Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

Возможности системы дополнительного образования в развитии детских социальных инициатив

Елена ДМИТРИЕНКО, президент ОО СДОО «Жулдыз», кандидат педагогических наук, профессор Академии «Көкше», г. Астана

 Дополнительное образование как современное образовательное явление мы рассматриваем, прежде всего, как открытую социально-педагогическую систему. 
 Основными характеристиками этой системы являются востребованная социальная значимость, личностно ориентированная природная целесообразность естеству детства, культурологическое разнообразие, профессиональная компетентность, научность и результативность. 
 Естество детства проявляется в бесконечных потребностях ребёнка в активности, стремлении к творчеству, самостоятельности, успеху и признанию. Дети активны по своей природе. Направленность активности, и особенно её успешность, во многом зависит от состояния здоровья ребенка, его желаний, потребностей, способностей, во многом от участия, вернее, соучастия, содействия, поддержки различных детских инициатив, особенно социальных, взрослыми людьми: родителями, педагогами, истинными друзьями детства. 
 Именно с участием взрослых, при их доброй, искренней поддержке активность превращается в детскую социальную инициативу. Детская социальная инициатива возникает тогда, когда социально значимая деятельность, социально направленная активность становятся для ребёнка личностно значимыми, наполняются особым ценностным личностно значимым смыслом. Именно личностно значимый смысл, по утверждению А.Н. Леонтьева, детерминирует реальность собственной индивидуальной жизни человека в реальном мире
 Детские общественные организации, объединения призваны содействовать становлению, успешной реализации и развитию системы личностно значимых социальных мотивов, потребностей и инициатив ребёнка, обеспечивать и страховать с помощью взрослых права детей на участие в жизни общества и государства. Обеспечивать их успешное, плодотворное и ответственное осуществление. 
 В этом заключается основной смысл, функциональное назначение детских сообществ как социально-педагогических систем. Однако продуктивность заинтересованной самореализации ребёнка в жизни детских сообществ, отражающих как в зеркале социальную сущность его устремлений, инициативной, личностно значимой деятельности, во многом зависит от степени подготовленности ребёнка, его компетентности, т.е. способности к желаемому виду самореализации на общее благо, от творческого потенциала его личности. 
 Как правило, социальные инициативы ребёнка, его стремления самореализации с высоким индексом личностной значимости, смысла и одновременно общественного признания выходят за грани урока, школы и даже семьи. Это особенно ярко проявляется в подростковом и юношеском возрасте. И далеко не всегда семья, школа, дружеское окружение способны своевременно предугадать, поддержать и помочь ребёнку не просто осознать нахлынувшие порывы быть социально востребованным, найти себя в открытом социуме, в жизни, быть нужным, признанным и успешным, обрести и осознать личностный смысл своего бытия. 
 Система дополнительного образования как специальный, высокопрофессиональный, разносторонне компетентный институт личностно ориентированного воспитания и развития детей, обладающая мощным базовым, психолого-педагогическим, культурообразующим творческим потенциалом, призвана играть ведущую роль в выявлении, формировании и развитии у всех детей культуры самореализации в самых различных общественно значимых инициативах, обеспечивающих успешность социальной адаптации и социального благополучия современного детства. 
 В условиях дополнительного образования процесс личностного роста, развития индивидуальности, успешной самореализации ребёнка протекает естественно, не регламентируется жесткими стандартами, позволяет развивать в ребенке как творческий потенциал, так и социально ценностный, смысловой компонент его жизнедеятельности, социальных инициатив. 
 Система дополнительного образования, как личностно значимое пространство развития детской социальной (культурной) инициативы, осуществляемое при компетентном научно-методическом, технологическом сопровождении специалистов, при заинтересованной поддержке родителей, участии сверстников, открывает большие возможности развития творческого потенциала, повышает личную заинтересованность каждого ребёнка в успешной социальной самореализации. 
 Таким образом, система дополнительного образования – это уникальная открытая социально-педагогическая модель, главной ценностью которой является неповторимая творческая сущность каждого воспитанника, его индивидуальность. Функционирование этой во всех отношениях особенной системы - постоянный поиск гарантированных путей, обеспечивающих постоянно развивающийся личностно значимый успех и общественное признание воспитанников, результатов их творческой деятельности, социального самовыражения, как среди своих друзей, детского сообщества, так и среди взрослых, в том числе педагогов, родителей, ближайшего социума. Важную роль в этом процессе играет широкая информационная поддержка. 
 Именно в системе дополнительного образования существуют вполне реальные возможности создания различного рода детских творческих сообществ с профессиональным сопровождением взрослых специалистов, предполагающих возможность реализации бесконечного множества детских социальных инициатив, открытых для сотрудничества с широким социумом, обеспечивающих высокий уровень гражданского воспитания подрастающего поколения, способного достойно жить и созидать в новом стремительно меняющемся мире на благо своего народа, Отечества и человечества в целом.

Журнал "Жасstar", №4 (42) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум