Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Будущее за профессионалами

Актуальные проблемы подготовки профессиональных педагогов

Основной Закон независимого Казахстана, утвердивший 30 статьей Конституции государства систему образования, вносит огромный вклад во вхождение страны в мировое образовательное пространство. Сегодня, когда формируется новый нейромир, начинает осуществляться новая парадигма технологизации и коммуникативной информатизации, становится приоритетным направлением готовность структуры казахстанского образования стать одной из конкурентоспособных систем в европейском образовательном пространстве.
Уровень развития любого государства, его направление зависит от возможностей внутренней экономической стратегии. Интенсивное продвижение вперед экономики Казахстана за годы независимости, удовлетворение запросов внутреннего рынка труда за короткий период времени, постановка новых целей для создания «умной» экономики обязывают отрасль образования развиваться в этом же направлении.
Производство казахстанской экономикой отечественных брендов, необходимость перехода предприятий в условиях рыночного труда на выпуск качественных товаров для экспорта открывают новое образовательное пространство для подготовки конкурентоспособных, профессиональных специалистов.
Долгосрочная стратегия Главы государства Н.А. Назарбаева «Казахстан-2050» – это необходимая комплексная программа, которая помогает экономике нашей страны находиться на уровне сильнейших государств в период эпохи третьей индустриальной революции в мире. Сегодня, чтобы дать ответ быстро меняющейся общественно-политической, экономической, социальной системе всемирной конфронтации, нужно отделить концептуальные принципы политики образования от условностей и стереотипного формализма.
В последнее время, видя эти проблемы приоритетными, система технического и профессионального образования начала вносить свой посильный вклад в развитие казахстанской экономики. Нужно отметить, что Департамент модернизации технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан проводит огромную работу по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда нашей страны. Большие возможности в структуре технического и профессионального образования работать в новом направлении дают тщательно изученные, исследованные министерством, получившие широкое обсуждение нормативно-правовые законодательства, постановления, правила, различные приказы, инструкции, необходимые для создания качественной формы и содержания профессионального образования в целом.
В структуре подготовки специалистов педагогических кадров послесреднего профессионального образования только за последнее время появились такие документы, как «Концептуальные основы развития детей раннего возраста», «Концептуальные направления обновления системы контроля в области образования и науки», «Стратегический план Министерства образования и науки РК на 2014-2018 годы», «План мероприятий по реализации основных направлений по развитию в области образования и науки на 2014-2018 годы», которые, несомненно, внесут большой вклад в достижение нового уровня качества образования.
Работы, проводимые по «Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы» и государственной программе «Балапан-2020», уже сегодня показывают свои положительные результаты. Благодаря финансовым средствам, выделенным государственными программами, повысился педагогический потенциал, материально-техническая база во всех учебных заведениях, входящих в структуру системы технического и профессионального образования, стала соответствовать современным требованиям времени.
Доказательством тому, что техническое и профессиональное образование играет огромную роль в усилении государственного экономического потенциала, стала проведенная в Парламенте Сената Республики Казахстан 26 сентября 2014 года научно-практическая конференция «О состоянии и перспективах развития системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан и мерах по его законодательному обеспечению». Изменение законодательных проектов согласно новым требованиям, необходимость поддержки на государственном уровне специалиста со средним профессиональным образованием гарантирует основательное и качественное изменение структуры образования.
Одним из важнейших факторов решения стратегических целей на государственном уровне является обучение казахской молодежи южного региона в профессиональных учебных заведениях (университеты, колледжи) северных областей Казахстана, создание возможности для обоснования их в северных регионах. Воспитание национальных кадров, в том числе и молодежи, получившей техническую специальность, – это и есть достижение масштабных, прагматичных целей. И мы уверены, что выделенные ассигнования дадут свой результат.
Работа, проводимая педагогическими колледжами по подготовке специалистов для отрасли образования, имеет свои определенные сложности. В сравнении с мировым профессиональным уровнем образования педагогические колледжи, адаптированные к специальности, осваивающие современные педагогические технологии, инновационные информационные методики, новшества в отрасли акмеологии и аксеологии, показывают свой прогрессивный потенциал развития.
Они осуществляют на деле реализацию государственного общеобязательного стандарта образования, выполнение типового учебного плана, исполнения педагогического кредо и прогрессивных форм профессионального мастерства. Педагогические колледжи проводят на высоком уровне плодотворную работу по подготовке таких специальностей, как: 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение», 0102000 «Организация воспитательной работы», 0103000 «Физическая культура и спорт», 0105000 «Начальное образование», 0108000 «Музыкальное образование». В этом отношении педагогические колледжи, еще с давних времен ставшие фундаментом образования, сохраняющие принципы квадрилиума, тридилиума, находятся на переднем рубеже по применению эффективных методов инновации и технологии, прогрессивных достижений мирового образования.
В ХХІ веке сделать большие открытия, внести революционные преобразования в мироустройство образования невозможно. Да и в этом нет необходимости.Главная цель и задача системы профессионального образования – это воспитание высокоинтеллектуального, здравомыслящего человека, соответствующего гуманистическим принципам современного гражданского общества, подготовка квалифицированного специалиста, который полностью отвечает за экономико-индустриальное, формационное развитие этого общества. Для выполнения этих целей и задач необходимо подготовить самые выгодные формы и содержание образования. За последние 24 года созданы бесконечные реформы, придуманы многочисленные программы. Но при реализации и выполнении этих реформ проявили формальность и халатность. Можно привести множество субъективных и объективных причин этого.Тем не менее в подготовке педагогических специальностей есть много вопросов, на которые необходимо обратить внимание, в особенности на некоторые из них.
На сегодняшний день одной из основных проблем на мировом уровне является трудовая миграция. Это признак того, что лестница развивающейся цивилизации на постиндустриальном пространстве начала подходить к финалу своего развития и всемирные ресурсы сырья стали иссякать. И в это веяние нового века вовлечены все государства. Поэтому подготовка невостребованных, лишних специалистов – это невосполнимая ошибка в политике трудовой миграции. Переходить к принципу подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, нужно приняв во внимание человеческий капитал государства, обсудив возможности его экономического развития. Наступило время начать модернизацию магистерской, PhD структуры образования в университетах и академиях, дать главное направление для развития науки, нанотехнологии, инновации, перевести систему образования колледжа по подготовке специалистов на уровень прикладного бакалавриата, который присваивался бы педагогическим колледжам в зависимости от их статуса.
В Казахстане 70-75% школ, входящих в систему общего среднего образования, находятся в сельской местности, большинство из которых входят в структуру малокомплектных школ. С давних времен подготовку специалистов для отрасли начального образования, являющихся фундаментальной основой учреждений образования, ведут педагогические колледжи. К этому нужно добавить внесенный вклад программы «Балапан», открывшему в аулах, селах и поселках миницентры, благодаря чему увеличилась подготовка специалистов по дошкольному образованию.
Для подготовки профессиональных специалистов по этим двум специальностям в педагогических колледжах собран очень эффективный, конструктивный опыт, с определенными методологическими принципами, дидактиктическим материалом. Хотя бы по этим двум специальностям необходимо начать подготовку специалистов по системе прикладного бакалавриата. Именно в этом направлении надо идти на свободный и смелый эксперимент. Для воплощения профессионального стандарта образования желательно держаться этой основной цели.
Отрадно, что в техническом и профессиональном образовании начали применять зарубежный опыт сертификации. В этом направлении нужно дать достойную оценку работе АО «Республиканский научно-методический центр развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации» при Министерстве образования и науки Республики Казахстан.
Заложив впервые основу независимого определения квалификации в отрасль профессионального образования в нашей стране, они и сегодня уделяют большое внимание качественности этого направления. Только необходимо утвердить нормативно-правовую базу этой работы. Например, при приеме на работу специалистов требовать сертификат квалификации, а также было бы правильным и эффективным решением проводить сертификацию после решения госудаственной аттестационной комиссии.
Я считаю, что нужно создать условия и возможности для преподавательского состава, входящего в структуру технического и профессионального образования, свободно заниматься научно-педагогической, научно-инновационной, научно-методической работой. У педагогов нет свободного времени из-за годовой учебной нагрузки, поэтому занятость их научно-исследовательскими работами очень низкая. В связи с этим, чтобы свободно заниматься наукой в системе магистратуры и PhD, необходимо специальное правовое законодательство. Было бы верным решение внести в законодательство правила о назначении специальной стипендии или сохранении заработной платы для научно-экспериментальных опытов преподавателей, занимающихся наукой и разрабатывающих учебники, учебно-методические комплексы для системы магистратуры и PhD.
Система технического и профессионального образования – это сложная структура. Этой отрасли большое внимание начало уделяться только в последние годы. Число колледжей стало увеличиваться благодаря вхождению в их структуру профессиональных лицеев. Вместо общеобразовательных стандартов начали внедряться профессиональные стандарты. Работа этой структуры стала усложняться во всех направлениях. Перед нами стоит огромная, содержательная работа по качественному воплощению профессиональных стандартов, учебных программ, типовых учебных планов, формированию профессиональной дидактики, достижению всестороннего совершества профессиональной педагогики. Поэтому освоить это большое пространство департаменту модернизации технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан очень сложно. И я думаю, что в этом случае, чтобы оказать департаменту помощь в работе, подготовить дидактику профессионального образования, заложить научную основу, нужен отдельный исследовательский институт профессионального образования. Этот вопрос – требование сегодняшнего дня.
Один только пример: нам никто не готовит профессиональные учебники, учебно-методические комплексы. Обучить наших преподавателей разрабатывать учебники, учебно-методические комплексы – это уже большая работа.
Мы полностью изучили зарубежный опыт в профессиональном образовании. В последние 
8 – 10 лет у нас была возможность свободно оценить американскую, европейскую, восточно-азиатскую систему образования. Сегодня мы должны поставить цель для создания отечественной, т.е. казахстанской парадигмы системы технического и профессионального образования. Если изучить вышесказанные предложения, пойти на прагматичную точность, подготовить соответствующую концепцию мероприятий, то качественный уровень и квалификационный рейтинг системы профессионального образования стал бы намного выше.
Нуртас Ахат,
директор казахского педагогического колледжа
им. Ж. Мусина, кандидат филологических наук,
член-корреспондент АПН РК,
г. Кокшетау, Акмолинская область

Журнал "Жасstar", № 2 (44) 2015 2015 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум