Перейти в форум
 
 

Главная страница - Журнал "Жасstаr"

Журнал "Жасstar"

Нам жить в новом мире

Культура мира: сущность понятия

 Лев СЕМАШКО, философ, социолог, автор «Сферного подхода» в социологии, автор проекта «Академия Гармонии», председатель Петербургского детского фонда им. Ф. М. Достоевского, Санкт-Петербург, основатель и президент Международной организации «Глобальный Союз Гармонии», Председатель Правления Глобального Союза Гармонии

 Культура мира (термин «мир» в этом контексте используется для обозначения состояния, противоположного войне) - понятие, широко используемое для характеристики внутристрановых и международных отношений. Особенно широко оно используется ООН, которая провозглашает укрепление Культуры мира в качестве одной из своих стратегических целей, предполагающей обеспечение мира не военным равновесием, средствами культуры. Культура мира имеет много разных смыслов. Разграничиваются понятия «традиционная культура мира» и «новая культура мира как гармония» или «гармоничный мир». Их различие основывается на различии индустриального и информационного общества и их приоритетов. Современное общество в разных странах на 60-90% является индустриальным и только на 10-40% - информационным, но оно интенсивно растет. Традиционная культура мира, присущая индустриальному обществу, - это культура равновесия политических и военных сил, которое всегда неустойчиво и направлено не на исключение войн, а только на то, чтобы ограничить или отодвинуть их и удержать гонку вооружений. Поэтому эта культура не имеет эффективных акторов и институтов для предотвращения войн и терроризма, что подтверждают около сорока современных локальных войн и почти ежедневные акты терроризма. Источником, постоянно воспроизводящим их, является культура и порядок социальной дисгармонии индустриального общества, основанного на приоритете денег. Традиционный мир является хрупким и неустойчивым, он чреват бедностью, террором и войнами, в том числе глобальными и межцивилизационными. Новая культура мира есть культура гармоничного мира, возникающая в информационном обществе, - это порядок социальной гармонии как устойчивого равновесия социальных групп и этносов, приоритет которого составляют дети,  родители, особенно матери, несущие основное бремя забот о детях, а также педагоги, врачи и воспитатели: они составляют от 50 до 80% населения в разных странах. Эти группы несут основную энергию миролюбия, они являются социальной опорой новой культуры гармоничного мира. Только социальная гармония, создающая новый, гармоничный и устойчивый мир, способна предотвратить войны, террор и бедность. Информационное (глобальное) общество изменяет наши приоритеты и сосредотачивается на гармоничном мире. Традиционная культура мира индустриального общества только ограничивает возможности для войн и террора, но не предотвращает их. Напротив, новая культура мира, возникающая в информационном обществе, предотвращает их посредством нового социального порядка гармонии. Он создается в новом обществе на основе новых приоритетов, акторов и институтов. Если традиционная культура мира является индустриальной, отраслевой, денежно ориентированной, дисгармоничной, то новая культура мира является гуманитарной, информационной, сферной и гармоничной, является ее модернизацией и усилением. Гармоничный мир предотвращает войны, террор и нищету, а дисгармоничный (традиционный) мир сохраняет почву для них. Но первый вырастает из второго, внутри его. Порядок социальной гармонии, лежащий в основе новой культуры мира, строится на приоритете детей, родителей и особенно матерей, который создает устойчивый баланс социальных групп и этносов. Этот порядок создается соответствующими акторами и институтами, которые преодолевают социальные источники войн, террора и бедности. Порядок социальной гармонии возникает в информационном обществе и постепенно вытесняет социальную дисгармонию индустриального общества. Постиндустриальное общество усиливает гармоничный мир через новые правовые институты и информационные технологии, которые хорошо вооружают миролюбивый приоритет детей, родителей и попечителей. Порядок социальной гармонии (гармоничный мир) - новая качественная ступень в развитии цивилизации. Он альтернативен дисгармоничному порядку (традиционному миру) индустриального общества, построенному на приоритете денег и насилия, который порождает войны, террор и бедность. Дисгармония современного общества поставила его на грань самоуничтожения в войнах, в оружии массового уничтожения и его распространении, в терроре, в столкновении цивилизаций, в разрушении семьи и окружающей среды, в бедности 5 миллиардов населения из 6, в «бедности, дискриминации и заброшенности» (это определение Специальной Сессии ООН по вопросам детства, май 2002) детей - нашего будущего. Преодолеть угрозу самоуничтожения способна только новая культура мира, воплощенная в порядке социальной гармонии, построенном на приоритете детей, родителей и попечителей. Без использования их огромного миролюбивого потенциала, который не востребован до сих пор, невозможно создание новой культуры гармоничного мира и порядка социальной гармонии, предотвращающих войны, террор, бедность и самоуничтожение. К институтам и ресурсам новой культура мира можно отнести следующее: - тетрасоциологию как научную теорию и гуманистическую идеологию социальной гармонии четырех сферных классов населения (включая детей) любой страны и мира, самоидентификация которых превращает эти классы в акторов социальной гармонии; - полилог цивилизаций как мультикультуральный и многомерный диалог для достижения гармоничного мира и понимания социальной гармонии в локальных и приграничных регионах; - сферную демократию как государство социальной гармонии и гармоничного мира, построенную на равном распределении власти между сферными классами, между мужчинами и женщинами, между поколениями и на всеобщем избирательном праве, включающем избирательное право несовершеннолетних детей, исполняемом родителями; - глобальное объединение матерей мира как самое влиятельное движение к социальной гармонии и как самую мощную миролюбивую силу современности в новой культуре гармоничного мира; - глобальное объединение отцов, любящих детей и заботящихся о них, выступающих против войн; - избирательное право детей, исполняемое родителями, как правовой и социокультурный институт, создающий законодательный механизм приоритета детей, родителей и попечителей и консолидирующий социальную опору новой культуры гармоничного мира; - антитеррористический (антидевиантный, ненасильственный) иммунитет как социальный капитал и культура гармоничного мира. И другие. Новая культура мира, способная предотвратить самоуничтожение человечества, является актуальнейшей задачей XXI в.

Журнал "Жасstar", № 2-3 (40-41) 2014 2014 г.


[ Вернуться к содержанию ]

НОВЫЙ НОМЕР

№1-2 (51-52) 2017

Архив номеров

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Перейти в фотогалерею

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Просмотреть мероприятия

ПОИСК ПО САЙТУ



 

© 2006 – 2019 Республиканский Союз детских общественных организаций Казахстана «Жулдыз».
Адрес: Республика Казахстан, г. Кошектау, ул. Абая, 112 а, офис 207 (2 этаж). Телефоны: 8 (7162) 502591, 721226, e-mail: sdoozhuldyz@mail.ru
При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна. Авторы Интернет-проекта www.zhuldyz.kz: Данил Конищев, Лидия Тришечкина, web: Муратбек Жусупеков.
Авторская группа DALI

Перейти на главную страницу Перейти в форум