Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Понятие «патриотизм» в истории и теории

 Ядвига РАДЗИЦКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Национального университета обороны, г. Астана

 Сегодня проблемы патриотизма все больше привлекают внимание ученых, государственных деятелей, педагогов в связи с протекающими в мире процессами глобализации, межгосударственной интеграции, возрастанием роли Республики Казахстан на международной арене. Период суверенного развития Казахстана выявил необходимость формирования идеологии общества, ориентированной на патриотизм. Выступая на сессии Ассамблеи народа Казахстана, Президент Н. Назарбаев подчеркнул, что важнейшим условием конкурентоспособности нации являются сильный дух и знания, позволяющие добиваться успехов в процессе мировой конкуренции. А здесь важнейшая составляющая – казахстанский патриотизм: любовь к своей Родине и земле, огромное уважение к ее истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплоченность всего общества, высокое чувство сопричастности к истории и ответственность за будущее своей страны. Патриотизм не является новым понятием и представляет собой явление историческое, имевшее в разные эпохи различное содержание. Первые проявления патриотизма появились в глубокой древности. В то время они формировались стихийно, основывались на чувстве кровной связи между всеми членами рода или племени, выражались в виде привязанности к родной земле, языку, традициям, национально-этический аспект был единственным в их структуре. С возникновением государств содержание патриотизма меняется. Структура патриотических чувств обогащается, так как к национально-этническому аспекту добавляется социально-государственный. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике. Поэтому понимание сущности казахстанского патриотизма непосредственно связано с теми представлениями, которые предшествовали ему. Обращаясь к истории вопроса, нетрудно заметить, что понятие «патриотизм» достаточно многозначно и динамично. В условиях вхождения Казахстана в число 50-ти ведущих стран мира, изменения, происходящие внутри страны, естественно, накладывают отпечаток и на содержание исследуемой категории. И возникает необходимость в определении общественно-государственной позиции его видения, поскольку патриотизм становится фактором, консолидирующим усилия общества и государства по реализации программ преобразований в стране, повышается уровень сплоченности общества, формируется гражданская ответственность, появляются общие интересы, – все то, что способствует развитию общества и государства. Как известно, патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа, отечества (patria), преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Изучение научной литературы по проблеме патриотизма показало, что в различных источниках, определяя патриотизм как любовь к Родине, к Отечеству, каждый из авторов вносит дополнительный аспект в понимание сущности патриотизма. Итак, «патриотизм» это: 
«…(греч. patris - отечество) нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины»; 
«…(греч. patris – родина, отечество) – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу»; 
«…эмоциональное отношение к Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов»; 
«…одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств»; «… любовь к Родине … предполагает действия, направленные на служение интересам Отечества. Это одно из наиболее глубоких чувств, которое формировалось на протяжении многих веков …»; 
«… любовь, преданность своей Родине, народу»; 
«… одна из форм общественного сознания, это категория историческая и классовая, и вместе с развитием общества она развивается и наполняется новым содержанием». 
 Таким образом, изучение содержания понятия «патриотизм», данного различными авторами, позволяет сделать вывод о том, что общим, в патриотизме во все времена и эпохи, является чувство принадлежности, возникающее у человека по отношению к той Родине, в которую он включен с рождения. Большое значение для его формирования имеют любовь к родным местам, история народа, т.е. географическая, политическая, социальная и культурная среда. Также из приведенных определений видно, что любовь к Родине - особая разновидность чувства любви. Она представляет собой первичное выражение эмоции и сознание личностного характера. Считать ее чем-то вторичным, искусственно создаваемым, производным было бы ошибкой. Формируясь в процессе социализации человеческой личности на базе множества социальных отношений, питаясь их энергией и отдавая им свою, любовь к Родине является самобытным способом человеческого мироотношения. Поэтому первоисточником любого эмоционального отношения к Родине, в том числе негативного, всегда является любовь. Обращаясь к истории, следует отметить, что у казахов, как и у всех народов, чувство патриотизма было сильно развито во все времена. Об этом свидетельствует содержание многосложной и многотрудной истории казахской нации. Казахский народ столетиями создавал богатейшую устную поэзию, в которой в полной мере отразилось понимание, что единство и согласие – главное условие счастья. Приведем некоторые из них: «Нет согласия – нет единения, нет единения – нет благополучия»; «Нет земли лучше родины, нет лучше людей, чем на родной стороне»; «Лучше быть подошвой на родине, чем султаном на чужбине»; «Пережитое вместе с народом – великий праздник»; «Уважать народ – значить уважать себя». Легенды и мифы о героической борьбе батыров легли в основу казахского эпоса: о героизме народа, защищавшего родную землю, о его думах и чаяниях. Вот что пишет об этом М.С. Орынбеков: «Тут непременно присутствуют военные походы, славные подвиги, героические приключения, чужеземные красавицы, борьба против завоевателей, истинный патриотизм». Наши предки всегда отличались глубоким патриотизмом и любовью к своей Родине, своему народу. О патриотизме казахского народа блистательно сказал Казыбек би – один из трех знаменитых биев-казахов XIX века – джунгарскому хану Хунтайчи: «Мы, казахи, скотоводы – сирый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем – мирный народ. Чтоб не покинуло нас счастье, чтоб миновали все напасти, мы пики грозные перьями филина украшаем, перед злым врагом головы не склоняем, словом бранным уста свои не оскверняем. Дружбу верную почитаем высоко, добром отвечаем на добро, а коль потребуется – и с хана надменного спесь сбиваем. У отца родится сын – не быть ему рабом; у матери родится дочь – не быть ей рабыней! Не загнать тебе детей-внуков наших в тенева неволи!.. Коль дружбы желаешь – верного друга найдешь; коль надумал враждовать – бурю пожнешь!». В этой связи Президент Н.А. Назарбаев отмечает: «Это борьба во имя сохранения народа и жизненного пространства нашла отражение в длинной летописи от далеких наших предков-скифов, гуннов, огузов, саков, уйсунов, канглы, кипчаков – до скорбных событий в декабре 1986 года. В результате самоотверженной, упорной борьбы наши далекие предки сумели сохранить не только свою целостность и единство, но и создать в XV веке сильное Казахское ханство. Но независимое Казахское государство не смогло отстоять мир и спокойствие. Слишком многие покушались не бескрайнее богатое пространство. И, в конце концов, дивный и благодатный край, чье единство и достоинство в пору страшных потрясений отстояли мудрые бии: Толе, Казыбек и Айтеке, чью честь как зеницу ока сберегли славные сыны отечества: Аблай, Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Есет, Карасай, Жанибек, Олжабай, Раимбек». Изучение феномена «патриотизм» в Казахстане восходит еще к педагогическим воззрениям просветителей – А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ч. Валиханова. Многие исследователи в казахской педагогической мысли находили идеалы, связанные с формированием личностных качеств. Нравственные заповеди Абая явились отражением нравственной жизни казахов, а любовь к простому народу определила его гражданское и нравственное кредо. Абай осознает прямую зависимость нравственного формирования личности от социальной среды: «…человека формирует эпоха. И если кто стал безнравственным, то в этом виноваты и его современники». Высший этический идеал Абая выражен в нравственной формуле «Адам бол» («Будь человеком»). Смысл данного слова – в высокой оценке роли и назначения человека в жизни, сочетающего в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь. Патриотизм и гуманизм для И.Алтынсарина были важной чертой высоконравственного человека. Великий просветитель на свою педагогическую деятельность смотрел как нравственное служение народу. Он никогда не отступал от своих коренных убеждений и стремлений быть полезным своему народу. Он воспитывал любовь к трудолюбию, умение творить добро, учил любить устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. По его убеждению, нравственный долг казахский интеллигенции – забота о нуждах своего народа, забота об общественном благе, об умножении богатства и укреплении могущества своей родины. Глубокую любовь к своей земле, родине проповедовал и Чокан Валиханов. Он смело отстаивал интересы своего народа. По его убеждению, «усвоение европейского, общечеловеческого просвещения и энергечная борьба с препятствиями, мешавшими достижению этой цели, должна составлять конечную цель всякого народа, способного к развитию и культуре, и только истинное знание дает спасительный дух сомнения, только оно учит человека ценить жизнь и материальное благосостояние, ибо для нормального роста и развития народа необходимы, прежде всего, свобода и знание …» Итак, в учениях и действиях просветителей казахского народа четко прослеживается глубокий патриотизм – любовь к Родине – Казахстану, своему народу, толерантность, идеи дружбы народов. Казахский народ и в последующих исторических событиях – в ряде переломных вех, особенно в Великой Отечественной войне, в мирном строительстве показал себя приверженцем патриотизма и дружбы народов. Об этом часто писали на страницах периодической печати, отмечая, что некоторые из самых стойких солдат Красной Армии были казахами: в целом на протяжении всей войны казахи проявили себя с самой хорошей стороны, а в самом Сталинграде среди лучших солдат были представители средне-азиатских народов – киргизы, казахи и башкиры. Важное значение для понимания феномена «патриотизм» имеют труды казахстанских философов в области изучения проблем философии, общества, казахской культуры, национальных ценностей. К этому числу можно отнести работы Ж.А. Алтаева, Т.Х. Габитова, А.Х. Касымжанова, М.С. Орынбекова, К.Х. Рахматуллина и др. Исследованию процесса становления, нравственного самоопределения личности, ее социокультурного развития посвящены работы А.Н. Нысанбаева, К.А. Абишева, Н.Ж. Байтеновой. Различные аспекты проблемы воспитания гражданственности нашли отражение в исследованиях Т.Т. Тажибаева, М.М. Муканова, К.Б. Жарикбаева,К.К. Жампеисовой и др. В ХХ веке введено и получило широкое распространение понятие «советского патриотизма». Советский патриотизм признавался подлинно всенародным, так как «гармонически сочетал национальные традиции и общие интересы всех трудящихся СССР, органически сочетался с интернационализмом и уважением к другим народам, предполагал взаимопомощь и сотрудничество». В советском патриотизме национальное и интернациональное были тесно взаимосвязаны, формировалась социальная однородность общества. Для советского человека национальная гордость была связана с общенациональной гордостью. Развитие советского патриотизма, интернационального по своей сущности, проходило в сложном взаимодействии с национальным чувством советского народа и представляло сложное единство общего и особенного. В условиях суверенитета Республики Казахстан важное значение приобретает понятие «казахстанский патриотизм». Отечественными учеными казахстанский патриотизм рассматривается как консолидирующий духовно-политический фактор, как парадигма государственной политики и идеологии. Ее проявление и утверждение связано с утверждением и укреплением независимости Казахстана. Ибо не было и нет государства, которое не нуждалась в патриотизме своих граждан. Так, А. Бектуров рассматривает патриотизм как универсальное и общечеловеческое явление. По его мнению, подлинный патриотизм: - проявление в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства; - всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии; - мобилизует граждан на решение стоящих перед обществом стратегических задач; - ориентируется на такие идеалы, как национальная гордость, любовь к родной земле, народу, приверженность к традициям и обычаям, готовность отстаивать интересы страны, при необходимости защищать ее с оружием в руках; - не может быть одновременным актом, не может сводиться только к разовым мероприятиям; - формирование подлинного патриотизма должно иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Многие исследователи отмечают, что основаниями казахстанского патриотизма являются: общность исторических судеб этносов, составляющих народ Казахстана, общие черты в менталитете казахстанцев, их причастность к созданному экономическому потенциалу республики, общность природной среды. Ибо потенциал этих оснований, как они отмечают, достаточен для достижения значимых для республики целей, т.е. идентификации (отождествления) всего населения с государством (гражданами Республики Казахстан), общенародного стремления сохранить и укрепить целостность Казахстана, упрочить его экономическую мощь, международный престиж и влияние. Следовательно, основными признаками казахстанского патриотизма являются: любовь и преданность Отечеству Казахстан; гордость за его прошлое и настоящее; стремление и готовность практическими делами укреплять его могущество и независимость; близко к сердцу принимать радость и боль не только своего, но и всего казахстанского народа; критичность по отношению к отдельным сферам социальной, духовной и политической жизни страны; непримиримость к отжившему, ко всему тому, что сдерживает развитие Казахстана по пути к прогрессу; развитая приверженность к политической символике Казахстана (Флаг, Герб, Гимн, Конституция), знание истории, культуры, языка, обычаев и традиций казахского народа, народов, находящихся в совместном проживании; бережное отношение к природным богатствам Казахстана, социальная ответственность перед казахским народом как общностью равноправных граждан разных национальностей.

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум