Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Путь в профессию

Давайте думать о красивом…

Валентина СЕРОШТАНОВА, мастер производственного обучения СрТК № 1, г. Кокшетау, Акмолинская область

 Недавно, перебирая деловы бумаги для сбора материалов в тематические планы по урокам производственного обучения, наткнулась на письмо своей бывшей ученицы. Письмо теплое, хорошее, со словами благодарности за годы, проведенные в нашем лицее. Как на экране кадры, так промелькнули в памяти первые годы моей работы в качестве мастера производственного обучения. Девушка эта училась в первый год моей трудовой деятельности, и потому запомнилась. Пишет, что стала парикмахером, профессия нравится, просит прощения за свои пропуски и шалости, жалеет, что не использовала отведенное время с полной отдачей и максимальной пользой. Думает, мне было легко, ведь я пришла в лицей из обычной парикмахерской и тонкостей педагогических совсем не  знала. Представления о должности мастера производственного обучения были весьма призрачные, как, впрочем, и уверенности в том, что я их научу тонкостям этой удивительной профессии. Ведь одно дело – обслужить клиента самой, сделать его хоть на миг счастливым, а другое дело – обучить другого, да не одного, а целых 25 человек. Но начинать надо было. А с чего и как? Брались сначала за азы: как держать расческу, как правильно накручивать бигуди, как «видеть» будущую прическу, как моделировать, в конце концов, как разговаривать с клиентами. Поначалу казалось – как этого они могут не знать, это же элементарные вещи?.. Не усваивали азбучных упражнений многие, да и мои нервы иногда сдавали. Но постепенно, шаг за шагом, пришло и знание психологии, и педагогическое мастерство, и терпение. Времена были другие, все женщины носили «химию», делали высокий начес и стрижки были однообразные. Доходило да смешного: я сравнивала нашу работу с работой минера или сапера: если ошибешься, ошибку трудно исправить. В те годы старалась и сама экспериментировать, и учить девушек индивидуально подходить к каждому, кто пришел к тебе преобразиться, убеждала, что у каждого человека определенный тип лица, разрез глаз, высота шеи, качество волос. Потом уже переходила к более высоким понятиям: рассказывала о значимости профессии, о роли парикмахера в поднятии настроения, ведь не зря же существует мудрость: «Если у тебя нет настроения – сходи в парикмахерскую!» Не существует причесок для бизнес-леди и техничек, для министров и дворников, каждому человеку хочется выглядеть красиво! О выходных, свадебных и выставочных моделях пока не говорили, важно было донести до каждой ученицы, что ее не должна интересовать профессиональная и классовая принадлежность клиента, перед ней – человек! Так шаг за шагом, методом проб и ошибок, взлетов и падений я находила свою методику, свой подход, свой почерк в работе. И сейчас, когда красота и индивидуальность стали приоритетными понятиями, я уже стала замечать, что мои девочки рассуждают об элитности избранной профессии, о престижности, о значимости и о ее важности. И это меня только радует. Хотя идеализировать все-таки ситуацию не стоит, как и в любой другой профессии среди парикмахеров тоже немало случайных людей. Кое-как окончила школу, куда податься? Вроде как бигуди крутить умею, прически подружкам делаю, а не пойти ли мне подучиться? Таких выделяю сразу – толку не будет. Да, может работать годами, штамповать одинаковые стрижки, зарабатывать деньги, но глаза у таких не горят. В конце концов такие находят себе другое занятие и уходят. А есть мои любимицы, которые внимают каждому моему слову, повторят движения, запоминают уроки, читают специальную литературу, выписывают журналы, ищут современные тенденции в интернете. С такими работать во сто крат приятнее. Но суть моей служебной должности такова, что есть производственный и учебный план, я должна научить каждую девочку тому, что умею сама и даже больше. В чем же суть моей методики? Во-первых, на занятиях стараюсь, чтобы каждая ученица была вовлечена в процесс познания. Они учатся не только смотреть и копировать, но и думать, экспериментировать, созидать. Во-вторых, они должны запомнить информацию, усвоить ее четко и на всю жизнь. В - третьих, применяю различные формы обучения – игровые, конкурсные, с элементами интервью, просмотром видеоматериалов, использованием компьютерных технологий. Например, проходим тему «Прически». Помимо самой технологии стрижки, стараюсь объяснить, какому типу лица подойдет тот или другой ее вид. Помимо этого, ввожу психологические моменты: энергичным особам подойдут более воздушные типы стрижек, а серьезным – более статичные, деловые. То есть, подход должен быть индивидуальным, с клиентом нужно разговаривать, советовать и советоваться, быть знатоком человеческих душ. И это не громкие слова, а тонкости нашей профессии. Тогда уже такой подход заставляет моих учениц думать, сопоставлять, сравнивать и находить собственное решение. Пробные работы они делают, используя волосы друг друга, а если они знают о подругах кое-какие тонкости их характера, подчас получаются очень интересные вещи. С особым интересом у нас проходят занятия по созданию эксклюзивных причесок. Ведь в наше стремительное время, имея кое-какое дополнение из волос, бижутерии, можно быстро сделать в прямом смысле уникальную прическу, настоящий эксклюзив. Работаем с пастижорными изделиями, сооружаем банты, колдуем над оригинальностью, изготавливаем заколки, бусы для украшений и многое другое. Это будит фантазию, способствует индивидуальному творческому развитию, помогает понять прелесть профессии и многогранность ее воздействия. Особый творческий наказ царит у нас перед различными конкурсами и показами, дефиле. Вот тут-то все «включают» свои мозги и воображение. Но главное все-таки остается за тобой, как за руководителем процесса. Важно не только дать название прическе, но и уметь правильно, красиво подать свою работу. И тогда она уже будет называться произведением. Вспоминаю, как на конкурс «Твой стиль» делали прическу «Греческая богиня». Перерыли кучу литературы: какой была эпоха, что носили, в каком цвете, в сопровождении какой музыки ее стоит показывать, каким шагом пройти по подиуму, как держать голову. И платье должно соответствовать, и макияж, и внешний вид модели. Вообще хочу сказать: хотя конкурсы такого уровня проводить сложно, затратно, хлопотно и ответственно, без них нельзя! Это экзамен на мастерство, на профессиональную зрелость. Принимаем приглашения и на другие городские праздники. Когда от организаторов слышу: «Ваши модели с прическами украсили праздник», конечно же, радуюсь. Надеюсь, что такие же чувства испытывают и мои ученики. 

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум