Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

Как помочь подросткам преодолеть возрастные и ситуационные кризисы

Жизненный путь человека часто сравнивают с движением реки: то она спокойна и нетороплива, то вдруг бурные повороты, а кое-где глубокие ямы. Состояние и ощущение, что ты находишься в «глубокой яме», насыщено разными эмоциями: страхом, чувством обиды, виной, злобой, беспомощностью, отчаянием, одиночеством, безнадежностью. Такое состояние называется кризисом. А кризис – это душевное расстройство, вызванное длительной неудовлетворенностью человека собой и своими взаимоотношениями с окружающим миром.
Кризисы подростка связаны с возникающими новообразованиями, среди которых центральное место занимают «чувство взрослости» и возникновение нового уровня самосознания, стремление получить признание факта их взросления. У подростка появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Подросток начинает ограждать многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними, чтобы отстаивать свои новые права. Также подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Основным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляется половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.
Базальная потребность подросткового возраста – ПОНИМАНИЕ.
Вспомним старый фильм «Доживем до понедельника». Представление о счастье герой фильма смог отразить в одной фразе: «Счастье – это когда тебя понимают». Подавляющее большинство подростков, находясь в кризисной ситуации и не найдя понимания у близких, хотят избавиться от невыносимой душевной боли и не видят выхода.
У подростков с деструктивными чертами характера довольно часто формируются психологические установки и фантазии в отношении того, что смерть – это «временный сон», «долгожданный покой» и т.д. С такими установками в отношении смерти существует гораздо более высокая вероятность восприятия ухода из жизни, как формы продолжения диалога с людьми, с которыми у подростка складываются конфликтные или созависимые отношения.
На самом деле смерть – это единственная ситуация, когда поправить что-либо уже нельзя и любое продолжение диалога бессмысленно ввиду «отсутствия» второй стороны.
Причинами суицидальных попыток могут быть:
• желание получить облегчение от невыносимого психического состояния или вырваться из безвыходной ситуации;
• попытаться заставить людей понять, какое отчаяние они переживают;
• заставить кого-то раскаяться или отомстить кому-то; повлиять на кого-то или изменить чьи-то взгляды;
• показать, как сильно они любят кого-то, или выяснить, любит ли их в действительности кто-то;
• поиск помощи.
Когда взрослый знает об особенностях подросткового возраста, он может поддержать подростка и помочь ему справиться с кризисами. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами:
• не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать, говорите о реальной помощи;
• помогите найти людей или места, которые могли бы снизить негативный стресс;
• подростку необходимо соблюдать режим дня, заниматья подвижными видами спорта, т.к. спорт может улучшить настроение. Регулярные тренировки могут быть столь же эффективным лечением депрессии как антидепрессанты. 40 минут фитнеса вполне достаточно, чтобы вернуть позитивный настрой.
Во-вторых, на самое высокое место в жизни поставьте труд, в особенности, работу по призванию, гордость за умение и мастерство. У Билла Гейтса трое детей. В их воспитании самый богатый человек планеты руководствуется строгими правилами: дети должны работать и пробиваться в жизни сами. Свое многомиллиардное состояние Гейтс намерен потратить на благотворительность. Детям же он решил оставить в наследство лишь 0,2% от него и ни цента больше. Чтобы не вырасти аморфными и бездеятельными, подростки должны иметь представление о реальной жизни, убежден Билл Гейтс.
В-третьих, покажите, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его (ее) за эти чувства. Например, можно спросить:
«Чувствую, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить»; «Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом»; «Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять»; «Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом»;
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить».
• Помогите ему (ей) понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
• Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, наутро ты почувствуете себя лучше».
• Постарайтесь познакомиться с друзьями своих детей, приглашать к себе домой.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами. Важно умение как можно дольше и чаще поддерживать разговор, поскольку это развивает взаимоотношения между ребенком и близким взрослым. И тогда уверенность в отношениях послужит опорой взрослеющим детям при столкновении с трудностями.
Жанбота АБДРАХМАНОВА,
психолог, Назарбаев Интеллектуальная школа
г. Астаны

Журнал "Жасstar", №3-4 (45-46) 2015 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум