Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово - ученому

Качество дополнительного образования как показатель самооценки деятельности организаций дополнительного образования

Валентина РЯБОВА, к.п.н. ст. преподаватель кафедры ППС ПРУ, ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана

 Качественное образование и воспитание - приоритет государственной политики Казахстана. Качество образования – это соотношение цели и результатов, мера достижения поставленной цели. Качество педагогической деятельности во все времена имеет важнейшее значение для развития дополнительного образования. Качество дополнительного образования понимается как усиление эффективности деятельности организации дополнительного образования. Понятие качества образования в последнее время активно изучается учеными (М.М. Поташник, А.В. Золотарева, Л.Г. Логинова, Е.А. Ямбург, Д.Ш. Матрос, У.Б. Жексенбаева и др.). Во-первых, они рассматривают образование в широком смысле. По их мнению, оно включает в себя обучение, воспитание и развитие. Во-вторых, они представляют качество образования как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, при том что цели (результаты) заданы только операционно и спрогнозированы в зоне потенциального развития школьника. В-третьих, качество образования определяется не только соответствием количества и качества знаний детей государственному образовательному стандарту, но и качеством личности, духовного, гражданственного развития подрастающих поколений. Именно в этом его главная общественная ценность. По данным Республиканского научно-методического центра дополнительного образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в настоящее время дополнительное образование детей в Казахстане реализуется в организациях образования разного типа: Домах, Дворцах, Центрах, Станциях (юных туристов, юных техников, юных натуралистов), детских школах (музыкальных, художественных, искусств, спортивных), дворовых клубах (при организациях образования), детских оздоровительных организациях (загородных, круглогодичных, санаторного типа, профильных и дебатных, спортивных, палаточных и пришкольных). Содержание ДО детей отражено в образовательных программах различных направлений: художественно-эстетического, эколого-биологического, научно-технического, туристско-краеведческого, военно-патриотического, физкультурно-оздоровительного, культурологического, экономико-правового, социально-педагогического. 
 За годы независимости и суверенитета Казахстана произошли определенные изменения в развитии системы дополнительного образования детей, наметился ряд положительных тенденций: 
• увеличилось количество организаций ДО детей;
• изменилось соотношение количества детей, посещающих организации ДО, и общего числа школьников; 
• возросло количество детей в организациях ДО, охваченных организованными формами летнего отдыха; 
• увеличилось число педагогических работников, занятых в сфере ДО; 
• повысился квалификационный уровень педагогических кадров ДО; 
• повысился уровень программно-методического обеспечения и методического сопровождения организаций ДО детей; 
• обогатилось содержание ДО за счет создания авторских, вариативных, практико-ориентированных программ, а также обновились некоторые формы организации деятельности в ОДО; 
• накоплен ценный опыт по организации личностно-ориентированного обучения,  позволяющего выстраивать индивидуальные образовательные траектории, выявлению, развитию одаренных детей. 
 Таким образом, качество дополнительного образования детей (как и образования вообще) можно рассматривать с позиции двух понятий: качество процесса и качество результата. Качество процесса также можно рассмотреть через комплекс и взаимосвязь следующих понятий: 
• качество целей – они должны отвечать запросам к системе дополнительного образования со стороны основных заказчиков; 
• качество содержания – может быть обеспечено тогда, когда оно соответствует целям, современным требованиям к дополнительному образованию; 
• качество технологий (методов) организации – должно обеспечивать соответствие целям, содержанию, современным требованиям; 
• качество обеспечения (методологического, материально-технического, психологического и т.д.) – достигается тогда, когда оно соответствует целям, содержанию, технологиям и т.д.; 
• результат мы рассматриваем как продукт процесса. 
 Поэтому можно сказать, что результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, при этом адекватно целям должны быть подобраны содержание, формы организации деятельности, необходимое обеспечение. Таким образом, отслеживание результата не имеет смысла, если мы не соотносим его с целями деятельности и (или) запросами потребителей Качество дополнительного образования понимается как усиление эффективности деятельности организации дополнительного образования. Важным элементом деятельности организаций дополнительного образования являются результаты его деятельности. Поскольку ОДО – многофункциональное учреждение, то можно предположить, что система результатов его деятельности будет складываться из результатов реализации целей всех групп функций: образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих, управленческих. Кроме того, результат характеризуется еще и такой категорией, как уровни – результат на уровне ребенка, на уровне педагога и на уровне учреждения. 
1-й уровень – результат на уровне ребенка (то есть степень изменения личности ребенка). Он будет складываться из результатов реализации образовательных и социально-педагогических целей деятельности ОДО. 
2-й уровень – результат на уровне педагога (то есть степень изменения личности педагога, его профессионализма, статуса и т. д.). Анализ реальной педагогической практики позволяет выявить такие результаты деятельности ОДО на уровне педагога, как профессиональный рост, высокая степень сотрудничества с коллегами и родителями, признание авторитета педагога в учреждении, создание педагогом учебно-методического комплекса по профилю деятельности, стабильность и формированность его детского коллектива. 
3-й уровень – результат на уровне ОДО в целом. Он будет складываться из результатов реализации образовательных, социально-педагогических, обеспечивающих, управленческих функций деятельности ОДО. Таким образом, этот уровень результата включает в себя оба предыдущих уровня, здесь мы имеем в виду результативность на уровне деятельности детей, педагогов, структурных подразделений и служб. Самооценка деятельности образовательного учреждения может быть связана с необходимостью подготовки к внешнему оцениванию или проведения внутренней оценки в соответствии с целями и задачами деятельности учреждения. 
 При этом должна преследоваться основная цель – оценка качества и доступности образовательных услуг. Показатели внешней оценки могут составлять инвариативный компонент процедуры оценивания. Внешняя оценка деятельности ОДО осуществляется в процессе экспертных проверок, аккредитации ОДО, при определении объемных показателей при аттестации руководителей и в других ситуациях. Целью и содержанием внешней оценки ОДО чаще всего является установление соответствия содержания образования и воспитания детей уровню и направленности образовательных программ. 
 Предлагаем некоторые требования к образовательным организациям дополнительного образования: 
• основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа; 
• образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение, адаптацию воспитанников к жизни в обществе, формирование их общей культуры; 
• учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, национально-культурные традиции; 
• организация и проведение массовых мероприятий с воспитанниками; 
• проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений. 
 В соответствии с вышеперечисленным можем определить, что необходимо оценивать в ОДО: 
• соответствие дополнительных образовательных программ, реализуемых в учреждении, требования к ним – по структуре, целям, содержанию, формам и методам организации образовательной деятельности; 
• уровень реализации программ; 
• направленность реализации программ; 
• уровень педагогических кадров ОДО; 
• уровень сохранности контингента; 
• качество подготовки выпускников; 
• уровень разработки программ; 
• уровень инновационной деятельности; 
• уровень методического обеспечения образовательной деятельности; 
• уровень материально-технического обеспечения; 
• доля реализации программ для одаренных детей и для детей со специальными образовательными потребностями; 
• доля реализации досуговых программ.
  Вариативный компонент процедуры самооценки определяется внутренними целями и задачами функционирования и развития ОДО. Внутренняя оценка осуществляется в процессе внутреннего контроля, самоанализа и самооценки деятельности. Поскольку эта процедура не задается извне, учреждение само устанавливает, что и как будет оцениваться. 
 В вариативной части самооценки могут использоваться следующие показатели:
 • доля участия ОДО в инновационных проектах, экспериментальной деятельности; 
• доля реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей; 
• состояние системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 
• доля реализации программ предпрофильной подготовки и курсов по выбору; 
• деятельность органов детского самоуправления, детских общественных организаций; 
• состояние системы стимулирования профессионального роста;
• доля участия родителей в мероприятиях ОДО. 
 Для обеспечения качества дополнительного образования детей в инвариативном и вариативном компонентах процесса самооценки необходимо ответить на следующие вопросы: какие аспекты деятельности ОДО сильны и почему? Насколько удовлетворены качеством деятельности ОДО ее основные заказчики – дети, родители, представители социума? Что более всего нуждается в улучшении и какие действия для этого необходимо предпринять? 
 Итак, резюмируя вышесказанное, можно отметить, что самооценка деятельности ОДО складывается из оценки детей, родителей, отдельных категорий работников: руководителей структурных подразделений, педагогов.

Журнал "Жасstar", №4 (42) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум