Социальные функции музея
Александр ПЯТКОВ, вице-президент ОО СДОО «Жулдыз», г. Кокшетау, Акмолинская область |
Важной задачей общей теории музееведения является также определение социальных функций музея.
Однако сегодня явственно обнаруживается насущная необходимость определения не только музейных функций, но и более широкого, обладающего философской значимостью понятия «миссия музея». Представляется, что миссия музея в современном мире - это генерирование культуры настоящего и будущего на основе сохранения и актуализации всех элементов наследия. В последние годы значительная часть музееведческих статей посвящалась проблеме определения социальных функций музея, которые определяются общественным его назначением, ориентацией музейной деятельности на удовлетворение общественной потребности, на выполнение «социального заказа». К определению социальных функций музея исследователи также подходят с разных точек зрения: с позиций философии, культурологии, социологии и т.д. Отсюда множественность взглядов на эту проблему. Некоторые
исследователи сужают число выделяемых функций до двух, другие расширяют этот круг, перечисляя до 6-7 функций. Сталкиваясь с различными точками зрения в музееведческой литературе, читатель может посчитать эти взгляды крайне противоречивыми. Попытаемся разобраться, так ли это на самом деле. Музееведение традиционно выделяет две основные социальные функции музея - документирования и образовательно-воспитательную. А. М. Разгон выделил четыре основные функции:
документирования, охранную, исследовательскую и образовательно-воспитательную. Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя таким образом понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, т.е. нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), эстетическую, информационную, функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е гг. ориентацией музеев на организацию досуга населения, Д. А.Равикович предложила выделить рекреационную функцию. ИКОМ включил в перечень социальных функций музея хранение, экспонирование, воспитание, обучение и наслаждение. Однако весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных уже названных функций - документирования и образовательно-воспитательной. Так, документирование предполагает хранение и исследование источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга понимается как часть
воспитания личности и т.д. Таким образом, многообразие взглядов отражает не противоречивость подходов к определению функций музея, а стремление исследователя к большей детализации в ходе их описания. Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и
общества посредством сбора и сохранения специфических документов - музейных предметов. Эта функция связана с обязательным сбережением музейных источников, т.е. с охранной функцией, и с их изучением, т. е. с исследовательской функцией. Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества. Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными
(аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их
хранения и изучения. Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными
запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно- образовательной работы музеев. Однако в связи с утверждением коммуникационного подхода в
музееведении наметилась тенденция определить третью из основных функций музея - коммуникационную. Под коммуникационной понимают функцию удовлетворения духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Сегодня существует точка зрения, в соответствии с которой музей способен сыграть важную роль в преодолении прогнозируемого коммуникационного кризиса, способствовать восстановлению
взаимопонимания между поколениями, культурами, конфессиями, помочь найти собственное место в истории человечества. Коммуникативная функция – это процесс передачи и осмысления информации, происходящий между музеем и обществом. Базовой формой функции является экспозиция музейная, основывающаяся на подлиннике и интерпретирующая культурное и природное наследие. Понятие коммуникативной функции введено в научный оборот в 1968 г. канадским музеологом Д.Ф. Камероном и отражает потребность переосмысления музея как института социальной памяти, участвующего в постоянном диалоге с обществом. Образовательные аспекты музейной коммуникации изучает
педагогика музейная, поведенческие – психология музейная. Производной от коммуникативной можно считать репрезентативную функцию музея, представляющего историю и культуру данного человеческого сообщества другим сообществам. Функция актуализации культурно-исторического наследия, направленная на сохранение и включение культурно-исторического, экологического наследия в современную культуру путем активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации. В практической сфере сложились определённые направления использования объектов: по первоначальному назначению; по назначению, отличному от первоначального, но не наносящему ущерб ценным качествам объектов; в целях презентации и изучения. Во многих случаях в качестве приоритетного или единственно возможного способа актуализации наследия рассматривается его музеефикация. Функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными
потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга. Проблема социальных функций музея обсуждается отечественными и зарубежными музееведами уже не одно десятилетие, ее вряд ли можно считать окончательно решенной. Одни исследователи высказывают неудовлетворенность традиционными представлениями о
том, что музей характеризуется только двумя вышерассмотренными социальными функциями, другие полагают, что само понятие «социальная функция» по отношению к музею требует кардинального пересмотра. При всем разбросе имеющихся суждений и мнений большинство исследователей подтверждают значимость функционального анализа для понимания роли и места музея в обществе и
определения путей его дальнейшего развития. Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет
собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам. Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств – звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с
посетителем, музейных концертов, праздников, балов.
Материал подготовлен с использованием текстов Российской музейной Энциклопедии (http://museum.ru/rme/dictionary.asp?78) и сети Интернет (http://redreferat.ru/Social_niefunkcii-muzeya-art1088.html) Журнал "Жасstar", №4 (42) 2014 2014 г. [ Вернуться к содержанию ]
|