «Звездный». В 2006 году впервые в системе образования создается специальный орган по защите прав и законных интересов детей, вначале в структуре Министерства образования и науки – Комитет по охране детства, а впоследствии во всех регионах – Областные департаменты по защите прав детей. Дмитриенко Елена Александровна переведена в Комитет по охране прав детей МОН РК (январь 2007 г.). В целях усиления физического воспитания и спортивной деятельности школьников, активизации патриотического воспитания и подготовки молодежи к защите Родины был создан областной Центр физического воспитания и начальной военной подготовки школьников. Особый вклад в становление этого Центра внес Свирков Алексей Михайлович, профессиональный спортсмен, Отличник образования РК. По его инициативе и активном участии вошли в практику и стали традиционными спартакиады учащейся молодежи «Жастар» и «Кезен» среди учащихся колледжей. «Устаз» среди преподавателей колледжей, по национальным видам спорта и настольным играм, а также спартакиады среди детей с ограниченными возможностями «Спешиал олимпикс». Особой популярностью и востребованностью среди молодежи стали военно-спортивные игры «Жас Ұлан» среди школьников- юнармейцев и «Сункар» среди учащихся профессиональных учебных заведений. В этот важный период реформирования и бурного развития системы образования страны руководство управления образования Акмолинской области возглавлял Ибраев Марат Умербаевич (январь 2008 по июль 2013 г.). Марат Умербаевич – прекрасный учитель физики, образцовый директор школы, более 10 лет возглавлял отдел образования г. Кокшетау, 2004-2005 гг. – заместитель директора Областного института повышения квалификации по обучению государственных служащих, 2005-2008 гг. – директор Регионального центра переподготовки и повышения квалификации государственных служащих при акимате Акмолинской области, 2008-2013 гг. – начальник управления образования Акмолинской области. Большое внимание уделяется совершенствованию системы управления качеством знаний. Стартуют пилотные проекты 12-летнего образования и региональная программа инклюзивного обучения детей с особыми нуждами. Бурными темпами идет строительство новых современных объектов образования. Возрождаются детские дошкольные учреждения на принципиально новой методологии на основе инновационной республиканской программы дошкольного образования «Балапан». Бурными темпами развивается система технического и профессионального образования на принципах дуального обучения, социального партнерства с работодателями, международного сотрудничества в соответствии с мировыми стандартами. Заметно сокращается количество социальных сирот и детей. Уходят в историю ранее временно созданные детские приюты, департаменты по защите прав детей. Новый статус приобретает ДОЦ «Жулдыз», становясь детским учебно-оздоровительным центром по типу детского санатория-профилактория для детей с ослабленным здоровьем. С 2013 года по настоящее время управление образования Акмолинской области возглавляет Избасарова Балым Сабетовна, филолог, в первые годы Независимости РК успешно руководила отделом образования Атбасарского района, затем была заместителем акима Сандыктауского района, начальником управления внутренней политики акимата Акмолинской области, заместителем акима Буландынского, Целиноградского районов, Почетный работник образования РК. В следующем разделе дан детальный анализ состояния системы образования Акмолинской области с позиций 2016-го, юбилейного года в честь 25-летия Независимости Республики Казахстан.

Журнал "Жасstar", №1-4 (47-50) 2016 г. г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-4 (47-50) 2016 г.

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

СЕЙЧАС
30.01.2017 - 30.11.2017
Курсы по детской хореографии и вокальному мастерству

СКОРО
25.10.2017 - 27.10.2017
«Агрофорум молодых 2017: достижения молодых любимой Родине!»

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2017 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум