Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Вопросы методики

Детский музей как фактор формирования исторического мышления детей в контексте современных проблем музейной педагогики (зарубежный опыт)

 Процессы, происходящие ныне в нашем обществе, сложны и неоднозначны. С одной стороны, это демократизация политической и общественной жизни, освободившая музеи от давления идеологии и прямого вмешательства органов управления в музейную практику. 
 С другой стороны, рыночная экономика, диктующая свои законы, поставила музеи перед фактом выживания. С третьей же стороны, музеи - это всегда социальный заказ самого общества, а вернее тех, кто его формирует. 
 Таким образом, оказавшись в суровых перипетиях сегодняшнего дня, к музею предъявляются и серьезные требования - основное из них: органичное сочетание всего многообразия национальных, социальных, духовных и культурных аспектов жизни социума. 
 Говоря о музеях вообще, нельзя не отметить, что в ХХI веке в связи с процессами неудержимой демократизации нашего общества все большее внимание прогрессивной общественности уделяется вопросам воспитания подрастающего поколения. «Издержки» демократии привели к тому, что зачастую в стремлении «жить красиво» наши дети теряют свое национальное «лицо», становятся приверженцами космополитизма. Нравственные и духовные ценности частью молодежи все больше ставятся под сомнение, переоцениваются. К сожалению, средства массовой информации, сами того не осознавая, вносят свою не всегда благовидную лепту в дело воспитания детей и подростков. 
 Что же предлагается нашим детям? 
 Писатель Юрий Бондарев ответил на это так: «Культуру Запада сплошь загромоздили грозные символы века: преступность, мафия, рак, наркотики, террор, сексуальная революция, наконец, СПИД. Все эти «прелести» больной цивилизации постепенно импортировались к нам, и «философски» встреченные плюралистами, либералами, они закрепились у нас в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. И произошло апокалиптическое нарастание всеобщего разврата мысли, повальное поглупение, усадочная деградация общества... Втаптывают в грязь человеческую душу, стыд, совесть, нашу великую культуру». 
 Конечно, можно с недоверием отнестись к словам уважаемого писателя-фронтовика, но на ситуацию разрушения, царящую ныне в обществе, прикрыть глаза, как говорится, невозможно... Так же, как и на ситуацию созидания, причем основу его составляет «любовь - к родному краю, родной культуре, к родной речи. Начинаясь с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе и постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Эти слова, принадлежащие русскому просветителю Дмитрию Лихачеву, как никогда созвучны нашему времени. 
 В условиях противостояния различных систем ценностей приоритетным центром воспитания и образования подрастающего поколения детей и подростков призван стать, на наш взгляд, музей - своеобразный спутник в море жизненных ориентиров, способствующий социальному и интеллектуальному развитию, духовному росту и внутренней гармонии детей и подростков. Ситуацию последнего десятилетия музейные специалисты во всем мире определяют как детский музейный бум, вызвавший к жизни такое новое понятие, как «детский музей». Хотя нужно оговориться, сказав, что корни этого понятия уходят в постоктябрьский период, а именно в 20-30-е годы XX cтолетия, и связан он с появлением т.н. «авторских» музеев, поскольку во главе создания и реализации идеи детского музея стояли люди талантливые и неординарные, энтузиасты своего дела. Но в силу их неординарности, с одной стороны, и преждевременности, с другой, судьба детских музеев была драматичной и они не получили своего развития в то время. Видимо, по содержанию и форме своего воплощения эти идеи казались достаточно смелыми. 
 Попытаемся кратко охарактеризовать их. 
 Детские музеи возникли в советской школе на волне реформ педагогической системы. Безусловно, их было трудно отделить от школьных, создание которых было направлено на удовлетворение детских потребностей в игре и детском творчестве. Они стали средством выявления инициативы личности и коллективного творчества. Эту модель музея назовем музеем-мастерской. 
 Черты подобного музея видны в деятельности первого в России Детского клуба, созданного «Сетлементом» - обществом, основанным в 1905 году группой педагогов во главе с С.Т. Шацким, Л.К. Шлегер и А.У. Зеленко с целью ведения культурно-просветительной работы среди детей из малообеспеченных семей. Созданию клуба предшествовала поездка Александра Устиновича Зеленко, художника, архитектора и педагогав Америку, где он и познакомился с идеей «сетлементов», а также предложил собственную концепцию детского музея, не знавшую аналогов ни в то время, ни в последующие десятилетия. 
 В клубе, также получившем название «Сетлемента», по вечерам собирались дети с окраин города Москвы для бесед с сотрудниками клуба и занятий в разнообразных кружках. Дети 8-9 лет занимались лепкой, иллюстрировали сказки. Группа мальчиков 8-11 лет пробовала свои силы в этнографических постройках. При клубе была устроена и комната, называемая «музеем», в которой собирались коллекции по ботанике и зоологии, были устроены полки для детских работ. Сам Зеленко считал, что ребенок познает мир через все органы чувств, а т.н. «чувственная грамотность» ребенка формируется «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного». Это должно вызвать у ребенка острое желание что-нибудь сделать собственными руками. Но, несмотря на то, что его идея Детского музея-дворца получила поддержку работников Наркомпроса, проект, опередивший время, так и не был реализован. В 1908 году общество «Сетлемент» было закрыто из-за попыток «проведения социализма среди маленьких детей». 
 Труд и ценные мысли создателей первых детских музеев не пропали даром. Перестройка, начавшаяся в СССР в середине 1980-х годов, и всеобщая демократизация жизни в России раскрыли ценность и бессмертие идей педагогов-теоретиков, важность кропотливой работы музееведов-практиков, прежде всего, в области культурно-образовательной деятельности. Особенно в 1990 годы, отчасти под влиянием идей зарубежных коллег, определяющих детский музей как «место сосредоточения детской культуры» и синтезирующий в себе по их понятиям качества музея, школы, детской площадки, клуба и Диснейленда, но более в силу обстоятельств, у нас начинают создаваться самостоятельные детские музеи и музеи (центры) при традиционных музеях. Теперь они существуют во многих городах: Москве, Санкт-Петербурге, Зеленограде, Владимире, Карабихе (Ярославской обл.), Смоленске, Гагарине, Новгороде, Нефтегорске (Самарской обл.), Ноябрьске (Тюменской обл.), Каргополе, Череповце, Хабаровске, Петрозаводске (Карелии). 
 Эта тенденция ясно обозначилась благодаря проведению Первой Всероссийской конференции детских музеев, прошедшей в Ярославле в апреле 2001 года. Можно без преувеличения сказать, что на сегодняшний день детские музеи, пожалуй, становятся одними из самых динамичных и популярных групп, изменяющие представление и пределы традиционного музейного мира и существенно обновляющие всю систему образования - от низших ее ступеней (период дошкольного детства) - до верхних, включая образование взрослых. 
 В то же время идея специализированного музея для детей по-прежнему вызывает неоднозначное отношение со стороны музейщиков и в России и за рубежом. Думается, что главная причина этого - неприятие «непонятого», ибо в лице детского музея и специалисты, и посетители встречаются с явлением малознакомым и отчасти скандальным, нарушающим традиционные представления о музее как хранителе ценностей. В основу феномена «детский музей» заложено немало своеобразных «мин», подрывающих представление о нем как о музее. 
 Во-первых, став благодаря множеству качеств альтернативным, и при этом весьма эффективным образовательным институтом, детский музей признает возможность опираться не на подлинник (как это принято в музейной практике), а на любой предмет, коль скоро он служит целям образования. Следствием этого является второстепенное значение, вплоть до полного отсутствия, функций хранения и научного исследования коллекций, которых может просто не быть в этом своеобразном музее. Но то, что образование строится на предметной основе и в предметной среде, дает право детскому музею называться музеем. 
 Во-вторых, наличие образовательного пространства, которое специалисты называют интерактивным или игровым. Главным инструментом познания здесь становится пространство свободы, а главным инструментом познания сам ребенок, его физические действия и движения, опыт манипулирования с предметами, его собственный эксперимент. Подобное свободное пространство апеллирует к уникальности каждого ребенка, к его индивидуальным способностям, к его предшествующему опыту, знанию и стилю обучения. 
 Сегодня существуют две модели детского музея - американская и европейская. 
 В американской модели акцент, безусловно, делается на первом слове - детский. Первостепенная задача американских музейных педагогов - погружение ребенка в стихию игры и приключений, помогающих незаметно для себя приобретать знания и делать открытия. (Не случайно многие американские музеи носят название «комната открытий»). Следовательно, игровые методы и игровое пространство выходят там на первый план. Примером подобного пространства может служить экспозиция одного из старейших детских музеев мира - Бостонского детского музея под названием «Дом дедушки и бабушки», а также экспозиция «Загадки истории» детского музея г. Индианаполиса, где представлены деревянная хижина переселенцев (1830), городская улица начала XX века (1900) и французский магазин для торговли пушниной. В Индианаполисе также экспонируется действующая карусель конца XIX века, на которой, естественно, можно покататься. Формы общения с подобными экспозициями различны - забраться в почтовую карету, покрутить руль старинного автомобиля, надеть платье из времен прабабушек или костюм вождя индейского племени, изготовить самим традиционное украшение, размолоть зерно в деревянной ступке. 
 В европейской модели акцентируется слово «музей». Здесь в отличие от американской большое значение придается не только образовательной, но и музейной ценности экспоната. Интерактивность проявляется не так последовательно в экспозициях, будучи лишь сопутствующей. Далеко не все экспонаты можно трогать, а экскурсовод или музейный педагог остается порой весьма важным персонажем музейного занятия. 
 Для музеев Европы с их приоритетом музейного предмета одной из центральных является идея погружения в определенную историческую реальность, в культурный контекст. Проекты дают возможность детям через соприкосновение с воссозданной реальностью, атмосферой «другой жизни» ощутить свою причастность к собственной истории и культуре, а также к культуре других стран и народов. 
 Конечно, разделение всего многообразия детских музеев на американскую и европейскую модели весьма условно, тем более, что в Европе есть музеи, созданные по американскому образцу, и наоборот. Обратимся к конкретному примеру, подтверждающему приверженность немецких специалистов «американской модели». 
 Один из выставочных проектов Детского музея-мастерской «Калейдоскоп» во Франкфурте-на-Майне, возникшем в 1990 году, - проект «Путешествие. Встреча с неизведанным» - опирался на собственный опыт детей, связанный с путешествиями, призванными расширить их представление о «другом» - странах, народах, культурах. 
 Путешествие по выставке начиналось с помещения, в котором находилось 10 различных чемоданов и дорожных сумок (как старинных, так и современных) и набор всевозможных вещей, которые обычно берут в дорогу. Задачей ребенка было самостоятельно собраться в путь. На первом пункте, где выдавались «настоящие» документы с официальной печатью и заполнялась декларация, осуществлялся паспортный контроль. 
 На следующем - дети знакомились с условиями путешествия (на примере Индии и Марокко). Далее нужно было выбрать транспорт и взять билет. В ходе продвижения по выставке дети посещали марокканский дом с подлинными предметами быта, обстановкой, одеждой. Еще одной остановкой в путешествии была мастерская, где можно было попытать свои силы в «другой» письменности (как от руки, так и на печатных машинках). И, наконец, завершалось путешествие изготовлением различных сувениров из кожи - браслетов, кошельков, поясов в традиционной индийской и марокканской манере. 
 На наш взгляд, эта игра-путешествие в прошлое «других» стран и народов способствует воспитанию в ребенке уважительного и терпимого (толерантного) отношения к ценностям «другой» культуры, которая ничуть не хуже, чем своя собственная. Просто она «дальше» от нас во времени и в пространстве. 
 Эта идея нашла свое удивительное воплощение в деятельности детского интерактивного музея – Дом сказок «Жили-были», учрежденного Благотворительным фондом «Русская семья» в 1995 году в Москве. 
 Итак, подытоживая вышесказанное о детском музее, можно выделить устойчивые черты и особенности, которые он приобрел в процессе своего развития как в нашей стране, так и за рубежом: 
• это адресный музей, ориентированный на ребенка (а таковым считается человек, не достигший 18 лет) и семейного посетителя. Этим обуславливается его специфика и нацеленность на интересы и потребности этой аудитории; 
• это образовательный музей, причем параллельно функции образования, выполняющей здесь главенствующую роль, приоритетной для детского музея, решается проблема социализации подрастающего поколения; 
• это интерактивный музей, который не может реализовать себя лишь в форме «витринных» экспозиций, как бы привлекательны они ни были для ребенка. Создавая свои проекты, сотрудник детского музея заранее продумывает, как можно организовать взаимодействие аудитории с экспозицией. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя. Там, где этого нет, нет детского музея. 
 А значение музейной педагогики как научной дисциплины определяется тем, что она дает музейному специалисту богатейшую палитру методологических приемов и широчайший диапазон возможностей, позволяющих осмыслить все виды деятельности музея в педагогическом аспекте и тем самым повысить уровень его образовательного воздействия. 
 По материалам сайта http://bibliofond.ru/download_list.aspx?i

Журнал "Жасstar", №4 (42) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум