Полюбить музей с детства
Алма КУНАНБАЕВА,зам. директора по науке Акмолинского областного историко-краеведческого музея |
У каждого человека слово «музей» вызывает различные ассоциации. Наиболее распространенный ассоциативный ряд включает в себя слова: «патриотизм», «Родина», «красота», «редкие предметы», «экскурсия»... А у музейного работника этот ряд немыслим без слова «дети», ведь музей живет полноценной жизнью только в том случае, если в него приходят дети. Каждый новый день в жизни ребенка приносит ему множество удивительных открытий в различных
областях. Несмотря на жажду получения новых знаний, его, как правило, мало интересует, что было до него – давным давно. О прошлом достаточно знать то, что его мама и папа тоже когда-то были детьми, также играли в игрушки, катались на детском велосипеде и т.д., но чем старше человек, тем больше вопросов о прошлом у него возникает. Слушая рассказы родителей, ребенок постепенно начинает осознавать, что некоторые из привычных вещей, которые окружают его в повседневной жизни, много лет тому назад были вовсе не такими, как сейчас. Но как бы родитель ни старался описать ребенку, например, войлочный ковер – сырмақ, детское восприятие вряд ли воссоздаст этот самый «ковер». Вот
тогда-то и возникает необходимость вести свое чадо в музей. В музее ребенок сможет увидеть массу таких вещей, о существовании которых он даже не догадывался или видел только на картинках.
Но до этого маленькому человечку предстоит узнать о том, что есть, оказываются, также удивительные
дома – музеи, в которых хранятся предметы из прошлого, и что любой человек может прийти в музей, чтобы посмотреть на эти предметы. Немалое удивление и восторг вызовут у ребенка увиденные им музейные экспонаты. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что только в музее юные умы могут по-настоящему окунуться в атмосферу далекого (или не столь далекого) прошлого, прикоснуться к истории своего города, страны, узнать о жизни своих предков. И педагоги, и родители признают исключительную важную роль музея именно в патриотическом воспитании детей. Однако, к сожалению, не
все из них понимают, что посещение детьми музея ни в коем случае не должно носить эпизодический характер. Полученные в ходе музейных занятий и экскурсий знания должны представлять собой не какие-то отрывочные сведения, а должны складываться в целостную картинку. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста областной музей предлагает цикл тематических занятий и экскурсий,
например, «Где живут герои сказок» в зале «Окно в природу», «Коргалжынский заповедник» и др. Традиционными стали «Уроки мужества», «Уроки памяти» с участием ветеранов Великой Отечественной войны и труда. Музей в целом – это многофункциональное культурно-просветительское учреждение, ведущее большую работу по патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и методы. Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г. [ Вернуться к содержанию ]
|