Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Слово ученому

Воспитание демократической культуры молодежи в условиях детской общественной организации

 Александр ТЕСЛЕНКО, доктор педагогических наук, доктор социологических наук, директор Центра Ювенологических исследований, г. Астана. Елена ДМИТРИЕНКО,кандидат педагогических наук, доцент, президент ОО «Союз детских общественных организаций» Республики Казахстан

 Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни постсоветских стран, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем. Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации всей педагогической работы с учащимися, направленных на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества, на участие в ученическом самоуправлении, наделенном реальными полномочиями в рамках заранее оговоренной компетенции, в деятельность детских общественных организаций, направленную на социализацию школьников. Все это требует пристального внимания к такому важному направлению воспитания, каким является гражданское воспитание. Под гражданским воспитанием мы понимаем целенаправленное содействие подрастающему поколению в освоении ценностей гражданского общества путем создания максимально благоприятных условий для взаимовлияния и взаимопроникновения российской культурно-исторической традиции, формирующейся демократической культуры (правовое государство, рыночные отношения, народовластие) и молодежной субкультуры. Воспитание гражданина предполагает всестороннее развитие его личности. Чем выше уровень такого развития, тем эффективнее способна личность отстаивать свои конституционные права и ответственно выполнять обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде всего, в своих взаимоотношениях с государством и с ближайшим социумом. Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности. Кроме того, введение подрастающего поколения в систему ценностей демократического (гражданского) общества предполагает формирование у него основ гражданской культуры. Гражданская культура – это глубокое осознание своей принадлежности к собственной стране, чувство патриотизма и гражданского достоинства, знания о единстве свободы выбора и ответственности, готовность к социальным изменениям и становлению в ней демократии. Определяющими характеристиками гражданской культуры являются патриотизм, правосознание, политическая культура, нравственность, реализация гражданской позиции в социальной практике. Патриотизм (от patriot – соотечественник) - тот, кто любит свою родину, предан своему народу, готов ради них на жертвы и подвиги. С содержательной точки зрения патриотическое воспитание школьников в современных условиях – это, прежде всего, становление национального сознания, чувства принадлежности к родной земле, народу. Этот процесс в казахстанской школе осуществляется в два взаимосвязанных этапа. На первом этапе осуществляется этническое самосознание на основе усвоения родного языка (языка титульной нации), семейных обычаев, традиций, национальной мифологии, фольклора, искусства; народных взглядов, убеждений, идеалов, общепринятых норм поведения и т.д. На втором этапе – гражданско-патриотическое самосознание – в процессе привлечения учащихся к продуктивной деятельности, направленной на развитие собственного государства, ее упорядочению и укреплению, изучение истории Отечества, героики прошлых эпох, трудовых подвигов, подвижничества и гражданского долга. Целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка. В процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны, имея свое мнение и отстаивая собственную позицию, ориентируясь при этом на внутренние нравственные ценности, в соответствии с которыми живет человек. Однако современное образование, направленное на формирование нравственных ценностей, часто ограничивается лишь формальным усвоением детьми моральных норм, принятых в обществе. Педагоги исходят из так называемого этико-нормативного подхода, согласно которому нравственное воспитание сводится к усвоению ребенком конкретных норм, эталонов и образцов действий, основывающихся лишь на нравоучениях, что не стимулирует становления творческой, индивидуально направленной личности. При таком репродуктивном подходе к обучению и воспитанию остаются «незадействованными» внутренние факторы – собственная инициативная деятельность ребенка по усвоению нравственных ценностей, благодаря которой и происходит развитие таких свойств личности школьника, с которыми он был бы в силах самостоятельно и осознанно реагировать на установленные моральные и юридические требования. Воспитать гражданина, члена демократического общества возможно только в демократической среде, поэтому одним из первых шагов к созданию адекватного образовательного пространства должно стать формирование демократического уклада жизни образовательного учреждения и в общественной организации. Необходим переход к личностно-ориентированной модели образовательного процесса, которая требует особого внимания к психологическим закономерностям развития личности ребенка, т.е. в первую очередь ребенок выступает активным субъектом демократической деятельности. Демократия – это комплекс идей и принципов, практические нормы и процедуры, где основная задача органов коллектива – обеспечение и защита прав личности. Условия, необходимые для обеспечения прав личности: изменение содержания школьного образовательного процесса, направленного на сотрудничество педагогов с детьми; участие детей и взрослых в создании норм и правил общей жизни; законотворческая деятельность в своем коллективе; наличие компетентных органов коллектива, создающих условия для реализации совместно принятых норм; создание условий для участия каждого школьника и учителя в решении самых важных вопросов, касающихся всех (общие собрания, конференции, референдум); наличие выбираемого всеми органа, разрешающего конфликты и рассматривающего случаи нарушения законов; привлечение каждого к созданию или пересмотру норм общей жизни. Уроки граждановедения или обществознания не способны сами по себе сформировать гражданина, тем более, если отношения в учебном заведении не являются демократическими. Демократические отношения внутри коллектива, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной предметной и внеклассной деятельностью, являются условием, при котором только и возможно формирование гражданской нравственной позиции, обретение учащимися и педагогами опыта демократического поведения, общественно-полезной гражданской деятельности. Значительно углубляет и расширяет демократический уклад жизни участие ребенка в социальных взаимоотношениях вне учебного заведения. Это требует тесной связи школ с учреждениями дополнительного образования и общественными организациями. Одной из особенностей становления новых взаимоотношений между школой, социальными институтами и детскими общественными организациями является тот факт, что последние приобретают все большую самостоятельность и автономность, как в плане территориальной расположенности детских организаций, так и в выборе содержания деятельности, форм и методов работы с членами этих организаций. Если в советский период развития государства детская общественная организация была обязательным атрибутом школы и, как правило, другой альтернативы у школьников не было, то на современном этапе ситуация изменилась. С одной стороны, разнообразие существующих детских общественных организаций не позволяет школе вместить их под своей крышей без ущерба для всего образовательного процесса. С другой стороны, внутренняя жизнь современных общеобразовательных учреждений претерпела определенные изменения из-за отсутствия детских общественных организаций, деятельность которых ранее излишне идеологизированная и часто формальная, но была объективно необходима детям для их развития. Возникали содержательные пробелы во многих направлениях работы школы, в том числе и в плане гражданского воспитания школьников, восполнить которые только на уроках оказалось невозможным. Одним из средств эффективной социализации учащихся, приобщения их к жизни гражданского общества, к правилам, нравственным ценностям и моральным нормам социума может стать детская организация. Под «детским общественным объединением» понимается «добровольное, самоуправляемое формирование детей, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе». Но вместе с тем детское общественное объединение, как правило, создается по инициативе взрослых и при их непосредственном участии в управлении этим детским объединением. Общественные объединения могут создаваться как в форме общественной организации, основанной на членстве, так и в форме общественного движения или общественного фонда, не имеющих членства. Детская общественная организация – это самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединившихся, на основе устава и равноправного членства, позволяющее не на бумаге, а на деле реализовать принципы демократии. Детские общественные организации наилучшим образом создают условия для удовлетворения базовых потребностей растущего человека (в доверии, защищенности, участии в активной совместной деятельности, самоутверждении, самореализации и пр.). В детской организации младший школьник чувствует себя защищенным, у подростка повышается самооценка и формируется чувство собственного достоинства, юноше братство единомышленников необходимо для самоидентификации и самоопределения. В детских общественных организациях, сохраняющих приверженность гуманным и общечеловеческим нравственным принципам, дети активно приобщаются к жизни района, деревни, семьи, школы, к их традициям. Содержание работы таких организаций обеспечивает преемственность старшего и младшего поколений, происходит духовное обогащение, сближение личных интересов с общественными, отвлечение ребят от дурных поступков, от негативного влияния улицы, от правонарушений и вредных привычек. Данную проблему невозможно решить только средствами традиционного гражданского образования (преподаванием дисциплин и предметов социально-политического, обществоведческого цикла). Простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными, с точки зрения становления гражданского самосознания и гуманистических демократических ценностей, являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др. Именно интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования гражданской позиции через включение участников образовательного процесса, членов детских организаций в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной социально значимой деятельности, так и для осознания и принятия ими нравственных ценностей общества. Успешному осуществлению гражданского воспитания школьников способствует деятельность детских общественных организаций, обладающих достаточно высоким воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие воспитательных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития социально-педагогических организаций и социума в целом, обеспечивающее в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнёров, объектов взаимоотношений. Именно общественное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием её социального потенциала, социальной ценности. Таким образом, под воспитательным потенциалом детских общественных организаций можно рассматривать наличие субъектной позиции члена организации, возможность выбора предпочитаемого вида общественно-полезной деятельности с учетом личных интересов, преемственность и передача опыта поколений членов организации. Именно в деятельности детских общественных организаций дети получают свой первый опыт гражданско-правовых отношений, осваивают жизненные ценности и развитие активной гражданской позиции. В детской общественной организации происходит формирование таких важных гражданских качеств, как взаимное уважение к закону, ответственность, политическая активность. Реализация программ гражданского воспитания в деятельности Союза детских общественных организаций «Жулдыз» способствует формированию демократического характера взаимоотношений детей и педагогов. Это достигается в том случае, когда взрослые организаторы опираются на следующие основные методические принципы: общественный характер деятельности членов организации, в том числе и через реализацию социальных проектов; деятельность в составе малых групп, способствующая более четкому распределению полномочий внутри каждой из них; реализация программ прогрессивного развития личности, предполагающая участие в комплексных играх; обязательное использование организацией собственной символики, дающей ощущение причастности к своей организации; минимальное вмешательство взрослых в жизнь детского коллектива.

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум