Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Туған жер

Жизнь – дорога

Любовь ФОМИЧ, собственный корреспондент ОО СДОО «Жулдыз», пресс-служба ОУМЦ г. Кокшетау, Акмолинская область

 Но если сделать словесную перестановку «Дорога – жизнь», то смысл абсолютно не изменится. Именно эту нагрузку несет название уникального музея, созданного не так давно в Акмолинском отделении железной дороги. Расположился он в просторных залах нижнего помещения вокзала г.Кокшетау и занимает площадь в 360 квадратных метров. Свыше миллиона тщательно собранных экспонатов дают возможность преодолеть незримую стену времени, совершить паломничество в прошлое, ощутить личную причастность к истории. Днем здесь немноголюдно: зайдет скоротать время до отправления своего поезда скучающий пассажир, забегут школьники, заглянет ветеран из своих. Зато по праздничным датам залы оживают, даже фотографии как-то блестят новым глянцем, и маленькие паровозики, кажется, вот-вот издадут пронзительный свист к отправлению, а фигура начальника станции приосанится - и заживет история в макетах и старых инструментах. Начальник всего этого хозяйства – ветеран железнодорожного транспорта Мажит Шахметович Галимжанов, работающий, кстати, в этой должности на общественных началах, любит бродить по пустым залам, когда все посетители разойдутся. Железнодорожная династия его семьи, считай, неполных 400 лет насчитывает, кому как не ему знать, с чего все начиналось… И кому как не ему было поручено руководством начинать создание музея с нуля. Музей небольшой уже здесь был: пару стендов с блеклыми фотографиями да собранные наспех экспонаты. Располагалось все в небольшой комнатке с протегающим потолком. Когда после очередного потопа пришлось все собранное свалить в кучу, тогда-то и появилась идея создать полноценный музей по всем правилам и канонам. Вячеслав Иванович Миронов, будучи в ту пору начальником отделения дороги, идя навстречу пожеланиям ветеранов и видя перспективу, административным решением объявляет всеобщий сбор материалов и вещей, документов и фотоматериалов для музея. Железная дорога в то время была своеобразным государством в государстве: у нее было свое домоуправление, детский сад, школа, Дворец культуры, службы путейцев, ломомотивщиков, вагонщиков, энергоучасток, станция, вокзал, спортивное общество и так далее. Все оказались задействованы и привлечены. Пример показал начальник энергоучастка Касымбек Бауржан Кадырбекович, они собрали у ветеранов сотни раритетных вещей – катушки проволоки, электроинструменты, аккумуляторы, куски кабеля, измерительные приборы, старые телефоны, машинки, стенды. А для примера заказали в рекламной фирме красивый стенд, чтобы разместилось на нем все компактно и красиво. Пример оказался заразительным, так дело потихоньку и пошло. У новоиспеченного директора М.Галимжанова никакого опыта, как и у других членов читали специальную литературу, Интернета в ту пору еще не было, так что дизайнерские искания были делом творчества группы энтузиастов. Правда, помогли студенты колледжа «Бурабай», где было отделение дизайна, но молодежь со своим юношеским максимализмом замахивалась на масштабное решение, а денег на такие проекты никто не выделял, так что ограничивались тем, что можно было сделать самим и по минимуму. Но все равно получилось основательно и добротно. В самом большом зале разместили информационный материал со стендами, макетами, фотографиями. Вот доисторический колокол, отбивающий удары до отправления поезда, так кажется и слышно: «Динь-динь» - поехали… «Они были первыми», «Наши фронтовики», «Ветераны дороги», «Наша гордость» - со старых фотографий смотрят те, кто ковал историю предприятия, кто сражался на полях сражений, кто встречал первые целинные эшелоны, кто руководил различными подразделениями. Мажит Шахманович рассказывает, что обзванивал всех родственников, живых старожилов предприятия, ветеранов, чтобы приносили фотографии, документы, все, что представляло для музея ценность. Так появились в коллекции два номера газеты «Гудок», датированные 9 и 10 мая 1945 года. Их принес Леонид Иванович Дмитриев, бывший начальник ПЧ, посчитавший, что здесь этим печатным изданиям самое место. Действительно, с пожелтевших страниц так и веет историей, героической историей народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Дополняют друг друга и четыре огромных полотна, написанные местным художником Сакеном Култасовым: на одной – проводы мужчин на фронт, на другой - картина поля боя со взрывами и смертью, затем - встречи оставшихся в живых солдат, прибытие первого эшелона с первоцелинниками, выписан каждый фрагмент с любовью и внутренним душевным трепетом. Большая площадь отведена макетам современного комплекса привокзальной площади: вот стела, встречающая гостей города, здесь - административное здание, помещения вокзала, энергоучасток, ПЧ, локомотивное депо, ремонтный цех – более десятков зданий, воплощенных в бумаге и пенопласте. Почти полгода трудился над изготовлением макетов все тот же энтузиаст- художник и патриот «железки» С. Култасов. Где только не собирал картон, пенопласт, покупал фольгу, клей и бумагу! Получилось красиво и масштабно. И опять же – сотни, десятки сотен фотографий, которые как будто живут своей особой жизнью: вместе мы делали историю, вместе и вспоминаем. А за всем этим как будто наблюдает девушка-связистка, сидящая за коммутатором со шнурами и штепселями – она следит за пульсом времени, держит руку на связи времени и людей. Во втором зале с удивлением и трепетом можно увидеть историю предприятия с самого ее начала: вот постановление Правительства СССР за подписью В.И.Ленина о начале строительства железной дороги Петропавловск – Кокчетав ( Петрокок) от 5 августа 1920 года, вот фотографии начала земляных работ, укладки первых рельсов (кстати, были они старыми, из разобранных путей железнодорожной трассы Семипалатинск – Сергиополь), дополняет картину сентиментальное полотно разбуженной казахской степи, когда приходилось сниматься с насиженных мест не только людям, но и птицам… Макеты тепловозов, керосинки, лампы обходчиков, старый телеграфный аппарат с настоящей лентой, рельсорезка, кусок узкоколейки, тормозной башмак, сигнальный фонарь – все экспонаты имеют свой временной отрезок и занимают в нем свое почетное место. У каждой службы, имеющей в музее специальный уголок, свои экспонаты – пожарники демонстрируют каски и шланги, служба связи – кабель и пульт обеспечения, клуб «Локомотив» - кубки и грамоты, дворец культуры – призы и дипломы, детский сад – поделки детей и достижения выпускников, перечислить все невозможно, да и нет необходимости, в целом экскурсия по музею оставляет очень приятное впечатление, поражает масштабностью проведенной работы, бережным и даже трепетным отношением ко всему. Провожает посетителей фигура начальника станции, почти как живая: форменная одежда, фуражка, ладная стать, он собран, сосредоточен, держит связь со всеми подразделениями, чтобы все поезда отправлялись по расписанию, чтобы пассажирам был обеспечен комфорт, а грузы отправлялись в разные стороны света в срок и без всяких сбоев. И для него жизнь – дорога!

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум